Палестина! Святая! Многострадальная...

Николай Сологубовский: литературный дневник

Палестина!
Святая, родная, многострадальная!


Владимир Крупин

Какое древнее, какое прекрасное и какое вечное слово – Палестина!
Для православных России, оно всегда означало Святую Землю. Слово это с давних времён было настолько обрусевшим, что в Словаре Даля, книге канонической для русского языка, значение слова Палестина объясняется, истолковывается как отчизна, родной край, родина, родные, домашние места.
Приводится пример разговора:
- «Как там у вас, в ваших палестинах?»
– «Да всё слава Богу, тихо всё, благодать».
Из детства помню, как богатые ягодами полянки в лесу называли «палестинками».


Палестина всегда считалась страной и занимала огромные пространства. У неё (данные из «Полного православного богословского энциклопедического Словаря» издания 1903 года) не было «туземного» географического термина:
«Земля обетованная, земля Господня… земля Ханаанская…
Хананеянка, упоминаемая в Евангелии от Матфея, была язычница, но имела великую веру во Христа…
Плодородие Палестины прославлено Библией, которая называет её текущей молоком и мёдом…
В цветущее время истории Палестины её население доходило до 4 миллионов жителей, теперь же едва доходит до 650 тысяч, из которых больше всего сирийцев и арабов, затем уже греки, турки, евреи и европейцы. 80 процентов населения – магометане, затем христиане различных исповеданий, из которых больше всего православных и потом евреи, преимущественно выходцы из Европы около 80 тысяч человек...
Ежегодно посещают Палестину до 20 тысяч иностранцев и паломников, из которых подавляющее число паломников обыкновенно русские…».


Из этого же Словаря выделим фразу: «История евреев в Палестине окончилась разрушением Иерусалима и храма в 70 г. по Рождестве Христовом».


Противостояние израильтян и палестинцев давнее, и, дай Бог, чтобы оно при нас закончилось. Но мне уже совершенно всерьёз кажется, что люди не смогут его преодолеть.
Ненависть сторон нарастает, заборы строятся, увеличиваются ряды колючей проволоки. Сила и деньги - на стороне Израиля, и он загоняет палестинцев в унизительные условия существования.


В прошлом веке я был в Палестине: стены, ряды колючей проволоки, ощущение резервации для палестинцев. Хотя были постоянные лживые слова об автономии. Какая автономия? Если автономия, зачем другие паспорта, другие номера на машинах, запреты палестинцам ехать в Иерусалим. Даже и к Иордану им не подойти, ни подъехать. Они - «люди второго сорта», средства массовой информации, подчинённые мировому сионизму, их называют «террористами».
Хороши «террористы»: они бросают в израильских полицейских камни и палки, а те стреляют по ним из автоматов. А министр юстиции Израиля по телевизору заявляет, что палестинские дети – это» змеёныши» и «их не надо жалеть».
И не жалеют. В Рамалле в начале августа застрелили подростка-палестинца за то, что «он поднялся на крышу» (?). Тогда же в деревне Дума, близ города Наблуса, израильтяне сожгли два дома палестинцев. Сгорел трехлетний ребёнок, спустя несколько дней умер от ожогов его отец, а мать и сестрёнка - все ещё в больнице.


Всюду контрольно-пропускные пункты, постоянные проверки документов, просвечивание багажа, безжалостная трата времени на всякие процедуры. Причём израильские посты безцеремонно вдвигаются в палестинские города и деревни. То есть чужую территорию они считают если не своей, то постоянно подконтрольной. Израильские поселения растут на палестинских землях как раковые опухоли. Иерусалим окружён не только стеной, но и, опять же, этими поселениями. Слова «оккупация палестинских земель израильтянами» здесь самые подходящие.


Но есть полное ощущение, что эти оккупанты очень боятся тех, чьи земли они оккупируют. Вроде бы, чего им бояться? Ведь они и богаче и вооружённее. Думаю, от внутреннего осознания, что они захватили и захватывают им не принадлежащее.


В историю вопроса этой вражды лучше глубоко не вдаваться. Сделаем только выписку из «Повести временных лет» о выборе веры для Руси.
«Что у вас за закон? – спросил князь Киевский Владимир евреев. Они же ответили: «Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу».
Он же спросил: «А где земля ваша?» – Они же сказали: «В Иерусалиме».
Снова спросил он: «Точно ли она там?»
И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших, и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам».
Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»


Если бы евреи были тут древнее палестинцев, с кем же тогда воевал Иисус Навин, пришедший с Моисеем из Египта? (Моисей, как известно, в Землю Обетованную не вошёл). Тут были уже различные народы, прежде всего филистимляне, от имени которых производится наименование палестинцев. Ко времени Моисея и Иисуса Навина (далее привожу выписку из Энциклопедии) «…их патриархальное пастушеское население образовало воинственное союзное государство пяти филистимских царей. В это время они значительно превосходили израильтян культурой; тогда как у израильтян не было ещё ни копья, ни меча, ни кузнецов, у них были оружейные мастера. При разделе земли обетованной Иисус Навин отдал землю филистимскую колену Иудину… но уклонение израильтян от Бога и Его закона было причиной того, что Господь оставил их своей помощью…».


После разрушения Иерусалима (по предсказанию Спасителя: «Не останется здесь камня на камне») римляне запретили иудеям жить в Иерусалиме. Город, названный Элия Капитолина, заселили римские ветераны, переселенцы из греческих городов и выходцы из Аравии и Сирии, говорящие на арамейском языке.
Император равноапостольный Констанитин вернул название городу, отстраивал в нём святые места, связанные со Христом, но положение иудеев при нём не изменилось. Он подтвердил эдикт императора Адриана о запрете иудеям проживать в Иерусалиме.


В дальнейшем арабские халифы из династий Омейядов и Аббасидов демонстрировали уважение к святыням Иерусалима и мест, связанных с земной жизнью Иисуса. Воздвигаются мечети Купол скалы (предположительно на месте мечети Омара) и Аль-Акса. В восьмом веке землетрясения разрушили мечеть Аль-Акса, при восстановлении она была значительно перестроена.


В эпоху Крестовых походов Иерусалим, при захвате которого было пролито много крови его жителей (1099 г.), становится центром Иерусалимского королевства. Мечеть Аль-Акса превращается во дворец короля, затем служит ордену тамплиеров. Много в это время строится церквей, отмечающих какие-либо события Священной истории.


Основатель династии Айюбидов Салах ад-Дин разгромил армию крестоносцев и овладел почти всей Палестиной.
Времена Мамлюкского периода и Османского правления отмечены новыми схватками за великие места земель истории Азии и Европы.


С девятого века арабский халифат пришёл в упадок. Карл Великий помогает франкам в паломничестве на Святую Землю, строит для них гостиницу. В десятом веке иерусалимский храм был разрушен и сожжён. И очень долго возрождался. В одиннадцатом веке грузины отстроили монастырь Святого Креста, ныне для них потерянный.


Исторически сложились три ветви управления Святой Землёй: христиане, мусульмане, иудеи. Русское правительство очень много помогало сохранению святынь Палестины. Святая Земля и жива-то и сегодня только за счёт православных паломников из России. Это люди совершенно бесстрашные. Когда усиливалось противостояние израильтян и арабов, приток паломников истончался, и только русские богомольцы по-прежнему стремились в Святые пределы земной жизни Иисуса. Для них умереть в Святой Земле – предел мечтаний.


Незабываема деятельность архимандрита Антонина Капустина. Он, с помощью арабских друзей, расширил владения земель Русской Духовной миссии. Которые, забегая вперёд, были утрачены, ибо ими владело священноначалие Русской Православной Церкви Заграницей.
И если бы не Ясир Арафат, не молиться бы русским православным ни на Елеонской горе, ни в Иерихоне, ни в Хевроне, ни на Тивериадском озере.


И мы чтим его память не только за мужество в отстаивании интересов палестинцев, но и за уважение к христианским святыням. Величественный памятник над могилой Арафата, около которого сменяются палестинские солдаты, в центре Рамаллы, - место для палестинцев драгоценное и очень посещаемое.


Арабо-еврейское противостояние


Первые признаки арабо-еврейского противостояния особенно обозначились на рубеже XIX-XX веков, когда оформлялось международное сионистское движение, поставившего одной из целей задачу возвращения евреев в Палестину. Иерусалимские власти и палестинские депутаты османского парламента выступали против продажи земель в Палестине сионистам.


В годы Первой мировой войны Палестина вновь в центре событий. Именно по настоянию России страны Антанты постановили (1916 г.) по окончанию войны выделить Иерусалим и Палестину в особую зону. Но Великобритания, чьи интересы совпали с сионистским движением (плюс близость Суэцкого канала), претендовала на управление Палестиной.
Вспомним 1917 год, именно тогда (11 декабря), английские войска, наступавшие из Египта, вошли в Иерусалим. Генерал Алленби, уважая святость города, вошёл в него пешком. Город, разграбленный турками, был в плачевном состоянии.


Время с 1917-го до 1948-года XX века проходит под названием Английского протектората. Арабы, недовольные резким притоком евреев, неоднократно поднимают антиеврейские восстания.
С чего вдруг Британия дарит евреям не принадлежащую им территорию?


Евреев защищают англичане, и сами евреи создают отряды самообороны.


Русские монастыри, лишившиеся помощи из России, переживают тяжелейшие времена. Монахини вынуждены были зарабатывать на проживание на строительстве дороги Иерихон-Иерусалим. Многие уезжали в Александрию.


И вот наступил 1948 год, образование государства Израиль. Но почему же только Израиля? Организация Объединённых Наций собиралась создать ещё и государство Палестину? И что же не создали? Вопрос открыт…


Но вот мы живём и видим, что хотя государства Палестина нет официально, оно есть фактически. Есть правительство, народное хозяйство, учебные заведения. Проводятся международные симпозиумы, конференции, организованные Палестиной. Традиционная арабская культура, литература, живопись жива благодаря во многом именно интеллигенции Палестины.


Но американо-голливудские штампы против палестинцев постоянны: как ни фильм о террористах, так террористы обязательно арабы. Но никогда пророк Мухаммад, основатель ислама, не ставил перед своими последователями задачи достижения мирового господства, Он обращал мусульманское вероучение только к арабам.


Евреи вернулись, возвращаются, но на каких основаниях? В основе – не воля Божия, а политика и деньги. И амбиции. Непомерные амбиции. Неужели же евреи перестрадали больше всех?
Был еврейский холокост? Да, был.
А армянский геноцид от турок начала двадцатого века?
А алжирские жертвы от французов?
Напоминать ли о Талергофе, о сербском холокосте? У хорватов был даже такой специальный нож-серборез.
А страшный белорусский холокост, когда в каждом сельсовете были по три-четыре деревни, жителей которых нацисты сжигали заживо.
А русский холокост?
И кто же спас евреев, если не Красная Армия?


Судьба Иерусалима


Поддержанные мировым сионизмом израильтяне, во время Шестидневной войны (1967 г.) полностью заняли Иерусалим.
Тогда я работал на московском телевидении, а что такое московское телевидение как не еврейский дом, и хорошо помню восторг коллег-евреев по этому поводу. Также укрепило положение евреев решение кнессета Израиля об объявлении Иерусалима «вечной и неделимой» столицей Израиля. Но они как-то умудряются умалчивать о том, что большинство государств Организации Объединённых Наций это решение не признают. Но что до того «избранному народу»? Что до того, что палестинцы ущемлены в правах?!


Пунктирно обозначил я по документам присутствие палестинцев на своей земле. На своей. Да и кто же мог бы жить во все века на земле палестинцев как не палестинцы? Тут же слышу хор возмущённых голосов в защиту евреев. «Вы не теми документами пользовались». Я пользовался «Православной энциклопедией», она для меня неопровержимый авторитет.


Евреям надо быть объективными и благодарными. Благодарность – основное качество порядочного человека. А в благодарности национальной главное – уважение к другой нации.
Я православный и много раз бывал в Святой Земле и в поездках сопровождали нас монахини русских монастырей. А гиды в Израиле, как правило, иудеи.
Так кто такие иудеи? Ненавидевшие Христа, заставившие Понтия Пилата приговорить Его к Распятию. Они не могут доселе слышать о Нём. Изгнали из Священного Писания его христологическое толкование. Масоретский перевод Библии лёг в основу перевода латинского – Вульгаты. И доселе Запад живёт по Писанию, из которого изъят Иисус Христос. Отсюда все беды Запада.
Иудеи доселе считают, что обещанный им Мессия ещё придёт. Но мы веруем и исповедуем, что христианство принёс на Землю Сын Божий. И, конечно, очень оскорбительны для нас фразы, которые израильские гиды лепят приехавшим туристам и паломникам, такие как: «Здесь, согласно легенде, появился на свет так называемый…». У колонны, из которой вылетели пчёлы и осы, жалившие персидскую конницу, гиды говорят: «По не поддающимся проверке сведениям тут был этот факт, в который ваш покорный слуга склонен не верить». Это в Вифлееме.
У Голгофы: «Согласно некоторым источникам, здесь казнили позорной смертью преступников. Однажды…».
У Гроба Господня: «Здесь пределы (так и говорят) ангела и телоположения».


Мало того, они настраивают экскурсантов против палестинцев. Помню, ещё в прошлом веке гид, очень культурная дама, говорила о палестинцах, не скрывая ненависти. «Они так много рожают, что им ничего не стоит отдать одного-двух в шахиды». Вроде бы и не говорят о политике, но непременно обратят внимание на то, что Израиль «вынужден был» отгораживаться от палестинцев.
Видимо, он вынужден так же контролировать 95 процентов водных источников Палестины. Прекрасен сад русского участка земли в Иерихоне, прямо рай, а сколько же надо платить за воду?


Когда слушаешь хор пленных иудеев из оперы Верди «Набукко» и читаешь в Псалтири слова иудеев: «Как же нам петь весёлые песни в земле чужой», очень даже понимаешь стремление евреев на «историческую родину". Так ведь она и для палестинцев ещё более историческая. Тут точка преткновения. И никто ничего никому не докажет.


Я изложил кратко историю Палестины. Пользовался источниками самыми достоверными, в первую очередь Энциклопедиями. Мне будут говорить, что я не прав, тогда я спрошу: так кто же на Ближнем Востоке живёт в оккупации, за забором, в состоянии униженном?


Выход один – придать Палестине, существующей де факто, статус государства де юре и жить с ним в мире и согласии.


Сто тридцать пять стран, входящих в ООН, признают Палестину. 28 марта сего года в телеграмме участникам встречи Лиги арабских стран президент России высказался за решение ближневосточных проблем созданием государства Палестины.


До сих пор в Палестине нет своего аэропорта, а через аэропорт Бен-Гурион в неё не прилетишь. Приходится добираться через Иорданию. Нам вообще пришлось лететь через Арабские Эмираты, Дубай.
А этот кошмар прохождения израильских кордонов!


Вспоминаю щиты с фотографиями пожизненно заключённых палестинцев. Вспоминаю, как ехали в Назарет и Акко и проезжали огороженную рядами колючей проволоки тюрьму для несовершеннолетних палестинцев. А эти обгоревшие, обугленные дома в деревне Дума у Наблуса! Детские игрушки, мёртвая черепашка, фотография малыша, который ещё позавчера с ней играл, как можно забыть? Старик около почерневших качелей, деревенские дети, в глазах которых отражается пожарище…


Должны же израильтяне понимать, что, говоря библейским слогом, они «собирают себе на головы горящие угли».


Политика распоряжения судьбами других народов, которую проводят Соединённые Штаты и Израиль, принесла неисчислимые страдания людям. У людей не два срока жизни, так и один калечится.
Ирак, Ливия, Египет, особенно Сирия заслонили в последнее время судьбу Палестины. А судьба эта ухудшается.
Отношение к палестинцам высокомерное, это сразу замечается при прохождении границы. Вспоминается русская пословица: «Жить живи, дышать не смей».


И всё равно радостных впечатлений гораздо больше, чем огорчительных. Незабываемы долгие дороги, когда печальные пейзажи серых, выжженных пространств сменяют весёлые зелёные оазисы полей и садов. И непременные песни, включаемые водителями. Конечно, великая Фейруз! И не только. И песни-то все какие сердечные:
«О, стою под твоими окнами, бедный и несчастный.
Твои родители не отдадут тебя мне в жёны.
А мы любим друг друга.
Я знаю, ты плачешь, я тоже плачу. О, небо!».
Или:
«Был весь день печальный,
боялся поймать твой взгляд,
прочесть в нём приговор.
Но вот ты взглянула,
и стал я счастливый.
О, какое счастье – твой взгляд!».


А в гостинице почти ежедневные громкие свадьбы с оркестрами, танцами, нарядно одетыми гостями! Ради улыбки вспомню: у нас был приём, на котором палестинцы весело пели и танцевали. Писатель из России, не мыслящий веселья без подогрева, сказал мне: «Наверное, они тайком от нас выпили». – «Да ты что, палестинцы совсем не пьют». – «А что же они такие весёлые?».


Вот и в ночном ресторане в Акко, высоко вознесённом над Средиземным морем, как было хорошо. Прямо под нами подводные пловцы давали представления, сияла полная луна, и сама она казалась одним из фонарей набережной. Далеко по горизонту светились огни Хайфы, виднелась библейская гора Кармил, на которой пророк Илия посрамил языческих жрецов, а в 1799 году здесь был посрамлён и Наполеон Бонапарт, не сумевший взять Акко.
Именно в этих местах (Кармил, Фавор, Мегиддо), согласно Откровению святого Иоанна Богослова, будет эсхатологическая битва в «великий день Бога Вседержителя». Сойдутся силы небесные и силы ада!


У синагоги в Акко табличка: «В 1262 году рабби (такой-то) сказал о необходимости заселения Палестины евреями». Вот нынешний Израиль, слушаясь средневекового рабби, выживает палестинцев и заселяет их земли евреями…


В Палестине постоянно ощущаешь приветливое отношение к русским. Но отношение это – заслуга тех русских людей, которые оставили добрый след в Палестине. Русские школы, больницы, помощь в трудные времена, - это не забывается.


И ещё – наиважнейший фактор – русские жёны. И в Египте, и в Сирии, в Тунисе, а в этот раз и в Иордании, бывал я в обществах бывших студентов из СССР. «К нам приехал новый посол из России, мы сказали ему: здесь вы не будете одиноки, здесь ещё пять тысяч российских послов».
Вообще, Палестина и Сирия - самые христианские страны Ближнего Востока. В них много христиан. Например, Вифлеем и Антиохия.


Земля солнца, земля страданий, как много от тебя зависит, Палестина!
Нельсон Мандела говорил:
«Не может быть в мире свободы, пока не свободна Палестина».


Очень много сходного меж Россией и Палестиной. Обе они многократно оклеветаны. Мотив оболгания святого и чистого встречается в народном фольклоре разных стран. Как правило, оболганные герои, проходя через разные испытания, с честью из них выходят. Верим, так будет и с Россией, и с Палестиной.


Владимир Николаевич Крупин,
русский писатель,
председатель Высшего творческого Совета Союза писателей России,
лауреат первой Патриаршей литературной премии


28.10.2023



Статья полностью:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/10/28/palestina



Другие статьи в литературном дневнике: