Посмотрел художественный фильм

Артем Ферье: литературный дневник

"Город бога".
Вот только сейчас - руки дошли. Прежде читал и слышал много восторженных отзывов от людей, чей вкус не вызывает сомнения, и они рисовали фильм как "суровую чернуху". То бишь, фавелы, преступность, кровища.
Посмотрел. Что ж, это всё есть. Фавелы, преступность, кровища. Но я бы не назвал это "чернухой". Ну да, детишки из трущоб резвятся, танцуют-веселятся, а понимая, сколь мало стоят их жизни - попутно мочат друг друга с большим энтузиазмом. Но показано это - совершенно ненапряжно, почти вовсе без драматического пафоса. Но всё же это не явный гротеск, как у Тарантино и Ритчи, а близкое к документалистики зрелище.

Возможно, такая лёгкая манера поднесения экстремального насилия - и породила у многих критиков ощущение "когнитивного диссонанса" и, я бы сказал, преувеличенный восторг.
То есть, фильм-то нормальный. Местами - несколько наивный, но динамичный, смотрится хорошо. Однако ж, те, кто видит в нём что-то необычайно пронзительное и ужасающе откровенное, - меня действительно удивляют. Спрашивается, а до фильма - не знали, что представляют из себя нищие предместья Рио? Впрочем, смею заверить: в Африке - бывает ещё круче.
Насколько правдоподобен фильм? Что ж, в Бразилии я не был. Был в Колумбии и Венесуэле - но там как-то не доводилось заглядывать в городские трущобы и знакомиться с нравами малолетней уличной гопни. А на Ямайке - именно то и видел. Перманентно упыханные долбоёбы, столь же отмороженные, сколь и лоховатые.
Но кто из наших был в Бразиилии - про горячих фазеладос рассказывали примерно то же, что в фильме. Что именно такие и есть. Подваливает ночью к воротам ватага штук в пятьдесят, на каждом по центнеру стволов, выстраиваются парадным маршем, чтоб свою круть показать, и дальше, что называется, "палю и плачу". Тир.
Правда, что в них ценно, - самим своим присутствием и наездами они повышают востребованность охранных услуг.

И при этом - да, это нормальная ситуация, когда район держит восемнадцатилетний клоун-маньяк, от скуки постреливающий в репу своим дружкам и способный отменить боевую операцию, чтоб отвлечься на изнасилование первой встречной гражданочки.
Почему такая ситуация становится возможной? Потому что этот сопливый клоун-маньяк - действительно чуть ли не самый крутой парень на районе. Ибо все, кто хоть немного повзрослее и посерьёзнее - естественно, не станут жить в этом крысятнике. А кто живёт, из взрослых, - понятно, что из себя представляют.


Один, вот правда, в кино сыскался, типа "Рэмбо", жених изнасилованной дамочке, - и на этом, собственно, царствование сопливого клоуна-маньяка пресеклось. Но этот солдатик, живущий в фавеле и работающий кондуктором в автобусе - просто был какой-то странный чудак. А так-то ясно, что фавелы были отданы на откуп малолетним клоунам просто потому, что серьёзные люди нихера там не забыли. Во всяком случае - до семидесятых.


Потом, правда, с развитием наркобизнеса - что-то заманчивое в этих фавелах появилось. Хотя бы - возможность продавать наркоту без повышенного внимания полиции. Не столько местным, конечно, - откуда в жопе алмазы? - сколько "наркотуристам". Для чего, естественно, понадобилось обеспечить хотя бы минимальный уровень уличной безопасности. И отчасти такая тенденция отражена в фильме. Но этим занимались уже не сказать, чтоб безбашенные малолетки.


Но, конечно, на все 500 фавел Рио - наркобаронов просто не хватит, поэтому многие из них - по-прежнему крысятники, где заправляет безмозглая гопня. Но понимая, что король среди бомжей - всё равно бомж, время от времени они порываются совершить вылазку, скажем, на строящийся ресорт-комплекс с несуразной просьбой взять их в долю. Ну да. Эти аборигены - порой так наивны :-)


Вообще же, следует признать, что фавелы - и все подобные образования - штука полезная. Не для проживания там, конечно. Для экономики в целом. То есть, именно потому, что жизнь там приближается к тому, как обычно принято изображать ад, а нищета более чем прессующая - всякий нормальный индивид стремится оттуда вырваться. Хоть тушкой, хоть чучелом. Хоть в синие воротнички податься, хоть в белые, хоть в армию, хоть в наёмники. Соответственно, такая система обеспечивает, во-первых, постоянный приток энергичных целеустремлённых людей, прошедших хорошую фильтрацию, а главное - не слишком заоблачные расценки на их услуги.
Да и с точки зрения здравого смысла, социальное районирование - штука хорошая. Потому что банковский служащий, снимая квартиру, ей-богу, имеет право быть уверенным, что на одной с ним лестничной клетке (и даже - на одной с ним улице) не живут потомственные сборщики пустых бутылок и их детишки. На каковое соседство в Москве - можно нарваться запросто. Рио, в этом плане, устроен гораздо разумнее.


Поэтому, честно говоря, не понимаю всех этих причитаний по поводу фильма: "Господи, какой ужас!" Спрашивается, а вы чего ожидали увидеть в гетто? Это Cidade du Deus, чёрт побери! Одна из самых сраных жоп Рио. Ясно, что проживание там - ужас. Moreover, it's supposed to be.


Но, опять же, то, как это показано в фильме, - скорее, прикольно, а не тягостно. Нет, это отнюдь не комедия, а отдельные сцены, может, и ужас, но - не "ужас-ужас".


И если уж здраво приглядеться - ну не так уж они кошмарно там живут. По любому - не уральская промзона в соответствующий период :-)
К слову, почему-то во всех рецензиях пишут: "Сюжет фильма охватывает три десятилетия".
Да лет десять, максимум, он охватывает. Вторая половина шестидесятых - начало семидесятых. По возрасту пацанов, хотя бы, можно вычислить.



Другие статьи в литературном дневнике: