Дважды умерший

Алишер Таксанов: литературный дневник

Было уже несколько лет, как Ислам Каримов, беспощадный и бессменный диктатор Узбекистана, умер и был похоронен в Самарканде, в некрополе Шахи-Зинда. Его наследники и последователи долго плакали и скорбели, но со временем все забыли о нем, ибо пришел к власти другой правитель, который, может быть, был чуть лучше, но в принципе из того же теста. Новый президент повел республику в новый проект, который назвал "Третий Ренессанс". В принципе, это были идеи по старым лекалам, просто с венниями текущих политических изменений в мире.
И все шло как бы как надо, однако, в один день что-то странное начал происходить на кладбище, где был похоронен Каримов. Земля начала трястись, а над могилой поднимался яркий феолетовый свет. Вскоре могильник из оникса разверзся, и из него вышел Ислам в том же костюме, в котором был похоронен. Он был живой, и это было не объяснимо. Каримов казался полон энергии и готовности к действию.
Каримов понимал, что многое изменилось с момента его смерти, и все же был уверен, что его народ ждал его возвращения, чтобы он снова правил им, указыввал им правильный путь, наказывал виновных, ннаграждал своих столронников, учил молодежь, как надо правильно любить родину и власть.
Однако, когда он вышел на улицы города, то обнаружил, что мир изменился очень сильно, неузнаваемо. Нигде не было его фотографий, цитат, в школах не учили его книги, а в музей имени Ислама Каримова приходили не больше десятка человек в день, и то, чтобы плюнуть на его портреты, которые сохранились только там. Жители больше не боялись его, они были свободны и счастливы. Каримов хоть с негодованием, но понял, что его время прошло, и что он больше не способен править Узбекистаном, хотя его еще официально продолжали иногда назыввать "Дода" (отец) и редко вспоминать в исторической киноджокументалистике. Усопший диктатор попытался объяснить людям, что он изменился, мол, больше не тот деспот, который раньше пытал и убивал, грабил и лицемерил. Мол, он возродился к жизни, чтобы дать узбекам новый шанс к возрождению. Но люди не хотели слушать его, отворачивались, делали вид, что не узнают. А некоторые вообще материли его.
Граждане чаще всего проходили мимо, не обращая на него внимания. Каримов лишь тогда понял, что его время давно прошло, и что он больше не может вернуться к власти. И пришло осознание того, что мир слишком сильно изменился, и что он уже не нужен никому здесь, даже своим детям, вдове-супруге и внукам, которые живут за пределами республики.
Каримов вернулся в Шахи-Зинда и, когда лег в свой гроб, то написал письмо своим последователям: "Мир изменился, и я больше не нужен. Мое время прошло. Это новый мир, и я не могу в нем существовать. Напрасно Сатана возпродил меня, так как Узбеукистан не станет частью Ада. Я ухожу, но я никогда не забуду, что сейчас это дикий для моего разума мир! Вы отреклись от моих принципов и идеалов!".
Бывший деспот вторично умер в своем склепе, но его слова остались в памяти людей. Они понимали, что старый мир ушел, и что пришел новый, отличающийся от прежнего. И теперь диктаторство и тирания больше не нужны, и что свобода и справедливость должны быть основой нового мира.
(рассказ приготовлен с участием ИИ)



Другие статьи в литературном дневнике: