Подвиг Бориса Капустина и Юрия ЯноваВ Германии помнят о подвиге Бориса Капустина и Юрия Янова 6 апреля 2007 г. На железнодорожном перроне Бернау с российским флагом в руках меня встречают Ханс Шпауберг (Hans Spauberg) и Хайнц Цинке (Heinz Zinke) - активисты бранденбургского Общества охраны памятников. Мы направляемся в Эберсвальде, где в городском парке у монумента воинам Красной армии, погибшим на немецкой земле, состоится митинг, посвященный памяти советских летчиков, которые 41 год назад ценой собственных жизней спасли от смерти сотни жителей немецкой столицы. У основания памятника установлена мраморная плита: над контуром падающего самолета высечены имена капитана Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова. Вот уже несколько десятилетий 6 апреля к этой плите приходят жители города, чтобы возложить цветы и отдать дань уважения этим еще совсем молодым людям, принявшим мужественное решение увести падающий самолет от жилых кварталов берлинского района Шпандау. Эту историю знает каждый из нас, даже если с ходу и не вспомнит об этом: Мелькают кварталы,
Что же произошло в апрельские дни 1966 г.? 3 апреля в нескольких километрах от Эберсвальде, в Финове, на аэродроме Группы советских войск в Германии (ГСВГ), совершили посадку пять новейших истребителей-перехватчиков ЯК-28П. Двухместные сверхзвуковые истребители ЯК-28П, имевшие на борту мощное вооружение (в том числе ракеты с тепловыми и радиолокационными головками наведения, а также стартовые пороховые ускорители взлета) и превосходившие по многим показателям аналогичные самолеты НАТО, перегонялись с заводского аэродрома на один из аэродромов ГСВГ юго-западнее Берлина. Это была вынужденная экстренная посадка, хотя до конечного пункта оставалось всего 15 минут полета. У одного из истребителей в полете забарахлил двигатель. Капитан Борис Капустин и штурман Юрий Янов едва дотянули до посадочной полосы в Финове, где они проходили службу, а в гарнизонном городке жила семья капитана: жена и сын-первоклассник. Бориса Капустина в полку любили и уважали, называли «Седым» и «Профессором» за раннюю седину и доскональное знание самолетов. 34-летний капитан возглавлял в полку суд офицерской чести. Три дня над двигателями самолета Капустина трудились техники, и 6 апреля истребители вновь поднялись в воздух. Уходя в свой последний полет, Борис Капустин необычно ласково и долго прощался с женой Галиной. О гибели мужа она догадалась, увидев, как сын, придя из школы, лег лицом к стене и горько заплакал... На 12-й минуте полета, на высоте 4000 м, у истребителя капитана Капустина отказали сразу оба двигателя. В тот день была очень низкая облачность, и, когда истребитель вынырнул из-за облаков, летчики увидели под собой жилые кварталы немецкой столицы. - Юра, прыгай! - приказал капитан. - Я остаюсь, командир. Эти последние фразы летчиков услышали члены государственной комиссии при расшифровке бортового «черного ящика». Комиссия установила, что авиакатастрофа произошла из-за отказа обоих двигателей, который был вызван обрывом роторной лопатки компрессора. По свидетельству очевидцев, жителей Берлина, за самолетом тянулся шлейф черного дыма. Истребитель падал, быстро теряя высоту и едва не задевая крыши многоэтажных домов. Он перелетел оживленную автостраду и над Штессензее камнем рухнул в воду. Тогда этот район был английским сектором Западного Берлина. В течение суток англичане отказывались указать место падения истребителя, а когда стали его поднимать из воды, то советские военные могли наблюдать за действиями англичан лишь в сильные бинокли. Когда англичане всё же передали тела погибших летчиков и самолет представителям ГСВГ, оказалось, что все секретные технические новинки были демонтированы. К этому времени в СССР уже было изготовлено более 400 единиц ЯК-28П, но рассекреченный истребитель не был принят на вооружение. Восточная Германия с почестями прощалась с героями. В почетном карауле стояли делегаты от каждого города и пионеры. Эрих Хонеккер предложил похоронить летчиков в Трептов-парке, а их семьям предоставить квартиры в Берлине, но их похоронили на Родине. Бориса Капустина - в Ростове-на-Дону, в один день с отцом, сердце которого остановилось, когда он узнал о гибели сына. Юрий Янов покоится в Вязьме. Похороны состоялись лишь спустя шесть дней: в это время шел XXIII съезд КПСС и генсек Леонид Брежнев лично распорядился не омрачать похоронами «эпохальное» событие в жизни партии и советского народа. Летчиков посмертно наградили орденами Красного Знамени, но звание Героев Советского Союза не присвоили, так как секретный истребитель угодил в руки потенциального противника. Именем Бориса Капустина названа школа в Ростове-на-Дону, в которой он учился, и одна из улиц города. Сейчас в России наступили другие времена. Недавно газета «Комсомольская правда» опубликовала скандальную статью, обвинив погибших летчиков в воздушном хулиганстве в небе Берлина, из-за которого якобы едва не началась третья мировая война. Галина Капустина подала в суд на газету и выиграла процесс, хотя слушания по этому делу под всякими предлогами переносились несколько раз. Газете пришлось опубликовать извинения. Но, по сообщениям местной прессы, после окончания процесса в Ростове расформировали школьный музей Бориса Капустина, куда его жена передала награды и личные вещи летчика. Исчез из вестибюля школы и бюст Капустина. А спустя 39 лет после аварии бывший участник подъема советского истребителя из Штессензее, некий Рой Вилерр, с сомнительной «откровенностью» поведал многомиллионной аудитории немецкого телеканала RBB «новые» подробности авиакатастрофы: «Погибшие летчики не могли оставить падающий самолет, в катапультах отсутствовали пороховые заряды. У пилота в затылке было пулевое ранение. Его, видимо, застрелил из пистолета сидящий сзади штурман». Оставим сказанное на совести Роя Вилерра: чего только не наговоришь ради сенсации. Отметим лишь, что совершить подобное было просто невозможно - летчиков разделяла металлическая перегородка. Из Эберсвальде мы едем в Финов, в Музей авиации под открытым небом, где собраны два десятка военных и гражданских самолетов и вертолетов, ракетных установок. Здесь же - реактивные «Ту», когда-то принадлежавшие правительству ГДР. Рядом - немецкие «Фокке-Вульф-190» времен Второй мировой войны и советский сверхзвуковой истребитель-перехватчик ЯК-28П, восстановленный после катастрофы 1966 г. Перед устремленным в небо фюзеляжем истребителя установлен памятный камень с черной мраморной плитой, на которой высечено по-немецки: «Всем жертвам „холодной войны"». Вы отдали свою жизнь ради жизней других людей. Старший лейтенант Янов, капитан Капустин. 6 апреля 1966 г.». В Бернау живут две бывшие ростовчанки - Нонна Иващенко и Элеонора Полунина, которые встречались с женой капитана Капустина, собрали в Германии много документов и фотографий, связанных с гибелью двух советских летчиков, и передали их в Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Эти женщины принимали активное участие в проводившихся в Германии мероприятиях, приуроченных к 40-й годовщине подвига советских летчиков. Вот и в этом году в памятный день они пришли сюда вместе с убеленными сединами жителями разных немецких городов, их детьми и внуками и возложили цветы к памятнику, отдавая дань уважения советским летчикам, воспоминание о мужестве которых навсегда осталось в прекрасных стихах поэта: В могиле лежат
© Copyright: Наталья Алексеевна Исаева, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|