К вопросу анонимного письма

Татьяна Григорьевна Орлова: литературный дневник


НАРЫШКИН, КРЕСТОВСКИЙ ОСТРОВ, РОГОВАЯ МУЗЫКА:
РЫЦАРИ БОЛЬШОГО КРЕСТА, ОРДЕНА РОГОНОСЦЕВ ... одна дама ...



http://www.horncapella.ru/node/326
Во второй половине XVIII века, во времена Екатерины II, стал модным оркестр роговых инструментов. К тому времени оркестры уже имели, помимо Нарышкиных, графы Орловы, Разумовские, Строгановы. Имели свой оркестр будущий канцлер А. А. Безбородко, князь Г. А. Потемкин, князь Ф. Ф. Вадковский. Не только в Петербурге, но и в Москве, и в других городах мода набирала силу. В 1790-м при Дворе было два роговых оркестра, имели их и некоторые полки – гвардейский Егерский, Конногвардейский, Преображенский.

Но постепенно мода при Дворе на роговую музыку стала сникать. В 1818 году Александр I подарил свои инструменты правнуку Семена Кирилловича Нарышкина – Дмитрию Петровичу. Она все реже звучала и в концертах.



В домашнем быту роговые оркестры в 1820-30-х приобрели популярность. «Указатель С. Аллера на 1823 год» называет десятки адресов дач, расположенных на Елагином, Каменном, КРЕСТОВСКОМ, Аптекарском островах, с указанием, что у владельцев имеется свой роговой оркестр. Прежде всего упомянуты богатые вельможи – НАРЫШКИНЫ, Строгановы, Шереметевы, Разумовские, Салтыковы. Причем это были совсем не любительские коллективы. В концертах на открытом воздухе исполнялись такие сложные произведения, как увертюры к операм Дж.Россини, К.-М.Вебера, Ф.-А. Буальдьё, Л. Керубини. Роговую музыку НАРЫШКИНА не раз слушал М.И. Глинка, с восторгом отзывавшийся о мастерстве музыкантов. Остались сведения о том, как восторгались роговой музыкой А.С.Пушкин, А.И.Дельвиг, П.А.Вяземский.



В первые десятилетия XIX века роговая музыка вошла в домашний быт не только вельмож, но также помещиков, купцов, богатых любителей музыки.

А. П. КЕРН в своих мемуарах описывает «серенады» с использованием РОГОВ на даче Д. Л. НАРЫШКИНА, вблизи которой она жила в 1830-х: «... известная всей Европе роговая музыка была и для нас большим наслаждением... по будням же она разъезжала тихо в большой лодке по Неве и своими чарующими звуками, далеко разносившимися по реке, доставляла удовольствие тысячам людей». Но их история закончилась в первой трети XIX века.
Нарышкин Дмитрий Львович (1758-1838) – камергер, владелец лучшего в России оркестра роговой музыки, состоявшего из крепостных музыкантов.


Крестовский остров. Роговая музыка. Осень или конец лета 1836 года. Итак, артисты оркестра Роговой Музыки Дмитрия Нарышкина по какой-то причине или после известного им одним событии, или другая группа заинтересованных людей, сочинили такое послание ???: "РЫЦАРИ БОЛЬШОГО КРЕСТА, КАВАЛЕРЫ И РЫЦАРИ СВЕТЛЕЙШЕГО ОРДЕНА РОГОНОСЦЕВ, В ПОЛНОМ СОБРАНИИ СВОЁМ ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ Д.Л. НАРЫШКИНА НАЗНАЧИЛА ГОСПОДИНА АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА КОАДЬЮТЕРОМ И ИСТОРИОГРАФОМ ОРДЕНА. - НЕПРЕМЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОРДЕНА РОГОНОСЦЕВ И.БОРХ".



20 января 2023 года. К вопросу: откуда прилетел текст "Рыцари Большого Креста..."?



КНЯЗЬЯ БЕЛОСЕЛЬСКИЕ-БЕЛОЗЕРСКИЕ владели островом Крестовский после того, как он был куплен князем Александром Михайловичем Белосельским-Белозерским около 1800 года, затем использовался в основном как ЛЕТНЯЯ РЕЗИДЕНЦИЯ.


БЕЛОСЕЛЬСКИЕ XVIII—XX вв


Михаил Андреевич (1702-55), вице-адмирал, управляющий адмиралтейств-коллегией в 1745-49 гг.; женат на графине Наталье Григорьевне Чернышёвой
Андрей Михайлович (ум. 1776), посланник в Саксонии; женат на Анне Фёдоровне Наумовой, детей не было.
Елизавета Михайловна (1742—1807), фрейлина, статс-дама, писательница, жена барона И. И. Черкасова
Наталья Михайловна (1745—1819), фрейлина, художница, жена барона С. Н. Строганова
Евдокия Михайловна (1748—1824), фрейлина, замужем за В. П. Салтыковым
Александр Михайлович (1752—1809) — дипломат и писатель, женат на Анне Григорьевне Козицкой
Зинаида Александровна, в браке Волконская (1789—1862) — хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица и композитор.
Эспер Александрович (1802—1846) — генерал-майор.


Примерно в 1885 году они переехали туда из своего дома № 41 на Невском проспекте "Дворец Белосельских-Белозерских", рядом с каналом Фонтанка и Аничковым мостом, продав свой дворец великому князю Сергею Александровичу. Двое из последних князей Белосельских-Белозерских, проживавших на Крестовском острове, были сыновьями Константина Эсперовича, Сергея Константиновича и Эспера Константиновича Белосельских-Белозерских. "Крестовский" был их поместьем в Санкт-Петербурге, пока русская революция в 1917 году не вынудила их покинуть Россию и все свои владения, включая Крестовский остров и их поместье на нем.



Другие статьи в литературном дневнике: