Ярмутский рейд

Максим Федорченко: литературный дневник

...Помню, как в раннем детстве поразила меня судьба, столь явно недоброжелательная к Робинзону Крузо. Первый же корабль, на котором он вышел в море "ради опыта", пошел ко дну - затонул в жестокий шторм на Ярмутском рейде.


Шторм, ужас и бедствие были описаны с такой выразительностью, что словосочетание "Ярмутский рейд" мгновенно сделалось и долго оставалось для меня зловещим предзнаменованием - даже вопреки тому, что сам Робинзон сообщал о нем как о месте стоянки кораблей столь же надежном, как и гавань. Вот что происходило тогда, в сентябре 1651 года на Ярмутском рейде:


"...К полудню развело большое волнение; корабль стало сильно раскачивать; он несколько раз черпнул бортом, и раза два нам показалось, что нас сорвало с якоря. Тогда капитан скомандовал отдать шварт. Таким образом мы держались на двух якорях против ветра, вытравив канаты до конца. Тем временем разыгрался жесточайший шторм. Растерянность и ужас читались теперь даже на лицах матросов. Я несколько раз слышал, как сам капитан, проходя мимо меня из своей каюты, бормотал вполголоса: "Господи, смилуйся над нами, иначе все мы погибли, всем нам пришел конец". Я вышел из каюты на палубу: никогда в жизни не приходилось мне видеть такой зловещей картины: по морю ходили валы вышиной с гору, и каждые три, четыре минуты на нас опрокидывалась такая гора. Когда, собравшись с духом, я оглянулся, кругом царил ужас и бедствие... капитан, боцман и еще несколько человек, у которых чувства, вероятно, не так притупились, как у остальных, молились, ежеминутно ожидая, что корабль пойдет ко дну..."


Вот он, смотрите, - Ярмутский рейд! Сегодня попался мне случайно работы английского художника John Crome* (1768 – 1821). Считайте, что писано с натуры - Кром был родом из тех мест. Волнение как будто и не сильное; но как же мне легко поверить, что где-то здесь затонуло судно, на котором юный Робинзон отправился навстречу судьбе, которая и привела его на необитаемый остров близ устья великой реки Ориноко, где он провел в полном одиночестве 28 лет. Я и тогда верил, когда года в четыре "Робинзона" мне читал папа; и после, когда, едва научившись читать, читал его сам...


Верю и до сих пор.


*John Crome. Yarmouth Jetty - google it!



Другие статьи в литературном дневнике: