Хомо Советикус

Алишер Таксанов: литературный дневник

Хочу поговорить о категориях людей, которых я условно называю Хомо Советикус Страдалус и Хомо Путиноид, но чаще всего это один тип. С ними я столкнулся, проживая на Западе, в частности, в Германии, Швейцарии, Испании, и понял, что история ничему не учит этих существ. Это устойчивая категория и с ними приходится считаться.
Какие же черты они несут в себе:
1. Хомо Советикус - это обычно человек 55-70 лет, который 1/3 часть своей жизни прожил в СССР, вторую часть в условиях независимости своей страны (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Украина), третью часть - в эмиграции.
2. Эти люди не прижились в пост-советское время в своей стране, им удалось каким-то образом перебраться в Западную Европу и уже там начать ностальгивать по советскому прошлому.
3. Хомо Советикус пользуется всеми благами, что создала новая родина: демократия, свобода голоса и выбора, социальная защита, безопасность от криминала, отличная медицина, хорошие пенсии и заработки, эффективные коммунальные услуги, развитая инфраструктура. Но при этом Хомо Советикус хочет, чтобы Советский Союз возродился в этой стране и всячески убеждает в этом коренное население.
4. Хомо Советикус считает ложью исторические события прошлого Союза: ГУЛАГ и репрессии, депортации и пытки, дефицит и коррупция, запреты на партии, движения, вероисповедание; он считает правильным расстрелы и цензуру в СМИ, в искусстве, карательную психиатрию и подавление восстания в Новочеркасе, в Чехословакии, в Венгрии, в ГДР. Он уверен, что СССР развалили США и Западная Европа, подкупив советских руководителей. Он умиляется пломбиром за 20 копеек, дешевой водкой, пионерскими лагерями и санаториями по профсоюзной путевке.
5. Этот тип людей не смотрит местное ТВ, плохо знает местный язык и культуру, он ориентируется на российские каналы, поэтому его Советикус Страдалус медленно трансформировался в Путинизм. Теперь для него ориентир в жизни - Путин.
6. Хомо Советикус/Путиноид фактически является пятой колоной для Путина в странах Западной Европы, через них он оказывает давление на власти Франции, Германии, Испании, Греции, чтобы в итоге те приняли пропутинскую позицию или хотя бы не мешали путинскими колонизаторским планам.
7. Хомо Советикус плохо разбирается в истории, однако он шовинист и мыслит имперскими амбициями. Историю страны, где он проживает, оценивает с точки зрения советской историографии, абсолютно игнорируя ту историю, что преподается в школах и считается национальной. Хомо Советикус/путиноид уверен, что эта история фальшивая, а советская/российская - правильная.
8. У Хомо Советикуса/Путиноида русские - государственнообразующая нация, которая дала эстонцам, армянам, узбекам, казахам и прочим народам государственность и статус гражданина; русские принесли культуру, образование, технологии в дикий мир людоедов, который был в Центральной Азии, на Кавказе, Прибалитике, Украине, Сибири, Дальнем Востоке и т.д. Поэтому они уверены, что якуты и дагестанцы - это русские, просто немножко другие, что Карелия и Крым, японские острова и Чукотка русским достались по праву. И что Ермак просто присоединил Сибирь к Руси-матушке, а местные ханства напрашивались под русское подданство. Имам Шамиль просто хотел быть не чеченцем, а русским.
9. Хомо Советикус/Путиноиды поддерживают войну России против Украины и возмущаются, что страны Запада помогают Киеву оборонятся. При этом они не планируют уезжать в Россию, чтобы мобилизоваться на фронт, им удобнее критиковать свои власти со своих диванов. Он шовинистически называет жителей Украины или Центральной Азии скверными словами (не буду их приводить, чтобы меня ФБ не заблокировал), уверен, что Степан Бандера - негодяй, а азиатские повстанцы - басмачи - это враги человечества.
10. Хомо Советикус/Путиноид никогда не доволен той жизнью, где находится, он хочет Путина и Россию там, где он есть сейчас. Переезжать в Россию категорически отказывается, он ждет, когда Россия сама придет в Испанию, Германию, Францию, Италию. Он хвастается ресурсами России, ее военной мощью, грозится весь Запад стереть в порошок ядерным ударом, словно не понимает, что этот удар придется по нему самому и его семье. И что он вообще-то живет в стране-члене НАТО, на которую нацелены русские ракеты.


Вспомнил историю, которая случилась в августе прошлого года, когда я с Марией отдыхал в Испании. Там мы остановились у знакомого Пепе, который много лет живет в Испании, хотя он сам перуанец. Так вот, в на одном из мероприятий, куда мы с Пепе попали, оказалась пара русских. Они уже стали испанцами, и вот нам по-испански объясняли, как хорошо жилось в СССР и как прекрасно сейчас при Путине в России. Точнее, демагогствовал мужик 58 лет.
Пепе в детстве испытывал лишения - он из бедной перуанской семьи. Однако сумел закончить школу и университет, получить инженерное образование, которое позволило ему мигрировать в Испанию и уже здесь осесть, обзавести жильем, транспортом, обеспечить детей. Он, однако, не примкнул к коммунистам, которые в Перу являются террористами (движение "Сендеро Луминосо" - Сияющий путь). А ведь, как сказал Явлинский, коммунизм - это педикулез нищеты.
Мы сидели, пили пиво, и слушали, что в Испании незомбированные испанцы любят Путина и проклинают капиталистический Запад, который мешает развиваться стране, что либерализм привел к кризису, и нужна сильная рука, как Путин.
Так вот, Пепе молчал, но не спорил, видимо, из-за вежливости. Но я-то - не Пепе, меня такими сказками не усахаришь. Я превал такого Хомо Советикуса/Путиноида и сказал на русском:
- Слушай, мудилла, ты мне не пропихивай. Я-то помню СССР, и не хочу туда возвращаться. Вот моя дочь Мария Фернанда, - я указал на нее, - она родилась в Швейцарии, гражданка Швейцарии. Но в ней кровь узбека и перуанки. Её мама - потомок того конквистадора, который много столетий назад приехал в Южную Америку, чтобы покорить инков. История, конечно, жестокая и кровавая. Но моя дочь думает по-испански, она живет в испано-латиноамериканской ментальности, она католичка, и генетически она - испанка, ее родина - Испания. То есть она имеет право называть себя испанкой.
А вот ты - русский, который никак не увязан с этой страной ни историческими корнями, ни современными узами. Ты думаешь по-русски, ты православный, ты празднуешь 9 мая, 23 февраля, 7 ноября, а также российские праздники, и редко - испанские. Твой уровень знания испанского - В1, хотя, как ты утверждаешь, прожил здесь больше 20 лет. Вот твои дети и внуки - они почти испанцы. Но не ты. Ты ментально - Хомо Советикус/Путиноид.
- Чего? - не понял собеседник.
- Если завтра война - ты пойдешь воевать на стороне НАТО против России?
- Нет!!!
- Тогда что ты тут делаешь? Ты коллаборант, который будет встречать Путина на танке. Ты станешь тем чекистом, который начнет расстреливать испанцев, не желающим Россию в Испании. Ты будешь грабить католические церкви, чтобы возродить тут РПЦ Гундяя. Ты поможешь ресурсы Испании перевести на счета русских олигархов. Ты ничего не сделал для этой страны, все достижения Испании - не результат твоей работы! Но ты пользуешься этим, и хочешь, чтобы здесь было все как в России!
- Ты тоже в Швейцарии не строил демократию! - возразил мне Хомо Советикус/Путиноид.
- Согласен, - кивнул я. - Я пользуюсь уже созданной до меня системой. Но я интегрировался. Я живу как швейцарец и готов защищать эту страну. Я не призываю прийти сюда Путина. Я не хочу российских законов в Швейцарии. Я уважаю местные обычаи, традиции, культуру и язык. Я работаю и плачу налоги. Поэтому я наслаждаюсь с жителями швейцарской жизнью.
Я продолжал:
- Ты презрительно отзывался как о мигрантах в России, так и мигрантах в Испании. Но ты то сам - мигрант! Вот мой друг Пепе, - я указал на молчащего Пепе, - он из Перу, он-то корнями отсюда. Он ненавидит как Франко, так и Путина, так и Сталина. А ты хочешь ему вбить мысли, что диктатура - это лучше, чем демократия. И что коммунизм - единственно правильный путь. Тогда топай на Кубу или в КНДР - там тебе будут рады.
Разошлись мы плохо. Но настроения мне это не испортило. Просто я вспомнил о Хомо Советикус/Путиноидов, потому что в Швейцарии есть такие - все выходцы из России или русскоязычной среды Казахстана и Кыргызстана. Они катаются на БМВ или Мерсах с российским флагами и грозятся "Можем повторить!" Ублюдки, не знающие истории того, как было в эпоху "можем повторить".



Другие статьи в литературном дневнике: