Памятник карлику государства

Алишер Таксанов: литературный дневник

Посещение Шавкатом Мирзияевым памятника своего предшественника, установленного на чужой земле и для чужих граждан, заставило меня заново рассмотреть сиё творение в бронзе. Сразу скажу, что металлический "Дода" никак не вписывается в московский пейзаж и не удивлюсь, что сами жители избегают посещения этого места и тем более не возлагают цветы президенту Узбекистана, к которому практически все равнодушны.
Я не специалист в искусстве, особенно в монументализме, скульптуре, поэтому дам оценку как обычный обыватель - не обессудьте! Что я вижу? Мужчину, который высокомерно смотрит вперед, левую руку засунув в карман брюк, а правой делает движение вперед - но это не для рукопожатия, приветствия, это скорее всего, жест, типа, чего ты мне лапшу вешаешь, или послушай, что тебе говорят авторитеты. Пальцы веером, как у уркагана, пытающего что-то втолковать тем, кто не знает воровских законов. Поза явно не руководителя страны, не вождя, а какой-то шпаны, каким-то образом пробравшегося во власть.
Что приходит первое из памяти? Конечно, нравоучения, что обычно делал Ислам Каримов при встрече с народом или с трибуны. "Вы дангаса! Расстрелять всех по мужской линии! Я ради миллионов готов пожертвовать жизнями тысяч!" - вот такие речи обычно произносил "Дода", и народ внимал, как будто открывал для себя новый мир...
Внешний антураж памятника... Пиджак застегнут, но это не проявление аккуратности, строгости, протокола, а скорее всего, замкнутости персоны, нежелания быть "душой кампании", скрытости своих желаний. Лицо мрачное и сосредоточенное, и опять - это не выражение мудрости и раздумия, это больше маска жесткости и злобы.
Брюки висят как мешковина, словно у человека тонкие непропорциональные ноги и большим размером штанин хотят скрыть этот физический деффект. Остроносые туфли, как у Коломбо Белые Гетры - главаря чикагской мафии из фильма "В джазе только девушки" - явно попытка показать близость владельца к этой профессии.
Заказчик планировал предъявить миру великого мыслителя и государственного деятеля, но исполнитель сделал на манер надгробного памятника криминальных авторитетов. И на обзор зрителей и на поклонение рабам поставили именно это уродливое изваяние. Хотя, скорее всего, скульптор специально слепил такого урода, чтобы весь мир видел, кто вел Узбекистан в нищету, к коррупции, к экономическому коллапсу и политической дистрофии. Это памятник карлику политики.
А теперь посмотрите могильный памятник Деду Хасану (Аслан Усаян), криминальному авторитету России. Да, это был вор в законе, фактически правящий преступным миром в большой стране, пока киллер не оборвал его земной путь, но памятник более приятен для обозрения. Пиджак открыт, рука на уровне груди, как бы он прислушивается к тому, что говорят другие, на лице нет эмоции злобы и недоверия. Конечно, преступники живут своими законами, но на Деде Хасане нет массовых расстрелов граждан, не гонял он собирать хлопок учителей и школьников, не пытал он оппозиционеров, то есть всего того, что делал Ислам Каримов. Аслан Усаян на фоне диктатора выглядит мирным старичком...
Памятники одинаковы и в тоже время разные. Люди и одинаковые и в тоже время разные. Только Усаян более почитаем в своем, криминальном мире, чем Ислам Каримов среди кланов и тем более народа.



Другие статьи в литературном дневнике: