Чувашская песня

Светлана Феттер: литературный дневник

Песня «Весь, весь, куккук» как феномен
музыкально-поэтического творчества
чувашского народа
Резюме: В статье рассматриваются смысловые и аксиологические основы «Весь, весь, куккук» (Лети, лети, кукушка) – наиболее востребованного произведения чувашского песенного фольклора. Цель работы – установление
истории песни со времени первой фиксации и анализ ее профессиональных обработок. Автором практикуется
краткое обобщенное описание наиболее характерных черт каждой обработки. Данный подход позволяет явственно
прочувствовать индивидуальный почерк каждого композитора. Выводы исследования строятся на методах сравнения и обобщения. Мелодия этой песни вдохновила чувашских и русских композиторов на создание произведений
разного жанра: вокальных, хоровых, инструментальных. Она уникальна по количеству обработок: их насчитывается более 30 – так часто композиторы не обращались ни к одной чувашской песне. В статье рассматриваются самые
яркие и характерные примеры обработок мелодии песни. Автор анализирует работы С.М. Максимова, А.Г. Орлова-Шузьма, Г. Хирбю, А. Петрова, Г. Анчикова, В. Белого и др. Делается вывод, что включение в учебный процесс
таких образцов народного творчества, как песня «В;;, в;;, куккук», и произведений, которые созданы на тему этой
песни, способствуют повышению уровня музыкальной культуры, формированию уважения к родному народу и его
традициям.
Ключевые слова: чувашская народная песня, фольклор, композиторское творчество.


Для цитирования: Агакова А.Л. Песня «Вещь-вещь, куккук» как феномен музыкально-поэтического творчества
чувашского народа // Этническая культура. – 2020. – № 4 (5). – С. 6-10. DOI:10.31483/r-97474



Song «Fly, Fly, Cuckoo» as a Phenomenon
of Musical and Poetic Work of the Chuvash People
Abstract: The article examines the semantic and axiological foundations of «Fly, fly, cuckoo» – the most popular work of
Chuvash song folklore. The purpose of the work is to establish the history of the song from the moment of the first recording
and analyze its professional processing. The author practices a short generalized description of the most characteristic
features of each artistic treatment. This approach allows to clearly feel the individual handwriting of each composer. The
research results are based on comparison and generalization methods. The melody of this song inspired the Chuvash and
Russian composers to create works of different genres: vocal, choral, instrumental. It is unique in terms of the number of
adaptations: there are more than 30 of them – so often composers did not pay attention to any Chuvash song. The article
discusses the most vivid and characteristic examples of processing the melody of a song. The author analyzes the works of
S. M. Maksimov, A. G. Orlov-Shuzm, G. Khirbyu, A. Petrov, G. Anchikov, V. Bely and others. The inclusion in the educational
process of such examples of folk art as the song «Fly, fly, cuckoo», and works created on this topic, contributes to an increase
in the level of musical culture, the formation of respect for indigenous peoples and their traditions.
Keywords: Chuvash folk song, folklore, composition.


Агакова А.Л.
БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии,
Введение
Одной из известных и востребованных чувашских
народных песен современности является песня «В;;,
в;;, куккук» (Лети, лети, кукушка). Популярность этой
песни скорее всего диктуется исходно заложенным в
ней мощным музыкальным потенциалом и широкими
возможностями ее индивидуальной композиторской и
исполнительской интерпретации. По сути, настоящее
произведение выступает квинтэссенцией песенного
фольклора чувашей.
Методы
Настоящая публикация продолжает изыскания автора, посвященные чувашской народной песне «В;;,в;;, куккук»
профиль удален. Цель работы – установить историю
песни со времени первой фиксации и проанализировать ее профессиональные обработки. В работе практикуется обобщенное описание характерных черт
наиболее известных обработок. В итоге такого подхода к материалу отчетливо можно осознать индивидуальный почерк композиторов. Исследование строится
на методах сравнения и обобщения.
Результаты исследования
Чувашское профессиональное музыкальное искусство восходит ко временам Симбирской чувашской учительской школы, созданной просветителем
И.Я. Яковлевым в 1868 г. Из ее стен вышли выдающиеся деятели искусств С. Максимов, Ф. Павлов, В. Воробьев, И. Максимов-Кошкинский и многие другие.
В школе, наряду с другими дисциплинами, большое внимание уделялось фольклору и его изучению, и первые попытки гармонизации чувашских народных
мелодий проводились в рамках учебной деятельности.
Как отмечал музыковед Ю.А. Илюхин, - "в музыке
чуваши издавна видели источник радости и счастья,
поэтому они относились к ней с особым уважением."


https://phsreda.com/e-articles/10215/Action10215-97474.pdf



Другие статьи в литературном дневнике: