Маркеры прежнего произвола

Алишер Таксанов: литературный дневник

Когда мне говорят, что Узбекистан не тот, что был при Исламе Каримове, то я определяюсь маркерами, которые свидетельствуют об отстуствии реальных политических реформ в стране. Легкие косметические правки не изменили по сути сам режим, хотя внешне можно, казалось бы, судить о переменах. Я не живу более 17 лет на своей исторической родине, сужу о событиях со слов проживающих там - друзей, родственников, знакомых, с информации соцсетей, СМИ. То есть не на своем современном опыте и знании, хотя свои выводы все-таки строю на своих размышлениях, а на тех процессах, которые со стороны виднее более ярко, и заметны общие тенденции. Не зря говорят, большое видно издалека. И я не ограничен самоцензурой.


Какие же маркеры определяют, что ничего серьезного не произошло? Просто укажу на некоторые:


1. Игры с Конституцией. Внесение дополнения ради продления власти действующего президента. Все это делал Ислам Каримов, и этот фокус повторил Мирзияев, хотя было ясно, что Основной закон нужно менять в другом формате.
2. Выборы президента, когда у действующего главы не было реального и серьезного оппонента. Все, кто принял участие в театре, это не политики, это просто функционеры. Они были выдвинуты, чтобы создать некий конкурентный фон, но было предпринято всё, чтобы кто-то из них вдруг, случайно, непреднамерено не набрал большее число голосов.


3. Отсутствие политической воли у парламента. По статусу этот орган равнозначен президентской, но он импотентен - нет права на импичмент, а значит, подотчетен исполнительной власти. Олий Мажлис - это стадо баранов, блеющих за порцией травки из госбюджета.
4. Министры, хокимы, главы агентств и комитетов - все в числе депутатов и сенаторов, то есть в законодательных органах, и в этом нарушение баланса ветвей власти. Это некий суррогат политической машины, которая усиливает авторитаризм и диктатуру.


5. Остались "черные списки" и репрессии в отношении оппозиционеров, диссидентов, независимых журналистов и блогеров. Государство тратит ресурсы не на борьбу с реальными угрозами, а с теми, кто говорит о наличии угроз в стране.
6. Коррупция сохранилась. Многие западные издания пишут о фактах коррупции в Европе с участием узбекских чиновников и персон, но Агентство по борьбе с коррупцией интересуется своими рейтингами.
7. Суды остались заказными и несправедливыми. Осудили участников нукусских событий, а тех, кто спровоцировал их, огродили от отвественности - ту же комиссию по внесению правок в Конституцию.


8. Нет оценки прошлых репрессий. До сих пор не реабилитированы участники Андижанских событий, попавшие под репрессии Санджар Умаров, лидер "Солнечной Коалиции", а также бизнесмены, правозащитники, журналисты, вынужденные покинуть родину и лишенные узбекского гражданства.
9. Руководители регионов, ведомств относятся к обычным гражданам как к скоту: избивают фермеров, сажают директоров школ, насилуют подростков в детских домах, отнимают жилье, лишают собственности, и это часть всего негативного, что всплывает на поверхность.


10. Реальные реформы - это экспорт рабочей силы, и на это направлена политика правительства. Не на создание рабочих мест в Узбекистане, не формирование благоприятной бизнес-среды, не усиление права частной собственности, но на вывозе капиталов, на непотизме и теневой экономике. Более того, на распродаже ресурсов - природных, материальных, человеческих, всем национальном достоянии республики. То есть "проклятье ресурсов", когда на всем этом богатеет узкий слой, а весь народ остается нищим.
11. В 2019 году 2.1 млн. узбекистанцев играли в "грин-карт" - вот вам реакция людей на политику Третьего Ренессанса. Народ не верит в реформы, как не верил в Великое будущее и в "Мирное небо" Ислама Каримова. Не верили его дети, ибо все сбежали за границу, лишь старшая сидит за коррупцию и грабеж.


Я перечислил лишь часть, что невозможно не заметить. Многи е из вас дополнят свое в этот текст.



Другие статьи в литературном дневнике: