***

Хома Даймонд Эсквайр: литературный дневник

Примеров «добродетельной бедности», демонстративного презрения к богатству и осуждения роскоши со стороны первых лиц в римской общине. Любопытным примером является фигура цензора 275 г. до н. э. Гая Фабриция Лусцина, который изгнал из сената Публия Корнелия Руфина, дважды консула и диктатора, за то, что тот приобрел серебряные вазы весом в 10 фунтов (около 3 кг), чем подавал другим сенаторам пример роскоши15. Он же запретил полководцам иметь более одной чаши и одной солонки из серебра16.


Судя по содержанию более позднего закона Лициния Красса, к предметам роскоши относилось копченое и соленое мясо, стоившие, видимо, достаточно дорого50


Роскошь в Риме приняла такие формы, что, в конце концов, сделало необходимым введение запрета на импорт средств женской красоты380.
Ливий среди первых признаков роскоши называет появление поварского искусства (39. 6. 9)


Закон Опия против роскоши


ЗАКОНЫ ПРОСТОТЫ, Sumptus и leges sumptuar;ae. В древние времена в Риме господствовала простота нравов и воздержанность, но впоследствии все более и более стала преобладать безумная расточительность и утонченная роскошь. Ни целый ряд законов, leges sumptuariae, ни строгость цензоров и эдилов не в состоянии были удержать развитие этого зла. Древнее всего законы, запрещавшие расточительность при похоронах, напр., закон Нумы, lex Numae, и целый ряд постановлений в XII таблицах. Cic. legg. 2, 23 слл. Собственно первый закон, направленный против расточительности в настоящем ее значении (lex sumptuaria), был закон Опия (lex Oppia), в 215 г. до Р. Х., изданный против роскоши женщин. Liv. 34, 1—8. Другие законы ограничивали почти исключительно роскошь пиров и обедов, как, напр., lex Orchia, приблизительно в 183 г. до Р. Х. (о числе гостей), lex Fannia, 161 г. до Р. Х., возобновлявший закон Орхия и запрещавший известные кушанья, а также определявший норму издержек на стол в праздничные дни. Закон Дидия, lex Didia, 143 г. до Р. Х., распространил действие предшествующих законов на всех римских граждан, живущих в Италии; а закон Лициния, lex Licinia, ок. 100 г. до Р. Х., был, в сущности, повторением закона Фания и установил норму расходов для свадебных пиров и т.д. Закон Корнелия Суллы, lex Cornelia, 81 г. до Р. Х., строго подтверждал предыдущий закон и в то же время назначал весьма дешевую таксу для обыкновенных съестных припасов и для более изысканных яств. Несколько лет спустя был издан закон Эмилия, lex Aemilia. Пространнее всего был закон Юлия, lex Iulia, изданный Цезарем, ограничивший не только роскошь стола, но и роскошь одежды и вообще употребление бесполезных предметов роскоши. За ним следовал другой закон Юлия, lex Iulia, изданный Августом, который вообще старался восстановить древнюю простоту нравов, но безуспешно. Во времена Империи вместе с порчей нравов усилилась также и роскошь, которая не прекращалась, несмотря на разные императорские запрещения. Tac. ann. 3, 52 слл. Ср. Tac. ann. 3, 55.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.04.2023. ***
  • 13.04.2023. ***
  • 07.04.2023. ***
  • 03.04.2023. ***
  • 02.04.2023. ***