ШТАБ О ценностях

Антоша Абрамов: литературный дневник

Вечер с Соловьёвым протекал скучно. Украинская тематика, когда нет оттуда интересных новостей, – превратилась в сплошную жвачку.
И о ценностях разговор во втором часе как-то не разгорался. Почему-то не удивил, не возбудил Сергей Михеев. Непонятно почему приглашаемый Андрей Окара, абсолютно… не интересный (самая мягкая формулировка, что я подобрал), вызвал в очередной раз раздражение.


И тут бац – Карен Шахназаров выдал: нет, ребята, вы о нас слишком хорошего мнения. Западные ценности не те, а наши те? Простой и верный критерий – искусство. Вот музыка, если не брать классику, то не вижу разницы в их музыке и нашей массовой музыке. Одно и то же. И это – пустота. Так и ценности – нет сейчас ценностей, ни у них, ни у нас.
Соловьёв своему любимцу: “Глубоко”.


Как ни странно, разговор после кинорежиссёра оживился. Хотя я не мог остановить возражения в своей голове: “Как же нет ценностей? А дети… А… Если есть за что я могу легко жизнь отдать – это не ценности?” И в таком духе…


Соловьёв уже подводил итоги, когда вдруг зацепил всех (я видел лица экспертов, напрягшиеся через несколько секунд после негромких слов ведущего). Зацепил и встряхнул. Просто поделился, что с утра день тяжело пошёл – часовая беседа на Радио “Вести FM” с Борисом Якименко так его измотала. Тот провёл страшное расследование о происходившем в нацистских концлагерях и лагерях смерти, о чём давно не говорят: как там уничтожали человеческую индивидуальность, особенно в Освенциме. О технологиях стирания личности, настолько бесчеловечных, безжалостно-равнодушных, что слушать было невыносимо. Якименко подробно рассказывал, как ломали человека, превращали в ничто.


Соловьёв: ценности, культура, философы – не помешали произойти массовому уничтожению людей. Когда даже память о них стиралась. Когда человеческим пеплом посыпали дорожки меж клумбами цветущих роз. В лагерях смерти не назначался срок. Там человек исчезал на-всег-да. И это позволила цивилизованная Европа. Она за это покаялась? – Нет. Специалисты по ломке людей потом использовались в Европе и Штатах.


Как рассказывал Якименко – с 43-го года стали происходить восстания в Освенциме. И в них принимали участие только советские и евреи. И никогда – западные узники. Те ломались очень быстро. Как только человека помещали в среду, где он представлял собой только номер, лишали привычной атрибутики человека, так он и ломался. И как можно сравнивать Освенцим и лагеря ГУЛАГа? Даже не близко. В наших лагерях не существовали технологии уничтожения индивидуальности. Никогда. Это принципиальное отличие. И многие наши не ломались.
Когда читаешь их документы – они не понимают, что их к этому привело, как так незаметно получилось, что они стали делать то, что получилось, как им стали совершенно не интересны люди с Востока, да и не только оттуда.
Европа сейчас не хочет об этом говорить. Зато говорит о тождественности режимов Гитлера и Сталина, снимая с себя всю ответственность. И мы страшны им тем, что не даём забыть своим существованием ту страшную правду.



Другие статьи в литературном дневнике: