Я готов, я обещаю

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, 14 июля 2023 года Шавкат Мирзияев выступил на совместном заседании палат Олий Мажлисана в рамках торжественной церемонии вступления в должность вновь избранного Президента Республики Узбекистан; основные цитаты его речи:
- ...мы выполним поставленные в ходе предвыборных встреч задачи по сохранению нашей национальной идентичности и благородных ценностей, развитию сферы культуры, духовности и просветительства, воспитанию подрастающего поколения в духе любви и преданности Родине;
- ...мы будем опираться на высокую духовность, основанную на богатом наследии наших предков и национальных ценностях;
- Выведем на новый уровень работу, направленную на сокращение бедности, поддержку малообеспеченных слоев населения, лиц с инвалидностью, одиноких пожилых людей;
- Мы превратим систему махалли, являющейся для нас символом Родины, в центральное и решающее звено всех осуществляемых реформ;
- В сфере нашего особого внимания будет формирование еще более благоприятных условий для предпринимательства, создание новых рабочих мест, увеличение доходов населения, обучение молодежи и женщин современным профессиям, повышение их занятости;
- ...мы обязательно выполним намеченные задачи по развитию образования и воспитания, здравоохранения, науки, культуры и искусства, спорта, строительству нового жилья, надежному обеспечению населения питьевой водой и электроэнергией, улучшению социальной инфраструктуры;
- Мы последовательно продолжим политику демократии и открытости, гарантируем деятельность конструктивной оппозиции, свободу слова и печати, права граждан на получение, использование и распространение информации.
- С любым руководителем, будь то министр или хоким, чиновник на другой ответственной должности, который пренебрегает законами и людьми, ведет себя грубо, погряз в бюрократии и коррупции и своими действиями порочит государство, мы окончательно распрощаемся;
- Будем шире внедрять принципы «зеленой» экономики и «зеленой» энергии. В несколько раз увеличим объемы инвестиций в экономику страны;
- ...к 2030 году довести объем валового внутреннего продукта до 160 миллиардов долларов. Достаточно у нас и природных богатств, трудовых ресурсов, интеллектуального и духовного потенциала, опыта работы;
- ...в стране реализуются масштабные программы, направленные на сохранение и укрепление бесценной экосистемы, в том числе общенациональный проект «Яшил макон»;
- Мы приняли и обязательно воплотим в жизнь масштабные программы по дальнейшему развитию наших уникальных возможностей, чтобы превратить Узбекистан в современную страну мощной индустрии, высоких технологий, инноваций, производящую качественную продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке;
- Мы последовательно продолжим работу по обеспечению проживающим в стране представителям более 130 наций и народностей необходимых условий для развития их языка, культуры, обычаев и традиций;
- мы будем уделять повышению боеготовности национальной армии, физической и морально-психологической подготовки наших солдат и офицеров;
- Мы последовательно продолжим глубоко продуманную внешнюю политику и экономическую дипломатию;
- Окажем всю посильную помощь афганскому народу в восстановлении мира и спокойствия в соседнем Афганистане. Мы заинтересованы в совместной реализации с этой страной крупных транспортно-коммуникационных проектов;
- Поднимем на новый уровень многосторонние отношения с Организацией Объединенных Наций и ее специализированными структурами, Межпарламентским союзом, Содружеством Независимых Государств, Шанхайской организацией сотрудничества, Организацией исламского сотрудничества, Организацией тюркских государств, Организацией экономического сотрудничества и другими международными, региональными организациями и финансовыми институтами;
- ...я готов неустанно работать во имя достижения великой цели, ставшей смыслом моей жизни – построить Новый Узбекистан, фундамент Третьего Ренессанса, направив на это все свои силы и знания, опыт и потенциал.


Когда я слышу фразу "мы еще больше повысим темпы и эффективность проводимых реформ. Как бы ни было сложно, мы не свернем с избранного пути", то понимаю, что за этим нет ничего. Невозможно за семь лет увеличить ВВП почти в 3 раза, хоть волшебной палочкой махай. Да, президент намекает, что есть природные и людские ресурсы, но это означает лишь одно: продавать нефть, газ, золото, металлы, уран, хлопок, а также экспортировать рабочую силу, взамен получая денежные трансферты. Это экстенсивный и однобокий путь, который никак не приведет страну к прогрессу. Мы вступаем в фазу т.н. "проклятия ресурсов", когда богатства страны не сулят хорошую жизнь гражданам. Это просто хищническое потребление всего того, чего имеем, без будущего. Нашим детям ничего не достанется. Прошлое сожрет наших потомков.

Кстати, в 2022 году в ходе первого Ташкентского международного инвестиционного форума объявил о планах в ближайшие 5 лет довести ВВП страны до 100 миллиардов долларов, а годовой объем экспорта — до 30 миллиардов долларов, чтобы к 2030 году Узбекистан вошел в число стран с доходами выше среднего. И тут Мирзияев выдает новые плановые установки. И уже тогда было ясно о недостижимости таких планок.


Реформы до сих пор имеют неясный характер, люди не понимают, к чему идет их республика, какие механизмы запускает глава государства, как законы и правила игры отражают реальность? За маркой "Третий Ренессанс" кроется такая же мифическая суть, как каримовское "Великое будущее", за 27 лет правления так и не наступившее. А ведь усопший диктатор тоже приводил цифры, опирался на показатели, оценивал перспективы своей политики - и чем все это закончилось? Все уже забыли пять принципов реформирования, которые отражали лишь суть административного управления страной, там не было никаких рынка, законнности и политического плюрализма, это были способы удержания своей власти и своего режима, и Каримов в этом преуспел на 100%. Мифологизация своей тирании - вот смысл президентства Каримова.


О тех целях, о чем сказал Мирзияев, в том или ином аспекте говорил и Ислам Каримов. И чтобы выполнить их, диктатор продлевал свои полномочия, вносил в Конституцию правки, чтобы вновь остаться у власти - и продержался так почти три десятилетия. Достиг ли Узбекистан тех рубежей, которые намечались?
Увы нет. О том, какое место у республики в мире явственно демонстрируют международный рейтинги. Страна в аутсайдерах по коррупции, верховенства закона, свободы прессы, состояния предпринимательства, ВВП на душу населения, дееспособности государства, сетевой готовности, качеству элит, продовольственной безопасности и многим другим индикаторам. Наш уровень - африканские страны, поскольку по многим показателям мы на одном уровне с ними. Даже Латинская Америка давно обогнала Узбекистан.


Шавкат Мирзияев решил, что достичь этих целей, о которых заявил в речи, возможно изменением Конституции и обнулением своих прежних полномочий в качестве президента. В действительности, все вышеуказанные задачи можно было решать и в рамках второго срока, который начался полтора года назад, и не следовало проигрывать пластинку выборов вновь. Что ему мешало еще вчера запустить "зеленую экономику" или бороться с коррупцией? Обязательно идти на третий срок, который запрещен Конституцией? Ведь Основной закон не увязывает изменение своих статей, наполняемости новых норм с положением "не более двух сроков подряд". Что тормозило Шавката Миромоновича осуществить административную реформу, поднять образование и медицину, сделать доступными социальные услуги в рамках первого срока или второга срока?


Конечно, изменение в Конституцию - это всего лишь повод остаться у власти на большее время. Всего ненужного/лишнего/третьестепенного напихали в основной закон, но не сделали главными следующие аспекты:
- возможность импичмента президенту со стороны парламента;
- выдвижение в кандидаты в депутаты, сенаторов, президента от группы граждан, самовыдвижение граждан;
- отказ от финансирования партий за счет государства;
- назначение Генерального прокурора и главы спецслужб исключительно парламентом;
- невозможность избрания одним лицом более двух сроков подряд.


На Шавката Мирзияева распространяется закон о гарантиях деятельности президента от 2004 года, в котором он освобождается от уголовной и прочей ответственности за все деяния, совершенные им на посту главы государства. Это фактически индульгенция от имени законодательного органа представителю исполнительной власти, точно так же как в католической церкви прощались прошлые и будущие грехи ради какой-то высшей цели.
На выборы Шавкат Мирзияев выъходил со 100%-й уверенностью в своей победе. И дело не в том, что ЦИК и прочие институты власти приложат все усилия, чтобы такое произошло, а в том, что у народа не было реального выбора. Низкие проценты голосов, которые получили оппоненты Мирзияева, это фактически оценка избирателями всех политических партий и их лидеров. В стране нет политиков. Я знаю лишь двух, которые пробивались реально на высший пост в стране - это Махаммад Солих, партия "Эрк", и Санджар Умаров, движение "Солнечная коалиция". Оба подверглись репрессиям, причем второй отсидел срок по сфабрикованным обвинениям. И оба давно находятся в эмиграции.


В настоящей политической и конкурентной борьбе лидеры бы имели не 78% и 4%, а по 35 и 29%, то есть близкие друг к другу, потому что оба были бы известны своими делами, программами, критикой негативных тенденций (коррупция, репрессии, цензура, нарушение права частной собственности, насаждение госзаказа и прочее). И людям было бы из чего выбирать. А тут Мирзияев выдвинул заведомо прогрышные фигуры, которые людям или неизвестны, или которые известны своими глупостями. Понятное дело, что на финише будет тот, кто дергает веревочки.



Другие статьи в литературном дневнике: