Станкевич о Пушкине и Наталье

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник

Станкевич Н.В. Избранное/ Сост., вступ. Статья и примеч. Г.Г. Елизаветиной. – М.: Сов, Россия, 1982. – 256 с.



Я.М. Неверову 11 февраля 1837. Москва: «… смерть Пушкина не сделала переворота в сознании души моей, но она глубоко поразила меня в первые минуты и потом оставила во мне какую-то неопределённую грусть. Признаюсь, я не постигаю для себя возможности того положения, в котором находился Пушкин, и не ценю его поступка, не зная порядочно, что привело его к этому, да и ценить поступок великого человека на основании какого бы то ни было закона для меня отвратительно. Он умер не пошло; если он и жертвовал жизнью предрассудку, всё-таки это показывает, что она не была для него высочайшим благом. Если жизнь становится пустою формою, без всего, что должно её наполнить, тогда, может быть, и легко ею пожертвовать, но потерять всё в жизни и не утешиться её пошлостями, - для этого нужна душа получше. Я примирён с Пушкиным. Спокойствие было не для него: мятежно он прожил и мятежно умер. Не хочу обвинять и жены его; в этом событии какая-то несчастная судьба. … Если в ней есть человеческая душа, пусть она страдает; если она, в самом деле, от души любила другого, всё-таки она будет выше добродетельных женщин, которые никого не любят».


Л.А. Бакуниной 22 февраля 1837. Москва: «Я плохо верю слухам, которые везде ходят о причине его дуэли. … Очень вероятно, что жена его не любила. Не знаю, что заставило её выйти за него: может быть, она увлечена была его талантом, может быть представляла себе его в идеальном свете. Можно вообразить себе человека в каком-то особенном образе. Узнавши его короче, можно увидеть, что он лучше, нежели мы об нём думали, лучше – да не тот. Любовь не раздаётся по числу нравственных достоинств: любят всё, что составляет человека, а эти составные части представляются иногда совсем иными, нежели в самом деле. Мужчина не рискует в таком случае: на его стороне опыт и не совсем благоприятный взгляд на жизнь, от него не укрывается всё, что в ней есть прозаического. Но женщина, чем выше, чем святее, тем склоннее к ошибкам. И если говорят, что она не может никогда понимать вещей в НАСТОЯЩЕМ их виде, так это потому, что душа её нуждается в ЛУЧШЕМ … Неприятная, страшная мысль – позднее разочарование – лучше забыть об этом!»




Другие статьи в литературном дневнике: