Отцы и дети

Дмитрий Лохматов: литературный дневник

Однажды слушал рассказ Никиты Михалкова, как он уходил из дома во взрослую жизнь. Покидал родительский дом. Было внутреннее волнение и желание попрощаться с отцом.
Когда уже все вещи были собраны, Никита отправился в комнату отца. Но когда он подошел к двери, которая была открыта, то застал отца говорящим по телефону. Он обратился к отцу, подсказывая, что хочет попрощаться и перекинуться пару слов, но Сергей Михалков указал на телефонную трубку, давая понять, что разговор очень важный и попрощаться не сможет. Сын развернулся и грустный отправился на выход, так и не сказав прощальных слов, покидая родительский дом. В коридоре, где стоял дополнительный, параллельный телефонный аппарат, Никита решил узнать, кто виновник такого "смятого" прощанья, когда отец просто уткнулся в беседу и не смог что то сказать напутствующее сыну. Он снял аккуратно трубку с аппарата и приложил ухо, но в эфире был только голос отца и гудок телефонной линии. Отец говорил с пустотой.
Только спустя годы, сын понял поступок отца. Он понял, что если бы в тот момент, когда сын вошел в комнату стал бы с ним рассусоливать и нежить в прощании, Никита мог бы остаться и не уйти во взрослую жизнь с родительского гнезда. Но в тот момент было обида и не понимание отца.


Это прощанье Никита Михалков великолепно обыграл в фильме "Обломов". Прощанье старшего Штольца с сыном Андреем.
Сцена великолепная. Видно как Андрей ждет от отца слов любви, крепкого и ласкового объятия, и в тоже время сдержанность отца. Гордость за сына и скрытая любовь великолепна показана в мимике отца. Он понимает, что, возможно это их последнее свидание, но держится строго, а Андрей ждет, всем своим видом, взглядом, ждет отцовских слов любви.
Великолепная сцена, посмотрите.


Мой сын, Никита решил стать режиссером. Начинание отпрыска решил поддержать, потому что почва благодатная для пичканья ребенка качественными фильмами, книгами и анализом самых лучших сцен в кинематографе. Хуже не станет.
Вот и сели мы обсуждать фрагмент с "Обломова", прощанье Штольца с отцом.
Никита все понял мгновенно. Дал хороший анализ ситуации. Потом я подробно по-сюжетно прошел всю сцену и рассказал психологическую драму это момента для Андрея. Сын внимательно слушал, замолчал на какое то мгновение, когда я все рассказал, а потом подошел ко мне, обнял и спросил:
- А ты так меня не выталкнишь из дома?


Господи, ну как я могу такое сделать? Именно поэтому в этом фрагменте Никита Михалков показал, как прощаются русские со своими чадами в сцене, когда бегут вслед за уезжающим Андреем крестьянки и горланят в голос "Дай хоть мы с тобой попрощаемся по человечески".



Другие статьи в литературном дневнике: