Огромное небо, одно на двоих...

Наталья Алексеевна Исаева: литературный дневник

vm.ru/news/2016/04/13/ogromnoe-nebo-odno-na-dvoih-317424.html
Автор статьи Ольга Кузьмина

Трагедия легла в основу песни «Огромное небо», написанной Робертом Рождественским и Оскаром Фельцманом. Спустя 50 лет мы вновь вспоминаем их подвиг.


…После трех часов дня особых дел у главы английской военной миссии генерала Дэвида Вилсона не было. Но звонок заставил его подскочить: «В озеро Штессензее упал самолет русских!» Вилсон прибыл на место крушения через 15 минут. Вода озера была уже спокойна.


Неужели секретный перехватчик?! Вот так подарок! Озеро оцепили. Русские не имели доступа в английский сектор и лишь наблюдали издалека в бинокли, что происходит на берегу.


Британцев интересовала техника. Советские военные думали и об опасной ситуации, и о двух летчиках, что остались под водой… Пути капитана Капустина и старлея Янова могли и не пересечься. Борис учился в Ростове-на-Дону, потом в авиационном училище в Кировабаде, получил распределение на Север. Юра Янов родился и окончил школу в Вязьме, а затем военное автомобильное училище и училище штурманов в Рязани. Но оба получили предложение служить в Германии. Так и сошлись во времени и пространстве линии жизни двух молодых, красивых мужчин. Обоим — по 34 года. Оба любили свои семьи, небо — огромное, как мир, и самолеты. Управлять Як-28П оба учились в Новосибирске и получили задание перебросить новые Яки в Германию, в Цербст...



Аэродром Финов — километрах в сорока от Берлина.


Тут и стоял 668-й бомбардировочный авиаполк 132-й бомбардировочной Севастопольской Краснознаменной авиационной дивизии. В 1966 году Карибский кризис был уже преодолен, но холодная война была в разгаре. В Германии было сосредоточено с десяток армий бывших союзников по антигитлеровской коалиции.


Первый советский истребитель-перехватчик, способный уничтожать противника на малых высотах, чем-то напоминал ракету — мир вcтупил в эру космоса. Но делали его быстро, с оглядкой на растущее международное напряжение, и к самолету у специалистов были вопросы. Появившись в войсках в 1960 году, он продолжал выкидывать коленца: например, при полной загрузке у него деформировался фюзеляж, что мешало закрывать «фонарь» кабины.


Барахлила и система выпуска закрылков. Хотя НИИ ВВС сопротивлялся принятию Як-28П на вооружение, его все же решили выпускать серийно. Выпустили 443 перехватчика.


3 апреля самолеты сели в Финове, чуть-чуть не дотянув до Цербста. Борис Капустин признался жене Гале, что двигатель истребителя барахлил. Но поломки вроде устранили и 6 апреля разрешили взлет. В половине четвертого (15:24) два перехватчика взмыли в небо: ведущий — командир звена капитан Борис Капустин, с ним штурман Юрий Янов.



Ведомый — капитан Владимир Подберезкин со штурманом Николаем Лобаревым. Мигом набрав высоту, самолеты в считаные секунды оказались над облаками, под ярким солнцем.


Но вскоре ведущий Як повело вправо. Скорость падала. Короткую магнитофонную запись радиообмена эксперты слушали сотни раз... Капустин приказал 383-му отойти вправо. Ведомый обошел самолет ведущего и Як Капустина отстал.


Через пару секунд Подберезкин спросил: «367-й, не вижу, где ты?» Услышал в ответ: «383-й, маршрут по заданию! Я возвращаюсь!» Еще через несколько секунд Подберезкин опять запросил 367-й. Ответа не было.


У Як-28П — два независимых двигателя. Оба сразу отказать не могли! Но случилось именно это.


Попытка перезапуска двигателей ничего не дала. Машина стремилась к земле, прошла облака, и летчики увидели внизу Берлин — перехватчик снесло на несколько километров.


Высота 2000… Они оба понимали, чем грозит падение на город 16-тонной машины с полными топливными баками. Впереди виднелись то ли лес, то ли пустырь и стальная пластина воды.


Надо дотянуть туда, сесть в безлюдном месте. Капустин велел Янову прыгать.


Тот сказал: «Командир, я остаюсь!» Это был не пустырь и не лес.


Кладбище... В этот день была Пасха, многие пришли проведать могилы. Сюда сесть нельзя!!! Теперь — только на воду! Они чудом провели самолет над дамбой, но времени на подготовку к посадке не осталось.


Як вошел в воду, перепугав одинокого рыбака. С начала аварии прошло 30 секунд.



Несколько лет назад «Дейли телеграф» подробно описала спецоперацию на Штессензее. Истребитель нужно было вернуть. Но МИ-6 и ЦРУ знали, что на его борту — уникальное радиолокационное оборудование, позволяющее распознавать объект по принципу «свойчужой». Ночью британские водолазы пробились сквозь ил и извлекли блок бортового локатора. Советские военнослужащие во главе с генералом Владимиром Булановым не могли пройти на чужую территорию...


Даже обнаружив тела летчиков, британцы уверяли, что поиск останков продолжается. Они тянули время — их спецы уже исследовали демонтированные реактивные двигатели. Передача самолета по частям началась лишь 13 апреля.


«Генерал Буланов заметил, что кончики некоторых турбинных лопаток аккуратно отпилены…» Но что он мог сделать? Не доставало и секретной параболической антенны бортового радиолокатора. Изучив ее конструкцию, англичане получили возможность обманывать советские локаторы.


Разведка НАТО оценила и другие новинки Як-28П...


Берлинцы понимали, от какой беды спасли их летчики. Бургомистр Западного Берлина, будущий канцлер ФРГ Вилли Брандт произнес прочувствованную речь, а власти ГДР предложили похоронить героев в Трептовпарке и выделить их семьям пенсию. Но в СССР решили, что хоронить героев надо на родине, представив обоих к ордену Красного Знамени.


Посмертно.


Янова похоронили на Екатерининском кладбище Вязьмы. В 2001 году на здании школы №1 Вязьмы установлена памятная доска в его честь. Капустина провожали в Ростове-на-Дону. С ним хоронили и его отца — он не перенес смерти сына.


Звание Героев летчикам и правда не дали. Судя по всему, руководство СССР не могло смириться с тем, что самолет все же достался гипотетическому противнику.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Валентина Чапцева, директор лицея № 51 им. Б. Капустина, Ростов-на-Дону:


— Наш лицей с гордостью носит имя Бориса Капустина. В 2008 году на здании лицея была установлена памятная доска, посвященная герою, который учился тут с 1943 по 1947 годы.


Наш музейный уголок «Огромное небо» открыт не только для лицеистов, но и для родителей и учащихся других школ. Дважды в год у нас в лицее проходят линейки памяти, посвященные Капустину. Вот и в этом году 6 апреля у нас прошли торжества, посвященные 50-летию подвига Б. Капустина и Ю. Янова, и на линейке выступила вдова летчика Галина Капустина.


ВОСПЕТЫЙ ПЕСНЕЙ ПОДВИГ


...И надо бы прыгать, не вышел полет,
Но рухнет на город пустой самолет,
Пройдет, не оставив живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда.


Мелькают кварталы и прыгать нельзя,
Дотянем до леса — решили друзья,
Подальше от города смерть унесем,
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасем.


Из песни «Огромное небо»





© 2013 OAO Редакция газеты "Вечерняя Москва"


vm.ru




vm.ru/news/2016/04/13/ogromnoe-nebo-odno-na-dvoih-317424.html



Другие статьи в литературном дневнике: