Никита

Дмитрий Лохматов: литературный дневник

Пожалуй это первый вечер был, когда мы с сыном могли быть вдвоем. Поговорить о чем то и поужинать за одним столом. А так работа, работа, работа...
Понимаешь, что это не правильно и надо бывать чаще. Особенно сейчас, когда сын становится мужчиной.
Тарелки уже были полупустыми. Мы доедали ужин, когда Никита сделал заявление:
- Папа! Я хочу уйти из дзюдо... - при этом он потупился, сразу видно было, что данное признание далось с трудом и он даже догадывался о моей реакции, но не знал какая она будет в части своей эмоциональности. Поэтому осторожный взгляд в мою сторону был выжидающий.
Бабушка с дедушкой сделали свою работу на все сто. После перелома вложили внуку в уши на сколько этот вид спорта опасен для внука. Реакция бабушки была мне понятна, не понятно было поведение дедушки. Человек сам занимался вольной борьбой, да еще в одной группе с Медведем. Брал призы в городе.
- И куда пойти думаешь заниматься? - Интересно, что ему было предложено "молодежью"?
- В шахматы хочу пойти учится в наш дворец культуры.
Не понимаю, как я не заржал в голос и сохранил лицо спокойным и вдумчивым, словно анализирующим слова сына.
-Хорошо! Давай я помою посуду и мы потом поговорим. А ты иди, занимайся своими делами.
Вода лилась из крана, я водил руками по тарелкам, а сам обдумывал предстоящий разговор.
За несколько минут я должен переломить ситуацию в свою пользу и не дать ребенку поменять свою судьбу. Я понимаю, что удар доской по голове противника такой же результативный как и бросок через плечо,но для этого шахматная доска должна быть всегда под рукой.
"Лошадью ходи! Лошадью ходи, век воли не видать" только и слышался голос Краморова из "Джентльменов Удачи."
Несколько минут! Бабушка и дедушка обрабатывали все то время, пока он в гипсе лежал под их присмотром, а у меня всего ни чего по времени...
- Сын! Иди на кухню!! Я тебя жду!
Сын насупился и был готов к серьезному разговору. Я тоже.
- Почему именно в шахматы, почему не в плаванье?
- Мозги надо тренировать. В шахматах это лучше всего.
Что мне нравится в моем сыне, так это отсутствие растянутого "нуууу" и дальше рассказ размытый про свои желания. Нет! Он всегда четко и без размазывания. Хорошая черта. И это говорит о том, что человек с начало обдумывает разговор и то, что хочет сказать.
- Хорошо! А почему дзюдо бросаешь? Можно же все делать одновременно.
- Меня все время там ломают. То плечо вывихнул, то сломали ключицу.
Это правда. Было дело, что даже на соревнованиях боролся с вывихом плеча и взвыл от боли только когда сражение закончил и сошел с тотами. Но разве это не есть закалка мужчины?
- Вижу твои "каникулы" у бабушки с дедушкой не прошли даром. Вложили крамольные мысли в мозги внучку.
Сын молчал и из под лобья смотрел на меня.
- Сын! Это хорошо, что ты решил шахматами заняться чтобы мозги варили. Я даже знаю кто тебе это предложил - С этими словами я улыбнулся и пристально посмотрел на сына. Он не отвел взгляд и честно смотрел мне в ответ.
- Но, понимаешь! Сынуля! Жизнь - это такая, сволочь, сложная штука. И в ней столько будет проблем трудных моментов, что одними мозгами не выкарабкаешься. Понимаешь? Должен быть еще стержень у мужчины внутри. Если его нет, ты не сможешь переносить все те невзгоды, которые будут на твоем пути. Вот ты кем хочешь быть?
- Режиссером!
- Вот!! Представь! Только представь, что ты уже режиссер! Ты окончил ВГИК и тебе даже дали деньги на твою первую режиссерскую работу. А она не удачная. Работу публика не приняла, а критики раскритиковали в хлам. Сказали, что ты бездарь, а не режиссер. И что? Ты сразу все бросишь и пойдешь менять профессию и жизнь? А там, из за твоей не опытности так же подвергнут критики и так же начнут "ломать". И ты так каждый раз будешь менять себя и жизнь? Или, может, все таки стойко вытерпишь все, чтобы добиться своей цели? Жизнь она же ломает по всякому. Не только кости, но и душу рвет и сердце разбивает. Надо терпеть, сынуля.
Ты когда нибудь видел меня павшим духом? Я когда нибудь напивался от безнадеги?
- Нет! Ни когда!
- Сын! Если бы, каждый раз, когда мне жизнь подкидывает сюрпризы я брался бы за стакан, я бы уже был алкоголиком. Понимаешь? Ты думаешь мне не было больно видеть тебя в гипсе? Ты же видел мои слезы и как они градом катились по лицу. Но это часть нашей жизни.
Знаешь! Есть такая пословица: "Пройти огонь, воду и медные трубы". Ты когда нибудь задумывался о смысле её? Вот что такое пройти огонь и воду?
Сын молчал.
- Огонь и вода - это как сталь закаливают. С начало в огне держат, потом в оду ледяную опускают. Именно так меч становиться стальным. Так и человек. Из огня да в полымя. Он закаляет свой дух.
А что такое медные трубы? Это самое сложное, сын. Медные трубы - это слава, которая приходит к человеку, который достигает чего то в жизни.
Понимаешь! Когда ты на коне, возле тебя всегда много людей. Они любят победителей. Они любят и уважают сильных. Но стоит тебе упасть, как они все отворачиваются от тебя. И никого в трудную минуту не будет. Ни ко го!!! С бедой ты остаешься лицом к лицу, один на один. Но стоит тебе опять стать на ноги, как ты увидишь, что вокруг тебя опять много желающих дружить. Толпе нужны зрелища! Толпа любит и уважает сильных. Почему, как ты думаешь? Потому что таких людей не так много, способных быть лидерами в чем то. И именно поэтому в мире только, примерно десять процентов людей богатых. Остальные это те, кто на них работает.
Никита! Вдумайся!! Десять процентов!!! Всего!!!
Ты должен, просто решить кто ты?!! Те самые десять процентов или ты относишь себя к девяноста процентам восхищающихся?
И о дзюдо!! Пойми, сын. Это как каста людей, которые могут чего то добиться в жизни. Борьба это умение превозмогая боль победить. Ты победитель!! Люди, которые проходят татами, потом и в жизни побеждают, потому что они привыкли всего добиваться превозмогая боль и трудности. Они так ведут себя всю жизнь с того самого момента как их родители привели в секцию дзюдо. А теперь представь, что ты решаешь какие то проблемы и задачи. Ты заходишь в кабинет и видишь что там сидит человек с которым ты когда то боролся на соревнованиях или занимался вместе в секции. Как ты думаешь, ты быстро решишь свои вопросы с человеком, который так же как и ты привык бороться?
Думаю, да!
Сын! Шахматы это хорошо, особенно что мозги развивают, но ты будешь бороться и в дзюдо заниматься столько, сколько я скажу. И хватит уже быть на вторых ролях в группе. Пора выходить в лидеры. Девяноста процентов любят и уважают победителей. Вопрос закрыт!!!



Другие статьи в литературном дневнике: