Мессинг

Валентина Ерошкина: литературный дневник

Великие мистики в реалиях: Вольф Мессинг


Вольф (Велвел) Мессинг родился 10 сентября 1899 года в городке Гура-Кальвария недалеко от Варшавы. По крайней мере, эту дату он сам указал в своих мемуарах. В конце позапрошлого века польские евреи наряду с с еврейским именем носили немецкие имена, позаимствованные из идиша. Имя Мессинга Велвел в переводе с иврита означает "выть, стонать", а Вольф (Wolf) на идише, как и по-немецки, — это "волк".


На сцену Мессинг вышел только в начале 20-х годов, уже отслужив в армии, и сразу же стал выступать со своими психологическими опытами не в составе какого-либо цирка, а индивидуально, демонстрируя публике чудеса телепатии", — пишет современный биограф артиста Борис Соколов. В мемуарах Мессинг объясняет свой побег в Берлин и присоединение к труппе бродячего цирка разочарованием в религии. Возможно, что это тоже поздняя фантазия мистификатора, навеянная романом Шолом-Алейхема "Блуждающие звезды".


Мессинг за свою жизнь создал огромное количество легенд вокруг своей персоны. Он занимался как устным пиаром, так и письменной саморекламой. В частности, 11-летний Вольф сбежал из дома и, чтобы раздобыть деньги на поезд, совершил три преступления.


"Сломав кружку, в которую верующие евреи опускали свои трудовые деньги "на Палестину", и твердя про себя извечные слова всех обиженных и угнетенных: "Вот вам за это!…", я пересыпал себе в карман все ее содержимое: раз Бога нет, значит, теперь все можно", — позже вспоминал Мессинг. Новую жизнь он начинал с капиталом в девять копеек и "опустошенными душой и сердцем". Второе "преступление", совершенное им за одну ночь, состояло в краже картошки с чужого поля. Наевшись, подросток прыгнул в первый попавшийся поезд и забился под лавку. Третье "преступление" безбилетника закончилось победным аккордом над контролером. Протянув ему какой-то грязный клочок бумажки, юный телепат магнетическим взглядом заставил взрослого человека пробить несуществующий проездной билет.


Мессинг утверждал в мемуарах, что в 1931 году в Варшаве якобы познакомился со знаменитым ясновидящим Третьего рейха Эриком Хануссеном (настоящее имя — Гершель-Хаим, или Герман Штайншнайдер), который был близок в верхушке национал-социалистической партии и самому фюреру, за что и поплатился жизнью. Этого чистокровного еврея, бывшего до поры до времени на службе у истинных арийцев, Мессинг называл одним из немногих известных ему телепатов, действительно способных к чтению мыслей. Единственно, он осуждал своего коллегу за использование в начале каждого своего представления подставных лиц. Начиная с третьего номера Гануссен уже работал честно, с любым добровольцем из публики.


Если верить мемуарам Мессинга, то он за свою жизнь повстречал многих замечательных людей: Шолом-Алейхема, Фрейда, Эйнштейна, польского маршала Юзефа Пилсудского, Махатму Ганди, советского разведчика Абеля-Фишера. Выдумки эти давно уже опровергнуты. По крайней мере, советским биографом Альберта Эйнштейна журналистом Владимиром Львовым.


в 1944 году на фронт были отправлены два самолета, построенные на средства, пожертвованные Вольфом Мессингом, за что он получил от Сталина благодарственную телеграмму. В СССР Вольф Мессинг был близко знаком с актерами Юрием Никулиным, Евгением Леоновым, Аркадием Райкиным, певцом Юрием Гуляевым, диктором Юрием Левитаном. Эта информация не только не опровергается, наоборот, находит документальное подтверждение.


Официальное признание Вольф Мессинг получил поздно — заслуженного артиста РСФСР ему присвоили только в 1971 году. На следующий год вручили ключи от двухкомнатной квартиры в Москве на улице Герцена (ныне Большая Никитская), на 13-м этаже дома работников Министерства культуры. Купить квартиру помогла одна служащая министерства, благоволившая Вольфу Григорьевичу.


"Мессинг благодаря длительным упражнениям сумел развить природные способности, улавливая тонкие мышечные реакции другого человека, которые для многих остаются незаметными и могут быть выявлены только с помощью чувствительных приборов. Опыты Мессинга — результат огромного, напряженного труда. Мессинг был большим талантом!" — так высоко оценивал дар телепата профессор-физиолог Григорий Иванович Косицкий.


Мессинг не мог обойти вниманием своих предшественников. Всех телепатов Мессинг делил на "чистых и нечистых", точнее, на честных и нечестных. К честным он относил самого себя. Среди нечестных были Ганнусен-Лаутензак, утверждавший, что его устами могут говорить души умерших, и Калиостро. "Видимо, значительными телепатическими способностями обладал знаменитый международный авантюрист граф Александр Калиостро, — писал Мессинг. — В свое время я заинтересовался личностью Калиостро и проанализировал некоторые записи и свидетельства современников. Да, это был очень ловкий жулик, но, несомненно, в арсенале его средств, которыми он стремился добиться успеха, были и очень сильные способности телепата".


Самые большие споры вызывает способность Мессинга читать мысли на расстоянии. Ученые пытались объяснить это «идеомоторными актами», или «зачаточными движениями»: когда человек отчетливо представляет себе что-либо, его мышцы бессознательно совершают микродвижения, по которым, так же, как по мимике, можно считывать намерения человека. Можно ли достичь в этом такого уровня совершенства, чтобы убедить зрителей в своих экстрасенсорных способностях, – вопрос открытый. Но оспаривать талант Мессинга не имеет смысла.


Медик Татьяна Лунгина, бывшая сотрудница клиники:


“Вольфу Григорьевичу было предложено провести сеанс для избранной публики. Присутствовало более ста человек: медицинские работники и среди них директор Института мозга профессор Сергеев, ради которого Мессинг и согласился на демонстрацию каталептического состояния. Вольф Григорьевич вышел на сцену, по-восточному сложил руки на груди, и застыл на месте, словно погрузился в раздумье. Стало ясно, что стоящий на сцене уже отрешен от внешнего мира, будто изваяние. Мессинг впал в оцепенение.


Врач Пахомова проверила пульс и объявила присутствующим, что он не прощупывается. Из зала вышли ее помощники, подняли Мессинга и положили на две спинки стульев: пятками на одну, а на другую — затылком. Тело совершенно не провисало, словно уложили деревянную фигуру.


Самый грузный из мужчин сел на живот Мессинга. Тело и тогда не прогнулось. Тогда врач проколола мышцы шеи Мессинга — никакой реакции и ни капли крови.


Оказывал ли Вольф Григорьевич частные услуги Сталину, не установлено. В «околокремлевских» кругах шептались, что Мессинг был чуть ли не личным предсказателем и советником Сталина. На самом же деле они встречались всего несколько раз. Вряд ли «кремлевскому горцу» понравилось бы, что кто-то даже в порядке психологического опыта читал его мысли... Но доподлинно известно, что после одного из закрытых сеансов еще до начала Великой Отечественной войны вождь запретил «вещать о видении» советских танков на улицах Берлина и приказал дипломатам загасить конфликт с германским посольством. Под запрет попали и частные сеансы. Но последнее практически было невозможно отследить, и Мессинг неоднократно помогал своими предсказаниями будущего не только друзьям, но и абсолютно незнакомым людям, особенно в годы войны.


Его способности проверяли и бессчетно перепроверяли — и журналисты, и деятели науки, и обыкновенные зрители. Многие из эпизодов его предсказаний были запротоколированы, а затем подтверждены жизнью. «Не надо спрашивать, как мне это удалось. Скажу честно и откровенно: не знаю сам. Точно так же, как не знаю механизма телепатии. Могу сказать вот что: обычно, когда мне задают конкретный вопрос о судьбе того или иного человека, о том, случится или нет то или иное событие, я должен упрямо думать, спрашивая себя: случится или не случится? И через некоторое время возникает убежденность: да, случится... или: нет, не случится...» Татьяна Лунгина, работавшая в Институте сердечно-сосудистой хирургии Академии наук СССР им. Бакулева, много лет была дружна с Мессингом, рассказывала, что он был причастен к правильной постановке диагнозов и к исходу заболеваний нескольких высокопоставленных пациентов. Так, однажды пациентом института стал давний приятель Мессинга генерал-полковник Жуковский, командующий военно-воздушными силами Белорусского военного округа. Обширный инфаркт грозил смертельным исходом, и консилиум врачей стоял перед дилеммой: оперировать или нет. Сам директор института профессор Бураковский выразил опасение, что операция лишь ускорит конец. И тут позвонил Мессинг и сказал, что оперировать надо немедленно: «Все закончится благополучно, заживет как на собаке». Прогноз сбылся. Когда позже спросили Вольфа Григорьевича, шел ли он на риск с генералом Жуковским, то он ответил: «Я об этом даже не думал. Просто в сознании возникла цепочка: «операция — Жуковский — жизнь...» и все».


И после таких прозрений Мессинг числился рядовым «артистом эстрады», хотя таковым себя не считал: «Артист ведь готовится к выступлению. Я не имею ни малейшего представления о том, какие темы будут обсуждаться, какие задачи поставят передо мной зрители, и поэтому не могу подготовиться к их выполнению. Просто я должен настроиться на нужную психическую волну, несущуюся со скоростью света». «Психологические опыты» Мессинга собирали огромные аудитории по всему Союзу. Вольф Григорьевич демонстрировал свою феноменальную память, проводя в уме сложные вычисления: извлекал квадратные и кубические корни из семизначных цифр, перечислял все цифры, фигурирующие в опыте; за считанные секунды прочитывал и запоминал целые страницы. Но чаще всего выполнял задания, которые зрители давали ему мысленно. Например, такое: снять очки с носа дамы, сидящей на шестом месте тринадцатого ряда, отнести их на сцену и положить в стакан обязательно правым стеклом вниз. Подобные задания Мессинг успешно выполнял, не пользуясь наводящими репликами или подсказками ассистентов. Этот телепатический феномен неоднократно проверялся специалистами. Мессинг утверждал, что чужие мысли воспринимает в форме образов — видит место и действия, которые должен был совершить. Всегда подчеркивал, что в чтении чужих мыслей нет ничего сверхъестественного. «Телепатия — это лишь использование законов природы. Вначале я вхожу в состояние релакса, благодаря чему ощущаю прилив энергии и повышенную восприимчивость. Потом все просто. Могу воспринять любые мысли. Если прикасаюсь к человеку, который посылает мысль-приказ, мне легче сконцентрироваться на передаче и выделить ее из всех других шумов, которые слышу. Однако непосредственный контакт совсем не нужен».


По словам Мессинга, ясность передачи зависит от умения человека, посылающего ее, сконцентрироваться. Он утверждал, что легче всего читать мысли глухонемых — быть может потому, что они мыслят более образно, чем другие люди. Особую известность Вольфу Григорьевичу приносила демонстрация каталептического транса, во время которого он «каменел» и его укладывали как доску между спинками двух стульев. Согнуть тело не мог даже большой вес, положенный на грудь. Мессинг-телепат «прочитывал» мысленные задания публики и четко исполнял их. Как часто это выглядело пошло и глупо, особенно для тех, кто знал, что этот человек обладает великим даром предчувствия. Взяв руку страждущего, он мог предсказать его будущее, по фотографии — определить, жив ли человек и где сейчас находится. Свой дар предсказателя Мессинг после сталинского запрета демонстрировал только в частном кругу. И лишь в 1943 году, в самой середине войны, он отважился публично выступить в Новосибирске с предсказанием, что война закончится в течение первой недели мая 1945 года (по другим данным — 8 мая без указания года). В мае 1945 года Сталин направил ему правительственную телеграмму с благодарностью за точно названный день окончания войны. Мессинг утверждал, что будущее объясняется ему в виде образа. «Действие механизма непосредственного знания позволяет мне идти в обход нормального, логического рассуждения, основанного на причинно-следственной цепи. В результате передо мной открывается последнее звено, которое появляется в будущем». Вселяет бодрость и одно из предсказаний Мессинга, касающееся паранормальных явлений: «Придет время, когда человек охватит своим сознанием их все. Нет вещей непонятных. Есть только не являющиеся для нас в настоящий момент очевидными».


Участвовал Мессинг и в спиритических сеансах. Уже находясь в СССР, он заявил, что не верит в призывание духа — «это обман». Но он вынужден был говорить так, потому что жил в стране воинствующего атеизма и жил весьма неплохо. К тому же он вполне мог практиковать как экстрасенс-целитель, но делал это крайне редко, так как считал, что, например, снять головную боль — не проблема, а вот лечить — это дело врачей. Тем не менее, не единожды Вольф Григорьевич помогал больным со всевозможными маниями, лечил от алкоголизма. Но все эти заболевания относились к области психики, а не терапии или хирургии. Контролировать психику человека Мессинг мог без особого напряжения, при помощи гипноза. Он часто задумывался над своими способностями, но так и не смог раскрыть механизма своего дара. Иногда он «видел», иногда «слышал» или просто «принимал» мысль, образ, картину, но сам процесс так и остался загадкой. Единственно, в чем были убеждены специалисты: у него был феноменальный дар, не имеющий ничего общего с ловкими фокусами или шарлатанством, но теоретического обоснования ученые дать не могли, так как официально парапсихология в те годы не была признана наукой. Говорят, что Мессинг был трусоват, боялся молнии, машин и людей в форме и во всем слушался жену. Только иногда, когда дело касалось принципиальных вопросов, грозно выпрямлялся и изрекал другим голосом, резким и скрипучим: «Это говорит тебе не Вольфочка, а Мессинг!» Тем же властным голосом он говорил на сцене. Но предвидение — тяжкий дар. Вольф Григорьевич знал, что никакое лечение не спасет жену от рака. После ее смерти в 1960 году он впал в депрессию, и казалось, что даже чудодейственный дар его покинул. Только спустя девять месяцев он вернулся к привычной жизни.


С годами Мессинг стал выступать реже, боясь, что непосильный груз чужих мыслей разрушит его мозг. Однако болезнь подкралась с другой стороны — отказали сосуды на покалеченных когда-то ногах. Возникла угроза ампутации нижних конечностей. Ему строжайше запретили курить, но избавить самого себя от вредной привычки он не хотел, да и зачем лишать себя маленьких радостей, если он точно знал дату своего ухода? Уезжая в больницу, он взглянул на свое фото на стене и сказал: «Ну все, Вольф, сюда ты больше не вернешься». В ноябре 1974 года операция Мессинга прошла на удивление успешно, и врачи вздохнули с облегчением. Никто до сих пор не может понять, почему через несколько дней произошел легочный коллапс (его тоже преодолели), а затем отказали здоровые почки. При этом пульс был ровным, а сон спокойным. 8 ноября 1974 года Вольф Мессинг скончался. При вскрытии оказалось, что мозг знаменитого парапсихолога, за который американские ученые предлагали миллион долларов, был «стандартным». Также «стандартно» власти отнеслись и к умершему: в связи с ноябрьскими праздниками некролог напечатали только 14 ноября, похоронная процессия наполовину состояла из представителей милиции, кольцо-талисман с бриллиантом в три карата, драгоценности, многочисленные подарки со всего мира бесследно исчезли, сберегательные книжки со вкладом свыше миллиона рублей и наличные деньги конфисковали в пользу государства... Несмотря на хлопоты знаменитых советских граждан, средств на памятник не выделили. Он был установлен лишь в 1990 году на пожертвования зарубежных друзей. Что ж, мы вынуждены констатировать: природа экстрасенсорных способностей знаменитого парапсихолога Мессинга не определена до сих пор.



Другие статьи в литературном дневнике: