Так как же всё-таки отобрать нож?

Артем Ферье: литературный дневник

Давешний мой дневниковый пост был посвящён (в немалой степени) замечательной барышне Свете, двоюродной сестре моей жены, которая благоволит нашей семье (особенно - Исчадию), гостит нынче у нас на Воскресенской вилле, и обладает грозной способностью отбирать ножи у гопников. Потому что уже полтора месяца занимается в "исконно-прогрессивной школе реальной прикладной самообороны" и ей там сказали, что их приёмы отбора ножа - столь же нетребовательны к физической форме обороняющегося, сколь и эффективны. Гарантирует ли школа, что гопники тоже так считают - мне неведомо.


Я выразил ту мысль, что, может, я недостаточно исконно-прогрессивный, но, при виде гопника с ножом, последнее, что придёт мне в голову - это хватать его за руку и отбирать нож. Ибо это грех - отбирать чужую собственность у живого, пребывающего в сознании владельца (что не грех - снять боевой трофей с бездыханной тушки).


Тётя Света сказала: "Тебе-то хорошо ёрничать! Ты же ведь у нас, типа, монстр. С шести метров пятирублёвую монетку в глаз засаживаешь, и всё такое (это она так сказала; на самом деле - и с десяти не проблема) Но что делать хрупкой слабой девушке?"


Вообще-то, она на себя наговаривает. Она занималась с детства волейболом, плаваньем, потом дайвингом, горными лыжами, и не такая уж слабая девушка. Но - девушка. А потому и логику в себе имеет - соответствующую. Путает причину со следствием.


Ведь дело не в том, что я не полезу отбирать нож, поскольку могу обезвредить его обладателя на расстоянии подручными средствами. Дело в том, что я научился использовать подручные средства, поскольку понимаю, как невыгодно и опасно пытаться вырвать у врага нож голыми руками. А это реально стрёмно - даже для таких, как я, при моём втором дане карате в семнадцать лет, очень изрядном опыте уличных драк и последующих годах работы агентом частной спецслужбы в самый разгар "лихих девяностых".


Получается, для гражданских "слабых-хрупких" девушек это не так стрёмно? Забавная мысль.


Светка, меж тем, продолжала:
"Понимаешь, ты судишь по себе. Ты прикидываешь, как бы действовал ТЫ против этих приёмов, будь у тебя нож. И находишь, что порезал бы противника в лоскуты за доли секунды. Но это ж не значит, что приёмы не будут работать против людей попроще".


Ладно, мы поехали на карьер, на пляж, и нашли человека "попроще", моего сына. Вместо ножа он получил маркер, выступавший из ладошки где-то сантиметров на семь. Типа, сойдёт за выкидуху.


Лёшка - любит Тётю Свету, а потому, конечно, не зверствовал. Работал только "ножом", без второй руки и ног. Ведь задача была - проверить эффективность захвата именно ножевой руки.


Через пять минут Тётя Света, стирая обильные следы маркера на предплечьях и на животе (выше Лёшке сложно достать, ибо шкет) посетовала, с улыбкой:
"Ну, он НЕПРАВИЛЬНО бьёт!"


Конечно, неправильно. Не замирает, выставив вперёд распрямлённую руку, не стоит на одном месте. А всё как-то скачет вокруг жертвы, финтит, уводит ножевую руку от попытки захвата. Главное - он превосходит Светку в реакции, будучи семилетним существом мужского пола, не обременённым вредными привычками, но при этом имеющим некоторую спортивную подготовку.
А это чистой воды безумие - пытаться отобрать нож у человека, над которым ты не имеешь радикального превосходства в реакции. Именно по этой причине серьёзные парни не пытаются ухватить незнакомца за ножевую руку.


Светка, слегка обескураженная, спросила:
"Ты хочешь сказать, что нож - это настолько круто, что с ним и семилетний ребёнок может уделать взрослого человека?"


Я пожал плечами. И молвил:
"Реально, я вообще не люблю ножи. Понимаю людей, которые любят, но для себя - предпочитаю открытые руки. Ими - проще убивать, чем ножом. Нож - он стесняет многие полезные функции кисти. Поэтому: нет. Я не считаю, что нож - это круто юбер аллес. Я лишь считаю, что всякому боевому средству следует искать разумное противодействие, без догматизма. Когда же противодействовать ножу тем, что пытаешься его отобрать, - вот это действительно превращает его в грозное оружие".


Для иллюстрации этой мысли, мы сменили роли. Теперь - Света была с маркером, изображающим нож, а Лёшка - безоружная жертва.
Что ж, мой ребёнок, воспитанный в традициях рационализма, конечно, не стал бороться со взрослой тёткой, которая, во-первых, всё-таки сильнее его, а во-вторых, вооружена ножом-маркером. Он тут же обратился в постыдное бегство.


Светка бежала за ним, грозно размахивая маркером, и кричала: "Ну куда же ты? Ведь я тебя даже ни разу ещё не порезала!"
Светка почти настигла его, но тут Лёшка внезапно упал на четвереньки, и преследовательница полетела через него кувырком.
Встав, Лёшка поинтересовался глумливо-вежливо:
"Ты сама-то себя не зарезала, Тёть-Свет?"


Оказалось, нет. Но "ножик" - выронила при падении. И после этого - даже мой семилетний сын мог бы запинать её, не давая подняться. Да и удержи она нож в руке - это бы тоже ничего не меняло, когда противник растянулся на земле, ошарашенный, и даже семилетний младенец может делать с этим контуженным телом, что угодно. Но в нашей семье - все друг друга любят :-)


Светке, кажется, я объяснил порочность этой концепции, охоты за ножевой рукой с целью отбора ножа. Это дурь. Противостоять ножу можно (и не так уж сложно), но - разумными и наиболее приемлемыми конкретно для тебя средствами.


Скажем, для меня разумное средство (это если нет сейчас при себе пистолета) - въебать ногой в рыло. Так, чтоб не встал в обозримом будущем. Но чтобы безопасно сблизиться для такого удара, чтоб он не мог чиркнуть мне ножом по ахиллу или кольнуть в мошонку (что, конечно, я считаю неприемлемым риском), я предпочту дезориентировать противника, швырнув ему чего-то в табло. Вроде монетки в глаз. И на самом деле, навыки приемлемо точного метания монеток/гаечек/подшипников - они оттачиваются быстро.


А мой малолетний сын - он не может даже теоретически рассчитывать на то, что его уширо или моваши уложит наповал взрослого человека, вооружённого ножом. Поэтому для него годится чисто "стрелковая", "давидова" тактика (ну и уронение оппонента на землю при выгодном случае).


А что я посоветовал Свете - использовать женские чары, как сеть ретиария. Ей-богу, это один из самых страшных видов оружия в нашем мире, женские чары. Они редко убивают сами по себе, но - они готовят почву для внезапного и смертельного удара даже лучше, чем мои монетки/гаечки, пущенные в глаз.


Средства различаются, сообразно субъектам.


Единственное, чего я не могу рекомендовать никому для безоружной защиты против ножа - так это всепоглощающие попытки вырвать тот нож из рук владельца.


Бывало, когда я общался с ребятами из МВД, разговор заходил об этом: "Ну и как у вас принято работать против ножа?"
Я пожимал плечами:
"Да никак особо не принято. Как против бугая с "двухлитровыми" кулаками - так и против шкета с ножом".


Они не понимали и создавали модели: "Ну вот я преступник, и у меня есть нож. Как ты будешь его отбирать у меня?"
Приходилось растолковывать: "Никак! Я не буду его отбирать. Мне проще тебя урыть, лиходея такого, чем отбирать у тебя оружие, которым ты мне угрожаешь. И очень хорошо, когда нож останется в руке злодея с естественными и прижизненными отпечатками пальцев".


Вспомнилась и одна беседа из детства. Был у нас в классе один парень, Слава, всем хороший, но - тюфяк, что называется.
Довольно крупный, довольно сильный. Но - слишком благодушный и робкий в плане применения насилия.
Он знал за собой эти черты, тяготился ими, и пошёл ко мне в группу (это был восьмой класс, я тогда ещё не был сэмпаем, поэтому выражение "моя группа" - означает лишь "группа, где учился я")


Наблюдая его в спарринге, я сказал ему: "Слав! Все твои проблемы - не потому, что тебе не хватает реакции для блокирования атак. Хотя, конечно, реакция у тебя ***вая. Ну так тем более - не стоит на неё полагаться в защите. Не стоит вообще полагаться на защиту. Ты можешь выиграть, только если научишься резко и высокохудожественно бить в рыло. И пусть предугадывание твоих ударов - будет проблемой противника.


Славка научился бить в рыло. Но как-то пожаловался мне: "Всё-таки, я немного смущаясь, когда думаю о противостоянии ножу".
Я заверил его, что и сам очкую, когда приходится, без оружия, противостоять ножу (что верно по сию пору).
Но вместе с тем ободрил:
"Слав, по-любому главная цель твоего кулака - его рыло. Оно как-то меняется при наличии ножа? Ну, разве лишь, ещё более нахальным становится. Так тем приятнее размазать это нахальство по скулам и челюстям! Поэтому - бей в рыло! Уходи от его атак, отбивай ножевую руку блоком, но имей в виду главную цель: навалять уроду так, чтоб он и не мог использовать свой ножик, по причине нокаута!


Разумеется, бить можно (и нужно) не только в рыло. Когда на вас нападает человек с ножом - его правомерно бить чему угодно и куда угодно.
Пытаться захватить его ножевую руку - тоже правомерное поведение гражнанина. Но только очень глупое.


Тем же, кто с этим утверждением не согласен - рекомендовал бы представить... чего-то я вчера совсем разомлел от семейного уюта и воспоминаний юности. Всё-таки, тридцать банок пива за день - и для меня многовато.
Then, so much for them knives. Сколько можно одно и то же повторять?


Не отбирайте нож, не отбирайте нож, даже никогда не пытайтесь этого делать! И не слушайте самонадеянных пижонов, которые рассказывают, как классно им это удаётся. Иначе - три раза получится, а на четвёртый - закончите свой жизненный путь с шилом в печени, когда ухватите супостата за ножевую руку и раскроете правый бок для его левой. Но если у злодея хорошо поставлен удар - он и без шила рубанёт по печёнке так, что ни охнуть, ни вздохнуть. Дальнейшее развитие событий - зависит от его гуманизма и правосознания.



Другие статьи в литературном дневнике: