Четвёртый Тихий Охотник

Артем Ферье: литературный дневник

Помнится, в своё время я изрядно зависал над Silent Hunter 3, симулятором немецкой подлодки. И чего-то снова захотелось (благо, досуг выпал).


Но я решил, что играть за фошыстов в канун 9-го Мая – немножко не бонтон. Поэтому соблаговолил попробовать четвёртую игру серии. Которая за амеров на Тихоокеанском ТВД.


На самом деле, я её пробовал, когда она только вышла. И графика-то симпатичная, но количество и значимость багов – удручали.
Прежде всего – удручал японский ИИ. После нервотрёпки в Атлантике, с рассчитываемым посекундно выходом на конвой и хрустом прочного корпуса на виражах в запредельных глубинах, - здешний мир показался уж слишком приветливым. Нет, я ещё понимаю, когда все три эсминца сопровождения идут впереди конвоя и не обращают ни малейшего внимания на избиение транспортов торпедами у них за кормой. Могу понять и то, когда ты всплываешь и начинаешь внаглую долбить транспорты из орудия. Но вот что эсминцы не считают нужным изменить курс, когда начинаешь расстреливать непосредственно ИХ, – это уже за гранью пацифизма. По-моему, сыны Ямато в тот период времени не были такими уж дзен-буддистами.


Да, конвойная служба у япов была поставлена очень посредственно по сравнению с Союзниками. И взаимодействие было хреновое, и тактика охоты на подлодки (да и оснащение примитивное). Но – не до такой же степени?


На самом деле, глюк был в том, что противник на тебя не реагировал – если не мог видеть. Например, в сильный туман. Но почему-то я – прекрасно видел вражеские корабли и за три километра в прицеле орудия (хотя на карте они не показывались).


При таком раскладе, понятное дело, япов топить было как-то совсем неинтересно, и даже жалко.
Что усугублялось отсутствием сводного журнала патрульных миссий и непрерывного счёта вражеского тоннажа (то есть, он выводился только для последней миссии).


Я тогда плюнул, и вернулся к трёшке.
А сейчас, узнав, что патчи поправили много критических глюков, - скачал последнюю версию.


И надо сказать, что игрушку действительно очень здорово отрихтовали. И действия противника стали гораздо более осмысленными (и опасными), и большинство багов убрали.


Правда, один вот словил. После очередного заплыва почему-то пропала вторая зенитка. То есть, её можно «прикупить», и она как бы даже числится в списке вооружений, но фактически её нет. И это плохо, поскольку я предпочитаю сбивать самолёты, а не нырять от них. И боезапас на вторую установку – не лишнее. Причём, уже дважды менял подлодку – а зенитку по-прежнему установить невозможно.


Система замены подлодок тоже несколько озадачила.
Просто так «купить» за «очки престижа», как в трёшке, здесь нельзя. Вопрос решают тыловые крысы. И решают, конечно, на свой манер.


Вот меня послали высадить агента в окрестностях Осаки. При заходе в акваторию – встречаю в проливе идущий без конвоя, не много не мало, авианосец класса Хирю. Их было всего четыре, и ещё два – класса Дзюйкоку (если память не изменяет). Всего шесть больших плавучих аэродрома по сотне аэропланов каждый, которые, собственно, и устроили Пёрл-Харбор.


И эти флэптопы – единственная надежда Японии на то, что удастся, перебрасывая в нужные места превосходящие авиагруппы, топить американский флот по частям, и на какое-то время обеспечить охранный периметр своих новых, богатых ресурсами приобретений в Юго-Восточной Азии, с тем, чтобы через несколько лет более-менее приблизиться к Америке по промышленному потенциалу. Несбыточная надежда – но иной не было. Не рассчитывать же, в самом деле, на десант имперской армии в Сан-Франциско и её победный марш до Детройта?


Поэтому каждый из этих флэптопов – на вес золота для Японии.
И когда я топлю этого Хирю тремя торпедами – оно, конечно, ещё не Мидуэй, где амерам удалось уничтожить все ЧЕТЫРЕ больших японских авианосца этого класса в размен на Йорктаун.


Мидуэй – это была катастрофа для японских надежд на сколько-нибудь неразгромный для них исход войны. Ибо после такой потери баланс по возможностям концентрировать морскую авиацию абсолютно сместился в пользу амеров, а значит – о создании периметра можно забыть. А значит, амеры, наращивая свои силы темпами втрое-вчетверо выше японских, за счёт многократно превосходящей экономики, медленно, но верно будут теснить сынов Ямато вплоть до Токио.


Но в январе сорок второго, когда я потопил этот флэптоп, ещё никто не знал, что в июне будет Мидуэй, где фантастическое везение пикировщиков из группы Маклосски приведёт к коренному перелому хода войны на Тихом Океане. И, конечно, любой утопленный японский авианосец, - это была бы такая радостная сенсация на фоне мрачных поражений союзников от японской морской авиации, что ФДР исполнил бы джигу на своей коляске.


Потом, высадив агента, я вынужден был прорываться с боем, поскольку меня таки засёк на мелководье один из эсминцев, патрулировавших бухту.


Это был эпический бой. Я всплыл и вступил в артиллерийскую дуэль.


Я потопил их четыре, по очереди.
Ради справедливости, американские подлодки класса Гато действительно гораздо крепче немецких семёрок (это исторически верно: они крупнее, у них толще броня), а в игре они вовсе практически неубиваемые. В отличие от японских эсминцев, которые вспыхивают или тонут от десятка удачно положенных снарядов (в трёшке даже на лёгкой сложности британские и американские эсминцы были куда более грозными противниками, чем японцы в четвёрке – на максимальной).


Но так или иначе, поскольку по мою душу подошли также эсминцы из охранения конвоя, случившегося поблизости, - пришлось попотеть. И одна быстроходная сволочь таки умудрилась таранить меня, прежде чем сдохнуть.


Естественно, я получил значительные и неустранимые в походных условиях повреждения корпуса. Вплоть до того, что утратил возможность погружения на перископную глубину. Тут же – начинает заливать отсеки.


И я по пути разобрался с этим конвоем, оставшимся без сопровождения, прибавив к счёту ещё гигаллион тоннажа транспортов (как будто это важно на фоне Хирю!), но обратная дорога была непростой.


Когда кончились выстрелы у зенитного Эрликона (чего их так мало, а?), мне, завидев самолёт на радаре, приходилось «подныривать» футов на тридцать (но не до перископной), только чтобы «слиться» своим контуром с гладью океана, «прикинуться ветошью». А вынырнув обратно – выкачивать воду. А если не проканывало – муторно лавировать, уходя от авиабомб.


Неудивительно, что когда я пришёл в Пёрл-Харбор, главный ремонтник на базе покачал головой и изрёк: «Уму не постижимо, как вы добрались на таком-то решете!»


Да, но чего только не сделает американский герой, чтобы донести до базы весть об уничтожении одного из шести больших японских авианосцев и чтобы получить… что?


Ну, пару медалек – само собой.
Но вот что ещё я должен получить при таком феерическом успехе, как убийство пяти военных кораблей, включая Хирю и не считая гигаллионов тоннажа транспортов, - ценою всего лишь одной подлодки, которая моими нечеловеческими стараниями всё-таки доковыляла до базы, и может пойти на запчасти, и никто из экипажа не погиб?


Естественно, я должен получить новейшую подлодку из возможных! Это – очень логично было бы. Ибо у япов ещё остаются в строю пять больших авианосцев – и их нужно утопить. А для этого желателен парень, который уже имеет опыт их утопления.


Но вместо этого тыловой адмирал, мать его кокарду, ВЗДЫХАЕТ, подписывая мне ордер на затрапезную, сто лет как устаревшую лоханку класса Purpoise. Как будто одолжение мне великое делает. От сердца, сцуко, отрывает…


Не, так или иначе – с патчами всё же появилась в игре некоторая атмосфера. Вот даже в таких моментах, как идиотизм амерских штабных крыс. Которые в реале на полном серьёзе пеняли капитанам, атаковавшим и потопившим цели, многократно превышавшие ценность лодки: «А вот тут вы отошли от инструкций, параграф такой-то, пункт такой-то, поставив под угрозу свою субмарину».


Довоенные же представления об эффективности вражеского противодействия подлодкам – оказались слишком «перестраховочными». Предлагалось считать, что если подлодка засветилась – она практически гарантированно обречена на истребление эсминцами. Хотя в жизни всё вышло далеко не так.



Другие статьи в литературном дневнике: