***

Светлана Феттер: литературный дневник

«...в XIX веке у многих чуваш передняя и задняя избы стоят или отдельно или вместе, под одной крышей, с холодными сенями между ними. В таком случае вход в обе избы бывает из сеней. Передняя изба содержится чисто; в ней принимают гостей, устраивают пирушки, свадьбы и т. п.; в ней же занимается рукоделием дочь невеста или молодушка. Во 2-й избе готовится пища, приготовляют солод, сушат хлеб, парят в печи пряжу и т. п.


Нередко два отдельных сруба, заменяются, так называемой, пятистенной избой. Отделения пятистенной избы соединяются дверью. Одна из комнат пятистенной избы служит для приема гостей, для пиршества и т. п., другая—для приготовления пищи и других надобностей.


У чуваш очень многие блюда готовили в печи(главная чувашского дома); известны такие национальные блюда из мяса и мясопродуктов, как ш;рттан, тултарм;ш, сукта, с;рме, юн, ш;рпе. Самое престижное кушанье – ш;рттан. Его готовят и летом, и зимой после закалывания барана (овцы). Желудок зарезанного животного тщательно промывался и начинялся нарезанной жирной бараниной без костей. Во избежание порчи мясо для начинки солили. Наполненный желудок зашивали суровыми нитками, после чего он по своему внешнему виду напоминал каравай хлеба. Ш;рттан клали на сковороду и ставили в печь, где его держали в течение 3-4 дней. На сковороду в первые два дня стекала жидкость, ее сливали и поедали, макая в нее хлеб. Готовый ш;рттан хранили в прохладном месте. Ш;рттан подавали на стол при угощении гостей. Летом в страдную пору кусочки ш;рттана клали в суп. Тултарм;ш (в некоторых местностях его называют сут, хас) готовили из кишок заколотого животного. Кишки начиняли салом или мелкими кусочками жирного мяса и крупой, концы кишок завязывали суровыми нитками. Тултарм;ш вначале опускали в котел с кипящей водой, затем ставили на сковороде в печь для поджаривания. Тултарм;ш ели в горячем виде, часто вместе с шурпе. По этому случаю приглашали близких родственников. Так же, как и тултарм;ш, делали юн тултарм;ш - кровяную колбасу. Ее компонентами являлись: свежая кровь, сало, крупа.


Самое важное место среди печений из муки занимал ржаной хлеб - хура ;;к;р, являвшийся нередко и единственной едой. Каждая женщина умела печь хлеб. По вкусовым качествам хлеба ценились достоинства хозяйки. Любопытно отметить, что чувашский хлеб в литературе получил лестную оценку. Князь Курбский в XVI в. писал, например, что чувашский хлеб «сладостнейший, паче драгоценных калачей».


Заслуживает внимания способ изготовления теста и печения хлеба, применявшийся чувашскими женщинами. Накануне вечером замешивалось тесто. Вначале в теплой воде готовилась закваска (к;вас т;п;) из теста предыдущей выпечки. В квашню (к;вас ч;рес) с закваской постепенно сыпалась мука, которую замешивали лопаточкой (калек). По обычаю при этом произносились, такие слова: «К;вас, часрах й;;, ачасем ;;к;р ;иес килет те;;;» («Тесто, скорее поднимись, дети хотят есть хлеб»). После тщательного замешивания квашню плотно закрывалн покрывалом и ставили в теплое место для брожения. В 3-4 часа утра тесто вновь замешивалось с добавлением воды, соли и муки. Затем тесто поспевало. Тем временем печь тщательно готовили к выпечке хлеба. Под (к;мака т;п;) жарко натопленной печи чисто выметали мокрым мочалом, привязанным на длинном шесте.


Хлебопек формовал из теста караваи, используя при этом деревянные хлебные чаши (;;к;р тир;к;). Перед укладкой караваев в печь их сверху смачивали водой, делали несколько проколов, чтобы хлеб не потрескался. Караваи клали в печь с помощью деревянной лопаты (;;к;р к;ре;и)...», из истории чувашского народа.


https://ok.ru/fanagoriya/topic/158631249735791



Другие статьи в литературном дневнике: