Фантазии на тему...

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Раньше мне казалось, что "идеологически выдержанные" книги были характерны главным образом для советских писателей. Даже для тех, кто, как братья Стругацкие, работали в жанре фантастики.
Но вот передо мной здоровенный том(955 страниц!) Гарри Гаррисона. Издавшее его в 2006 году ЭКСМО назвало книгу "подарком для любителей настоящей научной фантастики".
Не уверена, что она действительно стала подарком. Издана внешне красиво, но попробуй одолей эту без малого тысячу страниц. Даже просто держать ее в руках тяжело.
Но это внешняя сторона дела. А что со "внутренней", то есть, с текстами?
Первая повесть, которая открывает книгу, она же дала и название всему тому,- "Спасательный корабль", хотя тоже напичкана идеологией, читается довольно легко, потому что речь в большей степени идет не только о выстраивании отношений между земной и инопланетными цивилизациями, но и их представителями на личностном уровне.
Зато в следующей - "Падающая звезда" - вовсю "разгулялась" не только идеология, но и политика. США и Советский Союз запускают на орбиту совместную станцию, она терпит крушение, каждая сторона имеет в этой ситуации свой интерес и ведет себя соответственно.
Надо признать, что самым неприятным типом в повести(или романе все-таки?) выглядит американский президент, которого заботит лишь одно:переизберут ли его на следующий срок?
Но в целом читать это повествование довольно скучно, несмотря на драматическую ситуацию, которая развивается на станции:слишком много технических подробностей, герои - американцы и русские - имеют мало индивидуальных черт.
Особенно "умиляет" описание русских обычаев:обед состоит из борща, на второе ...селедка, при этом присутствуют неизменные водка с икрой.
И это пишет не какой-то там враг, а явно расположенный к СССР человек, который бывал в Союзе. Да и далекие корни у него были с этой территорией:мать Гаррисона родилась в Риге, а мать его жены была родом из Бобруйска.
Но стереотип представления о русских так живуч, что, видимо, вылезает независимо от автора.
В томе еще два произведения - "Далет-эффект" и "Выбор по Тьюрингу". Тут уж "идеологическая" фантазия Гаррисона разгулялась вовсю. Особенно в "Далет-эффект". Израильский ученый после неудачного опыта покидает страну, причем никого не поставив в известность(все думают, что он погиб во время взрыва в лаборатории) и отправляется в Данию, в которой родился, чтобы продолжить там свои опыты.
Но почему он сбежал из Израиля? Якобы потому, что боялся использования его открытия Израилем в военных целях(речь идет о возможности превращения подводной лодки в космический корабль).
Все это притянуто за уши, ученый в конце концов называет себя предателем, но в том, как поступил, не раскаивается.
Четвертая повесть рассказывает о создании искусственного интеллекта, и о той борьбе, которая развернулась за возможность обладать этим открытием.
И снова много технических деталей, рассуждений о "мировых проблемах" и мало
полнокровно выписанных героев повествования. А главный герой, гений-изобретатель, и сам больше похож на машину, и в конце концов действительно почти превращается в нее, когда в результате ранения в голову половину мозга в ней заменяют "детальками".
Политика задолбала в реальной жизни. И так хочется отдохнуть от нее хотя бы в книгах. Но, увы, она такая вездесущая, что проникает всюду.




Другие статьи в литературном дневнике: