Грустные письма из Узбекистана

Алишер Таксанов: литературный дневник

На Фэйсбуке" часто веду переписку с товарищами и друзьями. Бывает вполне интересный и полезный диалог, многое узнаю, что происходит на родине. Вот, к примеру, что пишет Б.Г.:
"Когда я говорю молодёжи про лепёшку за 15 копеек (при Союзе, - прим.А.Т.), про школьные столовые, забитые котлетами и борщами, про почти бесплатное электричество и газ, мне не верят, а те кто верят сразу спрашивают: "А почему вы позволили развалить Союз?" И вот тут уже я не знаю, что ответить. А про тот визит "мощного старика" (визит Ислама Каримова в Андижанскую область, - прим. А.Т.) много слухов ходило. Говорили,что хлопковые коробочки приклеивали к кустам для эффекта изобилия. Про то, что обозвал андижанцев "обезьянами" за стиль одежды, про грандиозную пьянку где-то между Наманганом и Андижаном. Но это слухи. Хотя я видел как "могучий" стоял в поле, и оно было абсолютно белым. Никогда не видел таких полей, заполненных хлопком. И на совещание в Андижан он на 4 часа опоздал. А бедных депутатов даже в туалет не пускали".


Увы, Каримов - это типичный образец советского руководителя, не менеджера. Были при коммунизме нормальные руководители, но их вытеснили партсоваппаратики, которые умели управлять при помощи мата, оскорблений, криков и приказов, и этим самым похоронили страну. Но в новых условиях эти люди преобразились в паразитов, и сосут так же из народа. Только при этом никого не боятся. Они даже историю меняют под себя, пропаганду используют не хуже Геббельса. Вот что отмечает Б.Г.:
"Самое неприятное,что у нас выросло поколение молодых которые считают такую жизнь нормой. А уровень искажения по истории своего государства вообще чудовищный.Многие считают, что Узбекистан был создан "папой" 20 лет назад. Когда я говорю, что в этом году исполняется 88 лет с образования УзССР, то вижу тот самый взгляд на "идиота". В сущности бытовые проблемы только верхний пласт, а о "глубинке" Вы лучше меня знаете".


Да, у Союза были свои положительные моменты. Наивно верить, что то время можно вернуть. Раз история отторгнуло советскую систему, то не следует ее восстанавливать. Но не правильно говорить, что тогда все было плохо - это неправда. Кстати, Б.Г. на эту тему тоже пишет:
"Весной и летом г.Ош бывает заполонён нашими девушками из сферы интимных услуг. Сейчас их стало меньше, но раньше!.. Есть в Оше "улица быта", аналог Тверской в Москве. Декамерон и Камасутра не опишут, что там творилось по вечерам! А есть ещё сауны, бани, притоны. И большая часть персонала наши девушки. Кыргызы называли их "Каримов кизлари", а наши "мустаккилик гюльлари". Я помню речь "дынного воришки" (Ислама Каримова, - прим.А.Т.), где он утверждал, что Советская власть пыталась поколебать нравственые устои нашего народа. Ага, безусловно, при его, каримовской власти они несомненно укрепились. Узбекские девушки из-за нужды ставшие проститутками - отличный показатель этого!"


Что касается текущей ситуации, мой друг отмечает:
"В Андижане свет отключают регулярно, газ становится редкостью. На моей улице его вообще отрезали. Сейчас пишу под одеялом, так теплее, а то в комнате руки замерзают. Уголь люди набирают даже в этажные дома. Проблемы с газом и светом даже на центральном проспекте, там где расположены УВД, СНБ, Хокимият. Но у них всё в порядке, это в жилых домах проблемы. В прошлом году начали пилить зимой деревья на русском кладбище, по ходу сломали несколько обелисков. Был скандал, даже статья появилась в "Андижанке". Но чувствую в этом году допилят! Очень плохо работает связь (память от МТС). Водку разрешают продавать по лицензии, поэтому несколько официально разрешённых магазина буквально забиты людьми. А вообще у людей две проблемы: где заработать и как согреться. Когда я пытаюсь заговорить о политике смотрят как на идиота. А если задену "сияющего и могучего", то немеют как рыбы".


Да, Каримов - это, типа, святого, нельзя его критиковать, хе-хе...
И все же народ не унывает. Немало тиранов знает узбекская земля, и все же люди выживали. И сочиняли про своих угнетателей истории. Вот, к примеру, последний анекдот, рассказанный мне Б.Г.:
"Решил Ислам Абдуганиевич в Ташкент выйти по примеру Гарун-аль Рашида. Изменил внешность, парик, усы и так далее. Не узнать его. Идёт по городу. И вдруг менты встают в струнку, честь отдают. "Вот какая у меня милиция," - думает Каримов, -"все ровно меня узнают"!
Идет дальше. Но его узнают все, кто встречает по дороге! Кланяются, сгибаются. Президент озадачен. Заходит в магазин. И там: "Президент, Ислом-ака!" - и все знаки почтения выражают. Выбежал Абдуганиевимч, идет по аллее. Навстречу слепой с палочкой. Тоже узнал, мать твою! Бросился к нему Каримов с криком: "Как узнал, ты же слепой?"
"Не скажу, а то посадите"! - отвечает слепец.
"Клянусь,не посажу!" - обещает Каримов.
"Ислом-ака, вы 20 лет нам на голову срёте - по запаху узнаём!"
Вот такое у нас народное творчество", - печально заканчивает Б.Г.



Другие статьи в литературном дневнике: