Олеся Николаева.

Таня Даршт: литературный дневник

ПОШЛОСТЬ


Ибо что такое пошлость, как не утрата сущности при сохранении ее видимости?


Пошлость не есть нечто сотворенное и устойчивое, нечто существующее как таковое.


Она возникает тогда, когда объект (вещь, явление, лицо) приобретает знаковый характер, когда он перестает являть собой – в платоновом, в церковном смысле – откровение реальности, когда он делается лишь иллюзией, претензией, указывающей на то, что должно было бы иметь место, но чего не существует на самом деле.


Ханжество, претендующее на то, чтобы казаться добродетелью, или фарисейство, создающее лишь видимость праведности, но таковой не являющееся,– это пошлость.


Плюрализм с его втоптанной в землю ценностной иерархией, с его разнузданностью и развороченностью, с его идеями, которыми он подменяет и попирает дар божественной свободы человека, претендуя при этом на достоинство «истинного человеколюбия и свободы»,– это пошлость.


Имидж, создающий человеку лишь видимость некоей сущности и скрывающий его истинный образ,– это пошлость.
Виртуальная реальность, претендующая на полноту подлинной и окончательной реальности, – это пошлость.


Антихрист, выступающий в личине благодетеля человечества,– это пошлость.


Ибо пошлость и есть искажение путей Божиих в мире, провозглашенное как норма; клевета, выдающая себя за истину.


Главным пошляком мировой трагедии оказывается сатана, посягающий на чужое место: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой (Ис. 14, 13).


Всякое сознательное человеческое движение к тому, чтобы соответствовать духу времени – в манерах, в речи, в облике, в образе мыслей, в стиле жизни,– есть движение к опошлению.


И наоборот: возвращение к Богу сулит человеку обретение самого себя – такого, каким его художественно и любовно сотворил и замыслил Творец.


Из книги "Православие и свобода",2002 год.



Другие статьи в литературном дневнике: