Первомай - тоже праздник

Артем Ферье: литературный дневник

Многие мои знакомые выражают мнение, что пора бы уже перестать отмечать Первое Мая, поскольку это не праздник, а непонятно что.


Я позволю себе не согласиться с этим мнением. И вот почему.
Какова история Первого Мая?


История следующая.
В противоположность заверению господина Маркса, во второй половине девятнадцатого века призрак коммунизма бродил не только по Европе. Как и много других асоциальных элементов, он перебрался через океан и обосновался в США. В стране, чья базовая идеология государственности была настолько антикоммунистична, антитоталитарна, насколько это можно вообразить.


Но поскольку в любой стране всегда есть некоторое количество моральных уродов или просто недоразвитых инфантилов, не способных ценить идеологию минимального государственного вмешательства в частные дела, коммунистические (и вообще левые) бредни приобрели некоторую популярность среди наиболее тёмных (или наиболее беспринципных) американских граждан.

И вот развилось, разлилось, разбулькалось движение за права рабочих.
Что под этим подразумевалось? Прежде всего – введение общеобязательного для всех предприятий восьмичасового рабочего дня.


Для меня это всегда было загадкой, что это за рабочие такие, которые борются не за то, чтобы работать (и, соответственно, зарабатывать) БОЛЬШЕ, а за то, чтобы работать меньше.


Но вот есть такие индивиды, которые существуют в двух ипостасях.
Первая: «Ой-ой-ой, кругом безработица, и меня не обеспечили работой, волки позорные, как жить, что кушать?»
Вторая: «Ой-ой-ой, меня так нагрузили работой, аж все соки выжали, буржуи треклятые!»
Из чего можно сделать вывод, что означенные индивиды – никакие, нахрен, не работяги, а банальные лодыри. И это, конечно, дело личное, - но до той поры, покуда ленивый индивид не требует каких-то законов в защиту собственной праздности.

А он их требует. Поскольку борется он за свои «права» не с буржуями-работодателями, на самом деле, а с такими же рабочими. Вернее, не с «такими же». А – с настоящими рабочими. С теми, кто готов вкалывать и десять, и двенадцать, и больше часов в день. С теми, кто любит свою работу, кто понимает, за что ему платят деньги, и понимает, что их не платят просто так. Что их надо заработать. И что можно, конечно, выторговывать себе лучшие условия, поскольку в трудовых отношениях, как и во всякой сделке, уместен торг, но нелепо и преступно – пытаться принудить другого человека, работодателя, к своим условиям под дулом пистолета.


И вот с этими истинными работягами – лодыри и разгильдяи конкурировать не могут. Поэтому и опускаются до террора, шантажа, стремясь навязать такие условия, которые на самом деле бьют не только по капиталистам, но – и прежде всего – по нормальным, трудолюбивым и ответственным наёмным работникам.


Буржуям-то – им что? Они от маниакального какого-то садизма, что ли, устанавливают рабочий день в двенадцать и более часов? Да нет. В принципе, им пофиг, будет ли один человек работать эти двенадцать часов, или двое посменно по шесть. Только б мощности не простаивали, да чтоб не превышать разумно допустимые расходы на оплату труда (иначе прогоришь). Ну а конкретные размеры этой оплаты – устанавливает рынок. Как и цены на любой иной товар.


Однако ж, когда есть много желающих вкалывать по двенадцать часов в «одно рыло» и не делиться со сменщиком – почему бы работодателю не предоставлять такую возможность?
И на самом деле, когда кто-то требует сокращения рабочего дня, в законно-принудительном порядке, – это означает одно. Он – лузер в своей профессии, он чувствует свою малоценность для работодателя по сравнению с более профпригодными людьми, и поэтому, будучи к тому же дерьмом по жизни, норовит объехать рыночные, то есть, добровольно складывающиеся отношения, на кривой козе забастовочного шантажа, прямого насилия и злоупотребления политическим принуждением.


Будь иначе – он бы напрямую договорился с работодателем: так и так, мне тяжело работать по двенадцать часов, могу только восемь, а оставшиеся четыре пусть работает другой человек. Но при этом был бы готов, что, при прочих равных, ему и платить будут только за восемь, а не за двенадцать. Однако ж, он предпочитает выкрутить буржуям руки, заставляя их платить больше, чем на самом деле стоит его труд. Но не только буржуям – а и тем нормальным работягам, которые хотят иметь возможность работать столько, сколько физически в состоянии.


И при этом он называет себя «борцом за права рабочих». Это комично. Но вот что не так комично – у таких мерзавцев часто бывает хорошо подвешен язык, и они умеют убалтывать нормальных работяг, капая на мозги мифами о «классовой борьбе» и «рабочей солидарности» и втягивая в свой беспредел, подбивая на забастовки, а то и погромы.


Тех же нормальных работяг, кто не ведётся на эти байки и не отказывается от работы – эта публика объявляет «штрейкбрехерами» и запросто может избить, а то и убить. Во имя борьбы за права рабочего класса, конечно.


И вот где всё-таки необходимо государственное вмешательство – так это для пресечения насилия зарвавшихся социалистических мерзавцев против добропорядочных рабочих, которые не скрывают своего желания работать, когда лодыри и шантажисты изволят объявлять забастовку. Собственно, это и есть единственная функция государства – защита граждан от насилия.


Так и произошло в Чикаго в 1887 году. Социалисты и анархисты замутили общеамериканскую забастовку, часть рабочих её поддержала, но нашлось достаточно желающих занять вакантные места. Естественно, забастовщикам это не понравилось, и они напали на «штрейкбрехеров». Полиция, охранявшая последних, вынуждена была применить оружие по назначению, и пяток отморозков загасили наповал, ещё сколько-то оказались в больнице.


Естественно, эта падаль была провозглашена мучениками пресветлой борьбы за рабочее дело и жертвами полицейского произвола. И чтобы почтить их память, было объявлено очередное сборище на Хеймаркете.


Что пикантно, основные заправилы этого движения называли себя анархистами. Но я бы сказал, это очень странные анархисты, которые выступают за то, чтобы государство ввело закон, ограничивающий частные отношения между гражданами. Вообще-то, анархисты – это люди, которые в принципе отрицают необходимость государственной власти, полагая, что граждане сами друг с другом разберутся. Из чего можно заключить, что в данном случае мы имеем дело не с анархистами, а с банальной социалистической красножопой мразью, которая провозглашает себя анархистами лишь в тактических целях, чтобы оправдать самые одиозные методы борьбы с действующим государством, с целью захвата власти, но готова установить самый что ни на есть тоталитарный режим, едва только захватить власть получится (в Штатах, к счастью, не получилось, ну а у нас мы видели, что бывает, когда государство подменяют собой такие борцуны за счастье трудящихся).


Поначалу митинг проходил мирно, но чем дальше – тем больше распалялась толпа, и тем больше выказывала агрессии по отношению к полицейским. Те отправили делегацию и очень вежливо попросили прекратить мероприятие и разойтись, в ответ же получили бомбу, начинённую шурупами и подшипниками. Погибло семеро полицейских (кто на месте, кто в больнице).


Не удалось установить доподлинно, были ли также выстрелы из толпы, но полицейские уверяли, что были. И были ещё раненые среди них. Между тем «борцуны за права», естественно, уверяли, что полиция сама друг дружку постреляла (бомбу, правда, на копов повесить не удалось, но заявлялось, разумеется, о провокации со стороны пинкертоновских агентов, этих кровавых наймитов буржуазии).


В целом - получилось некое уменьшенное подобие Кровавого Воскресенья. Сколько именно было ранено из числа митингующих – точно неизвестно, поскольку многие опасались обращаться за легальной медицинской помощью. Но счёт шёл на десятки.


После этого, конечно, запустился некоторый маховик репрессий. Ибо полиция не очень любит, когда в неё кидают бомбы с шурупами и подшипниками. Все левые газеты, конечно, верещали про перегибы со стороны копов – и я допускаю, что они были.


Непосредственного бомбиста – найти не удалось, поскольку подозреваемый скрылся в Европе. Но шестеро его друзей, знавших об изготовлении бомбы и, предположительно, о намерении её применения, - предстали перед судом.


Суд, сложно отрицать, был несколько предвзятым. Поскольку и власти, и общественность были в ярости. Следует отметить, в отличие от российской публики тех же времён, называвшей себя «либералами», готовой носить на руках любого ублюдка, если только он провозглашает себя борцом с режимом, американский истеблишмент всё-таки разделял то мнение, что швыряться в полицию бомбами – это не комильфо, и тех, кто это делает, следует размазать тонким слоем.


Говорят, доказать причастность подсудимых собственно к теракту – не удалось. Но поскольку говорят это преимущественно левые историки и журналисты – относиться к их заявлениям следует очень осторожно. Ибо левизна и враньё – это неотделимые друг от друга сущности. Насколько замечал, леваки врут экзистенциально, даже когда в этом, вроде бы, нет никакой необходимости. Ну а тут – интерес козырный: возвеличить очередных святых мучеников и жертв системы. Для этой публики – и Сакко с Ванцетти, спустя полвека, тоже агнцами были, ни в чём таком не виноватыми и якобы ни в чём не уличёнными.


Я материалов этого процесса не читал, но всё же могу допустить, что там были спорные моменты. Особенно спорная – жёсткость приговора. Присяжные, как говорят, вынесли вердикт о виновности, но не предполагали, что на его основании можно вломить вышку (и это всё же странное утверждение, поскольку адвокаты уж точно уведомляют присяжных о таких вещах). Но всем шестерым – вышку и вломили.


Кого-то успели вздёрнуть, кому-то заменили тюремным сроком, кого-то и вовсе помиловал губернатор.
Как я к этому отношусь? Я полагаю, что нельзя осуждать (тем более так сурово) людей, которые лишь говорили какие-то слова, пусть и содержавшие прямое подстрекательство к террору. Ибо тогда – придётся гасить вообще всех социалистов поголовно. Потому что они все разжигают классовую ненависть и призывают к беспределу.


Но я не склонен преувеличивать значимость пропаганды (это всего лишь слова), и предпочитаю придерживаться примата личной ответственности исполнителя (в крайнем случае – непосредственных пособников, знавших о задуманном теракте и помогавших его осуществить).


Вместе с тем, хотя я не одобряю преследования за идеи и слова, - чисто по-человечески социалистов как-то вот совсем не жалко, когда они попадают под раздачу. Ибо, всякий социалист старше двадцати лет – это либо конченый имбецил, либо отпетый подонок. И пусть он лично не совершил преступления, за которое его стоило бы казнить (а я вообще противник смертной казни для кого бы то ни было), – но я не вижу причин сожалеть о том, что сдохла ещё одна краснопузая сволочь. При всём гуманизме. Ибо социалист для меня – это враг. Это негодяй, открыто выражающий намерение меня ограбить, употребив насилие. И я ему дышать разрешаю – только тогда, когда уверен, что де факто он для меня не опасен. Пусть себе базлает. Собака гавкает, ветер носит. Но если он получает возможность осуществить на практике то, о чём базлает, - разумеется, я его грохну без колебаний. И не могу слишком строго судить государство, когда оно делает это, пусть и с некоторыми перегибами. Вернее, это сложный вопрос, что можно, а что нельзя позволять творить государству в борьбе с социалистами от имени налогоплательщиков.


Так или иначе, я готов признать, что суд, в некоторой степени, был не вполне объективным, политически ангажированным, конъюнктурным и чересчур суровым. Если против приговора высказывались такие люди, как Оскар Уайльд и Бернард Шоу, которых вряд ли заподозришь в чрезмерных симпатиях к «красным», - вероятно, у них были основания для этого.


Но вот поведение полиции во всей этой эпопее – оно радует. Они честно исполнили свой долг. Они защитили штрейкбрехеров, не убоявшись завалить энное количество агрессоров с ножами и арматуринами. Они разогнали эту буйную толпу, откуда в них была брошена бомба, опять же, не убоявшись открыть огонь на поражение. Главное – они не спасовали перед «общественным осуждением» со стороны «борцунов за права рабочих» и обслуживающей их левой прессы (а она и тогда в Штатах была очень даже левая, по преимуществу).


И к чести тогдашнего американского общества, значительная и наиболее здоровая его часть, - тоже не убоялась встать на сторону полиции и против красножопых демагогов. Хотя истерика в прессе, конечно, была раздута огромная.


Поэтому, несмотря на мрачность всей этой истории, для меня Первое Мая – это всё-таки праздник. Это, с позволения сказать, праздник победы здравого смысла и цивилизованности. Праздник, внушающий надежду, что в здоровом обществе есть силы, способные противостоять раковой опухоли социализма, и если они будут действовать решительно, уверенные в своей правоте, - у патерналистов очень мало шансов добиться победы в своей войне с Цивилизацией.


Конечно, противник этот, социалистический канцер, - он силён своей подлостью, своим умением играть на самых тёмных эмоциональных струнах и спекулировать на превратно понимаемой эмпатии. Поэтому, увы, за последние полтора века Свободный Мир сдал этому агрессору многие позиции. И принудительное ограничение рабочего дня удалось таки протащить в законодательство, и минимальные размеры оплаты. Все те идиотские меры, которые бьют не столько даже по капиталистам (они-то попросту переводят производство в те страны, где де юре или де факто вся эта муть не действует), сколько – по наёмным работникам, которые и рады были бы впахивать на рыночных условиях, но лишены такой возможности недопустимым государственным вмешательством.


Но вот память о том, как когда-то полицейские (и частники, особенно – пинкертоновцы) умели защищать ИСТИННЫЕ права свободных людей и ограждать их от беспредела, - внушает надежду, что не всё потеряно. Что всё можно вернуть на круги своя, когда свободные люди сами договариваются о своих экономических взаимоотношениях, и ни одна левая сука не суёт в них свою хитрую морду.


Может, я неисправимый идеалист, но я верю, что уж второе президентство Обамы – станет гвоздём в гроб социализма. Что после него к власти в США придёт парень гораздо более правых взглядов, нежели обрюзгшие и размягчившиеся репы могли представить до сей поры (и, возможно, хорошо даже, что Ромни проиграл: со своим конформизмом он бы в любом случае не изменил бы климата и даже не сделал бы погоды). Тут нужна фигура вроде Рейгана или Тэтчер, а то и покруче. И я верю, что она появится у амеров.


Но если амеры не справятся со своим социализмом и не станут вновь «маяком свободного мира», что ж – вне зависимости от их политической ситуации, или европейской, никто не мешает нам, России, стать таковым. Раз уж мы перенесли социализм в самой острой форме из возможных (Пол Пот – не в счёт) и самостоятельно избавились от этой хвори, - нам даже проще будет удалить остаточные её метастазы в виде КЗоТа и социальных пособий. И признать, что экономика – это когда люди договариваются между собой на добровольных началах, сообразуясь с собственной выгодой и положением на рынке. А задача государства – сводится к противодействию насилию и совсем уж голимому обману(мошенничеству). В остальном – pacta sunt servanda, и точка.


И мы должны помнить о Первом Мае как о дне, который показал: ЭТО - ВОЗМОЖНО. Такое положение вещей, когда государственные силы (полиция) действуют сообща с буржуазией, а не с чернью, и в её интересах. И под буржуазией я подразумеваю не только фабрикантов-капиталистов, но и всех людей, которые предпочитают продавать свой труд на основах добровольности, личного (а не пресловутого «классового») интереса и личной ответственности. То есть, сюда подходят и наёмные работники, которые заключают контракт и следуют ему, либо увольняются, когда находят более выгодную перспективу, либо корректируют условия на переговорах с контрагентом-работодателем, но не опускаются до забастовочного шантажа и, тем более, до прямого насилия.


И когда я говорю, что считаю только буржуазию нормальными людьми, а все прочие – говно, я имею в виду ровно это. Для меня «буржуазия» - это не классовое понятие. Скорее – этическое.
Столяр, который берётся за работу по договорённости с заказчиком и делает её, не пытаясь выкрутить заказчику руки через профсоюзы и законодательное давление, - это буржуазия, это нормальный, достойный человек.
Между тем, владелец завода, который шантажирует государство социальными последствиями краха его бизнеса и на этой почве истребует внерыночных преференций или субсидий, - это говно, а не буржуазия. Говно ровно такое же, как и «борцуны за права рабочих» из низов.
И задача государство – не поддаваться на происки говна, всегда направленные против Людей. Вне зависимости от того, в каком «классовом» статусе пребывает то или иное говно.


А на сакраментальный и «убойный» (с точки зрения социалистов) вопрос «Но что, если говно возбухнет и пойдёт творить беспредел, недовольное, что не уважаются им же измышленные его «права»?» - есть хороший ответ.


Его, говно, - тупо уничтожат. Должны уничтожить. Как это было первого мая на Хэймаркете в Чикаго. Как это было полвека спустя в Дирборне, когда толпа из пяти тысяч краснопузиков попыталась штурмануть завод Форда, и была рассеяна силами тридцати полицейских и такого же числа сотрудников корпоративной службы безопасности. В этом – и заключается сущность государства, «в защите налогоплательщиков от простого народа». От простейшего. И наглейшего.


При этом, что показательно, Цивилизация всё же гуманна, и во всех подобных стычках – на самом деле число жертв среди возбухшего говна бывало всё же невелико. То есть, разгоняя толпы охреневших погромщиков, - полиция и наёмные частники действуют ответственно, без фанатизма. Но – действуют (если им не мешать на политическом уровне). И достаточно эффективно.


Вот об этом надо помнить всем социалистам, желающим раздуть «пожар революции». Что если у них нет под рукой толпы дезертиров из рабской армии после долгой и непопулярной войны, - у них нет никаких шансов в силовом противостоянии с властью, поддержанной здоровой частью общества.


И об этом следует помнить власти. Что она легитимна и крепка постольку, поскольку поддерживается именно здоровой частью общества, буржуазией. Заигрывать с маргинальными красными демагогами – глупо. Они в любом случае не станут добросовестно сотрудничать с государством, которое на самом деле мечтают сожрать и разрушить.


И об этом следует помнить буржуазии. Что можно, конечно, осуждать государственную власть за отдельные перегибы в подавлении социалистов, но не следует впадать в чрезмерную сентиментальность, оплакивая «мучеников революции». Да, государство – бывает порой неуклюжим и подслеповатым, как носорог, но всё же – это союзник налогоплательщиков. А вот те красные уроды, которые «умучены режимом», - это враги человечества, враги Цивилизации. Нескрываемые. И очень опасные, если дать им власть. Поэтому, следует немножко так одёргивать государство за рукав, когда оно допускает совсем уж безобразные эксцессы, но – не стоит целиком переходить на сторону деструктивных краснопузых уродов. Это – самоубийство.


Как бы то ни было, Первое Мая – значимый день календаря хотя бы потому, что заставляет задуматься о подобных непростых материях.


Ну и повод бухнуть под шашлычок на природе – само собой :-)



Другие статьи в литературном дневнике: