Вождизм в крови...

Алишер Таксанов: литературный дневник

Ислам Каримов - человек, который, несмотря на всякие там формальности в законе, на самом деле единолично регулирует все кадровые вопросы. Именно через его службу проходят все кандидаты на иные ветви власти - в парламент, в правительство, в суд, в партии, в общественные движения. Вот и недавно он снял очередного главу местной администрации - хокима Сурхандарьинской области. Вот что об этом сообщили газеты: «…Он полностью забыл оказанное ему доверие и уважение, проявлял несдержанность, грубость по отношению к людям, поддался всевозможным соблазнам, что привело к потере его авторитета среди людей», – отмечается в докладе. Президент пожурил тех, кто не указал в свое время на недостатки хокима и отдельно остановился на то, каким должен быть руководитель. «Мы смотрим на руководителя не как на вождя, а на человека, который отдает приоритет интересам общества и родного края и верно служит ему. Надо сказать, вождизм присущ старому советскому времени, но и сейчас остатки такого отношения можно наблюдать в некоторых местах. Чувствовать себя вождем, показывать себя вождем, стремится к этому и верить в это - своего рода болезнь. Если вы спросите по поводу этой болезни у соответствующего специалиста, врача, он поставит такому человеку определенный диагноз», - сказал И.Каримов".
Вождизм - это явление не столь обязательно присущее коммунизму. Вожди были и в капиталистических странах, и в странах "третьего мира", то есть там, где демократия находится в зачаточном состоянии, права и свободы людей урезаны до минимума. Известные принципы вождизма: несменяемость лица у власти в течение долгого времени, концентрация в его руках административной и финансовой власти, превалирование его должности над иными, неподконтрольность обществу и иным ветвям власти; культ личности и мн. др. Фактически Ислам Каримов признался в том, что он тоже вождь, только не областного масштаба - республиканского. Это он основал т.н. "узбекскую модель развития" и идеологию национальной независимости, на платформе которых сформировал свой вождизм. Студенты и школьники учат не конкретные предметы, а книги президента - как самой последней инстанции правды на планете, и что весь народ должен оценивать события через призму его интеллектуальных трудов. Про плакаты с изображением вождя и цитаты на транспарантах на улицах городов уже не стоит говорить.
Однако вождизму "поддалась" и его дочь Гульнара. На странице Твиттера она написала лозунг: "И все же, правильный путь спланированного госразвития - непрерывный и длительный процесс (И.К.) - путь мудрого политика Юртбошимиз... Хаммамиз Юртбошимиз билан (Все мы с вождем! - узб.). Вообще данная реплика непонятна, ибо сформулирована как-то абсурдно, однако даже в этом выражена попытка показать, что без вождя узбекский народ не найдет иного пути, возможно, свернет на дорогу хаоса и потрясений.Гульнара признается, что ее не допускают к отцу, чтобы та не рассказала вожду правду.
Какую правду? О ней самой или о реальном положении народа? Не том, что пишут в отчетах министры, чекисты и Госкомстат, а также купленные иностранные эксперты. Понятное дело, что о себе, о дочери вождя, которую лишили ее любимых игрушек - бизнеса, СМИ, фондов, мероприятий, стоившей госбюджету огромных средств. И о том, что ее подставили в коррупционных сделках, "засветили" настоящие враги семьи. И только вождь вправе определить, кто прав, а кто нет, кого наказать, а кого помиловать.
Такое не позволительно областным хокимам и министрам. Даже Акбарали Ахмедов, племянник вождя, проговорился, что не против идеи занять место своего дяди, как попал под каток репрессий. Воровать и расхищать национальное богатство Узбекистана Ислам Каримов разрешает, но при этом они должны с ним делиться. Единственное, что запрещено всем - стремиться к той власти, которая сейчас у вождя.
Акела промахнулся, но он еще вожак стаи!
Ислам Каримов болен, однако он продолжает играть нашими судьбами, ибо считает себя нашим вождем!



Другие статьи в литературном дневнике: