Между Гондурасом и Папуа

Алишер Таксанов: литературный дневник

(Персональный сайт
Ядгара Норбутаева)


Приехали, господа! Следующая остановка – конечная!
Узбекистан занял 26-е место в группе стран с «Ранним этапом развития рынка» - таков итог рейтинга «Индекс быстроразвивающихся рынков» от Института исследований развивающихся рынков (Institute for Emerging Market Studies — совместный проект Бизнес-школы Сколковои компании Ernst & Young).
Данное исследование затронуло 112 государств. Впереди нас (вот уж действительно - гы-гы-гы), Гана, Марокко, Алжир, Таджикистан (вот уж шапалок-пощечина Каримову!), Кыргызстан (вторая пощечина!), Армения, Гондурас.
Ислам Абдуганиевмич, Вы меня слышите? ГОНДУРАС!!


Ниже – Папуа - Новая Гвинея, Кения, Малави... http://gtmarket.ru/news/2012/08/27/4915


Всего в данной группе 48 стран, замыкает шествие Ангола. Хотя в принципе то, что «солнечная республика» расположилась где-то посредине и не так уж плохо, однако...


Как отмечают эксперты, группа «Ранний этап развития рынка» - третья в рейтинге. В ней «имеются признаки развития рынка, несмотря на сохранение многих экономических, политических и социальных препятствий на этом пути». Иначе говоря, с грехом пополам тащатся такие системы к чему-то полусреднему, но при этом сильно спотыкаются, падают, топчутся на месте. От этого людям хорошего мало, вынуждены они выживать различными способами, включая и неофициальные (теневая экономика, трудовая миграция), криминальные (коррупция, наркотрафик и т.д.), натуральное хозяйство. Иначе говоря, третья группа – это страны, которые варятся и тухнут одновременно в собственном соку. Перспектив у них мало. Это уже не питекантроп, но еще и не хомо сапиенс, некое промежуточное звено эволюции, которое запросто может исчезнуть.


А вот первая – это «Продвинутый этап развития рынка». По характеристике экспертов, государства данной группы «имеют во многом такие же характеристики, как и экономически развитые страны». В первых рядах Чили, Польша, Эстония, Уругвай, Литва, Венгрия – всего 10 стран, причем 6 из них – бывшие социалистические.
Вторая группа – «Промежуточный этап развития рынка». Смысл заключен в реплике: «Имеют признаки активного развития рынка, характерного для стран с переходной экономикой». Это 28 стран, начиная с Китая, Малайзии, Болгарии, Аргентины, Бразилии, заканчивая Украиной, Азербайджаном и... Ботсваной.
Получается так, что Узбекистан, пребывая, увы, в третьей группе, хуже Албании, Намибии, Габона, Гондураса. Хотя, печалиться особо не стоит, потому что есть еще четвертая группа, именуемая как «Неактивный этап развития рынка».
Согласно расшифровке, входящие сюда государства «не демонстрируют никаких признаков развития, жизнеспособности или динамичности своей экономики». Кладбище надежд, если уж быть откровенным. Неандертальцы, которые, как известно, вымерли, не оставив после себя ничего. В списке 26 стран, это: Куба, Сирия, Буркина Фасо, Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Афганистан и Сомали. Понятное дело, что в этих государствах господствует полный трындец в экономической и социальной плоскостях, а про политический фундамент даже страшно заикаться – демократией там и не пахнет, права человека в зачаточном состоянии, электорат в пещерном осознании – кого не сожрали сейчас, так того съедят завтра.

При этом методология проведённых исследования следующая: «Индекс каждой страны рассчитывается как средневзвешенное значение 15 переменных, представляющих пять основных компонентов развития:
- Макроэкономические показатели;
- Макроэкономические условия;
- Уровень здоровья и человеческий капитал;
- Экономическая и политическая свобода;
- Размер рынка».
Понятное дело, что эксперты из Institute for Emerging Market Studies книг нашего премудрого президента не читали, о его Великой Антикризисной программе и не слыхивали, а исчисляли все на основании множества экономических и политических индикаторов, полученных как из официальных источников, так и в результате обобщения мнений частных экспертов, хорошо осведомленных о ситуации в каждой стране. Потому лапшу им не повесишь. Это вам не те «популяризаторы», которые за халявный узбекский счет приезжают в гости, жрут в ресторанах, живут в пятизвездных отелях, получают подарки от правительства и уезжают домой с обещанием спеть дифирамбы во славу «Человека, определившего эпоху» и его национальной модели с пятью принципами, набивших оскомину даже голодным ишакам в далеких кишлаках. У таких людей нет ни совести, ни морали, ни научной гордости.


Хотя, что тут говорить, да на чужаков сваливать, когда свои тоже не лучше: даже из дерьма наши журналисты умеют делать конфетку. Вон, к примеру, недавно в «УзА» расписали один зарубежный аналитический материал. Якобы, Ташкент занимает 58-е место из 140 городов по всем критериям жизни и инфраструктуры. Хотя в реалии это не ступенька пьедестала, а всего лишь расчетное место, и оно далеко не самое лучшее. Ведь по расшифровываемым критериям у нашей столицы самые худшие результаты, а всего городов изучалось не 140, а 70, то есть мы в конце списка!

Тем не менее при некотором старании можно слегка сместить акценты – и получаются радужные цифры. Даже отечественный Госкомстат не обязательно просить фантазировать или социологов из «Ижтимошки» придумывать псевдо-опросы. Так и рейтинг Institute for Emerging Market Studies обрадует узбекские власти, типа, все-таки не в четвертой группе, а посредине третьей! А что не в передовых, так это дело времени. Вот завершим реформы образования и здравоохранения, повернемся от сильного государства к сильному обществу, встретим очередную годовщину Независимости от Москвы, реализуем до конца 5-ть принципов, укрепим узбекскую модель - и очутимся в Великом Будущем. Резко. А это гарантированное место в лидерах первой группы. Только чтобы наш Ислам-бобо... это... ну... как бы тут деликатней сказать... в один пригожий денёк дуба нахер не дал. А то с похоронным процессом ввергнемся мы в ужасную реальность, непроизводительные расходы, и поймем, что страну-то разграбили, народ разбежался в поисках лучшей доли в другие государства, бизнес растоптан, коррупция лютует, а просвета и нет. И что наш мудрый владыка был просто обычным жуликом и прохвостом, негодяем и лицемером. И вся семейка в него пошла.
Хотя чего уж тут стонать? Каримов не прилетел с Луны, он наш, узбекский, взращен на общей бахче, рядом с нами. Мы-то сами мало от него отличаемся, тоже обманываем, юлим, даем на лапу, «кидаем», лебезим, трусим. Были бы другими – Ислам Абдуганиевич уже в первый срок своего царствования получил под зад пинок от народа и слетел бы в свой Госплан, где бы и перебирал бумаги, фантазируя в перерывах о Великом Будущем.
Наше же будущее в перспективе – это реальность между Гондурасом и Папуа.
И пока не проснемся, будем тихо сползать в четвертую группу, туда, поближе к Сомали.



Другие статьи в литературном дневнике: