Живущая На Земле Заповедник

Артём Киракосов: литературный дневник

Заповедник


Живущая На Земле



*



Наташа и Марек прилетели на Мальту в первых числах марта – не самое благодатное для этого острова время. Дожди, ветер, серый мокрый воздух. Противно. Это Марек настоял на марте, Наташа хотела поехать в апреле-мае – эти месяцы наливают Мальту солнечным соком и она вся словно светится. Марек бы уступил Наташе – он ведь не упрямый, если бы не сон. Мареку приснилось, как Владыка Ланто, Владыка Второго Луча, взмахнул над ним золотым лучом и сказал: «Не беги от своей дороги. Иначе не приобретешь разум, иначе не постигнешь эволюцию Земли, иначе Золотой Цвет не пустит тебя в Ройял Тетон.» Когда Марек рассказал свой страшный сон Наташе, она подумала, что Марек не приобретет разума, даже если в космос слетает, но вслух только вздохнула и в тот же день они заказали два билета на Остров Энергии.


Марек верит в десятые царства, в источники света, в учителей и всех иже с ними. В общем, во всю ту чепуху, которая многим и многим заменяет реальность. Трудно осознать, что любовь и гармония зависят от тебя, гораздо проще свалить мировую гармонию на священные цвета и энергетические источники. Марек – богатый поляк, выросший в Соединенных Штатах. В жизни Марека все было классно до первого в его жизни серьезного потрясения. В 23 года Марека бросила его девушка – они встречались лет с 16 – оказывается, она уже давно с кем-то крутила. «Ты, долбоеб, даже не заметил!» - говорила Мареку его девушка, собирая вещи, - «Все читал свои книжки, зачем тебе женщина? Тебе же даже секс не нужен.» Марек молча смотрел на сборы и плакал. Он вообще очень чувствительный. После ухода девушки Марек сначала неделю плакал, потом расскачивался на кровати – дергано, как сломанная неваляшка, потом начал кушать овсяные хлопья – только медовые и клубничные, и читать «Апологию» Платона. «Апологию» Марек читал, вернее, перечитывал три года. Вероятно, сравнивал себя с Сократом. Думал, что он точно так же умер – только слабое тело осталось, но почему-то, в отличие от Сократа, так и не получил вечного и сладкого безвременья смерти.


А потом Марек встретил Наташу. Наташа русская, но родилась в Америке, ходила в американские школу и университет, поэтому на русском у нее только сны и разговоры с мамой. Наташа работает с пятнадцати лет. Она некрасивая, но умная – достаточно часто встречающаяся комбинация среди женщин. Несмотря на некрасивость, в мужчинах Наташа недостатка не испытывала с юности. В Америке проще относятся к женской привлекательности. Это в странах умершего социализма мужчины ленивы, избалованы и требовательны. Американцы же давно не считают, что женщина должна быть красивее мужчины – равноправие полов, победа феминизма. Наташа не понравилась Мареку, но Марек понравился Наташе. Чувствуете разницу? Наташа подумала, что Марек покладистый и хороший, хоть и слишком много читает. А Марек ничего не подумал о Наташе. Он был занят собственными страданиями. Наташа разговорила Марека, польстила ему, умело показала щиколотки (у Наташи красивые ноги), заманила в свой номер – наши герои познакомились в лобби отеля, название которого упоминать не будем во избежание нежелательной рекламы. Произошел первый секс между малознакомыми людьми – неловкий, странный, в чем-то мучительный. Первый секс всегда такой, что бы не писали в любовных романах, детективах и постмодернистских рассказах. Сношение с чужим во всех отношениях человеком не может быть полностью комфортно. Партнеры боятся не так показать свое тело, не так вскрикнуть, боятся случайных инфекций, не хотят смотреть друг другу в глаза, часто вспоминают в процессе прошлые опыты, постфактум быстренько бегут в душ. У Наташи с Мареком было все то же самое плюс слезы Марека после того, как он кончил в презерватив. Наташа не успокаивала Марека – истерикам это не надо. Марек вспомнил в самый момент эякуляции свою бывшую девушку и ему стало так больно и противно от того, что его сжимают не ее мышцы, что он теперь облит не ее запахом, что вообще какая-то чужая женщина странно и неприятно вздыхает. Несмотря на слезы, Марек с Наташей продолжили свои упражнения на следующую ночь, а потом еще на одну, а потом еще...


На самом деле, так рождается много романов, которые впоследствии часто переходят в браки. Наверное, потому что к моменту таких отношений (или их имитации) у обеих сторон уже наступил момент, когда тело еще может, а душа уже понимает. Тело может трахаться, а душа понимает, что надо. Да и чего отворачиваться, когда ты хотя бы такой, весь израненный и тоскующий по несуществующему, кому-то нужен.


К описываемым событиям Марек и Наташа жили вместе уже полтора года. Жениться, конечно, и не думали, потому что детей заводить не собирались. Наташа работала фотографом на пол-ставки для National Geographic и параллельно писала мемуары – столько всего оставалось сделать в жизни, что было не до беременности. А Мареку было все равно. В последнее время он всерьез увлекся эзотерикой и витал в пророчествах, молитвах, мирах.



*


Мальта встретила влюбленных, как и предполагал weather.com, хмурым ветром и рваным дождем. Наташа смотрела в окно такси со стоическим спокойствием, ничем не выдавая своего раздражения Мареком. А Марек беспокойно ерзал на сиденье и все пытался почувствовать, услышать душой, где же она, эта знаменитая энергия.


- Дорогой, а ты не ошибся островом? – Наташа все-таки не выдержала.
- Я же... я же говорил тебе, Натуля, - Марек специально выучил это русское уменьшительно-ласкательное – в отношениях должна быть доля нежной особенности, - Я много читал! Мальта – мистический остров, здесь есть очаг энергии. Мне говорили об этом учителя.
- Как там его, Владыка Ланто?
- Натуля, ты не понимаешь, ты вообще ничего не понимаешь. На одном из семинаров Владыка Ланто произнес речь о поиске пути и...
- Ладно, остров красивый действительно, даже несмотря на погоду, - Наташа начала профессионально присматриваться к мелькающим пейзажам. Обратилась к таксисту, - Послушайте, а здесь у вас всегда такой ветер?
- Нет, что вы, завтра обещают солнце, а когда солнце, то и ветер другой – мягкий, славный, - таксист, усатый дядька-интеллигент, улыбнулся Наташе, -- Вы не пожалеете о том, что приехали сюда.
- Послушайте, а где у вас здесь очаг энергии? – совершенно просто спросил Марек, как если бы кто-то спросил «а где у вас здесь сигареты можно купить?»
- Простите, что? – таксист недоуменно начал разглядывать странного американца, очевидно думая, что он не так понял вопрос – еще бы, когда вместо английского, говорят на неграмотной тарабарщине.
- Ну, энергетический очаг? Мальта же известна тем, что здесь есть место, откуда выходит столб света, возможно, даже фиолетового!
- Вы спрашиваете, есть ли у нас здесь вулкан?
- Да нет же, ну, в самом деле... Понимаете, столб! – Марек вертикально вытянул руки, - Энергия! – развел вознесенные кисти в разные стороны. У таксиста дернулись от неожиданности усы.
- Я не знаю, о чем вы говорите. Я родился здесь, живу всю жизнь, но никогда не слышал ни о чем подобном.
- Марек, давай позже об этом поговорим, - Наташа умоляюще посмотрела на своего бойфренда.
- Странно, как же странно, - Марек расстроился. Ему не мила теперь стала эта Мальта. Если здесь нет очага, что тогда здесь делать? – Натуля, а у кого мы можем спросить?
- Напиши имэйл Владыке Ланто. Спроси точные ориентиры.
- К нему нельзя обращаться. Особенно по имэйлу.
- А секретаря у него нет, если он у вас такой продвинутый?
- Есть, но... но мне сказали, что меня отправили в путь. Я его сам должен найти, сам, Натуля!
- Ну, тогда остается гугл-карта.
- Слушай, а ведь действительно! Может, так мы сможем найти!
- Не мы, а ты. Я не буду даже гуглить подобный бред. И вообще, я нашла, куда здесь пойти.
- Господи, что мне делать? Может, они просто скрывают очаг?
- Может. Я читала, очень красива Мдина. Тысячелетние здания. Камень, мрамор. Древние крепости, церкви, фонари! Поедешь со мной?


Марек больше не слушал Наташу. Он задумался о своей горькой судьбе. Ему казалось, что все против него. Марек был уверен, что стоит ему выйти из аэропорта, как он тут же увидит столб света, полыхающий из недр острова, и людей, столпившихся вокруг него – красивых и просвещенных. А тут какая-то туристическая дрянь лезет со всех сторон. Марек с отвращением смотрел на кофейни и бутики, на пляжи и набережные и хотел, чтобы все это смело одним большим ураганом. Наташа разглядывала то же самое с неподдельным интересом. Ей уже нравилось это место. Остров выглядел спокойным, благородным, очень ухоженным. Набережные из белого камня, гуляющие по ним пожилые пары с фотоаппаратами, небольшие галереи и кафе, тревожно бьющееся о камни море – а самое главное, осознавание того, что ты всех сторон окружен этим морем – давало Наташе ощущение хорошего, не депрессивного спокойствия. Только бы Марека еще рядом не было. Наташу раздражал ее друг, но без него было ощущение неполноценности – когда женщина некрасива и путешествует одна, она невостребованная одиночка. Ну и что, вдруг подумала Наташа, пускай лучше одиночка, чем этот идиот будет допекать своими владыками весь отпуск.


Наташа обдумывала эту мысль весь оставшийся отрезок пути до отеля. Раскладывая вещи в основной спальне их сьюта, заявила:


- Знаешь, Марек, я думаю, так как ты будешь искать энергию, тебе необходимо воздержание и одиночество. Поэтому, чтобы не искушаться, давай ты будешь спать во второй спальне – там совсем тихо, и вид замечательный.
- Окей, договорились, - Марек покорно покатил свой чемодан во вторую спальню. Ему теперь было все равно, одному спать или нет – все равно ведь энергии нет. Все кончено. Жизнь давно сломана.


После разбора чемоданов и душа, Наташа решила пойти выпить кофе. Марек сказал, что он немного отдохнет с дороги. На самом деле Марек не отдыхал, а плакал от отчаяния. Он точно истерик, подумала Наташа, услыхав рыдания через стенку. Едва выйдя за дверь, она и думать забыла о Мареке. Кажется странно, а на самом деле абсолютно естественно. Сколько бы времени ни провел с неважным тебе человеком, он не становится тебе ближе и нужнее. Наташа считала, что у Марека проблемы с головой, но не с деньгами, поэтому не стоит его бросать. Хоть она и зарабатывала неплохо, у нее осталась привычка с детства бедного, но позже выбившегося в люди человека урвать свое везде, где только можно. C Мареком не было никаких проблем – он жил в своем мире, тихо плакал в свою подушку и безропотно оплачивал их общие счета, никогда не проверяя Наташу. Наташа слишком дорожила своей свободой, чтобы всерьез засобираться за своего «польчика», как она его называла, замуж, но не стеснялась вовсю использовать его кредитную карточку. «Лучше мне, чем какому-нибудь самозванному владыке.»


Мокка, заказанная Наташей, была необычно хороша. Наташа и не ждала такого уровня от захудалого европейского острова. Она даже заказала вторую мокку, что вообще обычно с ней не происходило – сдержанность помогала сохранить девичью фигуру. Наташа была уверена, что ей надо следить за собой, хотя тоща была всю жизнь.


Обедать Наташа пошла в небольшой итальянский ресторан, где ее накормили равиоли с осетриной и напоили неплохим кьянти. Наташа съела всю итальянскую порцию и выпила три четверти бутылки. Положив льняную салфетку на стол, облокотилась об стол и заулыбалась от удовольствия. Жизнь к ней явно благоволила в этот день. Прогулявшись для моциона по набережной, Наташа решила поехать в Мдину. А почему нет? Было всего два часа дня. Дождь прекратился, даже ветер стал из гадкого просто свежим.


Мдина была прекрасна. И даже не из-за выпитого кьянти. Узкие мощеные улицы, небольшие каменные дворцы и церкви, а самое главное – просто удивительные фонари. К фонарям Наташа питала слабость. Самые любимые – это газовые. Разве есть что-то красивее дрожащего, защищенного тонким стеклом, пламени в теплой естественной темноте? Во Мдине не было газовых фонарей и понятно почему – они появились только в девятнадцатом веке, но были прежде свечные, а теперь электрические фонари – затемненного стекла, тонко вылитого чугуна причудливые цилиндры, заполненные светом. Наташа подумала, что наверно именно по таким улицам ходил Дон Хуан и забирался на балконы с целью совращения юных и пышных девственниц. Не в Испании это было, нет, а здесь, в Мдине, где побывали и арабы, и испанцы, и французы – здесь намешана кровь и страсть, и девушки здесь жили темноглазые и сладострастные, у них были родинки в самых интимных местах – как доказательство их похотливых желаний, у них груди были налитые и высокие, талия тонкая, а бедра широкие – они были созданы для того, чтобы в них входили жестокие и гордые мужчины. Эти девушки гуляли вот именно в эти церкви, чтобы обмениваться записками с любовниками и замаливать грехи. А мужчины разбивали именно эти фонари, когда желали всепрощающей темноты. Наташа бродила и бродила по камням Мдины и ее не оставляло в покое все то, что она видела – действительно видела! – случилось когда-то на этих улицах.


Будучи профессиональным фотографом, Наташа везде ходила со своей камерой. Она у нее была предметом личной гордости – потому что обошлась Наташе в пятнадцать тысяч. Наташа вдосталь нафотографировалась, в кои-то веки не думая о том, подойдут ли ее фотографии редакции журнала. Было так хорошо без ноющего Марека. Он был где-то далеко, в своей спальне, в своем мире, а Наташа была здесь – в своем, она была в нем одна и от этого ей было хорошо.

*


Марек почти не гулял. Круглые сутки он проводил в маленьком дворике при их сьюте, обнесенном трехметровой стеной. Стена была увита плющом. Марек сидел и смотрел на этот плющ. Погода стояла ясная, поэтому созерцанию ничто не мешало. Во дворике Марек обедал, пил кофе, по вечерам съедал свое яйцо-пашот, курил. Марек начал курить после того, как узнал, что на Мальте нет энергетического столба. У него все время тряслись руки. Когда закуривал, начинали трястись меньше. В эти дни Наташа чаще стала задумываться над сущностью психологической проблемы Марека. Не будучи сильна в психологии, она могла перебрать только общеизвестные проблемы: нервное расстройство, шизофрению, паранойю. Но из этого нехитрого списка ничего не соответствовало состоянию Марека. Гугл тоже не помогал разобраться. Наташа знала, что какое-то время Марек постоянно посещал психотерапевта, но он сам никогда об этом не рассказывал, а Наташа не могла спрашивать: слишком личное. Да и не настолько ее все это интересовало. Странное поведение Марека только облегчало жизнь его любовнице: она могла делать все, что пожелает, он не мешался под ногами и не раздражал ее своими глупостями и в то же время статусно существовал. Мечта любой здравомыслящей женщины. Наташа ходила по знаменитым на всю Европу мальтийским клубам, посещала закрытые спа и бассейны, много гуляла, делала шопинг, ходила по местным галереям и даже съездила на завод декоративного стекла. Ей было хорошо и покойно так, как не было много лет. Словно наконец она достигла той точки бытия, когда ощущаешь себя действительно свободным человеком, когда ни о ком и ни о чем нет тревожных мыслей, ничто не волнует, кроме сегодняшнего дня и каждый сегодняшний день приносит удовлетворение. Вероятно, именно такое состояние следовало назвать нирваной.


Наташа совсем не была такой равнодушной, какою кажется. Помимо того, что Наташа раздражалась Мареком (что вполне естественно, поскольку Марек своими столбами и владыками раздражал любого мало-мальски резонного человека), Наташа также практиковала давно выработанную ею философию невмешательства. Хочет мой любовник верить во владык – пожалуйста, хочет сидеть и смотреть на плющ – кто я такая, чтобы мешать.


Иногда Наташе все же хотелось немного его развеять. Поэтому, когда Наташа собралась на Гозо, она позвала Марека с собой. Он сначала с сомнением на нее посмотрел, но тут она сказала: «Гозо очень таинственный остров, кто знает, может, там кто тебе расскажет об энергии. На острове Гозо жила Каллипсо. И храмы Джгантии старше пирамид на несколько тысяч лет!» Глаза Марека впервые за все эти дни посветлели. Он часто-часто закивал и побежал натягивать свитер – после своего колоссального разочарования он теперь постоянно мерз.


*


Мало есть на Земле мест, способных по красоте сравниться с Гозо. Даже странно, как столько прекрасного сумело сконцентрироваться на такой маленькой площади. Слишком живописная синяя вода, скалы, ущелья, глянцево-яркая зелень, древний камень фортов и церквей. А главное – почти везде на острове слышен свежий соленый ветер с моря – пронзительный и ясный. Еще не сойдя на берег, а только вглядываясь с парома в гармонию камня и зелени в бело-синем обрамлении моря, Наташа подумала, что на месте Одиссея она бы и без Каллипсо застряла на этом острове. Конечно, Итака тоже живописна, но ведь в Итаке у Одиссея была старая и слишком добродетельная жена, а это на самом деле ни одному мужчине не нужно. Красота Гозо подействовала даже на Марека. Подумав, что столб его счастья находится посреди такого великолепия, Марек впал в некоторую прострацию и тихонько уронил две слезы. Наташа заметила покрасневшие глаза:
- Что с тобой?
- Ничего, Натуля. Просто так красиво, так красиво, что сил нет представить гармонию. Ведь я же найду ее здесь?
- Может быть. А какого, кстати, размера должен быть ваш столб?
- Не знаю, Владыка никогда не уточнял. Но я представляю себе столб высоким, знаешь, где-то в полмили, невыносимо светлым. Столб упирается в небо и передает гармонию.
- С неба?
- Ну, а откуда же еще?
- На небе же холодно, Марек.
- Как будто на земле тепло.
- Это правда.


Наташе стало грустно от последних слов Марека. Конечно, у него в голове вместо мыслей кольцо Мебиуса из идей и видений, но ведь он в чем-то прав: где она, эта гармония? Может, и вправду на Гозо.


- А ты не думаешь, что столб может быть маленьким и вообще невидимым?
- Как это?
- Очень просто. Если бы он был видимым, сколько людей понабежало бы. Люди бы столпились и пытались каждый урвать кусочек от столба, надоить немножко гармонии себе в бутылочку.
- Я не верю, что люди стали бы так делать.
- Стали бы, не переживай. Потом построили бы возле столба памятник, отель, развлекательный комплекс, рестораны, церковь, казино – ну, чтоб для полной гармонии.


Марек поморщился. Ему становилось больно от одного упоминания о большом скоплении представителей человеческого рода – демофобия. Оттого он и сумел избежать совершенного порабощения себя Владыкой Ланто – не мог присутствовать ни на просветительских встречах, ни на общих собраниях. Наташа очень радовалась из-за этого демофобии.


- Натуля, а как я узнаю столб, если он невидимый?
- Как-как, я думаю, ты должен почувствовать его присутствие.
- А как ты считаешь, мне хватит душевных сил почувствовать?
- Марек, вот уж не мне рассуждать о твоих душевных силах. Откуда я знаю?


Марек замолчал. Снова начал пристально всматриваться в совсем уже близкие очертания Гозо. Наташа пошла в каюту собирать вещи. Через десять минут паром причалил к берегу.


*


Гозо не разочаровал Наташу. Напротив, она с каждой минутой чувствовала, как место это нравится ей все больше и больше. Здесь было мало людей, много тишины и моря. Оставив рюкзак в отеле, Наташа пошла гулять. Приближался вечер, набежали облака, стало пасмурно. Наташа вышла к набережной, села на скамейку, закурила. Погода портилась; казалось, почти у самых ног море недовольно билось о берег, разъяренно пенилось. Наташа курила и курила – запах ментола портил свежесть ветра, но остановиться было тяжело. Наташе, как всегда неожиданно, стало нехорошо – временами накатывало ощущение, что она что-то потеряла, что она в этот мир пришла, забыв что-то в другом. Она никому не могла этого объяснить, да и в любом случае постеснялась бы, но себе признавалась в ощущении потери достаточно откровенно. Еще в детстве к ней пришло мучительное страдание по тому, что имела и чью сущность совсем забыла. Иногда Наташа смотрела на себя в зеркало, трогала руками поверхность, словно пытаясь ухватить давно потерянное – будто в зеркале жило иное, дополненное «я». Нет, это рассказ не о потерянных близнецах – Наташа была у своей матери одна. И ей не казалось, что потерянное – это внешне идентичная женщина. Ощущение было глубже, больнее – ищешь что-то, а сам подспудно осознаешь, что нет этого, нет, могло быть, но никогда не будет.


На острове эта обреченность вырисовывалась еще четче – то ли из-за отсутствия привычного окружения, то ли из-за близости моря. Море ведь усугубляет тоску – ему, как и тоске, нет ни конца, ни края, ни по-настоящему доступного объяснения. Что это такое? Обособленный мир, который выглядит как живой, но на самом деле таковым не является. Нечто без формы, но с глубоким и недоступным содержанием. Наташе было тяжело сформулировать свои мысли – и даже стыдно как-то – свои мысли ей казались косными и невнятными. Посидев еще немного, Наташа решила пойти погулять – иначе совсем бы расстроилась, да и пора было найти где выпить чашку горячего кофе или чая: Наташа замерзла, сидя на ветру. Справа от скамейки вдоль набережной шли рыбные забегаловки и ресторанчики, слева – нечто похожее на кафе и рестораны, но уже получше. Вдали виднелись относительно высокие дома. Наташа решила пойти налево. Ей повезло – первое же место оказалось чайной. Чайная выглядела заброшенно, за столами никого не было, за стойкой сидела женщина предпенсионного возраста с уставшим лицом. Наташа вошла, спросила на английском, если ей здесь можно выпить чаю. Женщина удивленно посмотрела на Наташу, переваривая услышенную информацию, затем недоверчиво сказала, тщательно проговаривая каждое слово:


- Здесь? Чаю? Да?
- Ну да, у вас же ведь чайная?
- О да, да, у меня чайная, пожалуйста, пожалуйста.


Женщина наконец сообразила, что в ее чайной кто-то решился выпить чаю, выбежала из-за стойки, подбежала к Наташе, усадила ее за столик, начала спрашивать на больном английском, какой чай хочет гостья, узнав, что черный (Наташа подумала, что черный чай испортить тяжелее всего), побежала за стойку, долго суетилась, пыхтела и наконец притащила старый фарфоровый чайник, из-под крышки которого стыдливо торчала бирка чайного пакетика, большую белую чашку с блюдцем и сахарницу с рафинадом. Наташа ее поблагодарила. Женщина спросила, если Наташа хочет их десерт. Наташа отказалась, справедливо рассудив, что десерт, как и чай, тоже будет из ближайшего супермаркета. В любом случае, напиток был горячим – уже хорошо. Наташа вспомнила эпизод из «Писем с Мельницы» -- автор зашел в пустующий трактир, напротив которого стоял трактир цветущий. Хозяйкой была похожая на эту годзийку женщина. Выяснилось, что ее муж ушел к молодой хозяйке цветущего трактира и теперь целыми днями на глазах у старой жены с молодой развлекается. Вероятно, от этой годзийки тоже кто-нибудь ушел. Какой-нибудь ничего не стоящий мужчина, по которому она теперь убивается за своей стойкой. Допив чай, Наташа вышла из чайной, оставив за собой пустую чашку и два евро монетами на блюдце.


*


На следующий день Наташа и Марек решили посмотреть винодельни. Наташа любила вино, а Марек теперь искал невидимый столб, поэтому в поисках его был готов идти в любой уголок Гозо – а вдруг среди виноградников бьется ключ гармонии? Ориентироваться любовники решили по рекламному проспекту: их внимание привлекла сдержанная реклама винодела Микеле Кордины. Согласно рекламе, Кордина специализировался в красном сухом, сам начал свое дело и оставался неизменным хозяином вот уже более двадцати лет. Наташа не очень верила виноделам в первом поколении, но решила рискнуть.


Виноградники оказались внушительными, а винодел гостеприимным. Наташа не ожидала, что Кордина решит сам общаться с назойливыми американскими туристами, но внимание его было приятно. Кордина говорил на академическом английском языке с британским акцентом. Кордина объяснил свое поведение так:


- Понимаете, мы с женой живем очень уединенно. Для нас образованные люди большая радость – не спорьте, я вижу, что вы такие и есть – тем более в это время года. Погода сейчас не слишком благоприятная, народу мало, интересного – еще меньше.
- Мы очень польщены, спасибо.
- Проходите, пожалуйста, -- Кордина отработанным жестом пригласил гостей вглубь огромного белокаменного дома, -- Мы идем в наш внутренний двор, нынче солнечно, повезло, жена отдыхает. Мы с вами пообщаемся, а потом я покажу вам виноградники.


Наташа едва сдерживала себя, чтобы не оглядываться по сторонам. Дом у Кордины был впечатляющим – везде камень и мрамор, вместо потолков – своды, на стенах – картины пускай не очень известных художников, но весьма достойные. Сколько, интересно, стоит это содержать? Красиво, хоть и, на Наташин взгляд, слишком уж консервативно – не дом, а смесь викторианства с поздним классицизмом. Впрочем, подумала Наташа, по-любому дешевле, чем в Штатах. В Америке такие дома могут себе позволить только биллионеры. Марек плелся за Наташей и думал о гармонии. Марек был с детства богат, поэтому ему что картины, что мрамор – все было едино.


Когда Кордина раскрыл перед Наташей ворота во внутренний двор, она невольно ахнула от изумления: ее глазам предстал вымощенный белым камнем балкон в форме полукруга, нависающий над виноградниками. Посреди балкона стоял фонтан, а за небольшим столом у фонтана сидела самая красивая женщина, какую Наташа когда-либо видела. Женщина сидела в шляпе, ее заливало весеннее солнце, она читала маленькую книгу и на лице ее было выражение совершенного покоя. Волосы женщины отливали темным золотом, кожа ее была белой, как пена, а кости тонкие-тонкие. Наташа думала, что таких женщин не бывает. Она замерла и ждала, когда женщина поднимет глаза – Наташа была уверена, что как только она увидит эти глаза, она все поймет о гармонии, настоящей, не Марековской. Женщина подняла глаза и Наташе стало понятно, что у нее было секундное помешательство – глаза были красивые, но в них сидело то, что неизмеримо далеко от настоящего баланса – неистребимое и вместе с тем почти позабытое страдание. Женщина улыбнулась мужу и посетителям, а Кордина сказал:
- Эмма, познакомься, дорогая, это Наташа и Марек – гости из Америки – они желают взглянуть на наши виноградники. Друзья, это моя жена, Эмма.
- Добро пожаловать. Очень приятно, -- голос у Эммы оказался приятный, -- Проходите, пожалуйста. Я тут потихоньку себя развлекаю.
- У вас потрясающий дом, Эмма. Произведение искусства, -- Наташа ругала себя за клише, но ничего не могла с собой поделать – красота Эммы парализовала ее серые клетки.
- О, это не я! Это Микеле. Он занимается у нас всем, а я, увы, совершенно бесполезное создание. Я только наслаждаюсь тем, что он создает.
- Мое счастье в исполнении твоих желаний, -- Микеле подошел к жене, нагнулся к ней, взял ее тонкую руку в обе ладони и поцеловал. Наташа оторопела. Дом поздневикторианского периода сам по себе был неожиданностью, но сцена из женского романа того же времени – это было уже слишком. Тем не менее, поведение супругов не выглядело наигранным – было очевидно, что у них такие отношения даже когда они наедине. От этой мысли Наташе резко и горько стало жаль себя. Она не завидовала Эмме, нет, наоборот, радовалась тому, что такая красота существует – ведь если она существует, значит, и гармония существует. А если есть гармония, то, может, и для Наташи отколется от нее кусочек. Однако все равно было обидно, что никогда с ней никто так не разговаривал. Даже до секса. А какой секс у них, у таких необычных людей? Наташа поняла, что не может себе представить. Все эти мысли пробежали в Наташиной голове за доли секунд – только женщины могут со скоростью гугла обрабатывать великое множество бесполезных, но очень сложных мыслей. Наташу вернул в реальность голос Марека:
- У вас здесь так красиво. Вы знаете, я думаю, что именно у вас находится мой столб.


Кордина и Эмма несколько опешили. Кордина осведомился:
- Простите нам наше невежество, Марек, но какой столб вы имеете в виду?
- Ну, как, о боже, -- Марек обернулся к Наташе и воздел руки, -- Везде, везде мне не везет. Никто ничего не знает. Никто ничего не слышал. Как будто все прячут от меня что-то! – Марек повернулся к Кордине, -- Невидимый столб Гармонии! Я думаю, он у вас. Посмотрите на вашу жену, разве она не доказательство?
- Доказательство чего?
- Гармонии! Взгляните на эти черты, на этот взгляд, а аура! Я же чувствую светлый, мерцающий перламутр ее! Эмма, Эмма, разве вы сами этого не почувствуете? – С этими словами Марек упал к ногам Эммы. Эмма сидела в своем кресле застывшая и побелевшая. Кордина, очнувшись от изумления, принялся оттаскивать Марека от жены – молча и зло. Наташа стояла, не двигаясь. Она понимала все, что происходило вокруг нее, но не могла никак на это среагировать. Нечто больше нее обволокло ее члены и не давало ей двигаться. Она видела, как Кордина грубо оттащил Марека, как позвал охрану, как пришли большие люди и куда-то Марека увели, как Кордина поднял на руки Эмму и понес ее в дом. Наташа видела все это, но не могла проанализировать происходящее.


Казалось, прошло очень много времени, прежде чем она услышала голос Кордины:
- Наташа, ну, скажите же что-нибудь. Простите, что я так резко обошелся с вашим другом, но поймите меня правильно, если с моей женой что-то случится, я этого не переживу. Столько лет было потрачено на то, чтобы она обрела внутренний баланс, столько лет... и что? Все усилия понапрасну только из-за чужого, странного человека, не владеющего собой.
- Он не странный, он всегда такой.
- О, вы говорите, значит, вы в порядке?
- Да, все нормально, просто... просто все это как-то нереально. Не по-настоящему. И ваш дом, и Эмма, и этот глупый выпад Марека. Это нарушило мое понимание мира.
- Ваше понимание мира? У вас оно было.
- Мне казалось, что да.
- А мне никогда так не казалось. Выпейте чаю, -- Кордина протянул Наташе чашку с крепким черным чаем. Принимая чашку, Наташа поняла, что она сидит в кресле и что Кордина тоже сидит в кресле, и что Марека и Эммы рядом с ними нет.
- Где Марек?
- Его отвели в одну из гостевых спален. Не волнуйтесь, он в порядке. Никто не причинил ему вреда. Ему уже вызвали врача, врач дал ему успокоительное – ваш друг, как бы это сказать... – Кордина замялся, -- он... он плакал.
- О! Ну, это обычное для него дело, -- Кордина не мог сдержаться от недоуменного приподымания бровей. Наташа спокойно продолжала, -- У него слабые нервы. Так что, теперь он спит?
- Да, и, я думаю, ему, да и вам тоже, лучше остаться ночевать у нас.
- Почему?
- Мареку лучше оставаться под наблюдением врача, а вы, вероятно, захотите быть с ним.
- Большое спасибо за Марека, наверное, действительно так будет лучше, но я, пожалуй, переночую в своем отеле.
- Вы уверены, Наташа? Я понимаю, что я не выглядел очень гостеприимным последние полчаса, но, честное слово, мы постараемся, чтобы вам у нас в доме было более чем комфортно.
- Благодарю, но я поеду в отель. Одного сумасшедшего в виде Марека на ночь вам будет достаточно.
- Чем вы сумасшедшая?
- Чем-нибудь, пока не уверена. В любом случае, чай ваш я выпью и, может даже, попрошу добавки – уж очень вкусный, а вы мне пока расскажете, как чувствует себя Эмма.
- О, она в порядке. С ней уже ее врач. Психотерапевт. – последнее слово Кордина сказал не без заминки.
- Ну что ж, я очень рада.
- Наташа, я чувствую, что должен объясниться.
- Господин Кордина, в самом деле, не стоит.
- Нет, стоит. И, пожалуйста, не зовите меня Кординой. Хорошо?


Наташа не ответила. Кордина сделал вид, что не заметил ее молчания и, переложив чайник и чашки с блюдцами на столе, заговорил.


- Эмму я любил всегда. Всю жизнь. Мы еще детьми знали друг друга. Она всегда была такая красивая. И всегда я хотел, чтобы она была счастлива. Когда Эмме было всего двадцать пять, произошло несчастье. Я не могу говорить об этом, но скажу лишь, что это ее разрушило. Она умирала на глазах и я... я не знал, что делать. Я начал ее лечить. Созвал кучу докторов, возил во все психиатрические клиники мира и, наконец, вылечил. Она снова начала жить и, как видите, радуется. Я делаю все, чтобы оградить ее от внешнего мира и она как будто втайне понимает это и сама не стремится за пределы усадьбы. Ей здесь хорошо: она окружена любовью и заботой, ее никто не расстраивает, она много гуляет, садоводничает, читает. И она счастлива. А когда она счастлива, я счастлив.
- Заповедник прямо... – пробормотала Наташа.
- Простите, что вы сказали?
- Нет, ничего, продолжайте, пожалуйста.
- Да я практически все рассказал. Поймите, что Эмма – мое сокровище. Моя задача – ее оберегать. Даже ваш друг увидел гармонию, которая таится в ней – она таит в себе нечто, что недоступно ни моему пониманию, ни чьему-либо еще. Я лишь знаю, что она нужна мне, нужна, чтобы осознавать, что жизнь реальна. Что она есть. Что есть эти виноградники, это солнце, это небо, что есть вы рядом и эта чашка с чаем в моих руках.
- Я понимаю, о чем вы. Я думаю, это каждый ощущает в присутствии вашей жены. Господин Кор... простите, Микеле, я думаю, мне пора. Хотелось бы еще успеть вздремнуть перед ужином.
- Может, отужинаете с нами?
- Нет, спасибо. После такого бурного дня хочется одиночества, вы уж простите меня за откровенность.
- О, что вы, я понимаю. Не смею задерживать, -- Наташа встала, за ней поднялся Кордина. Уже у ворот он сказал, -- Мы были бы счастливы, если бы Марек остался с нами на несколько дней – я бы хотел, чтобы Эмма поняла, что он не опасен и подружилась с ним, но вы, наверное, захотите забрать его?
- Я не хозяйка Мареку. У нас с ним отношения свободные. Поэтому он поступит, как пожелает, хотя я, естественно, утром приду его навестить. Ну, спокойной ночи, Микеле. Привет Эмме.
- Спасибо, передам. И вам хорошего вечера, дорогая Наташа.



*
Наташа пошла к себе в отель, распаковала рюкзак, легла в постель и закрыла глаза. Она не могла спать – слишком устала. Наташа лежала и думала, думала, думала. Вспоминала Кордину, Эмму, лицо Марека, разговор за чаем. Вспомнив глаза Кордины, когда он говорил о своей жене, Наташа разрыдалась. Почему ей никто не создал заповедника, в котором ее любят и лелеят, в котором она счастлива, в котором есть гармония. В котором нет чувства, что еще до рождения ее, Наташу, чем-то обделили. Наташа плакала сильно и беззвучно, со слезами прояснялись ее чувства и, давясь очередной порцией жидкости, жалящей глаза, Наташу осенило. У нее нет гармонии, потому что часть ее гармонии не здесь. Не в этом мире, не в этом времени или не в той форме, в какой Наташа распознала бы ее. Наташа ощутила вдруг как никогда ясно, что есть иное тело, которое дополнило бы ее – не близнец, не мужчина и не женщина – о нет, это не имеет никакого отношения к сексу – у Наташи было родственное тело, в соединении с которым она бы обрела совершенный баланс. Но это тело, так же ясно чувствовала Наташа, это тело... если оно и есть здесь, она никогда его не распознает, потому что оно не в той форме, не в том воплощении, не в той жизни – оно или отстает от нее в своем воплощении, или опережает. Наташа перестала плакать и попыталась словить сердцем тот кусок, который был изъят из нее. Не смогла. Слишком было сильно напряжение и слишком велика была сила многолетней тоски – тоска изглодала сердце, иссушила его и обессилила. Наташа затихла, подушка обняла ее лицо, одеяло обняло ее тело и так Наташа пролежала до утра.


*


Утром Наташа все же заставила себя подняться с кровати, принять душ, вычистить зубы, надеть свежее белье. Есть по-прежнему не хотелось. Наташа спустилась вниз, прошла в кафе при отеле – почти все столики были заняты пожилыми парами. Наташе не хотелось ловить сочувствующие и в то же время слегка осуждающие взгляды стариков (одна и красотой не блещет, а худая какая!), да и запах яичницы вызывал легкую тошноту, поэтому, немного подумав, Наташа решила пойти в чайную, где была вчера. Конечно, можно было позавтракать и у Кордины, но Наташе хотелось спокойно перед встречей с ним и с Мареком выпить утреннюю чашку кофе и выкурить утреннюю сигарету, к тому же не мешало навестить ту одинокую женщину – в какой-то мере, у них с Наташей были схожие судьбы.


Чайная была так же пуста сегодня, как и вчера. Женщина, увидев Наташу, вовсю разулыбалась, обнажая большие желтоватые зубы. Наташа тоже ей улыбнулась. Женщина усадила Наташа за лучший столик (почти не качающийся и у окна), спросила:
- Мэм, что вы желаете? Кофе? Чаю? Бисквиты? Яйцо всмятку? Яйцо-пашот? Блинчики? Вафли?
- Чаю, пожалуйста, как вчера, черного, -- Наташа хотела кофе, и уже почти решилась заказать его в чайной, но в последний момент передумала (все-таки, кофе это слишком серьезно, чтобы так с ним рисковать), -- И... и вафли.
- Сию секунду, мэм.
- Спасибо.


Женщина убежала за свою стойку, потом потопала в кухню, прибежала обратно за стойку. Женщина хлопотала и шумела посудой – от переизбытка счастья, вероятно. Не будучи способной сдержать эмоции, она спросила Наташу:


- Как вам наш остров, мэм? Вы ведь не из здешних, правда ведь, мэм?
- Остров у вас замечательный. А виноградники и вовсе чудо, -- Наташа так и не увидела вблизи ни одного виноградника, но надо же было что-то сказать.
- О да, это правда! Мы все гордимся нашим вином. А в каком именно винограднике вы побывали, мэм, если не секрет?
- Кордины.
- Кого? – женщина почти прокричала свой вопрос – Наташа вздрогнула от неожиданности. Женщина швырнула чашку в раковину. Чашка звякнула и разбилась. Женщина подбежала к Наташа и быстро-быстро заговорила, тщательно всматриваясь в Наташино лицо, -- Вы в порядке, мэм? Он вам ничего не сделал, этот человек? О, зачем вы пошли туда? Зачем? Неужели у нас нет ни одного виноградника, кроме его? Что же вы так... Вы точно в порядке? О пресвятая Дева Мария! О господи милостивый боже!
- Да погодите, успокойтесь, что с вами? Кордина милейший человек. Почему вы так спрашиваете? Мисс... простите?
- Фарруджия.
- Так вот, мисс Фарруджия, что вы так всполошились?
- О, мэм, вы же не представляете себе, что это за человек. Мы все боимся его. И виноградников его боимся. Никто не идет к нему работать, ему приходится нанимать людей с Мальты, а ведь наши обычно на любую работу берутся.
- Расскажите толком, чем он вам так не угодил?
- Да как же это только нам... Это преступление всем было известно. До Италии дошло! Все знали, что Кордина убийца, злой убийца, да только ничего доказать не могли.
- Мисс Фарруджиа, садитесь рядом со мной и с самого начала все мне расскажите.


Исходясь желчью и праведным гневом, мисс Фарруджиа рассказала Наташе историю Кордины. Отметя восклицания и посылания Кордины в ад – Фарруджиа оказалась ярой католичкой – Наташа услышала следующее. Кордина – не первый муж Эммы. Эмма из почтенной годзийской семьи – ее предки «бог знает сколько веков здесь жили.» Кордина – тоже. С детства они были дружны, но когда выросли, Эмма предпочла молодого мальтийца Кордине. Эмма и мальтиец поженились. Кордина принимал большое участие в организации свадьбы. Все были уверены: он переступил через свои обиды. Эмма зажила очень счастливо в браке. Кордина оставался ближайшим другом семьи. У Эммы родился ребенок – очаровательная девочка. Эмма и ее семья были любимцами годзийцев – активно участвовали в общественной жизни города, исправно посещали церковь, помогали с реставрацией – в общем, вели обычную жизнь сельской аристократии, еще сохранившейся в таких далеких уголках Европы, как Гозо. Однако, ничто хорошее не длится слишком долго. Дочери Эммы было три года, когда автомобиль с нею и с ее молодым отцом, свалился в один из многочисленных обрывов в Гозо. Эмма по чистой случайности осталась в живых – ее в тот день повез на благотворительное собрание старый друг семьи, Микеле Кордина. Машину и трупы выловили на следующий же день. Начали расследование. Эмма не могла выйти из шока, Кордина неотлучно был при ней. Пошли нехорошие слухи. Власти начали особенно присматриваться к Кордине. Постепенно выяснилось, что он имел подозрительного содержания телефонные разговоры, прислуга вспомнила, что Кордина никогда так и не забывал Эмму – его туалетный столик был заставлен ее фотографиями, в шкафу он хранил ее старое платье – никто не знал, откуда оно у него, и вообще всем теперь были очевидны истинные мотивы его так называемой дружбы. Расследование шло полным ходом и со дня на день религиозные годзийцы ожидали громкого ареста, как вдруг все прекратилось. Расследование закрыли, объявив несчастным случаем, посредством слухов стало известно, что Кордина близкий родственник премьер-министра Мальты. Годзийцы негодовали и даже собирались выйти на улицы с транспарантами (ну да, когда бы еще представилась такая возможность, подумала Наташа), как с неба грянул даже не гром, а пушечный снаряд: Кордина уехал и – господи, что же это творится в мире – увез с собой Эмму. Увез с ее согласия. На этом моменте мисс Фарруджия сделала эффектную паузу, желая полностью насладиться триумфом своего рассказа. Триумф был встречен Наташиным молчанием. Немного обидевшись, мисс Фарруджиа все же решила завершить историю. О Кордине и Эмме ничего не было слышно много лет. Уже и думать о них забыли. Но, конечно, все вспомнили, когда выяснилось, что «эти двое» снова на Гозо, поселились в старом имении Кордины, в котором никто не жил с тех самых пор, когда он убил мужа Эммы и ее дочку. Не сразу выяснилось, потому что на улицах они не показывались. Кордина пригнал десятки рабочих – восстанавливать виноградник и реставрировать дом – рабочие и разболтали. Еще рабочие разболтали, что хозяйка слишком уж красива, чтобы быть настоящей и вся какая-то слишком уж. Что подразумевалось под глубокомысленным «слишком уж», Наташа не поняла, что промолчала. Ей хотелось, чтобы Фарруджиа поскорее закончила. В конце концов, дом был достроен, а виноградники посажены, но рабочие не захотели остааться у Кордины – зло там как-то, неуютно, вроде все красиво, а как будто в руках яблоко от змия держишь. Вот и пришлось ему нанимать рабочих с Мальты. И не уезжают они с Гозо. Живут здесь за своим высоким забором и боятся людям на глаза показаться.


- Проклятие на этом доме, вот что я вам скажу! Слишком он красивый, слишком! И Она красивая – изнутри порченая потому что. Он ее, слышала, загипнотизировал, она и не помнит ничего.
- Спасибо за рассказ. В самом деле, большое спасибо. Но мне надо идти.
- Как это, мэм? Но вы же даже чаю не выпили?
- Нестрашно. Вот вам за труды, -- Наташа положила на стол пять евро. Быстро взяла сумку, Ферруджиа опять зачастила, -- Ой, спасибо, да за что это вы...


Наташа обернулась и вдруг ощутила невыносимое, злейшее раздражение против этой глупой фанатичной женщины со своей гадкой религией. Наташа сказала:


- Это за то, чтобы ты наконец заткнулась.


Женщина уставилась на Наташу, а Наташу сломя голову побежала из этой чайной. Наташа бежала по набережной, пока не выбилась из сил. Опять все сначала, опять все сначала. Эта мысль тараном шла сквозь все ее мысли. Какой же все это бред. И гармония, и баланс, и все остальное... Хорошо бы пойти сейчас к Кордине за объяснением, но зачем? Чтобы он или наврал, или сказал правду, которую Наташе не хочется слышать? Наташа вспомнила, что у Кордины остался Марек. Ну и пускай, подумала она, Марек взрослый человек: захочет – уедет, не захочет – останется при Эмме для ее развлечения. Наташа против воли перебирала все варианты того, что могло случиться. Конечно, дура Фарруджиа могла все придумать, но ведь Кордина и сам упоминал какую-то трагедию. Может, он и вправду убил семью своей Эммы, но какое это имело значение? Ведь каждый день кто-то кого-то убивает и никого это не волнует, а тут, подумаешь – трагедия. Гораздо важнее то, что свою жену он скорее всего держит на каких-нибудь психотропных, она счастливая и красивая – и Марек, и даже сама Наташа – оба они увидели в ней гармонию. В больной женщине, запертой в винограднике на этом проклятом острове. Наташа засмеялась. Только теперь она поняла: все, что они видели в Эмме – было признаками душевного расстройства, а не счастья. И ее аура, и ее покойный вид, и отрешенность, и блаженная улыбка, даже ее неправдоподобная ухоженность и речь викторианской жены – все было заботливо выращено Кординой, который захотел себе мечту и получил ее натурой. Наташа вспомнила свои вчерашние слезы и ей стало противно самой себя. Бред. Бред. Бред. Сама того не желая, она поддалась влиянию Марека и романтизму средиземных островов. Уезжать надо отсюда, уезжать, пока она совсем не сошла с ума. Придя к решению уехать – Наташа неожиданно для самой себя успокоилась. Она огляделась по сторонам, увидела впереди скамейку, медленно пошла по направлению к скамейке – все еще не могла отдышаться после пробежки – дошла. Села. Подумала, сегодня же уеду с острова на вечернем пароме. Достала пачку сигарет. Спички. Завтра улечу с Мальты первым рейсом. Вытащила сигарету. Вставила в рот. Кстати, фотографии, которые сделала в Мдине, хороши – надо будет предложить своим, может, возьмут. Спичкой – по ребру коробка. Зажгла сигарету. Наверное, возьмут, она уловила характер, часть надо будет сделать B&W. Затянулась. Да, точно. А потом... потом поеду куда-нибудь. Может, в Калифорнию – там сейчас хорошо. И травы сколько хочешь. И вообще – атмосфера творческая. С моря подул свежий ветер. Потянуло ментоловым дымом. Наташа зажмурила глаза и улыбнулась про себя. Затянулась. Выпустила струю дыма. Затянулась. Выпустила еще. Холодало. Погода портилась. Наташа подумала: будет дождь.



© Copyright: Живущая На Земле, 2011
Свидетельство о публикации №21102131122



Другие статьи в литературном дневнике: