Эдвард Хоппер малевич

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Эдвард Хоппер. Любимый художник
Удивительный талант. "Поэт эпохи", поэт пустых пространств. Пронзительно безжизненные интерьеры и пейзажи: железная дорога, по которой никуда не уехать, ночные кафе, в которых не укрыться от одиночества, бездвижные и безлюдные ночи, гулкая пустота улиц. Особый неспешный ритм. Ощущение остановленного кадра
© Валентина Ерошкина


Он был равнодушен к формальным экспериментам. Современники, которые в соответствии с модой увлекались кубизмом, футуризмом, сюрреализмом и абстракционизмом, считали его живопись скучной и консервативной.


Однажды он сказал: «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности». 22 июля 1882 года, родился Эдвард Хоппер – один из самых известных американских художников XX века. Его называют «мечтателем без иллюзий» и «поэтом пустых пространств».
Один из любимых моих художников. Когда читаю Ф. Саган и О Генри, то перед глазами встают его картины. Картины, где бездна грусти. Его герои одиноки, им не вырваться из невидимых стен, даже если удастся выйти из стен реальных, из этого кафе, где, кстати, не видно никаких дверей.
Однажды он сказал: «Как они не могут понять: оригинальность художника – это не изобретательность и не метод, тем более, не модный метод, это квинтэссенция личности». Он рисовал пронзительно безжизненные интерьеры и пейзажи: железные дороги, по которым никуда не уехать, ночные кафе, в которых не укрыться от одиночества. Поэт пустых пространств, мечтатель без иллюзий, мрачный соцреалист, художник, воспевающий одиночество.
Когда смотришь на его картины, кажется, ничего не происходит. Но объединяет одна поразительная особенность: все они без исключения рассказывают зрителю историю. Причем каждому — свою, и каждый раз новую. Историю, в которой ничего не происходит, и, возможно, ничего и не произойдет. Но предчувствие ее разлито в воздухе. Мы не можем отделаться от уверенности, что на этих подмостках разыграется именно драма...
*******
"Мaлевичa хоронили с музыкой и в супремaтическом гробу. Публикa стоялa нa Невском шпaлерaми, и в публике говорили: нaверно, инострaнец!Мaлевич умирaл от рaкa, и к нему долгое время кaждый день ходил врaч, который его не вылечил и дaже не лечил (зa безнaдежностью), но Мaлевич нaучил его понимaть левую живопись.Супремaтический гроб был исполнен по рисунку покойникa. Для крышки он зaпроектировaл квaдрaт, круг и крест, но крест отвели, хотя он и нaзывaлся пересечением двух плоскостей. В этом проекте гробa есть отношение к смерти, чужой и своей." Л. Гинзбург



Другие статьи в литературном дневнике: