Эль Мюрид - Крокус Сити Холл 2

Дон Борзини: литературный дневник

Ельцин-центр тоже вывесил свечу на свой фасад. Это как если бы на рейхсканцелярии в Берлине люди в черном от Хьюго Босса повесили надпись «Помним, скорбим» по поводу Хатыни.


///////////////////////


В целом понятно, что власть всё ещё не приняла решение, как использовать произошедший теракт в своих интересах. Собственно ИГИЛу сделать она не может ничего (да никогда и не могла, будем откровенны), поэтому вырисовываются два сюжета - как-то подтянуть к этой истории проклятый Запад и его марионетку Украину или тихо слить тему. Как слили подрыв Северных потоков. Ну, там потребовать созыва Совета безопасности, принять резолюцию, посадить десятка два человек за оправдание терроризма - тут как обычно. Но в общем слить.


Но пока окончательного решения не принято, поэтому отрабатывается оба сюжета. МИД в этой истории отвечает за первый, поэтому Захарова упорно поддерживает градус своей части. Но если будет принято решение «сливать», историю сразу забудут и начнут озвучивать что-то другое. Всё это настолько дежурно и уныло, что даже неинтересно.


/////////////////////


Пишут, что один из террористов посещал Крокус 7 марта. По всей видимости, это была разведка на местности, что обычно происходит непосредственно перед самим действием. Если так, то получается, что американцы очень точно указали на время предполагаемого теракта, а также на место, где он должен произойти - место массового мероприятия. Будь оно проведено «по плану», под каток попал бы Шаман и его зрители, 9 марта.


Скорее всего, именно это предупреждение, да еще и в публичной форме, вынудило перенести дату акции. Однако это же «расхолодило» российское руководство и спецслужбы, которые сочли это заявление провокацией. Даже Путин за несколько дней до нападения на Крокус презрительно сообщил что-то вроде «нас не запугать».


А его не пугали, а вполне серьезно предупредили. Кто же знал, что российские партнеры расслабятся…


////////////////////


Оказывается, в соседнем здании рядом с Крокус Сити Холлом находилось целое отделение полиции по Павшинскому микрорайону.


Расстояние от околотка до главного входа в концертный зал - примерно 100 метров. Минута прогулочным шагом. Собственно, на ролике, когда террористы выскакивают из автомобиля и начинают стрелять, их автомобиль остановился прямо напротив стоящего у Крокуса автомобиля с характерной полицейской синей полосой вдоль борта.


Но по понятным причинам героические полицейские легли на дно, прямо как наш храбрый плотник-морпех и не высовывались оттуда, пока всё не улеглось.


ПС. Ну, либо они мастерски прятались от снимающих происходящее людей. Тоже вариант. Сериал «Красногорский ниндзя».


/////////////////////


И, наконец, к действительно важной информации. Очень своевременно и познавательно правительство Московской области начинает давать статистику по участникам событий. Осталось вычислить процент православных и брюнетов. Других забот у правительства области уже не осталось.


(Telegram.BRIEF ВАЖНОЕ:


Жители минимум 40 регионов России присутствовали на концерте в «Крокус сити холле» в момент теракта — власти Подмосковья).


/////////////////////


Наш храбрый главнокомандующий еще позавчера сообщил, что задержаны 11 человек, причастных к теракту в Крокусе. Но закавыка в том, что нам все время показывают четверых задержанных, которых вчера вечером суд арестовал.


С каждым новым показом, кстати, эти четверо имеют всё более изуродованный вид. Через два месяца при таких темпах в суд на продление ареста их вынесут по частям в тазиках.


Но куда делись еще 7 задержанных? Их либо должны арестовать или хотя бы посадить под домашний арест с запретом пользоваться телефоном, либо извиниться и отпустить. Ну, либо их вообще не было, а наш самый правдивый президент опять что-то не то сморозил.


////////////////////


Нисколько не отрицая героизм молодых ребят, стоит уточнить, что при грамотно и качественно выстроенной системе безопасности их героизм был бы не востребованным, а значительная часть людей, которые пострадали и погибли в ходе событий, могли остаться в живых.


Когда нам активно демонстрируют героев, эта демонстрация (как правило) требуется в первую очередь для того, чтобы прикрыть вопиющие провалы в организации и управлении. Героизм - это всегда чей-то косяк. А если героизм за гранью - тут однозначно нужно искать тех, кто провалил всё.


И судя по всему, в Крокусе организация систем безопасности людей была на нулевом, а то и отрицательном, уровне. Вот поэтому нужно громко бить в барабаны и отвлекать внимание героизмом. Иначе придется задавать вопросы уважаемым людям по совершенно пустяковому делу - гибели полутора сотен человек.


////////////////////


И, кстати, еще на тему героизма. По федеральному каналу проходило интервью с неким молодым человеком, который вначале в одиночку, затем с помощью еще одного человека «вырубил» одного из террористов. Но «вырубленный» террорист вполне вписался в график и произвел отход вместе с остальной группой в те самые 18 минут, в течение которых и происходили все события.


Либо эта история - какая-то легенда из серии «пишу письмо на сапоге убитого друга», либо у террориста было минус сто интеллекта, но плюс двести живучести, либо это был какой-то пятый террорист, но тогда где он?


////////////////////


Идея ожидаемая, но абсолютно бесполезная в практическом плане. Если охрана и террористы будут вооружены и устроят перестрелку (с условием, что охрана не разбежится и не попрячется, конечно), то они вполне способны будут устроить маленькую деревню Сонгми с не меньшим числом жертв среди посетителей.


Ошибка подобного предложения заключается в том, что системную проблему предлагается решить разовым решением. Это никогда не работает.


Нужно признать, что для современного опасного времени практически все общественные места, здания и сооружения уже совершенно не отвечают уровню и списку современных угроз. А кроме того, даже существующие нормы не выполняются и нет действенной системы контроля. Единственное, что подтверждает сработавшую пожарную систему в Крокусе - это «мамой клянусь» владельцев. Ни на одном ролике не было видно потоков воды, погасшего света и иных признаков работающей системы пожаротушения. Точно так же вообще никак не работала система аварийной вытяжки - что подтверждается огромным числом задохнувшихся людей.


Так что толку сажать на входе пулеметчиков, если все равно большая часть людей банально задохнется или сгорит?


Системную проблему нужно решать проектно. То есть - изучить все существующие нормы по всем видам безопасности, включающие и террористическую угрозу (а видов таких угроз тоже достаточно много), и разработать новые. А кроме того - и это отдельный проект - отработать механизмы контроля за этими нормами.


Когда на высшем уровне президент презрительно отзывается о нормах строительства, несложно понять, что произошедшее в Крокусе может произойти в любом месте по всей стране. Вся страна сегодня - один большой Крокус, а всех гарантий безопасности - «прошу отнестись с пониманием».


//////////////////////


Так-то давно уже понятно, что зиц-президент сейчас играет роль невменяемого неадеквата. Чтобы на контрасте с ним все остальные людоеды казались практически веганами. Но иногда он явно перебирает.


Государство отличается от уличной шпаны тем, что оно создает ограничения, и оно же само их придерживается. Ну, или во всяком случае имитирует желание придерживаться.


«Убить» - это не про ограничения. Это просто про убийство. Хотя бы потому, что виновным человек может стать только по решению суда, а у суда нет полномочий убивать. Поэтому формально Медведев призывает убивать не признанных виновными. Чем тогда он отличается от террориста? И не являются ли слова Медведева в таком случае призывами к совершению террористического акта?


Кроме того, кто такие «причастные»? Человек, который продал свой Рено, но понятия не имел, что его покупают террористы - он причастен? Ему тоже пулю в затылок? Заправки, на которых они заливали бензин по пути - они оказывали помощь террористам? Медведев лично приедет туда на БТРе и зальет их очередями?


Вину и ее степень может установить только суд. И он же раздаст сообразно этой установленной вине наказания. У Медведева всё просто - всех без разбора к стенке. Уже было такое - Хатынь, Бабий Яр. Там тоже никто не разбирался.


Вообще, как быстро человек из квази-либерала деградирует до нациста. По зиц-президенту можно диссертации писать. Психиатрические и наркологические.


(Telegram.Дмитрий Медведев:


Меня спрашивают все. Что делать?
Их поймали. Молодцы все, кто ловил.


Их надо убить? Надо. И это будет.


Но гораздо важнее убить всех причастных. Всех. Кто платил, кто сочувствовал, кто помогал. Убить их всех).


/////////////////////////


Есть еще примерно два-три дня, в течение которых возможно принятие какого-либо чисто политического решения по истории с терактом в Крокус Сити Холле. Что имеется в виду? Речь идет о решении в отношении кого-либо или чего либо вне зависимости от реальных обстоятельств произошедшего.


Если такое решение состоится, у него очень короткий «период жизни». Американцы озвучили свою версию теракта 911 в считанные часы. Ли Харви Освальд был объявлен убийцей-одиночкой тоже в предельно короткие сроки. Нападение на Гляйвиц и взрывы домов в России тоже стали поводом для принятия политических решений буквально «с колес».


Но решать нужно быстро. Очень быстро, так как острый период, период шока, когда отключается любое рациональное восприятие происходящего (во всякому случае массовое) - он короткий. Подобные решения принимаются всегда именно во время шокового состояния общества, а потом, когда оно уже принято, отдельные недоуменные голоса становятся маргинальными и малозначимыми.


Так что еще несколько дней - и если такое решение принято не будет, это прямо укажет на то, что собственно Кремль стопроцентно не причастен к произошедшему (хотя есть и такое мнение), для него случившееся стало полной неожиданностью, и он сам разбирается в том, что же на самом деле произошло. Будь это не так, нас бы уже бомбили сообщениями и информацией в нужном направлении, после чего вышло бы первое лицо и решительно заявило о необходимости ответа по предельно определенному субъекту.


Пока же идут какие-то метания. Либо невнятные угрозы вроде Медведева, либо наша пропаганда натягивает на произошедшее Киев, так как не получив четкого указания, отрабатывает предыдущую повестку.


Но пока не похоже, что будут какие-то действия. Скорее всего, теракт невозможно пристегнуть ни к одному из имеющихся проектов, а потому его постараются побыстрее вывести из информационной повестки. К концу недели, скорее всего, эта тема закроется, так как люди от нее просто устанут, а значит - будут готовы переключиться на что-то еще.


/////////////////////////


Сообщают, что Вилайет Хорасан (он же ИГИЛ-Х) предупредил, что готов провести еще теракты, аналогичные теракту в Крокусе.


В общем-то, возможности такие у него, конечно, есть. Как можно понять по уже произошедшему теракту, структурно они проводятся двумя независимыми друг от друга группами. Первая группа - штабная, которая планирует сам теракт. Подбирает цели, проводит их анализ, изучает документацию, режим и качество работы служб безопастности, рассчитывает реакцию внешних сил поддержки и так далее. Штабная же группа находит и проводит инструктаж собственно террористической группы, которая и исполняет замысел. От такой террор-группы вообще почти ничего не требуется, включая и идеологическую подготовку. Как можно было убедиться, террористы «из Крокуса» пошли на теракт исключительно из меркантильных соображений.


Это, кстати, серьезно расширяет возможности по вербовке, так как уже не требуются идеологически мотивированные бойцы, берется практически любой подходящий материал.


При этом террористы-исполнители вообще никак не контактируют со штабной структурой, а потому даже их захват может мало что дать для ее поиска. Связь между ними, как можно понять, одноканальная, и террор-группа по своей инициативе даже не может связаться со штабом.


Россия сегодня предельно уязвима, так как завязла во внешнем конфликте и во внутреннем терроре против собственного населения. Соответственно, ресурс для противодействия подобным угрозам у нее находится на крайне низком уровне.


Ключевым звеном в подготовке теракта такого уровня является штабная структура. Без ее поиска и нейтрализации борьба с одноразовыми террористами бесперспективна - их всегда можно найти и заменить другими. А вот способны ли нынешние спецслужбы качественно бороться с такого рода структурами - большой вопрос. Сегодня они заточены на поиск крамолы, а вот могут ли они переключаться на борьбу с настоящей угрозой - тут, конечно, большой вопрос.


//////////////////////////


Совещание высшего руководства по итогам событий в Крокусе оставляет впечатление полной растерянности. Общую картину произошедшего совещавшиеся, похоже, уже уловили, они приблизительно отдают себе отчет: кто организовал и с какими целями, однако что можно сделать, понимания нет.


Отсюда и избыточная детализация, которая на самом деле не играет никакой роли. Но зато нет и в помине политического решения - как отвечать на внезапно возникший вызов.


Какая разница, штатно ли сработала пожарная сигнализация, если система внутреннего пожаротушения не смогла отреагировать на собственно пожар? Отговорка, что пожар такой площади никакая система потушить не может - это какой-то лепет, так как задача системы - гасить в самом начале, а не когда пожар распространился на тысячи метров. Правда, министр МЧС - просто охранник, а не профильный специалист, ему простительно нести пургу.


Единственное, что было внятно констатировано - так это признание того, что в стране значительное число объектов просто не отвечает существующим угрозам. Что правда. Однако будем откровенны - с 2001 года в ходу «борьба с международным терроризмом», то есть, существование террористов - не открытие вчерашнего дня. Да и сам Путин к власти пришел под вывеской борьбы с террористами. Замочим в сортире и всё такое. Поэтому вопрос с неготовностью объектов к таким угрозам - это вопрос к самому государству. В конце концов, а кто должен контролировать-то?


Как водится, прозвучали бодрые доклады, сколько литров крови сдали неравнодушные люди, отмечены мужество и героизм (какое мужество, если спецназ приехал в пустой от террористов Крокус - загадка, а героизм людей, спасавших друг друга немедленно ставит вопрос о системе реагирования на чрезвычайную ситуацию, которая откровенно провалилась). Не обошлось без нацистов, Киева и стоящих за его спиной коварных сил, но это уже фантомная боль, такие вещи можно смело пропускать мимо ушей.


В общем - сугубая банальщина, ради которой можно было и не собираться. Вопрос «что делать» ответа не получил. С учетом того, что прошло двое суток, отсутствие ответа означает, что его и не будет.


Кремль в очередной раз оказался объектом чужой политики, его поставили в реактивное положение, когда он может только реагировать. Изменить ситуацию, взять на себя роль субъекта - он не может. Из сказанного на совещании этого не следовало совершенно. План «А» трещит, плана «Б» нет и, похоже, он традиционно не предвидится.


//////////////////////


Почему теракты, которые организованы извне (причем даже неважно - сам ли Вилайет Хорасан их планирует и осуществляет или действует согласованно с кем-то более серьезным), в общем, почему эти теракты являются реальной угрозой для режима?


Вопрос непростой. Для Кремля сто пятьдесят погибших - это вообще ни о чем. В «пандемию» за два года убили больше миллиона человек в виде «сверхсмертности», львиная доля которой - гибель людей от неоказания помощи в связи с тем, что вся медицина была ориентирована исключительно на борьбу с одним-единственным, да и то почти что фейковым, заболеванием. В среднем тысяча триста убитых в день. Десять Крокусов. Изо дня в день - и так подряд два года (это в среднем, понятно). По СВО статистики нет, но судя по публикуемым врагами государства данным о резком всплеске инвалидности у мужчин соответствующих возрастов, можно себе только представить реальные показатели данного мероприятия.


В общем, сто пятьдесят человек для Кремля - это как чихнуть. Да и плевать он на них хотел, будем откровенны.


Но не все так просто.


Террор - это метод управления. Ничего другого за ним нет. Это управление страхом. Режим сам с удовольствием использует этот метод, тем более, что по-иному уже и не получается. Но тут вдруг появляется конкурирующая организация - террористы, и они тоже хотят принять участие в управлении. И способны это сделать.


Террор в их исполнении - это, безусловно, страх и ужас. Паника среди населения. Недовольство властью, которая допустила. Неприятные вопросы. Технически можно их запретить в публичном пространстве, приравняв их к оправданию терроризма. Но они-то все равно остаются.


Только на страхе власть далеко не уедет, поэтому она периодически подстегивает патриотический психоз. Разными методами, но суть одна и та же - для нее критически важно, чтобы этот психоз присутствовал в обществе постоянно, как тлеющие угли. Чтобы периодически раздувать их и подбрасывать новые дрова.


И тут появляются посторонние, которые переключают внимание на себя, которые перехватывают управление страхом. Когда общество паникует по поводу расстрела в торгово-развлекательном центре, когда он сгорает за считанные часы, когда все это происходит прямо в он-лайне и реал-тайме, а потом появляются крайне неприятные вопросы, то тут не до патриотического угара. Скорее, наоборот.


В итоге террористы перехватывают управление целой страной. Формально в кабинетах есть власть, есть структуры с вывесками золотом на стенах, есть миллионы служащих, силовиков - но субъектом управления становятся четыре гастарбайтера с двумя автоматами. Ненадолго, но становятся. А легитимность власти сильно снижается - как раз из-за неприятных вопросов.


И что делать, если такие теракты станут серийными? А власть на них может только реагировать, причем как спецназ в Крокусе - через час после того, как террористы убыли?


Поэтому ответ на вопрос: опасны ли теракты для власти - он очевиден. Безусловно. Особенно (повторюсь), когда ее принудительно (как сейчас) ставят в объектное положение, когда она не в состоянии работать на упреждение. А как тут упреждать, если непонятно, как?


Штабная структура террористов может вообще находиться где угодно. Она может представлять из себя разнесенную в пространстве сеть. И она же организует, она выбирает место, время и способ совершения теракта. А непосредственная террор-группа набирается из обычных гастарбайтеров, которые приехали просто заработать деньги. Им вообще без разницы, как. Им семью кормить надо. А культура и ментальность таковы, что практически без разницы - класть кирпич или резать глотку. Они приехали на другую планету, и их задача - просто вернуться домой не с пустыми руками. И даже если такую группу каким-то чудом вычислят и накроют, набрать другую - вопрос недели-двух. Штаб-то вообще вне досягаемости.


Это реальная проблема, кстати. Это терроризм 21 века, раньше он работал совершенно иначе. Информационные технологии породили в том числе и такого монстра, и с этим нужно теперь как-то жить.



Другие статьи в литературном дневнике: