***

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Суфлер, (профессиональный шептун) — профессия редкая. На сегодня они есть в штате только в трех театрах Москвы.


Жизнь — театр, спектакль, сериал, как хотите. Но почему-то каждый из массовки, не зная сценария, норовит быть в ней этаким суфлером. Другими словами, вездесущими экспертами, советниками и консультантами.


© Валентина Ерошкина 729
****
Эпистолярный жанр теперь не в моде
Сегодня 100 лет со дня расстрела адмирала Александра Васильевича Колчака


В психологии есть понятие — эмоциональный интеллект, то есть спектр внутренних эмоций. К сожалению, во многом утраченный в современных парах. Слова «я тебя люблю» можно говорить по-разному: «я тялю», «ну, люблю», «ага, я тятож», но только тот, кто по-настоящему тебя любит, будет говорить эти слова искренне и целиком -«я тебя люблю… очень». Передергивает от приторно-невыносимых мусей-пусей, коти-заев.


Почему написать любовное письмо — это уже антикварный способ поведения? Ведь литературный талант — вовсе необязательное условие для искреннего письма любви. Но уж если не написать, то давайте перечитаем или прочитаем, например, письма Бетховена — графине Джульетте Гуаварди, Лондона Анне Странски, Колчака — Тимеревой, Тургенева — Виардо, Гейне — «милой своей Мушке», Мюссе — Жорж Санд, Гюго — Жульетте Друэ.


Фрагменты писем Александра Колчака Анне Темиревой


Писать друг другу они продолжали вплоть до последнего дня. Письма передавались через работников тюрьмы. Интересно то, что все это время их обращение было только на «Вы» и по имени-отчеству.


«Прошло два месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, и так еще жива передо мной картина нашей встречи, так же мучительно и больно, как будто это было вчера, на душе… без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости. Вы были для меня в жизни больше, чем сама жизнь, и продолжать ее без Вас мне невозможно».


Александр Колчак, лето 1916


«…В минуту усталости или слабости моральной, когда сомнение переходит в безнадежность, когда решимость сменяется колебанием, когда уверенность в себе теряется и создается тревожное ощущение несостоятельности, когда все прошлое кажется не имеющим никакого значения, а будущее представляется совершенно бессмысленным и бесцельным, в такие минуты я прежде всегда обращался к мыслям о Вас, находя в них и во всем, что связывалось с Вами, с воспоминаниями о Вас, средство преодолеть это состояние».


Александр Колчак, 9 мая 1917 г.


«Только о Вас, Анна Васильевна, мое божество, мое счастье, моя бесконечно дорогая и любимая, я хочу думать о Вас, как это делал каждую минуту своего командования. Я не знаю, что будет через час, но я буду, пока существую, думать о моей звезде, о луче света и тепла — о Вас, Анна Васильевна. Как хотел бы я увидеть Вас еще раз, поцеловать ручки Ваши».


Александр Колчак, 6 июня 1917 г.


«Для меня нет другой радости, как думать о Вас, вспоминать редкие встречи с Вами, смотреть на Ваши фотографии и мечтать о том неизвестном времени и обстановке, когда я Вас снова увижу. Это единственное доказательство, что надежда на мое счастье существует… Когда-нибудь я получу от Вас несколько слов, которые так бесконечно для меня дороги, как все, что связано с Вами».


Александр Колчак, 8/21 августа


«Моя милая, дорогая, обожаемая Анна Васильевна.


Господи, как Вы прелестны на Ваших маленьких изображениях, стоящих передо мною теперь. Последняя фотография Ваша так хорошо передает Вашу милую незабываемую улыбку, с которой у меня соединяется представление о высшем счастье, которое может дать жизнь, о счастье, которое может явиться наградой только за великие подвиги. Как далек я от них, как ничтожно кажется все сделанное мною перед этим счастьем, перед этой наградой…»


Александр Колчак, август 1917 г.


«Дорогая, милая, обожаемая Анна Васильевна.


…У меня нет слов, нет умения ответить Вам; менее всего я мог предполагать, что Вы… так близко от меня. Получив письмо Ваше, я… отложил его на несколько часов, не имея решимости его прочесть. Несколько раз я брал письмо в руки и у меня не хватало сил начать его читать. Что это, сон или одно из тех странных явлений, которыми дарила меня судьба. Ведь это ответ на мои фантастические мечтания о Вас — мне делается почти страшно, когда я вспоминаю последние. Анна Васильевна, правда ли это или я, право, не уверен, существует ли оно в действительности или мне только так кажется».


Александр Колчак, 29 апреля 1918 г


ps!
За 17 месяцев любви Анна заплатила 37 годами тюрьмы и ссылки. А в 70 лет она посвятила ему стихи:
«Но если я еще жива, наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.»


© Валентина Ерошкина 729



Другие статьи в литературном дневнике: