***

Николай Сологубовский: литературный дневник

Украинские хроники. 3 сентября 2014.


«План Путина» по урегулированию конфликта на Украине
Озвучен Президентом России в ходе общения с журналистами.
В целях прекращения кровопролития и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины считаю, что противоборствующие стороны должны незамедлительно согласовать и скоординированно осуществить следующие действия:
1. Прекратить активные наступательные операции вооружённых сил, вооружённых формирований, ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.
2. Отвести вооружённые подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
3. Предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки в создаваемой таким образом зоне безопасности.
4. Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населённых пунктов в зоне конфликта.
5. Организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.
6. Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населённые пункты Донбасса – Донецкую и Луганскую области.
7. Обеспечить возможность направления в пострадавшие населённые пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.
http://www.kremlin.ru/news/46554
http://maxpark.com/community/politic/content/2961592


Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Тунисской Республики М.Хамди, Москва, 2 сентября 2014 года. (отрывки)
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать итоги вчерашнего заседания Контактной группы по Украине? Есть ли какие-то основания для позитива?
С.В.Лавров: Вчерашняя встреча в Минске была первой с участием представителей Киева и ополченцев Луганской и Донецкой народных республик. Обсуждались вопросы политического урегулирования. До вчерашнего дня дискуссий в таком формате не было. Это уже само по себе важно.
Как я понимаю, на вчерашней встрече стороны обменялись позиционными документами с конкретными предложениями о путях урегулирования ситуации и договорились продолжить работу в таком формате уже на этой неделе. Надеюсь, что такую договоренность можно воспринимать как достигнутое понимание, что работать нужно не через навязывание противоположной стороне какой-то одной точки зрения, а через поиск компромиссов. Мы призываем в ходе дальнейших переговоров опираться на общую, согласованную в международном плане базу – на Женевское заявление от 17 апреля с.г., в котором идет речь о необходимости полноценного равноправного участия всех регионов и политических сил в определении путей дальнейшего развития Украины.

Вопрос: Как Вы оцениваете решение киевских властей внести в парламент закон об отмене внеблокового статуса Украины?
С.В.Лавров: Что касается инициативы кабинета министров Украины по внесению в Верховную Раду предложения об изменении законов с тем, чтобы отказаться от внеблокового статуса Украины и взять курс на вступление в НАТО, обращу внимание на один очень любопытный факт. Это предложение появилось как раз тогда, когда после встречи в Минске наметились договоренности о том, чтобы в рамках Контактной группы постараться найти общеприемлемое решение нынешнего внутриукраинского кризиса. «Партия мира» пыталась и пытается продвинуть переговорное политическое решение по всем основным вопросам, с которыми сейчас сталкиваются украинцы, а «партия войны» в Киеве предпринимает шаги, однозначно нацеленные на подрыв всех этих усилий. К огромному сожалению, подобные настроения в пользу укрепления в Киеве позиций «партии войны» активно подогреваются и подстегиваются из Вашингтона, некоторых европейских столиц, все чаще из Брюсселя и штаб-квартиры НАТО, Генеральный секретарь которого по поводу и без выступает с заявлениями, которые совсем не относятся к его компетенции.
Мы знаем, что серьезные ответственные политики в Европе и США выступают против каких-либо провокаций, понимают бессмысленность и бесперспективность продолжения конфликта через требование капитуляции ополченцев, понимают необходимость конкретного, предметного, содержательного диалога с целью найти компромиссы о будущем украинского государства. Рассчитываем, что их голос все-таки возобладает.

Вопрос: Генеральный секретарь ООН заявил, что урегулировать ситуацию на Украине военным путем невозможно, а политические задачи должны решаться путем переговоров. Как повлияет данное обращение Пан Ги Муна на разрешение украинского конфликта?
С.В.Лавров: Не требуется какого-то специального прозрения, длительного анализа, чтобы сделать вывод о бесперспективности попыток решить конфликт на Украине (как и любой другой) военным путем и о безальтернативности политического урегулирования.
Таких призывов было уже немало и, наверняка, будет еще больше. Призывов недостаточно. Нужны договоренности и обеспечение их выполнения. Такие договоренности достигались и не раз, начиная с 21 февраля с.г., когда было подписано Соглашение между оппозицией и бывшим президентом В.Ф.Януковичем в присутствии министров иностранных дел Германии, Франции и Польши, первым пунктом которого было обязательство создать правительство национального единства. Создание такого правительства – прекрасный метод политического урегулирования. Но, к сожалению, через день после подписания этого Соглашения состоялся антиконституционный госпереворот, и оппозиция, захватив власть, раздумала и забыла про национальное единство.
Потом были Женевские договоренности России, США, Украины и ЕС от 17 апреля с.г., в которых прямо было записано обязательство немедленно начать конституционный процесс с участием всех регионов и политических сил и сделать это транспарентно и подотчетно. Это тоже прямой путь к политическому урегулированию. Напомню, необходимость такого процесса была записана в апреле с.г. Сейчас мало кто вспоминает о Женевском заявлении. Недавно мы интересовались во всех европейских столицах, сохраняется ли их приверженность этому документу, под которым стоит подпись Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон. Нас заверили, что приверженность сохраняется, но почему-то ни в одном из последних заявлений Евросовета о Женевском заявлении не говорится ни слова.
2 июля с.г. в Берлине прошла встреча министров иностранных дел России, Франции, Германии и Украины, где был принят документ, в котором записано общее обязательство добиваться незамедлительного прекращения огня без предварительных условий. Это тоже хороший способ начать создавать почву для политического урегулирования. Но безусловного прекращения огня, к сожалению, не состоялось – после принятия этого документа киевские власти стали выдвигать предварительные условия.
Поэтому я бы приветствовал не новые призывы абстрактного характера, а если бы авторитетные политики, такие как Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступали в пользу необходимости выполнять то, о чем уже неоднократно договорились в ходе украинского кризиса. Почему-то эти договоренности нашими западными и украинскими партнерами забываются.
Самая главная задача сейчас – урезонить «партию войны» в Киеве, и реально сделать это могут только США. Вашингтон имеет прямое влияние на украинских силовиков, и фактов тому немало. Очень важно использовать влияние и в целом возможности США для того, чтобы послать необходимые сигналы в пользу перехода от попыток решить ситуацию военным путем к политическому процессу.
Было объявлено, что 18 сентября Президент Украины П.А.Порошенко собирается с визитом в США. Вероятно, это будет хорошей возможностью для того, чтобы расставить точки над «i» в том, что касается американской заинтересованности или незаинтересованности в политическом урегулировании на Украине. Белый дом уже объявил, что визит будет использован США для выражения поддержки Украине в ее стремлении к демократии, независимости и стабильности. Надеюсь, что это не будет демократия по-иракски или по-ливийски, и Вашингтон будет оказывать поддержку именно всей Украине, а не определенной части украинского политического истеблишмента, взявшего курс на силовое подавление части собственного народа. Очень важно, чтобы США и наши европейские партнеры активно поддержали необходимость поиска общеприемлемых компромиссов в рамках начатого вчера в Минске процесса. Тогда, наконец, многочисленные призывы к политическому урегулированию смогут материализоваться. Мы будем активно это поддерживать.
Полностью здесь:
Заявление МИД России в связи с гибелью на Украине российского журналиста А.Стенина
С глубокой болью и возмущением восприняли информацию, раскрывающую шокирующие обстоятельства гибели фотокорреспондента МИА «Россия сегодня» А.Стенина, который последний раз выходил на связь со своей редакцией 5 августа с.г.
Выражаем самые искренние и глубокие соболезнования родным и близким Андрея, сочувствие и солидарность коллективу МИА «Россия сегодня», а также всему российскому журналистскому сообществу.
Согласно обнародованным МИА «Россия сегодня» сведениям, основанным в том числе на проведенной Следственным комитетом Российской Федерации экспертизе останков А.Стенина, целый ряд признаков указывает на то, что это очередное варварское убийство – вновь дело рук украинских силовиков и «национальных гвардейцев», контролировавших, по свидетельствам очевидцев, территорию, на которой были найдены расстрелянные автомобили, включая тот, в котором было обнаружено тело А.Стенина.
Требуем от Киева проведения тщательного и непредвзятого расследования убийства А.Стенина и сурового наказания виновных. За несколько месяцев Россия потеряла на Украине четверых своих журналистов – ситуация неслыханная, в том числе по сравнению с другими кровавыми вооруженными конфликтами последних лет. Противоправная практика препятствования журналистской деятельности, в том числе через нападения, убийства и неправомерные задержания и похищения сотрудников неугодных киевским властям СМИ, должна быть незамедлительно прекращена. Ожидаем соответствующего решительного воздействия на Киев со стороны международного сообщества, в том числе США и стран Европейского союза, так пекущихся о свободе слова и СМИ в других странах и регионах мира.
Сколько еще невинных человеческих жизней должно быть принесено в жертву, чтобы Киев прекратил свою безрассудную преступную политику в отношении миллионов жителей Юго-Востока? Западные покровители должны отказаться от лицемерия и двурушничества в оценках реальной катастрофической ситуации с правами человека на Украине, руководство которой так стремится войти в «цивилизованную европейскую семью». 3 сентября 2014



Интервью Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова агентству «Россия сегодня», 3 сентября 2014 года
Вопрос: Сегодня стало известно о гибели фотокорреспондента МИА «Россия сегодня» Андрее Стенине, будет ли Москва предпринимать шаги в ответ на убийство российского журналиста?
Ответ: Мы с глубокой болью и возмущением восприняли информацию, раскрывающую шокирующие обстоятельства гибели А.Стенина. Выражаем самые искренние и глубокие соболезнования родным и близким Андрея, сочувствие и солидарность коллективу МИА «Россия сегодня», а также всему российскому журналистскому сообществу. Согласно обнародованным МИА «Россия сегодня» сведениям, основанным в том числе на проведенной Следственным комитетом России экспертизе останков А.Стенина, целый ряд признаков указывает на то, что это очередное варварское убийство — вновь дело рук украинских силовиков и «национальных гвардейцев», контролировавших, по свидетельствам очевидцев, территорию, на которой были найдены расстрелянные автомобили, включая тот, в котором было обнаружено тело А.Стенина.
Требуем от Киева проведения тщательного и непредвзятого расследования убийства А.Стенина и сурового наказания виновных. За несколько месяцев Россия потеряла на Украине четверых своих журналистов — ситуация неслыханная, в том числе по сравнению с другими кровавыми вооруженными конфликтами последних лет. Противоправная практика препятствования журналистской деятельности, в том числе через нападения, убийства и неправомерные задержания и похищения сотрудников неугодных киевским властям СМИ, должна быть незамедлительно прекращена. Ожидаем соответствующего решительного воздействия на Киев со стороны международного сообщества, в том числе США и стран Европейского союза, так пекущихся о свободе слова и СМИ в других странах и регионах мира.
Вопрос: Какие усилия МИД России предпринимает для освобождения российского гражданина Романа Селезнева, задержанного на Мальдивах американскими властями?
Ответ: Мы неоднократно делали демарши американской стороне по различным линиям относительно недопустимости практики арестов российских граждан по запросам США в третьих странах. Мы квалифицируем это фактически как похищение наших граждан. Американцы продолжают игнорировать двустороннее российско-американское Соглашение о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 года. Никакой официальной информации о претензиях к нашим гражданам мы по-прежнему не получаем, а если и доходят до нас сведения, то только постфактум, после задержания наших граждан. Мы расценили похищение Р.Селезнева как очередной недружественный акт, мы добиваемся соблюдения его процессуальных прав. Как известно, он сейчас в Сиэтле, куда его перевели после пребывания на Гуаме, несмотря на усилия адвокатов. Сохраняются проблемы с условием его содержания, они были и на Гуаме: не оказывается адекватная медицинская помощь. Мы требуем обеспечить его необходимыми лекарствами и принять практические меры для его освобождения. Мы считаем, что он абсолютно неправомерно был задержан, а фактически похищен. Суд назначен на 6 октября, и мы поддерживаем соответствующие усилия адвокатов. Адвокаты, по нашему мнению, представили суду на Гуаме довольно солидные документы относительно неправомерности его задержания, но все это суд отклонил.
Я не исключаю, что на суд было оказано соответствующее политическое давление со стороны американских властей. Этого нельзя исключать, потому что все подобные судебные разбирательства в отношении российских граждан, к сожалению, проходят в условии политизированности. К сожалению, как показывает практика, американский суд крайне пристрастен в отношении наших граждан. Приходится говорить, что независимости американской судебной системы от органов исполнительной власти, видимо, нет.
Мы неоднократно направляли ноты по поводу Р.Селезнева, но никакого внятного ответа нами не получено, насколько мне известно. Я не видел никакого ответа. Американские власти исходят из того, что все было законно, в соответствии с их законодательством, но дело в том, что это нарушение международного права и это игнорирование имеющихся американо-российских соглашений. Налицо проецирование американцами своего законодательства на граждан третьих стран, и это абсолютно неприемлемо. Мы будем продолжать оказывать ему все необходимое консульское содействие.
Мы предупредили и мальдивскую сторону, четко сказали, что данный инцидент не останется без последствий для двусторонних отношений. Они говорят о том, что будут совершенствовать свое внутреннее законодательство — это дело хорошее, но не дает нам никаких гарантий от повторения подобных инцидентов, и это не позволяет нам никак выправить ситуацию с Селезневым. Самое главное сейчас — добиться его освобождения. Мириться с этим мы не будем, Министр иностранных дел постоянно ставит эти вопросы перед Госсекретарем США Дж.Керри.
Вопрос: Состояние здоровья российского летчика Константина Ярошенко, осужденного в США, продолжает ухудшаться, российские врачи так и не были допущены к проведению независимого медицинского расследования. Следует ли ожидать какого-либо прогресса по данному вопросу? Поступают ли сигналы с американской стороны о готовности сотрудничать?
Ответ: Сигналов от американской стороны о готовности сотрудничать по данному вопросу не поступает. Более того, нам постоянно говорят, что госдеп не может вмешиваться в действия то одних властей, то других, и что они тут ни при чем, но это однозначно не так. Мы обращались и в американский Минюст, но ситуация не меняется. Существуют абсолютно формальные препоны для приезда наших врачей, эти условия не снимаются. В частности, это необходимость наличия лицензии на медицинскую деятельность от штата Нью-Джерси, но ни у одного российского врача такой лицензии нет. Это абсолютно формальные препятствия. Мы очень конструктивно пытались ставить эти вопросы: о совместном консилиуме российских и американских врачей, о необходимости совместного осмотра К.Ярошенко в американской тюрьме, и все это по-прежнему отклоняется. Ситуация с К.Ярошенко пока не претерпевает изменений к лучшему, но мы ищем пути для того, чтобы добиться его возвращения на Родину.
Складывается впечатление, что пока он находится в руках американского правосудия, эти проблемы не исчезнут, потому что власти США продолжают откровенно пренебрегать своими международными обязательствами.
Вопрос: Что можете сказать об экспертной оценке, данной женевским Комитетом по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) при ООН относительно доклада США о выполнении обязательств по международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации?
Ответ: Его результат интересен на фоне событий в Фергюсоне (штат Миссури), которые были охвачены волнениями на расовой почве. Выводы комитета неутешительные: было выявлено огромное количество грубых нарушений прав расовых и этнических меньшинств. Это страна, которая претендует на гордое звание форпоста демократии. Американские власти часто бравируют таким неформальным статусом плавильного котла, что Америка — это плавильный котел, где царят полная гармония и нет никаких расовых проблем. Безусловно, это не так. Были выявлены многочисленные случаи ограничения доступа к здравоохранению, избирательному процессу, образованию, правовой защите на расово-этнической основе, загрязнение территории проживания коренных народов, использование детского труда в сельском хозяйстве. В США, кстати, применяются бесчеловечные практики, включая испытание медицинских препаратов на заключенных, преимущественно темнокожих. Совершенно возмутительная вещь. В современном мире, в 21 веке такая практика отдает эпохой работорговли, по-моему.
Естественно, при нашей активной поддержке прозвучала тема неприемлемости голосования делегации США против традиционной российской резолюции, которая вносится Россией и широкой коалиции государств. Резолюция Генассамблеи ООН о недопустимости героизации нацизма. Американцы фактически в одиночку голосуют против. Сам факт голосования против резолюции как минимум вызывает самые серьезные недоумения не только в России. Эксперты Комитета ООН в очередной раз подтвердили, что в США системно нарушаются основополагающие права человека. Потому что права национальных этнических меньшинств, ликвидация расовой дискриминации – ключевые критерии демократического статуса государства. С этим большие проблемы. Это двойные стандарты. Мы им говорим, чтобы они обратили внимание на себя, на свои проблемы, занялись налаживанием ситуации у себя дома, перестали поучать других, менторствовать, вмешиваться во внутренние дела других государств. К сожалению, это вмешательство под разными предлогами продолжается.
Вопрос: Вы говорите о ситуации на Украине?
Ответ: США продолжают игнорировать массовые нарушения прав человека и принципы верховенства права со стороны украинских властей на Востоке Украины. Говорят, что там нет гуманитарного кризиса и катастрофы. Это просто трудно объяснить и понять логически на фоне трепетной заботы американцев о правах человека в других странах, где ситуацию нельзя даже близко сравнивать с тем, что происходит на Востоке Украины. Мы говорим об этом, ссылаемся на эти итоги не для того, чтобы обвинить американское правительство в чем-то. Это реальность, это факты. С этими фактами нужно считаться. Мы говорили, что у всех стран есть свои проблемы с правами человека, с демократическими процедурами и прочее. Но в США эти проблемы носят масштабный и системный характер. Поэтому это не дает им морального права претендовать на какое-то лидерство в этой области. Фергюсон это еще раз четко подтвердил. Это двойные стандарты, и это замечаем не только мы. Уверен в том, что регулярная серьезная международная критика политики США возымеет силу. Международная критика подрывает имидж США в мире.
Вопрос: Получила ли Россия от Стокгольма разъяснения относительно достоверности сообщений СМИ о том, что подданные Швеции соучаствуют в преступлениях на Юго-Востоке Украины?
Ответ: Мы делали представление шведскому посольству в Москве некоторое время назад, встречались с коллегами, приводили факты. Есть такой небезызвестный господин Микаэль Шильт, который не просто воюет, как оказывается, еще и в шведской военной форме, он еще и вербует наемников, что также противоречит шведским законам. Пока никаких серьезных разъяснений мы не получили, потому что шведские коллеги ссылаются на принцип разделения властей и независимость судебной системы. Их позиция заключается в том, что это, конечно, плохо, но пока подобные люди не вернутся на территорию Швеции и не будет серьезных оснований говорить, что они совершают преступления, то власти ничего делать не будут. Во всяком случае, никто не отрицал факты участия шведских подданных в преступлениях на Востоке Украины. К сожалению, нет реакции западных стран. Наша позиция — в интересах и Швеции, и других западных стран пресечь деятельность подобных радикалов-наемников, потому что они обязательно вернутся в свои страны и продолжат заниматься тем же самым, чем они занимаются на Украине, либо они переместятся в третьи страны. Это вклад в борьбу с терроризмом, экстремизмом. Но опять-таки это игра с огнем, по нашему мнению. Идет пополнение так называемого террористического интернационала при попустительстве западных правительств. Это очень опасная тенденция, и мы надеемся, что нас услышат и конкретные шаги будут предприниматься.
Вопрос: Как Вы оцениваете работу Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ в связи с событиями на Украине? Почему реакции на инциденты с российскими журналистами, даже в случае смерти, приходится настойчиво добиваться, но на инциденты с западными журналистами или по вопросу возможного нарушения прав иностранных журналистов в Крыму ОБСЕ реагирует подробно и достаточно оперативно?
Ответ: Конечно, сам институт призван работать на беспристрастной и объективной основе, но, к сожалению, этого не происходит в полной мере. У нас есть свои серьезные претензии к тому, как госпожа Д.Миятович выполняет свои функции. Да, она сделала в последнее время ряд заявлений, но не будем забывать, что многие из них были фактически инициированы российской стороной. Эти заявления должны быть куда более жесткими, внятными и за ними должны следовать практические шаги. Она должна ангажировать соответствующим образом украинские власти. Если на ее обращения не отвечают, она должна этого требовать, а не бросать ситуацию на полпути. Мы, естественно, находимся в контакте с ней, и от нее такую позицию не скрываем. По части безопасности журналистов и создания условий для беспрепятственного выполнения ими профессионального долга никто не сделал столько, сколько сделала Россия за последние годы. И это признают даже те журналистские ассоциации, которые, может, и не питают чрезмерной любви к нам. Все прекрасно знают, какое политическое давление оказывается на международные организации. В первую очередь со стороны западных стран, если мы говорим о ситуации на Украине. Они, безусловно, давят. Я абсолютно уверен, что идет давление и на сотрудников ОБСЕ.
Вопрос: Планируется ли выпуск новой «Белой книги» по ситуации на Украине? Как реагируют международные правозащитные организации на опубликованные ранее материалы по гуманитарной ситуации на Украине?
Ответ: Два издания уже были, мы не исключаем подготовки нового. Сейчас очень многое будет зависеть от динамики развития ситуации вокруг прекращения военных действий.
В числе нарушений — очень серьезные наступления на права верующих на Украине. Идет фактически политизированный натиск на Православную церковь, сжигаются храмы, монастыри, есть уже погибшие священники. И это тоже нарушение прав миллионов людей.
Любые подобные факты приводят к очень серьезным трениям и углублению противоречий в обществе, мы предостерегаем от этого. Идут попытки зачистить не только политическое поле на Украине под диктовку ультранационалистов, но зачистить и конфессиональное поле.
Наступление на права человека идет по всей Украине — наиболее одиозные формы это приняло на Востоке, где ежедневно нарушается право на жизнь.
«Белую книгу» отправляли во все основные организации, продолжаем получать реакцию от разных правозащитников. Получали выражение признательности за направление данной книги. Правительства целого ряда стран тоже получили эту книгу, не только европейских, но и других. Конечно, мы знаем, что эта книга не осталась не прочитанной в ООН, ОБСЕ, Совете Европе, мы ее передавали лично. Эта книга — подспорье в работе по расследованию преступлений по правам человека. Мы не ждем формальных ответов и не сводим вопрос к получению бумажки в ответ, дело в реальной реакции. В данной книге содержатся не политические оценки, а фактологический материал, но очень красноречивый.
Вопрос: Генсекретарь ООН Пан Ги Мун назвал обстрел 18 августа колонны с беженцами в Луганской области «прямым нарушением прав человека» и «преступлением против человечности». Как Вы оцениваете перспективы расследования этого инцидента? Намерена ли Москва инициировать расследование?
Ответ: После сделанных заявлений должны последовать и практические шаги, и ООН должна сыграть здесь свою роль. Наша задача -содействовать тому, чтобы было проведено эффективное расследование под международным контролем, потому что украинские власти не могут и не хотят проводить такое объективное расследование. Этот вопрос должен быть решен, надеемся, на международном уровне при адекватном участии украинских властей. Раз украинцы претендуют на роль суверенного государства, то его власть должна способствовать проведению беспристрастного расследования. К сожалению, ряд западных стран пытаются всячески обелить действия Киева, замолчать неприглядные страницы новейшей украинской истории.
Вопрос: В течение уже более трех месяцев украинская сторона всячески затягивает расследование одесской трагедии, и данный эпизод фактически был забыт международным сообществом. Как в настоящее время продвигается ход расследования?
Ответ: Конечно, допускать этого, мириться с этим мы не будем. Не только нам, но и международному сообществу со стороны украинских властей давались соответствующие заверения, что они будут беспристрастны, объективны. Ну и где эти расследования? У нас создается такое впечатление, что расследование никак не продвигается. Есть соответствующая группа, сформированная по инициативе генерального секретаря Совета Европы, но там с украинскими властями непросто найти modus operandi по параметрам деятельности, по сфере охвата, по временным параметрам. Президент Украины П.А.Порошенко неоднократно заявлял, что Киев будет и международных экспертов привлекать, в том числе и из России. Мы говорили о том, что готовы внести посильный вклад в содействие эффективному расследованию. Я думаю, если бы были обращения, мы бы рассмотрели должным образом. Но это замалчивается. Безусловно, наказание будет, это вопрос времени.
Об оценках Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев положения на Украине. Сообщение МИД России.
В ходе брифинга 2 сентября в Женеве представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) заявил, что гуманитарная ситуация на Украине продолжает деградировать.
В Управлении встревожены стремительным ростом числа беженцев и внутренне перемещенных лиц. Покинуть свои дома в результате кризиса на Юго-Востоке Украины были вынуждены более миллиона человек.
Из них не менее 814 тысяч нашло убежище в России. Управление высоко оценило усилия российских федеральных и региональных властей по приему и размещению попавших в беду украинцев.
Всего, по данным УВКБ, в зоне конфликта остается около 2,2 млн.человек. Их жизнь ежедневно подвергается серьезной опасности. Ожидается продолжение исхода населения с Донбасса, где в результате обстрелов со стороны украинской армии люди оказались лишены воды, пищи, медикаментов, электричества.
Россия полностью разделяет тревогу Верховного комиссара ООН по делам беженцев А.Гутерреша, который подчеркнул, что «если этот кризис не будет срочно остановлен, он принесет не только разрушительные гуманитарные последствия, но и может дестабилизировать весь регион».
Оценки УВКБ подтверждают, что у конфликта на Юго-Востоке Украины нет военного решения, и говорят в пользу немедленного прекращения военной операции и начала общенационального украинского диалога.
3 сентября 2014


Комментарий МИД России в связи с провокационными высказываниями Министра обороны Украины
В Москве, конечно, обратили внимание на высказывания главы украинского военного ведомства Валерия Гелетея, заявившего о «завершении операции по освобождению Востока Украины от террористов» и начале «Великой отечественной войны», потери в которой будут исчисляться «десятками тысяч».
Степень адекватности главы военного ведомства Украины, опубликовавшего на своей странице в «Фейсбуке» упомянутый пост, – предмет для исследования специалистов не в военной области. Единственное, что, наверное, заслуживает внимания в этом тексте – назначение «архитектором блистательных побед» вооруженных сил Украины на Юго-Востоке начальника Генерального штаба В.Муженко.
Призыв же В.Гелетея готовиться к очередным «десяткам тысяч» жертв в называемой им «Великой отечественной войне», а по сути – новой карательной операции в своей стране – и вовсе повергает в шок. Тем самым он втягивает украинский народ в продолжение кровопролитного гражданского противостояния. Такое кощунственное прикрытие своего желания усидеть в занимаемом кресле любой ценой история Европы, похоже, еще не знала.
С трудом верится, что подобные заявления могут принадлежать министру обороны цивилизованного государства. В противном случае, просто не понятно, каким образом десятки тысяч украинских семей могли доверить этому чиновнику жизни своих детей, братьев и мужей, отмобилизованных в украинскую армию на братоубийственную войну в собственной стране. 1 сентября 2014


Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с решениями Европейского совета по ситуации на Украине
2014-01-09-2014


Анализ очередных «заключений» Европейского совета от 30 августа вновь продемонстрировал неспособность стран-членов ЕС преодолеть инерцию безоглядной поддержки ими киевских властей.
Раскрученная накануне заседания Евросовета истерия о мифической «российской агрессии на Украине» дала свои плоды. Опираясь на абсолютно бездоказательные утверждения о присутствии российских вооруженных сил на территории этой страны, огульно возлагая ответственность за происходящее там на Москву, Брюссель, вместо побуждения к незамедлительному, безусловному прекращению огня и создания условий для полноценного общеукраинского национального диалога между противоборствующими сторонами, продолжает уклоняться от признания истинных причин драматической ситуации на Юго-Востоке Украины.
Одновременно бросается в глаза фактическое отсутствие оценок гуманитарной ситуации в этом регионе Украины, где в результате действий киевских властей развернулась полномасштабная гуманитарная катастрофа, растет число жертв среди мирного населения, количество прибывающих в Россию беженцев приблизилось к миллиону человек.
Вызывает сожаление, что Евросовет, вопреки интересам своих государств-членов, идет на поводу у стран, заинтересованных в реализации геополитических схем, предусматривающих наращивание конфронтации с Россией. Не оставляем надежду, что ЕС все же сможет самостоятельно взглянуть на ситуацию поверх стереотипов прошлого века и наладить конструктивную работу по содействию урегулированию внутриукраинского конфликта.
В случае введения новых антироссийских санкций, Россия оставляет за собой право на принятие ответных мер, направленных на защиту своих законных интересов. 1 сентября 2014


Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел С.В.Лаврова в ходе встречи со студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО(У), Москва, 1 сентября 2014 года (отрывки)
Однополярная модель – в этом теперь убеждены практически все - не состоялась. Народы все решительнее хотят сами определять свою судьбу, выбирать модели развития, которые учитывают их традиции, культурную и цивилизационную идентичность. Эти процессы объективные. Мир глобализируется и становится все более разнообразным, многообразным, появляются новые центры экономического роста – Китай, Индия, Бразилия. С экономическом ростом приходит финансовая мощь, а вслед за этим, конечно, и политическое влияние. Поэтому не учитывать новые локомотивы развития мировой экономики, особенно в том, что касается Азиатско-Тихоокеанского региона, – означает идти поперек истории и объективных процессов.
К сожалению, пока еще данная реальность до конца не осознана. Наши американские партнеры и их ближайшие союзники пытаются эту объективную тенденцию если не повернуть вспять, то хотя бы притормозить. Нам адресуются призывы оставить в прошлом логику сфер влияний в Европе и других частях мира. Мы никогда с этим не спорим. Выступаем за то, чтобы эти сферы влияния на мировую политику остались в прошлой эпохе, где они должны были, собственно, закончить свое существование. К сожалению, наши американские партнеры пытаются заниматься именно этим – призывать всех отказаться от сфер влияния, оставляя за собой право расширять подконтрольное им геополитическое пространство. Это – жизнь. Когда США вознамерятся что-то делать, этому трудно противодействовать. Если об этом не говорить честно, не обсуждать, а просто, как многие это делают, брать «под козырек», то ничего хорошего не получится.
Мы должны обсуждать с нашими партнерами то, в чем мы с ними не согласны. Рассчитываем, что они будут к нам относиться также - не просто огульно обвинять нас во всех смертных грехах, а садится и разговаривать, по-честному излагать свои претензии. Если этого не происходит, тогда мы делаем вывод, что критика нужна только как самоцель, оправдание ультиматумов, санкций и тому подобного.
Наши коллеги на Западе заверяют нас, что совсем не это они имеют в виду, а просто хотят повлиять на ситуацию и каким-то образом найти общие для всех подходы к той или иной проблеме, в частности, к украинской. Если это так, давайте садиться и разговаривать, а не грозить санкциями и не упираться в совершенно нереалистичные требования, например, чтобы ополченцы сдали оружие и позволили себя уничтожить – «мирный план П.А.Порошенко» сводится именно к этому.
На фоне огромного количества дезинформации все-таки здравые голоса пробивают себе дорогу, в том числе и на Западе. В последнем номере журнала «Foreign affairs» (сентябрь-октябрь, 2014 г.) опубликована глубокая статья профессора Чикагского университета Дж. Миршаймера «Почему украинский кризис является ошибкой Запада?» (John Mearsheimer, «Why the Ukraine Crisis Is the West’s Fault», Foreign Affairs, September-October 2014), в которой автор делает следующий вывод. США и Евросоюз сейчас стоят перед выбором: они могут либо усилить враждебность в отношениях с Россией и одновременно продолжать разрушение Украины, в результате чего все вовлеченные стороны окажутся проигравшими, либо «переключить передачу» и содействовать построению процветающей нейтральной Украины, вносящей позитивный вклад в развитие сотрудничества между Россией и Западом. Тогда все окажутся победителями. Я полностью с этим согласен. Но важно, чтобы к этим мудрым словам прислушались и те, кто делает реальную политику.
Мы исходим из того, что сейчас самое главное, чтобы Вашингтон и Брюссель потребовали от Киева именно того же, что они требуют во всех других конфликтах: прекратите использовать тяжелые вооружения и авиацию против гражданских объектов, городов, мирных жителей, не разрушайте школы, больницы, детские сады. В этой ситуации у ополченцев не остается никакого иного выбора кроме, как добиваться того, чтобы силой оттеснить украинских силовиков с позиций, с которых ведется обстрел населенных пунктов, убивают женщин, детей, стариков. Пока эта ясность не будет всеми осознана, насилие не прекратится. Украинские силовики должны уйти с тех позиций, откуда могут наносить ущерб гражданскому населению.
Я очень рассчитываю, что намеченные на сегодня переговоры будут, прежде всего, посвящены задаче согласования незамедлительного, без всяких условий, прекращения огня. Россия будет делать все, что от нее зависит, чтобы способствовать продвижению политического, мирного урегулирования на Украине на основе учета интересов всех без исключения регионов и политических сил этой страны.
В целом мы стремимся проводить именно такую политику в международных отношениях. Это линия самостоятельная – мы никогда не откажемся от нашей внешнеполитической самостоятельности, но она не должна пониматься как изоляционизм. Продвигаем данные подходы в строгом соответствии со своими международными обязательствами на основе принципов международного права, которые закреплены в Уставе ООН и других основополагающих документах. Мы категорически против того, чтобы эти принципы толковались и применялись выборочно, например: какой-то принцип нам нравится, а самоопределение народов как основополагающий, краеугольный камень, как один из закрепленных в Уставе ООН приципов, мы можем проигнорировать. Все принципы международного права, под которыми мы подписались, хотим и будем рассматривать в комплексе, в их органичной взаимосвязи. Будем добиваться единых, коллективных действий, потому что в одиночку никто сегодня проблемы не решит.
Действия, основанные на принципах международного права, не допускают двойных стандартов. Такие подходы вместе с нами исповедуют наши союзники по ОДКБ, СНГ, ШОС, БРИКС, подавляющее большинство других членов международного сообщества. Убеждены, что в отношениях с Евросоюзом и США можно и нужно вернуться на путь прагматичного сотрудничества на основе равноправия и взаимного уважения, для чего необходимо отказаться от абсолютно бесперспективной политики угроз, ультиматумов и санкций.
Когда мы ставим перед собой масштабную задачу интеграции в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) наряду с задачей социально-экономического и технологического подъема Дальнего Востока и Восточной Сибири, мы постоянно подчеркиваем, что делаем это в дополнение, а не взамен нашей линии на углубление партнерства с Европой и Западом в целом. Будет очень обидно, если западные страны выберут такую политику в отношении России, когда наше движение на Восток действительно, к нашему огромному сожалению, окажется взамен углубления партнерства с Европой и с нашими западными коллегами. Это не наш выбор. Не знаю, зачем нас пытаются к этому толкать. Принятые вчера очередные решения Евросовета показывают, что санкционная инерция пока еще очень сильна. Мы оставляем на столе переговоров стратегическую инициативу, с которой выступил Президент России В.В.Путин, о создании пространства экономического, гуманитарного сотрудничества и безопасности от Лиссабона до Владивостока. Это сняло бы очень многие вопросы в том, что касается противостояния между различными частями Европы и Евразии, а также абсолютно провокационной линии на постоянное расширение НАТО и приближение военный инфраструктуры вплотную к российским границам.
Когда есть общее пространство равной и неделимой безопасности, когда все чувствуют себя комфортно - члены НАТО, ОДКБ и те, кто не будет вступать ни в какие блоки (так называемые нейтральные страны, как, например, Украина и Молдова в соответствии с законами, которые у них приняты), когда независимо от того, участвуешь ли ты в военно-политическом блоке, союзе того или иного направления или конфигурации, или не входишь в такие союзы и являешься нейтральным, тогда все чувствуют себя спокойно. Тогда, наверное, гораздо проще будет решать многие проблемы, которые сегодня являются поводом для, порой, кровопролитных столкновений. В Европе XXI века это немыслимо. Но, к сожалению, это происходит. Для этого нужно отказаться от попыток сохранить какие-то привилегированные позиции для членов НАТО. Говорить, что только внутри Альянса безопасность может быть юридически гарантирована, а раз вы туда не входите, значит, будете подвергаться разному роду испытаниям и рискам - это устаревшая логика. К сожалению, нашим партнерам ее пока преодолеть не удается.
Мы призываем их трезво, по-честному взглянуть на ситуацию поверх стереотипов «холодной войны» и проявить соответствующую политическую волю к тому, чтобы перестать разговаривать обвинительными лозунгами, а садиться и начать договариваться, искать баланс интересов, иначе никакого устойчивого решения ни одной проблемы не достичь.
Вопрос: В связи с последними событиями на Украине какой возможный выход из кризиса видит Россия? Какова вероятность военного вмешательства нашей страны в этот конфликт?
С.В.Лавров: Военного вмешательства не будет. Мы выступаем за исключительно мирное урегулирование этого тяжелейшего кризиса, этой трагедии. Все, что мы делаем, нацелено на продвижение именно политических подходов. К огромному сожалению, наши западные коллеги, по-моему, ослеплены ситуацией. Они подходят не критикуя, предвзято и заангажированно – абсолютно всё, что заявляют и делают нынешние киевские власти, получает поддержку на Западе.
Я уже неоднократно приводил хороший пример. Не мы придумали соглашение, которое при Президенте В.Ф.Януковиче вместе с ним подписали О.Я.Тягнибок, А.П.Яценюк и В.В.Кличко, и поставили свои подписи министры иностранных дел Германии, Франции и Польши. Это было 21 февраля с.г. Тогда все приветствовали эту договоренность как открывающую путь к переводу противостояния на майдане в политическое русло переговоров. Первым пунктом этого соглашения с подачи и по настоянию наших западноевропейских партнеров было «немедленно сформировать правительство национального единства». Когда сейчас страны-члены Евросоюза встречаются и принимают на своих мероприятиях декларации, посвященные, в том числе, украинскому кризису, они уже эту цель не упоминают, и вообще нигде уже не упоминают это соглашение, которое было ими проинициировано, по их настоянию подписано и активно продвигалось. Упоминается только достаточно прямолинейный «мирный план П.А.Порошенко»: «Семь дней не будем стрелять, кто не спрятался – мы не виноваты. Те, кто не сдаст оружие, будут уничтожены. Те, кто сдаст оружие, может быть, будут амнистированы. Мы скажем, какой объем полномочий вам делегируем». Это не работающая схема. Начинать надо с выполнения обязательств – создать переходное правительство национального единства. Вместо этого создали правительство, которое стало принимать решения откровенно антирусской направленности в том, что касается попытки отмены закона «Об основах государственной языковой политики». В итоге его не отменили, но сигнал русскоязычному и русскому населению о том, какие цели ставит новая коалиция, прошел. В Верховной Раде русских публично объявляли «недочеловеками», «оккупантами», заявляли: «Убирайтесь с Украины! Прочь с вашей православной культурой!». Все эти сигналы были зафиксированы. Пусть Запад отказывается даже вспоминать о соглашениях, но неужели национальное единство как цель может быть где-то актуально, а где-то – нет? В любом кризисе национальное примирение и единство – это то, чего нужно добиваться и что должно ставиться во главу угла.
В апреле с.г. была вторая попытка. Россия, США, Евросоюз и Украина на уровне министров иностранных дел подписали заявление, в котором говорится, что необходимо немедленно начать открытую, подотчетную и с вовлечением всех регионов и политических сил Украины конституционную реформу. Когда мы спрашиваем у европейцев и американцев, почему эта цель отброшена, а слово «немедленно» в отношении начала конституционной реформы после апреля забыто, на этот вопрос тоже нет ответа. Вчера Совет Евросоюза опять принял какие-то заключения по Украине, где превозносится «мирный план П.А.Порошенко», но нет ни слова о документах, под которыми стоит подпись Евросоюза и которые отражают не односторонний, а коллективный подход к тому, чтобы содействовать украинскому народу в выходе из этой «петли».
Я рассчитываю только на то, что европейцам станет стыдно за происходящее. В Европе уже начинают звучать голоса относительно полной бесперспективности и контрпродуктивности зацикленности на санкциях. Получается, что Евросоюз не может или не хочет воздействовать на воинствующий Киев, не может остановить его и заставить выполнять то, о чем договорились. Чтобы скрыть свою неловкость, ЕС опять цепляется за «санкционный кнут». Убежден, что порочность этой ситуации доходит уже до многих серьезных европейских лидеров, но, видимо, им пока еще не ловко в этом признаться – это означало бы расписаться в несостоятельности всего, что делалось ими до сих пор в плане бездумного и безоглядного поощрения воинственных действий Киева против собственного народа. В этом корень проблемы.

Вопрос: На что бы Вы обратили внимание мирового сообщества в годовщину столетия начала Первой мировой войны?
С.В.Лавров: Об этом подробно говорил Президент России В.В.Путин на Всероссийском молодежном форуме «Селигер 2014». Это была война, в которую Россию втянули против ее воли и в которой наша страна совершенно незаслуженно оказалась проигравшей, причем проигравшей тому, кто проиграл эту войну. Все посулы и обещания, которыми сопровождали уговаривание России вступить в эту войну, конечно, оказались невыполненными. В целом, несправедливое завершение Первой мировой войны, в конечном итоге, подготовило почву для Второй мировой войны, которая не заставила себя ждать – началась менее, чем через 20 лет после окончания предыдущей.
Честные европейские историки писали в то время, что в Первой мировой войне, как и за 100 лет до этого в войнах Наполеона I Бонапарта, Россия в очередной раз спасла Европу ценой миллионов жизней своих граждан. Во Второй мировой войне Россия также помогла Европе защититься от нее самой. Как Наполеон пытался покорить всю Европу, так и Гитлер стремился это сделать.
Вывод простой – нельзя делать ставку на военную силу, тем более, в XXI веке. Надеюсь, что мы отойдем от опасной черты в том, что касается внутриукраинского кризиса, и руководство Украины поймет бесперспективность курса на истребление своего собственного народа любой ценой, в том числе ценой жизней мирных граждан, уничтожения социально-экономической инфраструктуры.
Еще один очень важный вывод. В Европе всегда нужно искать решения, которые будут в полной мере вовлекать Россию и учитывать ее интересы. Мы к этому готовы. Россия – европейская страна, внесшая огромный вклад в историю, искусство, культуру и науку Европы. Пытаться искусственно держать нас в стороне, находить какие-то невнятные аргументы против наших многочисленных предложений о выстраивании единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана долго не получится. Думаю, что украинский кризис должен показать всем абсолютную пагубность линии, ставящей те или иные страны, особенно, такие близкие нам, как Украина, перед ложным выбором: «Либо иди к нам, либо уходи к России, и тогда мы будем выстраивать между нами очередные разделительные линии и стены». Этот выбор «или-или», который иногда навязывают из Брюсселя той же Украине, другим странам постсоветского пространства, провокационен. Я бы сказал, это хуже, чем преступление, это огромная ошибка.
Вопрос: В связи с ситуацией на Украине и заявлениями, сделанными в последнее время США, Интернет просто наводнен разными насмешками над зарубежными коллегами России, в т.ч. официальным представителем Госдепартамента США Дж.Псаки, над их иногда нелепыми и даже смешными заявлениями. Наши коллеги действительно нелепы и смешны или просто хотят, чтобы мы так думали?
С.ВЛавров: Здесь вам судить. Все зависит от чувства юмора конкретного персонажа и восприятия той или иной шутки или ее отсутствия. Все индивидуально. Я, занимая официальный пост, не употреблял бы такие термины. Могу охарактеризовать то, что мы слышим на брифингах Госдепа США и Белого дома, как отсутствие фактов и неубедительность. Мы никогда не отрицаем диалога, готовы обсуждать расходящиеся оценки. Но когда нам не предоставляют факты и заставляют верить на слово… Мы все-таки более серьезные люди.
Вчера Совет Евросоюза опять записал в своих документах требование о немедленном доступе на место крушения малайзийского «Боинга». А где вы были до сих пор? Почему увезли оттуда экспертов из Голландии и других стран? Никакой угрозы со стороны ополченцев там не было. Было требование Совета Безопасности ООН обеспечить полное прекращение огня в районе катастрофы. В тот же день, когда СБООН принял обязательную к исполнению всеми резолюцию, Киев заявил, что прекратит огонь, когда возьмет под свой контроль район падения обломков «Боинга». 10 дней они не соглашались прекратить огонь. Высказали ли им за это какой-то упрек? Ничего подобного. Их взяли «под крыло». Потом все забыли про этот «Боинг». Туда приезжали голландские эксперты и уехали. Наши попытки добиться какой-то информации, публикации хотя бы промежуточных отчетов пока ни к чему не привели. То, что было в «черных ящиках», уже расшифровано, но не предается гласности, нет информации о разговорах в тот день украинских диспетчеров с воздушными судами, включая экипаж малайзийского «Боинга». Почему все скрывается? Нам непонятно, почему заявления о том, что все это сделали ополченцы при помощи России, не подкреплены ни одним снимком из космоса, а вместо этого выдаются какие-то картинки из «Youtube». Это очень темная история. Я считаю, что нужно вернуть следователей. Почему никто не исследует обломки, которые там лежат? Их показывают российские журналисты, значит, их можно снимать, к ним можно подойти. Почему оттуда уехали эксперты, которые должны установить истину? Наверное, по характеру отверстий на фюзеляже, крыльях, кабине пилотов специалисты могут понять, из чего стреляли по самолету. Надо быть убедительными не за счет неких ораторских талантов, а конкретных фактов. Мы представили свои фактические выводы – ответа на них нет. Мы задали более 20 вопросов, которые абсолютно естественно возникают у любого мало-мальски профессионально образованного человека, который должен разбираться в этой области. Ждем ответов.
Вопрос: В своем выступлении Вы неоднократно затрагивали проблему украинского кризиса. Учитывая международную напряженность вокруг этого конфликта, как Вы могли бы охарактеризовать перспективы дальнейшего развития отношений России со странами ЕС на ближайшие несколько лет?
С.В.Лавров: Я очень не хотел бы, чтобы нас вынудили закрывать европейское направление нашего сотрудничества с зарубежными партнерами. Как я уже отметил, мы идем в Азиатско-Тихоокеанский регион не вместо, а в дополнение к дальнейшему курсу на углубление экономического, торгового, гуманитарного, технологического, всестороннего партнерства с Евросоюзом. Мы очень не хотим, чтобы европейцы ради того, чтобы обозначить свою достаточно спорную, основанную на безоглядной поддержке киевских властей позицию подрывали важные направления нашего сотрудничества. Надеюсь, что осознание тупиковости подобной линии все больше пробивает себе дорогу в Евросоюзе, и здравый смысл все-таки восторжествует. Мы к этому готовы, но, естественно, на основе равноправных, взаимоуважительных отношений и баланса интересов всех участвующих в процессе государств.

Вопрос: Вы неоднократно говорили, что политика санкций на сегодняшний день неактуальна. Тогда какие меры воздействия на другие страны актуальны?
С.В.Лавров: Убеждение. Этим мы и занимаемся. Мы обязаны отвечать, когда создаются несправедливые условия для наших деловых кругов, когда подрывают позиции наших сельхозпроизводителей на российском же рынке. Введение санкций против «Россельхозбанка» означает, что у них уже не будет хороших условий для получения кредитов. В то же время субсидирование и кредитование компаний, поставляющих продовольствие из Европы на наш рынок, никоим образом не задеты, и они получили бы конкурентное преимущество. Отвечать на это необходимо в любом случае. Но мы совсем не хотим делать это по принципу «око за око, зуб за зуб». Это не наш подход. Мы постоянно взываем к голосу разума, но пока не достучались – видимо, в Европе сейчас что-то происходит. Звучавшие оттуда заявления о том, что украинские власти имеют право применять силу в собственной стране для подавления протестов, – абсолютная ангажированность. Получается, что Европа «лишь призывает украинские власти и далее применять пропорциональную силу». Они считают, что происходящее сейчас на Юго-Востоке – это пропорциональное применение силы. В любом другом регионе (на Ближнем Востоке, в секторе Газа, в Сирии, африканских странах, в Южном Судане), в любом конфликте Европа требует от местных властей не применять силу против гражданского населения – везде, кроме Украины. Мы уже у них спросили: «Неужели это только потому, что там бьют русских и русскоязычных?». Нам отвечают: «Нет, ну что Вы. Мы просто видим, что там воюют террористы». Какие они террористы?
Европа приветствовала начало прямых переговоров между Израилем и ХАМАС, который европейскими странами записан в террористические структуры. Там есть еще ребята посерьезнее, например, «Исламский джихад», представители которого тоже сидели за столом переговоров. Значит, можно разговаривать с теми, кого ты считаешь экстремистами и называешь прочими нехорошими словами.
Другой пример – американцы в Афганистане. Талибы и их лидеры включены в террористический список СБ ООН. Никаких проблем с этим у американцев на всем протяжении их афганской драмы не было. Периодически с талибами договаривались, уговаривали их пойти на прямые переговоры с президентом страны Х.Карзаем. Его в свою очередь уговаривали встречаться и общаться с талибами. Тоже никаких щепетильностей не возникало. А на Украине возникает: «Они плохие люди, не будем с ними разговаривать». Это некрасиво и нечестно.
Будем продвигать справедливые подходы. Уверен, что многие на Западе (сегодня я уже приводил слова одного умного человека) понимают, что нужно заставить прекратить кровопролитие и немедленно начать заниматься согласованием параметров, которые позволят украинцам договориться об укреплении своего государства, где всем - русским, венграм, румынам и украинцам - будет хорошо, чтобы все национальные, языковые меньшинства чувствовали себя сопричастными, а не врагами государства.






«План Путина» по урегулированию конфликта на Украине
Озвучен Президентом России в ходе общения с журналистами.
В целях прекращения кровопролития и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины считаю, что противоборствующие стороны должны незамедлительно согласовать и скоординированно осуществить следующие действия:
1. Прекратить активные наступательные операции вооружённых сил, вооружённых формирований, ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.
2. Отвести вооружённые подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населённых пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
3. Предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня и мониторингом обстановки в создаваемой таким образом зоне безопасности.
4. Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населённых пунктов в зоне конфликта.
5. Организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.
6. Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населённые пункты Донбасса – Донецкую и Луганскую области.
7. Обеспечить возможность направления в пострадавшие населённые пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры, оказания помощи им в подготовке к зиме.
http://www.kremlin.ru/news/46554



Другие статьи в литературном дневнике: