Как выстроить композицию?

Женя Портер: литературный дневник

КОМПОЗИЦИЯ. Совокупность приемов, использованных автором для «устроения» произведения, создающих общий рисунок, распорядок отдельных частей, переходов между ними и т.п.


Композиционные приемы создают сложное единство целого, соподчиненяя его части.


К - служит воплощению поэтического замысла, определяется данным замыслом, но отличается непосредственностью связи с общей духовной настроенностью поэта.


(Русская литература и фольклор)


Чтобы созданный текст вызывал интерес, стройте мощную,цепляющую сознание композицию. Удерживайте внимание читателя тщательно проработанными мелочами, чтобы кропотливый труд не пропал даром.


Неудачно собранная композиция испортит хорошо обрисованный объект, создавая впечатление: что-то не так. Смысл - ускользнет.


Фокусная точка.


Фокусная точка - доминантный объект, центральный образ. Прочие элементы - дополняюще-обрамляющие. Можно смотреть в окно на дождь глазами засохшего кактуса, можно смотреть на засыхающий кактус "глазами" дождя. Образ должен вписываться в общую картину.


В живописи есть правила по выделению фокусной точки:


"Правило одной трети","Правило золотого сечения".


А как это может выглядеть в литературе? Оказывается, можно рассчитать момент перелома, как в сюжете, так и в отдельной сцене. Если скачок в развитии темы - сюжета или настроения - близок к "золотому сечению", то воспринимается он, как закономерный и естественный. Этот нужно учиться чувствовать.


Другие объекты.


Их задача - гармонировать с фокусной точкой, усиливая эффект композиции. Они вносят глубину, баланс и реалистичность.


Вид за окном - дождливый пейзаж - город под дождем - добавят в этюд ноты враждебности по отношению к чуждой колючке. Пейзаж же с пустыней - усилит ностальгию. А если пофантазировать, то можно говорить и о пустыне в центре города. Возникает эффект миража с акцентом на одиночество в мегаполисе.


На первом же плане, на подоконнике, можно разместить оттеняющие детали: равнодушная герань, сочувствующая игольница, безучастный к судьбе кактуса стакан воды. Да мало ли что можно придумать?


Единство объектов


Уместность использованных элементов должна работать на форму и структуру объектов, находящихся вдали, иметь связь, отражать свет и отбрасывать тени. Это придаст картинке реалистичности.


Герань может быть равнодушна к засыхающему кактусу, но ей ничего не стоит кокетничать с фикусом в окошке напротив. Игольница может мечтать быть кактусом, попав под дождь в пустыне - влюблена? Получается, что она тоже видит тот же мираж, потому что смотрит с кактусом в одном направлении, но умереть без дождя ей не суждено. Стакан с водой, похоже, на стороне дождя. Ему, скорей, мог бы завидовать кактус.


Обрамление


В сложной композиции пригодится обрамление. Он перенаправляет внимание читателя, задерживая на нужных эпизодах. Плавная линия повествования может перетекать в описание, вырисовывающее четкое представление, выделяя доминантный образ.


Подоконнику - старому, облупленному ничего не стоит проиллюстрировать историю о том, почему перестали поливать кактус.



Касательные линии и смыкание.



Обычно они идут от отдельных элементов, имея точку пересечения. Если элементы сливаются, то в тексте возникает ощущение "каши". Попробуйте их раздвинуть, отодвинуть вглубь так, чтобы можно было рассмотреть и воспринимать полезность несущей ими информации.


Важно объединять элементы, вызывая ощущение непосредственной близости (отталкивающей или притягивающей персонажей). Помните, что, сливаясь, силуэт имеет отчетливую форму. Именно он будет участвовать в композиции. Либо читателю придется всматриваться в непонятный образ, а разглядев улыбаться неожиданному открытию. Либо образ его будет раздражать, и тогда отдельно взятых персонажей он рассматривать не станет.


Капли дождя будут сливаться, но стук мыслей по стеклу читателю нужно уловить. Важно не заглушать мыслей участников этюда.


Полынь и кактус - не самая лучшая пара, но... Не полынь ли убила кактус своим чудовищным ароматом?



Температура цвета


Выбирая доминантные цвета, помните, что ощущения нужно вызывать либо теплые, либо холодные. Одновременность - исключена. Возможен авторский прием, метод контраста. Но доминанта есть доминанта.


Даже если я создам в центре пейзажа за окном мираж во всей буйности цветов - для кактуса, он будет хорош, но для читателя - все равно останется пустыней.


Насыщенность белого


Интересная композиция невозможна без градиента контраста. Идеальный баланс - максимум одного оттенка, немного другого и чуть-чуть третьего. Тона бывают темные, средние и светлые.


А теперь применим это в создании наших образов. Создавая образ кактуса-неудачника, вызывая к нему жалость - мне потребуется разместить темные и средние характеристики - вокруг. Но что мешает мне создать его образ по принципу той же пропорции? Чем больше разбитых надежд, тем ярче незавидная участь.



Глубина (и ракурс)


Правильно организованная реалистичная глубина все глубже и глубже ведет читателя в историю. Но важно, чтобы ракурс был верным. На картине это хорошо видно, если речь о дорогах, лестницах, заборах и даже линия цветов на лужайке. Композиция, выстроенная наилучшим образом выстроена так, что вы смотрите на ситуацию изнутри.


И потому важно не приглашать взглянуть с читателем из окна на дождь, а дать ему подслушать, понять чувства героев, увидеть мираж, ужаснуться одиночеству, а может, заставить его встать и пойти полить цветы на его собственном подоконнике.


Свет и тень


Придав объекту форму, переходим к постановке света и реалистичному композиционному балансу. Самый яркий источник - первичный. Солнце, окна, уличный фонарь. В их свете объект будет объемным и отбросит интересную тень. Первичный свет может совпадать с фокусной точкой; он определяет цвет того, на что падает. Без света мы ничего не увидим.


Тень помогает выделить форму объекта, обрамляя композицию. Чем выше источник света, тем лучше проявляется тень.


Вторичные и третичные источники света - отражения от поверхностей, на которую упал первичный свет. Либо слабый свет - слабое свечение фонарей, фар, звезд. Но свет их может быть достаточно ярким, близким к первичному. Добавленный свет усиливает детальность рисунка, высвечивая расположение элементов.


К примеру, я могу говорить о том, что, наблюдая мираж, кактус вполне может чувствовать себя сильным, здоровым, молодым, полным сил и влаги. Но все ли герои будут разделять его видение? Игольница, к примеру, заметила эти мысли кактуса и с укоризной посмотрела на ворчливую герань, которая считает здесь себя полновластной хозяйкой и ненавидит кактус. Я думаю, что реакция героев на чувства друг другу и будет сродни световому оформлению в живописи.


Атмосфера


Атмосферная глубина и окклюзие (поглощение света): довольно просторная зона, заполненная прозрачным воздухом, обретающим цветовой и тональный контраст. Или крошечная зона, где свет проходит сквозь пыль, приобретая легкий оттенок. Мощный луч света может отражаться и рассеиваться вокруг.


Таким образом, все будет зависеть от того, какую атмосферу мне нужно создать. Тесная кухня будет требовать свободы - мне понадобится так рассказать про дождь, чтобы возникло ощущение простора и свежести. "Мощным лучом" может выступать сам дождь. Чувства героев будут устремлены туда, за окно. Описывать же я могу воссоздавать в атмосфере тесной, пыльной кухни. Кто что "поглотит", тот то и "отразит".


Структура поверхности


Блестящая структура будет сильнее усиливать отражение, матовая - меньше. Таким образом мы можем наблюдать совершенно разную реакцию на на один и тот же источник света (событие, информацию. Более сильное отражение привлечет внимание читателя, но не будут отвлекать от главного элемента, усиливая его эффект.


Используя грязные и тусклые тона, мы можем добиться совершенно обратного эффекта.


Таким образом, распределяя элементы этюда на группы сочувствующих, ненавистников и равнодушных, мы можем использовать эти же световые принципы. Почему нет?


Направление и задерживание взгляда


Что направляет взгляд читателя? Заборы, дороги, мосты, лестницы, уходящие в дальнюю даль. Но на картине нам важно привести взгляд к центру, к главному образу. Стоит водрузить огромное строение, рассекающее небо, как взгляд проследит за происходящим и окажется в нужной точке. Добавив деталей в нужном месте, мы сможем задержать взгляд на основном образе. Важно обязательно дать рассмотреть.


Интересно, чем этого можно добиться в тексте? Так, что там у нас с кактусом?


Достаточно рассказать, как он смотрит на городской пейзаж, блуждает уставшим взглядом по череде мокрых крыш, натыкается на серость неба на горизонте и вот здесь и возникает его мираж. Что является центральным образом - кактус? Или все-таки мираж? От этого и будет зависеть акцентирование на подробностях несуществующего видения или наблюдение за размечтавшимся о лучшей жизни умирающим чудаком другими героями.


Драматичность


Масштабные и эпические картины либо драматичны, либо спокойны. Драматичности изображения можно добиться, поиграв с глубиной, масштабностью, динамикой (спокойствием) элементов. Но как мы помним, глубину важно соотносить с ракурсом.


Кстати, движение воды за окном может подчеркнуть статичность жизни на подоконнике, усиливая драматичность ситуации засыхающего кактуса. Масштабность дождя - в окно, ведь, попадает только часть дождливого пейзажа? - усугубит участь героя. Грандиозность масштаба проблемы легко показать с помощью детального рассмотрения грохотных домиков на горизонте, едва различимых. А ведь это могут быть небоскребы. И если герой чувствует себя вот таким домиком... драматизма ситуации не миновать.


Баланс


Баланса в композиции без практики добиться невозможно. Хорошо, если фокусная точка - крупная драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Достаточно снабдить картину гармонизирующими деталями - и всех дел.



Но если я буду разбавлять картинку другими героями, то кактус подвинется. Но затерять "в кадре" его нельзя. И чтобы этого избежать, необходимо передвигать полынь и стакан с водой, не нарушая правила фокусной точки.


Относительный масштаб


В сложной композиции важно соблюсти масштаб. Крупный размер хорошо подчеркивать мелкими образами.


Размер горшка с геранью может быть просчитан с помощью рядом стоящего граненого стакана с водой. При этом мы расскажем о размерах подоконника, даже если он весь на полотне не поместился.


Точно также и в литературном описании. Но в тексте я имею полное право сдвигать масштаб, деформировать форму, потому что именно это и делает наше воображение. И чтобы передать деформацию, я могу использовать те же принципы.


Например? Наконец, дождь смыл унылую картинку за окном и кактус обнаружил, что перед ним расстилается пустыня. Далее - описание пустынного пейзажа. Но никак не описание дождливой унылости опустевшего города.


Таким образом, Гари Тонг помог мне проанализировать возможность сознательного выстраивания композиции. И хотя говорил он про живопись - мне, визуалисту - было не так сложно переложить это на язык литературных приемов.




Кактус (проба пера)


Вот уже полчаса засыхающий кактус с тоской смотрел на дождь. Вдалеке, в полупрозрачной серо-голубой дымке, между домами напротив, за площадью, он мечтал рассмотреть родную обитель. Но рядом благоухала полынь и чертовски мешала сосредоточиться.



Другие статьи в литературном дневнике: