О поющей шотландской тётушкеВ смысле, о сенсации недели - Сьюзан Бойл. То есть, я не специалист по ёперным театрам, но часто ловил себя на том, что иные профессиональные мегавокалы представлялись этакими "живыми синтезаторами", грамотно заточенными под чёткое воспроизведение звуков в необычно широком диапазоне - но и только. Что безусловно интересно для кунсткамеры, но как-то мало дружит с искусством. То бишь, очень "холодное", отстранённое у них бывает исполнение. Будто им вообще похер, чего они поют, о чём поют - но лишь смакуют тренированность своих связок. Впрочем, к Паваротти и Доминго это не относится. У них - и "чуйство" есть. Тётушка Сьюзан Бойл - ни разу, конечно, не Доминго, не Паваротти и не Монсерат Кабалье. Но "чуйство" - тоже имеет. И по моим ощущениям - поёт вполне приятно. В том, что "презентация" была хорошо продумана - никаких сомнений. Это шоу, Британия Обретает Таланты, как и все подобные, - оно всегда в каком-то роде "договорное". То есть, оно чётко ориентировано на "пазитифф" (но не слащавую комплиментарность, как какой-нибудь "Ледниковый период"), и устроено так, чтобы тягостных скандалов там не возникало. Обычно - сводится оно к тому, что на сцену выходят какие-нибудь тщеславные фрики со своей дворовой самодеятельностью, а жюри обстёбывает их довольно безжалостно, но с хорошим британским юмором, на радость зрителям. А фрики всё равно счастливы по уши уже тем, что засветились на ТВ, и к процедуре публичного "опускания" - были вполне готовы. Иногда - приглашаются явно артисты, которые устраивают "как бы" скандал, но до того гротескно, что всем смешно. Иногда - просвечивают и какие-то блёстки. Например, выступает семья из пяти человек, чего-то поют, вполне миленько, но при этом у одного из них, паренька лет тринадцати - действительно очень приличный голос. О чём жюри им и говорит: "Вы, мама с папой, в сторонке постойте, дочки - может, ещё подрастут, а вот сыну вашему - определённо нужно заниматься по-серьёзному". Здесь же, с тётушкой Сьюзан Бойл, устроили - и очень грамотно - настоящий фурор. И чисто эстетический, и, можно сказать, "моральный". То есть, серьёзный такой социальный мессадж: "Не спешите стебаться над инфантильной и вроде бы малахольной домохозяйкой с диковинной внешностью, ибо в ней может оказаться нечто такое, что потом вам сделается неловко". Очень понравилась шутка с Эллен Пейдж, которую, правда, мало кто оценил из российских журналистов. По причине не столько невежества, сколько нежелания уточнять информацию (обычно, когда речь идёт о журналистике, таковое нежелание принято называть "профнепригодностью", но - не в России). В чём был смысл? Тётушку спрашивают, до её арии, с хорошо скрытым сарказмом: "А вы хотели бы стать знаменитой - как кто?" На кого подумали большинство зрителей (и российских журналистов)? Разумеется, на Ellen Page, молодую, но довольно известную голливудскую актрису канадского происхождения ("Леденец", "Джуно" и т.п.). Которая, имея тип "девочки-подростка" - ну меньше всего на свете вяжется с монументальной и мужеподобной фигурой Сьюзан Бойл. И потому - заявка выглядит нелепой до курьёзного. Пока не разъяснить это тщательно спланированное недоразумение, конечно. Конечно, некоторые наши "гиены фарса" всё-таки озадачились вопросом "who the fuck is Лена Пейдж?" - и чего-то нарыли. После чего выдавали перлы вроде "Она сказала, что хочет быть как Элен Пейдж, известная канадская актриса ("Леденец", "Люди-Икс"), исполнившая также партию Гризабеллы в "Кошках". Вообще же, вся эта история с поющей шотландской тётушкой - навеяла мне одно воспоминание, тоже поучительное и сценически красивое. В духе "у нас в ауле был совершенно аналогычный слючай! Малчик Гоги, пять лэт..." :-) Итак, у нас в конторе был (и есть) мальчик Лёша. Было ему, правда, не пять лет, а в ту пору, в 99-м - 19, но подчас казалось, что всё же пять. Ну очень инфантильный такой пацанчик. Да тогда он и был совсем "зелёный". Из жизненного опыта - разве что подростковые уличные драки, полгода спецназа ГРУ, полтора месяца на Кавказе, откуда он был комиссован по не слишком опасному ранению. К слову, он тоже хорошо пел. Серьёзно, у него отличный, очень приятный тенор - но ценим мы его не только за это. Скорее - за то, что этот обормот в целом чертовски обаятельный и ненапряжный. Но и что пел классно - тоже плюс. А вот стрелял он в ту пору - весьма паршиво. И потому, естественно, много торчал в тире, чтобы сдать, наконец, норматив на допуск к оперативной работе. В тот раз он отрабатывал "сабчики". То бишь, submachinegun, что по-русски называется ещё более тяжеловесным словом "пистолет-пулемёт", а по-нашему, значит, - "сабы". Конкретно - он отрабатывал "Ингрэм" (оно же, официально, - M10, а в народе, хотя и неверно, - MAC-10). Кургузая американская молотилка, простая, как плевательная трубочка, и примерно такая же по "целкости". Но это наша обычная практика - мучить неофитов самым "паршивым" оружием, по принципу "учиться плавать - на стремнине". Практику по пистолетам - все начинают с ПМ, по сабам - с Ингрэма. Потому что освоив его - из какого-нибудь "Каштана" будешь моль налету сбивать. Но некоторые, кстати, принципиально любят Ингрэм. Когда нужно тупо нашпиговать замкнутую кубатуру тридцатью убойными кольтовскими пулями за минимальное время - незаменимая штука. Впрочем, это лирика. А у Лёши - была суровая правда учебных буден. Эту суровую правду - несколько скрасило появление Анхеля (одного из наших директоров, о котором я уже писал в иных своих мемуарах, а потому повторяться не буду). Ещё более скрасило - явление персоны, сопровождавшей Анхеля. То была девушка. С большой буквы Д. По собственному Лёшкиному признанию, наружность её была такова, что он поспешно упёрся ширинкой в стойку, дабы не шокировать своей "возвышенной" реакцией (да, он всегда был "лёгок на подъём", но девица - впрямь того стоила). И тут Анхель допустил роковую ошибку. Они подошли к неофиту, и Анхель сказал: "Лёш, мне нужно отлучиться по делам - ты не мог бы барышню пока развлечь? У неё, видишь ли, мечта, из чего-нибудь стрельнуть - покажешь, да?" Что ж, никому из нас в голову бы не пришло водить подружек в служебный тир. Но Анхель - всегда был анархистом в душе. К тому ж директор - кто ему указ? Впрочем, Лёша тотчас решил, что субординация субординацией, но от Анхеля не убудет, если отбить у него одну из многочисленных (тысячи их!) пассий. А когда Лёше нравится какая-то девушка - он тотчас перекладывает кондомы из сумки в карман джинсов, и редко это движение бывает чересчур поспешным. "Это Узи, да?" - спросила девушка. И с нею всё стало ясно. Лёха показал, как правильно держать машинку, как целиться, со всякими остроумными комментариями - девица млела. Лёха млел тоже. Необильные клетки его серого вещества - сплошь оказались расцвечены радужным сиянием тестостерона, затмевавшим всё на свете. "Ничего не видно" - пожаловалась девица. Конечно, Лёша был счастлив устранить это досадное неудобство. Повернул "пимпочку" в боевое. Целиться стало гораздо комфортнее. Потом услужливый Лёша сдвинул предохранитель, взвёл затвор и сказал "Попробуй!" А дальше - произошло неожиданное. Затвор скакнул вперёд, машинка пальнула, ей понравилось - и вошло в привычку. Ингрэм бился в экстатической пляске свободы, едва стеснённый слабыми ладошками насмерть перепуганной девицы, - автоматы не хуже собак чуют хозяина, который их боится, - а Лёха стоял рядом, охуевал (тут не напишешь "офигевал") и лихорадочно соображал, какого хера оно бьёт очередью, когда он точно помнит, что поставил на одиночный. Думаю, если б пляшущий ствол повернулся каким-либо опасным манером - Лёха всё же перехватил бы его и направил, куда надо. Но пока пули летели в правильную сторону света, примерно ту, где находились щиты с мишенями, Лёха предпочёл не вмешиваться. Благо, кошмар этот длился недолго. В фильмах, бывает, Ингрэма хватает на полминуты непрерывной стрельбы. Но там используются сверхъёмкие голливудские магазины, покамест недоступные простым смертным. Поэтому в реальной жизни - Ингрэм расплёвывает 32 патрона примерно за две секунды. Потом, конечно, наступила гнетущая тишина. А потом - грандиозный кипиш. Подскочил завбой, наговорил много тёплых слов. И про барышню, но больше - про Лёху. Они совсем сконфузились, что их, в каком-то роде, сроднило. Но девица оказалась вдруг довольно бойкой и даже набралась наглости спросить: "А я куда-нибудь хоть попала?" И вот тогда - наступил кульминационный момент драмы. "Катарсис в степени охуения". Меня там не было, но говорят, это стоило видеть, когда в круге свежей Лёхиной мишени обнаружился чёткий вензель DS, выполненный пунктиром сорок пятого калибра и явно имевший некоторую связь с давешней "заполошной" строчкой из "взбесившегося" Ингрэма. Между тем, если б Анхель, представляя барышню, сразу бы сказал что-то вроде: "Долорес, моя младшая сестрёнка, бывший консультант USSOCOM по тактике" - никакого шока, и тем более "катарсиса" - не было бы и в помине. Потому что кто такая Долорес Собербиа и на что она способна - все прекрасно были наслышаны. Но элемент театральности - куда ж без него. И в этом, собственно, бывает весь "цимес". Главное - барышня правильно себя поставила. И бедный Лёша тотчас влюбился в неё уже нипадецки, на всю голову. Поначалу мы думали, что для этой тигрицы он - всего лишь мягкая игрушка, растерзает сердце да бросит, но, вероятно, его сердце оказалось эластичнее, чем мы могли представить. Нет, конечно, он для неё по-прежнему "мягкая игрушка", но они уже десять лет вместе, и вполне счастливы. А ведь знай он сразу, кто перед ним, - возможно, вовсе не рискнул бы "подбивать клинья". Клеиться к богине - это святотатство. Но она - поначалу явилась в обличии смертной девы... Как бы то ни было, я лишь хотел сказать, что все самые удачные эффекты в этом мире делаются на контрастах. Впрочем, банальность, конечно. © Copyright: Артем Ферье, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|