Когда страна в тени

Алишер Таксанов: литературный дневник

Коррупция умело прикрывает «теневую» деятельность. Существующие проверочные механизмы или контролирующие органы не способны охватить весь процесс, пресечь нелегальные операции, поскольку блокируются соответствующими незаинтересованными лицами в правительстве, мафиозными группами и коррумпированными правоохранительными структурами. Однако внешне государство пытается продемонстрировать жесткость своей позиции, чтобы у граждан сложилось впечатление о серьезности борьбы с криминалом в сфере экономики. К примеру, начальник Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Акмаль Каттабеков сообщил в интервью агентству «УзА», что «результате практических работ, выполненных главным управлением и его региональными отделениями, в первой половине 2010 года размер поступлений составил 30,9 млрд. сумов. Это в три раза больше по сравнению с этим же периодом прошлого года»профиль удален. Между тем, по данным Госкомстата, оборот торговых рынков за январь-июнь составил 5495,8 млрд. сумов, а торговых предприятий – 4093,1 млрд. сумов. Иначе говоря, налоговые сотрудники «выявили» всего лишь 0,32% неучтенного объема продаж, тогда как, по мнению некоторых экспертов, каждый второй-третий товар на вещевых рынках или в торговых предприятий имеет контрабандный характер.


Данные цифры свидетельствуют о том, что коррупция помогает «подмаслить» ситуацию и уводит от государственного контроля значительные объемы. В большей части от наказания уходят крупные «акулы» бизнеса, тогда как рядовые предприниматели попадают под карающую машину. Так, со слов А.Каттабекова, «в результате налоговых проверок, проведенных на территории рынков за последние шесть месяцев этого года, было выявлено 2014 случаев правонарушений. В результате у правонарушителей было изъято товаров и материальных ценностей, не имевших соответствующих документов, более чем на 4 млрд. сумов. В отношении правонарушителей были приняты финансовые меры наказания в размере 912 млн. сумов, административные – в размере 73,4 млн. сумов, в 152 случаях возбуждено уголовное дело»Светлана Пешкова. Между тем, изъятые товары не были уничтожены, а были пущены на продажу, и официально доход был направлен в государственную казну, хотя можно предположить, что не все средства так и достигли соответствующего адресата.


Следует отметить, что Госкомстат ведет учет теневой деятельности, однако называет это как неформальный сектор, и зачастую объемы занижает из-за политических нюансов – ведь при эффективных рыночных реформах Ислама Каримова таких тенденций просто не может быть или это есть проявление частных и не столь существенных тенденций из-за влияния мировой среды. Так, специалистами отмечалось, что «товарооборот неформального сектора (вещевых и специализированных рынков) составил 2070,6 млрд. сумов или на 8,4% выше уровня января-июня 2009 года. Удельный вес неформального сектора в общем объеме товарооборота составил 21,6%».


Таким образом, никакие квазипроцедуры, предпринимаемые властями, не способны снизить объемы «тени», и в этом есть результат именно неумелой и бездарной политики президента Ислама Каримова. Своими действиями он только усиливает коррупционную составляющую государства.




профиль удален Где порядок – там достаток. УзА, Норгуль Абдураимова, 11.08.2010. http://uza.uz/ru/business/11473.


По мнению сотрудников ГНК РУ и ГТК, ФИО не публикуется в целях безопасности. Разговор состоялся 31 августа 2010 года по телефону.


Светлана Пешкова http://uza.uz/ru/business/11473.


Экономическое обозрение Узбекистана, 1 полугодие 2010 года. Госкомстат РУ. Электронная версия.



Другие статьи в литературном дневнике: