В Москве

Алишер Таксанов: литературный дневник

27 лет назад, в это время я находился в Москве, работал вторым секретарем отдела экономической политики Посольства Узбекистана в России. Работа, признаюсь, мне нравилась. Куча разнообразной информации, встречи с экспертами и аналитиками, раздолье для изучения социально-политического положения страны. В этот момент РФ была на подъеме, происходили серьезные политические трансформации, страна уверено шла к демократическим преобразованиям, пускай и были болезнены некоторые процессы. Конечно, война в Чечне, коррупция, административный рэкет, региональные различия, шовинизм - все это мешало, однако такие негативные процессы можно было в итоге преодолеть.
Работа в посольстве не была скучной. Напрягал лишь режим, который существовал там. Такое ощущение, что я в казарме, везде следят за тобой, существуют ограничения в том или ином формате: не носи зимой свитер - это нарушает стандарт одежды дипломата, и не важно, что тебе холодно! Не ходи в увеселительные заведения, потому что племянник министра Камилова загулял в США с проституткой, а нести ответственность будет весь узбекский дипкорпус! Не встречайся с однокурсником Петром Каримовым, потому что за ним ведут наблюдения спецслужбы, а ты мешаешь! Помни, есть начальник, а ты - дурак, молчи, не высовывайся! Никакой инициативы!
Такое ограничения были мне непонятны. Каждое утро у нас была планерка, перед которой каждый дипломат должен был прочитать газеты по своему профилю и сообщить всем об интересных событиях. Потом встреча с руководителем - свои советником, который трахал мозги по каждому поводу. И такие встречи были по пять раз в день, чем меня выводило из равновесия. Придирался шеф к каждой мелочи, и я не мог понять, зачем ему это нужно. Хотя понимаю, он готовил меня к тому, что мы в режимном объекте и здесь надо держать ухо в остро.
Среди нас были стукачки. Один из них - Баходир Хусанов, третий секретарь, бывший выпускник МГУ, из Джизака. Мозги как у курицы, а апломба - выше головы. Он вступал в прямой скандал с советником, угрожая ему, и он знал, что ему ничего не будет, так как его дядя работал в Аппарате президента. Правда, при возвращении из Москвы ему дали пинка под зад - дядю уволили тоже с должности. Министр Лазиз Камилов всегда брал по протекции и увольнял, как только важный чин исчезал из Олимпа власти. Впрочем, благодаря доносам Бахадира мне указали на дверь...
Нас обязывали посещать дипломатические приемы в других посольствах. Меня закрепили за африканскими, и не скажу, что мне особо это нравилось. Я больше увлекался Латинской Америкой, но туда отправляли моих коллег. Всего нас дипломатов и технических сотрудников было около 30 человек - довольно-таки большое посольство. Кстати, первым послом был Юсуф Абдуллаев, профессор, доктор наук, в последующем ректор Самаркандского института иностранных языков, самый грамотный специалист своего дела; к сожалению, я не застал его в Москве. Это дипломат с большой буквы, перед ним блекли такие придурки как А.Камилов (стукач), Хамидулла Караматов, Останакул Мирзаев (представитель Узбекистана в Исполекоме СНГ, Минск) и другие. Но как звезда первой величины он вызывал зависть у темных лошадок.
До него представителем Узбекистана в Москве, в этом же здании работал Алимов из КГБ УзССР, его дочь Ниссо училась со мной в одном классе, а потом и на одном факультете в нархозе. Но наши пути никак не пересеклись там.
Работая в посольстве, мы встречались и с узбекскими делегациями, которые приезжали в Россию урегулировать какие-то проблемы. Например, собственности (у нас было 100 объектов, включая гостиницы, лесоперерабатывающие заводы, санатории и др.), денежных переводов, долгов, таможенных расчетов и прочего. Многое интересного я узнавал при работе с этими группами. Один раз провели визит премьер-министра Уткира Султанова в Москву, и тогда я переругался с помощницей министра экономики РФ, некой шовинистской, которая хамила мне в лицо; министр Евгений Ясин по программе должен был встретиться с нашим главой правительства. Тогда я понял, что в российской власти тоже много мерзавцев и хамла, и нас, узбеков, они ставят на уровень африканских государств.
Много чего было...



Другие статьи в литературном дневнике: