Букварь

Женя Портер: литературный дневник

Усложнение


Три способа:


1. Углубление. Герой сталкивается с очередным препятствием, которое гораздо круче предыдущего. Усиливаем давление на характер ЛГ, прессуем и наблюдаем: что он будет делать? Сохранит ли в себе добрую суть или встанет на дьявольский путь?


2. Расширение. Включите окружение ЛГ в конфликт, перейдя от частного случая к архитепичной универсальной притче конфликта с обществом.


3. Углубление и расширение одновременно. Темы и контртемы должны непрестанно бороться, препятствия расти, падения - углубляться, ставки - повышаться.


Например:


Вася нашел кошелек и пошел потратил деньги на новую машину. Он совершенно не догадывается, что хозяин кошелька его ищет. На новой машине он подвозит девушку и тра... сорри, любит ее прямо в салоне авто. Он совершенно не догадывается, что владелец кошелька - отец этой девушки. Вася отправляется на следующее свидание с девушкой, мечтает о женитьбе. Он совершенно не догадывается, что на свидание, вместо девушки, придет ее папа с группой головорезов. Что сделает Вася на встрече с папой:
а) Вася победит всех врагов и женится на девушке;
б) Вася победит всех врагов, но девушка ему откажет - ведь, это был ее папа;
в) Вася проиграет врагам и его убьют на глазах его девушки. Она будет страдать;
г) Вася погибнет, а папа подарит девушке его тачку.


В общем, ребята, не задумываясь об этих мелочах, мы никогда не напишем ничего стоящего. Стоящего на книжных полках.




Как подтолкнуть сюжет?


Воткните в действие - вилку. Ни читатель, ни герой не должны иметь твердой уверенности - по какому из пути двинуться к цели. Одна из дорог должна быть смертельно опасной, на весах должны лежать надежда и отчаяние. Перед принятием решения - должно возникнуть что-то, что заставляет героя колебаться. Процесс выбора толкает сюжет вперед.


Два источника неуверенности. Первый - заключается в действиях героя, он никак не может совершить выбор. Второй - прерогатива читателя. Он вынужден идти за героем, а герой - колеблется. Если герою грозит смерть или спасение - читателя охватывает волнение.


Если вы найдете возможность слить два источника воедино, то характер приобретет глубину, а действие - энергию. Сопереживание характеру порождает неуверенность и переменчивость ситуации. События, разворачивающиеся на краю пропасти, герой, повисающий на волоске от смерти, погони и т.д. Все, что захватывает дух - идет на пользу сюжету.


Наибольшее напряжение рождается, если на фоне стремительно развивающихся событий - победа развивается крайне медленно. Неуверенность заставляет нас следить за событиями, затаив дыхание. Вот-вот, вот-вот... ну что же ты, давай, еще поднажми. А на пути к цели - все больше и больше препятствий.


Победа героя в схватке - вершина. Но она разрушает напряжение, поэтому размещать ее нужно в финале.


Пока мы полны надежды, мы - ждем, мы надеемся. Как только мы понимаем, что ждать нечего - мы прерываем ожидание, и наполняем свою жизнь другими, более важными вещами. Но вспомните, как все отступает на задний план, стоит надежде на ожидаемое - замаячить на горизонте. Мы готовы бросить все, и двинуться навстречу тому, что, в общем-то, чаще всего бывает недостижимо. Если уж говорить о горизонте - буквально...




Обязательное


Если заняться прогрессией усложнений - наращивать барьеры, копать более глубокие ямы - герою придется изловчится, чтобы их преодолеть. Но без решающей схватки в конце преодоления - силы героя будут потрачены вхолостую. Наши надежды не будут оправданы.


Иногда я смотрю кино и понимаю, что победа должна произойти. Остается только предполагать. Это примерно то же самое, что происходит в тотализаторе. Но время от времени мне попадаются фильмы - в которых я не думаю о технике. Кстати, как правило, такие фильмы сделаны очень технично. Я погружаюсь историю и переживаю лишь о том, что время пролетело незаметно.


То же самое происходит и с текстами. Одну книгу, толстенную, прочитываешь быстро, а другую - тонюсенькую книжонку открываешь и закрываешь, так и не найдя времени вчитаться. Почему? Потому что автор не позаботился об "обязательном". Красивую тарелку без еды перед гостем не поставишь.


То, что мы должны обязательно увидеть, стать живыми свидетелями событий - считается обязательным. А то, о чем можно упомянуть вскользь или даже выделить несколько абзацев на пространный монолог автора или одного из героев, не описывая реальных событий - обязательным не считается.


Самое эмоциональное событие будет обязательным. Он думает о ней, она думает о нем, но только при встрече... может произойти что угодно, но оно произойти обязано.


В обязательном обязаны столкнуться тема и контртема, прямо после кризиса это и произойдет. Сближаются "светлые" и "темные" силы. Если герой победит - ты угодишь в небо, если проиграл - ты окажешься в пропасти. Контраст надежды и отчаяния в обязательном - должен достичь предела. Именно в этот момент мы получаем ответ на вопрос, который был задан давным-давно, в начале, во время вспышки интереса.


Сложность обязательного заключается в том, чтобы оно не было предсказуемым, но соответствовало ожиданиям. Даем то, что нужно, но способ подачи - оставляем в тени. Чтобы читатель помучился в ожидании чуда. В противном случае читатель будет находится под впечатлением, что где-то он уже это "кушал".


Если придумано самое главное, то придумать - каким путем к нему подобраться - несложно. Этот путь всегда можно перекроить, изменив траекторию.


Итак, из чего растут наши истории? Вспышка интереса, усложнение и обязательное событие.


Как сделать непредсказуемым боксера, к примеру? Правильно, нужно повысить его технику. Главное, чтобы читатель волновался, что противник - силен и умен. Постройте скачащую кардиограмму героя с противником - читатель схватится за сердце, боясь проигрыша.


Да помогут "обязательному" неожиданный поворот и максимум эмоций.


Максимум эмоций вырастает из острого сопереживания, непреодолимой преграды, сожженного моста для отхода перед решающим броском и максимальных перепадов температуры на "поле брани". Обязательное приобретет вес, если все пункты будут детально проработаны. Чем больше коварства проявляет отрицательный герой, тем больше риска и мужества и ловкости проявит положительный. Когда хороший лупит плохого - ребенок внутри нас находится в восторге.


Долой заумствования с недоразвитыми эмоциями! Занудство никогда не не донесет до нас многозначительности смысла. Пустота, прикрытая обрывками смылса вскроется и вы, автор, угодите в пропасть читательского игнора. То, что не является носителем энергии - никогда ее не понесет. Это все равно что верить в беременность, которая так и не наступила.


Классных вам, захватывающих в плен время и ум читателя, текстов, коллеги.




Букварь. Кризис - между А и Я


Подвергнув своего героя серьезным испытаниям, мы узнали его поближе и подружились. дав характеристику, мы проверили на деле: на что способен наш герой, каковы его потенциалы?


Пришло время подвергнуть героя самому сильному потрясению, испытать его на прочность. мы ставим на карту самую серьезную дилемму и наблюдаем - как поступит герой? Решающий выбор, на весах - все самое ценное. Разрыв между ценностями, как между крайними точками алфавита. Если выложить все буквы по кругу, то они окажутся по соседству. И вот тогда - из Рая в Ад нужно будет совершить всего один шаг.


Кризис статичен. Герой делает выбор. Мы ждем - что будет делать? Мы чувствуем неуверенность героя и целиком полагаемся на него.


Важно найти для героя самую ужасную ситуацию, разверзнуть перед ним адскую пропасть. Он будет обязан броситься в нее, спасая себя или близких. Пропасть - дело рук антагонистов. Важно избежать имитаций, нужно пойти до конца. Выставить пределы, упираясь в крайности. Но писателю понадобятся такт и интуиция художника. Не показывая, к примеру, факта погружения в ад, мы обязаны нарисовать перспективу, из которой следует, что героя ожидают вот такие события. Тогда герой будет делать свой выбор, а мы осознавать между чем и чем он выбирает.


Чтобы нам было интересно следить за выбором героя - нам понадобится неуверенность. Неуверенность рождается только там, где на выбор преложены равноценные составляющие. Выбирать между радостью и горем неинтересно. Интересно, когда к радости ведут два пути, и ты стоишь на распутье. Райские пути - долгие, дьявольские - короткие.


Как правило, сюжет предлагает один из путей. Второй мы находим в его биографии. Добравшись до конфликта, мы эти два пути сталкиваем. Здесь и сейчас, нужно действовать здесь и сейчас. Но самые убедительные мотивации тянутся из прошлого героя.


Кризис героя - это центр драмы. Быть или не быть - вопрос не только философский. Он таит в себе обобщение жизненного опыта - как добиться цели, не став мерзавцем?


Развивать кризис можно развивать постепенно, он может возникать перед каждым принятым решением. Но максимальное развитие происходит перед кульминацией истории, ближе к концу усложнений. Кризис предшествует обязательному событию и кульминации. В этот момент герой принимает самое важное решение, сжигая за собой мосты. Остановка в действии концентрирует энергию, которая необходима для броска. Кризис заставляет нас выбирать между необходимостью и потенциальной возможностью. На весах - равноценные альтернативы. Энергия возрастает.


После принятия решения поток энергии хлынет в мозг читателя: начинается схватка с драконом. Кризис - это не только смысловой, но и романтический элемент вашей книги. Именно он задерживает действие перед взрывом.


Животным проще, у них есть голод и страх. Человек - не животное, выбор в момент кризиса - для него обычное дело. Конечно, в жизни все немного по другому. Но в героях мы хотим видеть персонажей, которые обладают способностью чувствовать.


Теперь, наверное, понятно, почему одни тексты мы читаем запоем, не желая останавливаться, а прочие - оставляют наш "нос" - холодным.


Как показать кризис?


Кризис может оказаться личной тайной вашего персонажа, но лучше всего найти способ его отобразить. Нельзя показывать ничего не несущую неуверенность. Для рождения эмоций потребуются действия. Если герой попытается примерить на себя и А, и Я - мы почувствуем, насколько сильны его колебания. Мы начинаем его внутренне подталкивать, потому что не можем совершить за него действие. Ведите своего читателя за своим героем, не отпускайте его внимания ни на минуту. дайте ему то, что он хочет получить. Эмоциональный всплеск.




Букварь. Границы опыта


К моменту кризиса - о герое нужно рассказать все. Или почти все. Что нужно знать для дела. А о не сказанном - мы даже можем догадываться. И, само разумеется, мы догадываемся - к чему идет дело. Настало время проникнуть в душу героя - вот оно, самое пекло. Понятно, что читатель на крайние действия никогда не пойдет. Но посмотреть, как это сделает кто-то другой - никогда не откажется. Нас интригует, как происходит уход в никуда, потеря всего, что нажито, безумные поступки ради любви, лишенные всякой логики и множество других вещей.


Вся жизнь героя в хорошем произведении - по сути, кризис. Станиславский не зря предлагал постоянные столкновения действия и контрдействия. Там, где происходит атака контратаки - есть место для кризиса (для остановки действия для принятия решения). Эмоциональные задержки в период кризиса накапливают энергию для вспыки в кульминации.


Чтобы кризис был убедительным, решать их нужно через конфликты. Визуализировать, искать яркие, пластичные образы, сажать на аттракцион и захватывать дух. Главный кризис обязан подтолкнуть героя к необходимости сжечь мосты, отрезав путь к отступлению. И вот здесь мы оказываемся перед границей опыта. Трусость и отвага сцепляются в схватке, а результат расширит границу опыта. Границу опыта героя и, как следствие, читателя.


Этот момент не всегда можно включить в сюжет, но всегда можно задать вопрос - чему меня научила эта книга? Главны кризис может предшествовать обязательному моменту, но может следовать и после него, перед кульминацией.




Букварь. Кульминация


Развитие кульминации начинается с момента приближения эмоционального пика. Перед финалом эмоции нужно взорвать. Впрочем, вы могли это сделать и в обязательном моменте. Ну, ладно, посидим в тишине, подумаем о произошедшем, не вопрос. Главное, чтобы ответ на главный вопрос прозвучал. Тема здесь окончательно побеждает контртему. Клнец маячит на горизонте, но в отличие от горизонта - он достижим.


Кульминация реализует тему с помощью событий. Даже если герой погибает, он утверждает победу темы. Если вы заканчиваете книгу монологом героя - помните, что важна эмоция, а не смысл слов. Вообще, умные слова нужны только для обозначения умных. И наоборот. Ум в драме - действия, в которых характеры столкнулись не на жизнь, а на смерть.


Действия, наполненные эмоциями, порой, лишенные слов превращают кульминацию в эпогей автора.Читатель легко ориентируется в ценностях, которые проповедуют герои. Теперь остается найти рисунок. Триумфальзация темы происходит через кульминацию. Автор должен проявить интеллект, найти собственное решение одной из вечных тем.


Сталкивая привычное, мы обнаруживаем третий смысл, вскрываем заложенный подтекст. Кульминация - это задача, решить которую придется автору. Важно вовремя поставить эмоциональную точку.


Хороший финал бросает вызов автору - прояви талант! Покажи свет в конце туннеля. кульминация меняет баланс в душе героя. Если герой погибает - кульминация определит цену его гибели.


Различия внутри сообщества.


Внутри сообщества существуют различия. Они и придают драме эмоциональную яркость. Объединяем крайности в структуру и получаем различия: в поведении, в эмоциях - детализируем контрасты. В кризисной ситуации различия усложняются. И нам приходится активировать нашу эмоциональную энергию. Нам важно угадать тайны внутреннего конфликта героя. Распорядитесь эмоциями кризиса так, чтобы они не исчезли, или не выплеснулись напрасно.


Концовки.


Если помимо главного сюжета к кульминации движутся и другие подсюжеты, каждый из них нужно развязать. В кульминации лучше всего работать с чистым действием, освободив его от побочных тем. Тогда эмоциональность будет сочетаться с предельной ясностью. Подсюжеты полезно развязать до кульминации: от менее к более важному. Хорошая кульминация способна развязать до пяти-шести побочных сюжетов. Если швы спрятаны, а наряд облегает тело - значит, работы выполнена классно.


Сюжеты нужно развязывать ясно и просто. Читатель хочет обнаружить конец. Приобретя новый жизненный опыт, человек становится богаче. Концовки подсюжетов вплетайте в историю, которая еще продолжается. ЭЖмоциональной должна быть только одна точка. лучше всего ее ставить в последних кадрах фильма.


Пятиступенчатая структура.


Позволяет контролировать напряжение в действиях от вспышки интересак обязательному моменту. Препятствия растут, ямы углубляются, энергия возрастает.


Основные удары нужно наносить вовремя и в нужное место. Без контроля - невозможно прихватить важные мелочи, втащить их в сюжет.Если структура невидима - она превратится в упругую, туго натянутую струну. Она и будет звучать в сердцах читателя. Без структуры - события будут похожи на неповоротливый мешок, который читатель не зщахочет тащить к финалу.




Букварь. Ключи к визуализации в кульминации


Они нужны, чтобы отпереть дверь в эмоциональный мир читателя. Полезно не только их иметь, но и уметь ими пользоваться. Автор - взломщик со связкой отмычек. Что похищаем? Покой, конечно же. Найдите для темы предельно ясный ключевой образ, как метафору для коренной идеи. Образы должны быть простыми, но вырастать они должны из предшествующих событий. Именно эти образы должны запомниться и всплывать в голове при упоминании о книге. Если, конечно, вы не хотите, чтобы люди прочитали и думать за были о том, над чем вы так долго работали.


Собрать ключевой образ нужно из крупинок информации, которые вы выдвете в каждом эпизоде, как пазлы. Каждый миг - это метафора. Визуализация не может быть статичной. Это не картинка в рамочке, это - событие.


Допустим, что ключевой образ имеет свою сюжетную историю. Действие его будет много многоциональнее. Если клюбчевой образ перенасытить деталями, он превратится в ребус. Но мы не можем превратиться в посетителей музей, нет у нас времени на созерцание. Нам нужно развитие истории. Чем проще элементы - тем проще образ. Собирать его проще всего методом монтажа. Простые элементы сталкиваются и создают некий образ, который дополняется, развивается, меняется при дополнении новых деталей.


Найдите нужную метафору и сложите ее из элементов-событий, развивающихся на глазах читателя.




Букварь. Энергия Характера


Характер интересен, если излучает энергию. Для этого ему нужна цель. Интересную цель интересно добиваться. Нам интересен тот, кто ставит себе задачу - добиться цели. Вот здесь и проявятся риск и отвага. Каждое действие открывает грани характера, вскрывает потенциалы героя. Чем выше ставки - тем сильнее характер. В значимых произведениях - у характера всегда есть конкретная цель: ясная и понятная. Мы обязаны заставить читателя полюбить героя. Мы обязаны вовлечь эмоции читателя в действия персонажей.


От любви до ненависти... Влюбляйте и шокируйте! Ставьте ложные цели, пусть герой добивается их и восхищает читателя. А затем вскрывайте истинные цели. Меняйте отношение к герою - кардинально. Нельзя оставлять героя без движения к цели - ни на минуту. Подлинная цель может быть глубоко упрятана, но какая-о ее часть должна быть видна и понятна. Важно, чтобы у героя всегда была возможность действовать - здесь и сейчас.


Отдельные цели сплетаются в сквозное действие, продвигая героя из рая в ад.


У героя должна быть одна единственная сквозная цель. Она проявляется, как цепочка конфликтов, в каждом конфликте - своя цель. Цели постепенно растут. Истинные цели проясняются в кульминации. Они ясны читателю, они делают понятными действия героя. Цели характера могут меняться и даже противоречить друг другу в том случае, если они являются составляющими сквозной цели, сквозной сверхзадачи.


Цель - сверхзадача, направление сквозного действия. В целях открывается суть характера.




Цель характера.


Что хочет характер?


Чего я хочу? В общем. Это моя цель. Как я ее добиваюсь? С помощью специфических целей.


Почему я хочу именно этого? Здесь проявится связь с другими персонажами. Каждое действие - концентрирует мотивацию на одном ответе, поглощающем все остальные. Действия направлены на развитие конфликта сцены.


В одной сцене - один мотив. Отвечая на главное "почему", я знаю - "для кого, ради чего" я совершаю действия.


Против кого\чего направлено мое "хочу". Ответ вскрывает антагониста, перекрывающего путь к цели Препятствием является все, что создает брешь между моим желанием и необходимостью преодолеть брешь на пути к цели.


Какое давление я испытываю?


Это брешь, барьер, внутренние проблемы и противодействие тех, кому я мешаю, продвигаясь к своей цели.


Главная цель проявляется как можно раньше, т.к. это поможет читателю проникнуться сочувствием герою. Без сомнений, что цель будет достигнута - действие развивается скучно. Цель проясняется и укрепляется в столкновении с брешами, барьерами, борьбе с антагонистами (их силы тоже растут), с неожиданными тупиками и поражениями.


Цель - должна быть притягательной для героя, вскрывающей его характер. Главная цель действует непрерывно, побочные - подстраиваются от эпизода к эпизоду. Возникнув сразу, главная цель проясняется постепенно, освобождаясь от временных целей. Наконец, освободившись от масок, главная цель выходит наружу, проявляя все уловки на пути к ее достижению.


Сквозное действие характера - цепочка активных действий-противодействий, вскрывающих характер.


Мотивировка героя - важнейший элемент. Каждый персонаж имеет свои желания, но основная цель - желание главного героя. То, что хочет герой - про это и будет рассказана история. Ясная мот ивировка желания помогает читателю полюбить героя.


Два уровня мотивировки. Внешний - то, что хочется получить зримо и ощутимо. Внутренний - почему он этого хочет. Внутренняя мотивировка прячется внутри характера. О ней можно лишь догадываться.


Мотивации и действия важно связывать. Ясные и простые мотивы помогут герою продвигаться к цели, борясь с препятствием. Читателю важно осознавать жизненно важные цели.


Конфликт - встанет поперек желания. Преодолевая барьер на пути к цели - мы вскроем характер. Поперечные барьеры всплывают один за другим. Характер преодолевает препятствия, читатель узнает способности характера. Усиливая преграды, мы глубже познаем характер.




Кто? Что? Какова цель?


Если действия не создают конфликта, драма вянет и скатывается к повествованию. Ответы на три вопроса дают представление о характере.


Кто. Первое, что важно знать - что дает возможность действовать убедительно, действовать в своих интересах. Избавляйтесь от марионеток автора\режиссера. Читатель должен верить герою. Важно убедить читателя, что для характера - это важно.




Вхождение характера в конфликт.


Три доминанты характера: воля, эмоции, ум. Одна из них определит способ вхождение в конфликт. Необходимо заточить характер в сторону этой доминанты. Полученным острием - вскрываем конфликт.


Эмоциональный бросится на препятствие - будь что будет. Волевой будет испытывать себя на прочность медленней. Умный действовать будет позже, но наверняка. И безопаснее. Там где погибнет эмоциональный, с потерями, но решит задачу волевой, там умный - рассчитает риски и взвесит альтернативы.


Биография героя покажет читателю - как войдет в конфликт герой и с чем из него выйдет.


Эмоциональный - импульсивно пренебрегает компромиссами, волевой - концентрирует усилия на достижении цели, умный найдет способ одержать победу.


Не зная биографии - нельзя определить доминанту поведения в конфликте.




Скульптура характера.


Три ракурса, дающих объем характеру.


Физический облик.
Психологический портрет.
Жизнь в социуме.


10 вопросов, дающих первоначальный облик героя.


1. Интеллект - как принимает решения.
2. Физиология - здоровье, возраст, болезни, спорт.
3. Социальная база - происхождение, класс, религия, партия.
4. Экономическая база - нищий, богат (каким образом добываешь деньги)
5. Талант - чем отличаешься от других:музыка, спортивные навыки.
6. Посторонние интересы - степень увлеченностью чем-то, помимо работы.
7. Сексуальная жизнь - семья, на стороне, есть ли проблемы, отклонения?
8. Семья - родители, супруга, дети. Каковы отношения?
9. Образование - самоучка или образование?
10. Неприязни - что не выносит? Запах, ночную работу, блондинок.


На читателя можно все это не вываливать. Но знать ответы для себя - важно. Другие вопросы менее важны.


Важно знать то, что помогает правильно развивать конфликт. Мы начинаем не с характера, а с поверхностных очертаний. Нельзя проявлять характер сразу. Читателю важно проникать в героя - постепенно.


Глубины характера проявляются только под воздействием сильной драмы, конфликт должен сорвать с героя маску.




Глубина характера. Характеризация.


Первый взгляд на персонажа - поверхностны. Понятно только то, кем персонаж хочет казаться, но не то, чем является на самом деле.


События должны вытащить из характера внутреннюю суть, иногда вопреки его желаниям.


Подлинная суть характера проявится в конфликте. Событие конфликта затронет систему цнностей, за которую борется персонаж, добиваясь цели.


Чем сильнее давление, тем глубже проникновение в характер. Важно понять, перед каким выбором стоит персонаж, что выбирает в итоге?


Характер - этический выбор под давлением драматической ситуации. Трусость или смелость, эгоизм или сотрадание?


Риск и опасность определяют характер в драме.


Действия подтвердят моральный выбор каждого и откроют суть характера. За событиями, в которых вскрывается характер - следят с предельным вниманием.


Хорошая история - это цепочка событий. Действия персонажей напрягают конфликт. Важно понимать мотивы поступков персонажей.




Путь к цели - цепочка катастроф.


Схожие действия различаются целями их совершения.


Имея ясную цель, мы можем развить путь героя, как цепь катастроф: поражений и побед. Удаляясь от цели, нельзя ее терять. Чтобы добиться цели, герой обязан выбраться из любой ситуации.


Далекая цель, ведущая через весь фильм - сверхзадача. Только активные действия ее выполняют.


Два уровня в характере:


- эмоциональный уровень восприятия (общительный, нелюдимый, успешный, озабоченный, доверчивый, подозрительный...);
- физическое сотояние (здоров, болен, силен, устал, стыдится, гордится, заикается, сутулится).


Два уровня характера проявляют правду тела характера. Она убеждает лучше всяких слов. Чтобы выявить правду о характере, важно понимать, что он делал за 15 минут до произошедших событий? За 6 часов. Это знание помогает действовать конкретно, правдиво, нешаблонное. Читатель может о них не знать, но автор обязан отталкиваясь от этих знаний обогащать поведение героя деталями.




Мысли и принятие решений характера.


Нам не нужно знать героя до дна, нам важно понять главную черту характера. Главная черта - зерно. Из него вырастет то, что нам нужно.


У героя должна быть сверхценная для него идея. Это поможет ему действовать убедительно. Остальное развитие характера подчинено связи читателя с харакетором героя. Эмпатия - единство мыслей и чувств читателя и персонажа.


Как герой думает? Нам важно понять и полюбить его.


Думать в драме - принимать решения и действовать.


Выстраиваем логику действий, где каждый бит поведения имеет свою причину. Шаги совершаются потому, что к ним привели ясные причины, понятные читателю.


Характеры опираются на интуицию. Сталкивая кусочки информации,делая выводы и действуют, в т.ч. с риском и опасностью.


Действуя вопреки собственной выгоде и пользе, под руководством эмоций,герой вознаграждается сюрпризами и уникальными возможностями.


Аттитюд - философия характера по отношению к теме. Это интеллектуальная реакция характера на мир. У героя и антагониста - разные аттитюды. Грабит - зачем? Разбогатеть или оплатить операцию?


Важно объяснять действия героя по достижению главной цели, чтобы читатель понимал - что и зачем происходит? А для этого нужно понимать аттитюд характера. Он сам должен его понимать и действовать, исходя из этого понимания.


Это - сквозная задача роли и взгляд характера на мир, в котором он пребывает. Вситуацию не нужно вторгаться действиями и пытаться объяснить словами позиции.


Аттитюлд - философия действия характера в конфликте. Интеллектуальная и психологическая реакция на мир объединены. Выражется он в одном-двух предложениях, просто и ясно и доносится только персонажу (или актеру).


Чем понятней аттитюд читателю, тем активней он реагирует на его действия.




Психологичекая реакция на окружающий мир. Аттитюд и точка зрения.


Мое отношение к конфликту опирается на мое самоощущение - это мой аттитюд.


Я - неудачник\победитель\самец и т.д. Это мой аттитюд. Моя философия, которая поможет мне принимать решения и действовать соответствующе. При этом я получу оценку со стороны. Ко мне подстроятся, исходя из моего аттитюда. Третьей точкой зрения будет авторское мнение. Она обрисовывает перспективу развития характера.


Покажите историю с точки зрения героя - она будет оригинальной Обычно в рассказе не хватает именно точки зрения героя.


Что ему угрожает?
Почему он делает это?
Чем он жертвует, достигая цель.


Сюжет - это способ двигать героя к цели через препятствия. В столкновениях проявляется характер. Зритель в шкуре героя будет драться до победы.


Ставьте героя в драматическую ситуацию, когда необходимо раскрыть и пустить в дело все резервы характера. О многих герой и не догадывается.


Подчиняйте действия героя трем вопросам: кто? что делает? какова цель?


Аттитюд может расти и меняться строго на основе мощной мотивации и в итоге убедительных действий в конфликте.




Три взгляда на характер.


Что характер думает о себе?
Что о характере думают другие?
Что о характере думает автор.


Автор знает истину. Он ведет к ней персонаж: через конфликты, повороты действия, о чем характеры и не догадываются. Стратегию развития характера держит в руках автор.




Кто герой?


Чья история? Кто - центр рассказа?


Если поставить в центр главного героя, то именно его проблемам будет выделено больше всего места. Разумеется, за счет остальных.


Воображение выводит на первое место тех,с кем проще себя идентифицировать. Одна и та же история Золушки девушкой будет написана про девушку, парнем - про принца.


Автор выводит в центр событий то, что ему ближе. Драма же возникает как эмоциональный ответ читателя. Полезно все, что этот эмоциональный контакт развивает. Раскрутить историю, можно осознав - чья эта история по факту действий и эмоций.


В центре драмы - характер. Он чего-то хочет - больше остальных персонажей. У героя есть цель, препятствия на пути к ней. Это дает наибольшие шансы на сопереживание зрителей.


Можно ли рассказать историю двух героев? Можно, но у читателя только одно сердце. Но если у героев общие враги - то это возможно. Читатель будет на стороне "наших". История одного характера - основная, остальные эту историю развивают и подталкивают.


4-5 подсюжетов вокруг основного сюжета - обычное дело. Подсюжеты развивают основной сюжет, продвигая его к кульмианции. Все они помогают любить или ненавидеть героя.


Важно определить каталиста. Это катализатор истоии, персонаж, помогающий герою. Именно он заставляет героя действовать. Каталист - это враг или объект любви героя. Это осевой персонаж. Его нужно спасти или убить. Он провоцирует бреши, а герой их преодолевает.


У каждого объекта истории есть своя история, подсюжет. В структуре драмы развитие героя - самое сложное и подробное, остальные персонажи расположены вокруг. Чем дальше персонаж от героя, тем проще и лаконичней его ситория. Боковые персонажи историй не имеют. Они обслуживают основных персонажей.


Драма - это война каждого против остальных. Либо он против них воюет, либо они ему доставляют страдания.


Схема подсюжетов помогает обнаружить резервы для конфликтов.




Полюбить героя.


Герой - центр истории.
Его мотивы двигают сюжет.
Выявляйте эмоции, которые помогут зрителю сопоставить себя с героем.
Герой вызывает симпатию. Погружайте его в драматическую ситуацию - чем раньше, тем лучше.
Опасность растет быстрее, чем потенциал возможности с ней справиться.
Герой вызывает любовь: хороший и добрый, смешной и справедливый, умелый в своем деле.
Немедленно идентифицируйте - сначала симпатия, потом все остальное. Знакомьте читателя с героем как можно скорее.
Наделяйте героя силой: власти над людьми, действием без колебаний, смелостью выражения чувств, силой переживаний и глубиной реакции на реальность.
Слабости и недостатки должны быть узнаваемы: пьет, влюбчив, ленив.
Откройте и понимайте реальность вместе с героем, глазами героя. Его вопросы к реальности совпадают с вашими. Отгадки вы ищете вместе. Это сближает.




Автор - диктатор.


Соединяйте несовместимое.


Герои - не живые люди. Это метафоры живых существ. Но их можно узнать глубже и полнее, чем своих соседей за 20 лет жизни. Характеры рисуются точными, лаконичными штрихами.Он возникает в действиях и поступках. Перенести из жизни на бумагу, сцену или экран живого человека - всего лишь получить бледную копию.


Соедините в персонаже несовместимое - он заблестит красками.


Оснастите героя способностью действовать убедительно внутри сюжета. Узнайте, чего характер хочет сознательно, а чего - подсознательно. Какими действиями он добивается своей цели? Он посмотрел, он подумал - это не действия, это - оценки. Придумайте простые и ясные действия и обрисовывайте ими характер.


Глубокий характер создают противоречия.


Энергия характера раскручивается от одного поворота к другому. Поворот впрыскивает в читателя хорошую дозу адреналина, если героя кинули в пропасть драматической ситуации.


ХОРОШО ПРИДУМАННЫЙ ПОВОРОТ В ДЕЙСТВИЯХ определяет класс автора, сценариста, драматурга и режиссера.


Придумывайте мотивированные, убедительные действия. Для этого важно знать главное о жизни героя. Найдите его рай и его ад.


Как он представляет себе счастье? Что для него главное - любовь, деньги, карьера, дружба, честь? вытащите из этой кучи - одно главное. Оно станет вектором, пролагающим путь в "рай".


А какой у героя ад? Ад более важен, чем рай.


Какая ситуация была бы для него самой ужасной? Чего он стыдится или боится? Чего не может допустить?


Приняв грубую основу характера, можно выстраивать тончайшие движения его души. Полезно уйти от абстракции рая и ада. Нужно представить конкретные их детали. Ангел и дьявол героя - это светлые и темные стороны его души. Воображение подскажет вам точные ориентиры. Характер наполнится точными чертами уникального образа.


Найдя ангела, надавите на него мощным прессом и посмотрите - как он будет себя вести? Сравните, во что выливаются намерения героя на деле? Реалия далека от идеала. Так родится конфликт.


Из чего вырастают конфликты характера с жизнью? Каковы действия характера в конфликтах?


Первая жизненная катастрофа в детстве.
Главные катастрофы в жизни.
В чем нуждается больше всего?
Чего боится - мании, страхи, тревоги?


Маленькие события детства могут иметь большие катастрфические последствия. 95% личности формируется до 5 лет, оставшиеся 5 - за всю оставшуюся жизнь.


Какая ситуация была самой худшей(нищета, потеря престижа, одиночество).
Как представляет себе счастье? (богатство, жизнь на природе, власть, любовь, дети).
Как он входит в конфликты и выходит из них? (осторожно, агрессивно, дружелюбно, панически?)




Что делает поступки героя предсказуемыми? Чем герой уникален?


В кульминации герой должен быть непредсказуемым. Читатель должен получить эмоциональный шок. Но поступок должен вытекать из предшествующей жизни героя. Важно верить действиям персонажа.


Закономерное и непредсказуемое действие - главная поворотная точка в развитии характера. Мы проникаем в глубь характера, мы потрясены тем, что из него выпотрошено.


Автор обязан знать мир каждого персонажа, его жизнь, рай и ад его души. Самые важные моменты жизни характера должны сближать его с читателем.



Другие статьи в литературном дневнике: