Рецензии на произведение «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение»

Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

О Солженицине красноречивее всего говорит его собственная жизнь. Биография. То, что он никогда не плясал ни под чью дудку, став миллионером жил в простом деревянном доме среди леса, оставался крайне аскетичен в быту и всю жизнь до самого конца отдавал работе, вернулся на родину, выдворившую его, сразу, как только появилась такая возможность, свидетельствует: Александр Исаевич был человеком честным, боролся он не со страной своей, а за нее. Боролся с "раковой опухолью" в ее теле. Ошибался где-то? Возможно. Это ничего не меняет. Он достоин уважения, а труды его - внимания.

Уважения достоин и ваш труд. Он показывает как надо работать с информацией, формируя свое собственное мнение. Что ообенно актуально в наше время эмоционального хайпа, тотальной дезинформации.

Ваш пример другим наука! - хочется сказать, перефразируя одного великого нашего Поэта

И: "Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей!" - вспоминаются тут слова другого.

Как вы изволили выразиться "паяца".

То есть, самое время мне выполнить свое обещание - вернуться к разговору о вкладе в культуру. Но, это уже не имеет отношения к тому тексту, под которым я пишу рецензию, а лишь к нашей с вами дискуссии.

Алексей Земляков   01.11.2021 20:32     Заявить о нарушении
Алексей, перечитала наш спор по поводу вышей рецензии на главу 6 "Хвала США и призыв бабахнуть". Вы свели наши разногласия к вопросу о вкладе в культуру Солженицына, Высоцкого и Говорухина.

А я доказывала, что Говорухин и Высоцкий не те деятели культуры, которые могут служить образцами для Солженицына.

С одной стороны Вы признаете, что речь Солженицына оказалась верной, но осуждаете его за то, что он за нее не раскаялся.И ставите ему в пример Говорухина. Дословно:"Говорухин тоже не врал в фильме "Так жить нельзя". А потом каялся."

Не врал в фильме, а потом покаялся, что показал правду. Это хорошо? И должно служить примером?

Говорухин - конъюнктурщик. Суетился, менял политические взгляды стремился к власти, а когда проиграл президентские выборы, обвинил весь народ:"Путин обязан своей победой рабской психологии народа: покажи ему нового царя, он за него и голосует". Вы можете себе представить, чтобы Солженицын так сказал о россиянах?

Не паяцами я их называла, а трубадурами. Была у них своя колея, очерченная советской идеологией, за нее они и не выходили.

Солженицын один восстал против коммунистической идеологии, против всесильного партаппарата. С риском для своей жизни и беспокойством за судьбу народа.

Я на днях посмотрела фильм, где Авраам Руссо рассказывает о своих взаимоотношениях с Тельманом Исмаиловым ( Я молчал 15 лет. ч.1 24.10.21г.) Отвратительные сцены пиршества, где Юрий Лужков, Марк Захаров, артисты славят этого "широкой души человека, профессионала, украшения Москвы и друга навсегда".
Не представляю, чтобы Солженицын принимал участие в такой тусовке.

Решетовская описала встречу нового года с артистами театра. Потом муж опять уселся за работу и никакой светской жизни, к ее сожалению, у них не было. По воспоминаниям писателя ее это раздражало, она упрекала его:"Лучше бы тебя арестовали".

Спасибо Вам за комментарии. Общение с Вами было интересным и полезным для меня.
С уважением

Надежда Дьяченко   05.11.2021 07:08   Заявить о нарушении
Надежда, Ваша последняя фраза, конечно, очень лестна для меня, но и столь же печальна. Этим Вы сказали, что не хотите продолжать общение?

Алексей Земляков   05.11.2021 13:11   Заявить о нарушении
Алексей, я подвела итог нашему диалогу по поводу Солженицына. Надеюсь, что Вы найдете время и почитаете мои другие рассказы. Простенькие, без затей.
Мысли у меня бродят разные, может решусь на что-то серьезное.

До встречи на ПРОЗе.

Надежда Дьяченко   05.11.2021 20:08   Заявить о нарушении
Алексей, по случаю дня рождения Высоцкого смотрела передачи о нем, слушала песни. И вспомнила наш спор на тему "Кто более истории матушке ценен" - Солженицын или Высоцкий. Спору нет, Высоцкий популярен среди нас, поживших в СССР. Пересмотрела фильм на Ютубе. "Облико морале" у него совсем никудышный.http://youtu.be/L8vbtf3X5Fk

Надежда Дьяченко   28.01.2023 11:27   Заявить о нарушении
Надежда, мне недавно посчастливилось лично пообщаться с актрисой Евгенией Павловой и поэтом Владимиром Скобцовым. Посчастливилось - потому, что они с самого начала войны на Донбассе в 14 году ездят по фронтам с концертами, общаются с солдатами на передовой, видят всё своими глазами. Свидетели. Вот они свидетельствуют: самая популярная книга на фронте - молитвослов, а песни (если исключить те, что написаны сейчас именно об этой войне) - Высоцкого и Цоя.

И то, что эти люди очень далеки от Православных норм морали не входит в противоречие с иконами, висящими на стенах блиндажей. Потому, что они ценят ТВОРЧЕСТВО этих людей, а не подробности их биографий. Их никто не собирается канонизировать в святые. Речь идёт о том продукте, который они оставили. Вот вы знаете что-то о моральном облике инженера Шухова? От его человеческих качеств зависит ваше восприятие созданных им металлоконструкций?

Скобцов, даром что поэт, обладает прекрасно развитым логическим мышлением и владением приёмами риторики. Он говорит: Значимость поэта определяется его влиянием на язык. Если в народный разговорный язык входят фразы, словосочетания, слова из произведений автора, то он большой поэт. Нет - значит нет. Что бы не думали по этому поводу критики, литературоведы и прочие специалисты. Так, вот Высоцкого - говорит Скобцов - в языке осталось очень много.

Алексей Земляков   28.01.2023 13:21   Заявить о нарушении
Моральный облик это не только пил, наркоманил и по постелям прыгал. Добивался он Марину Влади не от большой любви, ему надо было ездить за границу. Влади ему устраивала концерты, выступление на телевидении. Приезжал с деньгами, в импортных шмотках и бахвалился этим. Я слушала Любимова: Высоцкий ему сказал, что улетает к Марине. Любимов: я не разрешаю, у нас спектакль, а он: я не спрашиваю, я предупреждаю. Сотрудничал с КГБ. Он пел то, что не содержало никакой политической крамолы, то, что давало ему возможность заработать. Его запрещали, таким полу-легальным он был выгоден. Запретный плод сладок. Образ его властями готовился на экспорт. Не остался за рубежом, потому что понимал, что его песни иностранцам непонятны, долго на одних эмигрантах не продержится.

А что популярен популярен среди солдат верю. Что поют, то и слушают. Романсы и арии там не уместны. Он и сейчас у нас известен. Но то, что он обогатил русский язык, я сомневаюсь. В народе и маты популярны и тюремная лексика. Фанаты всегда найдут оправдание своему кумиру. Когда Цой умер, от горя покончили с собой 40 поклонников. Женя Белоусов- ни слов, ни музыки, но тоже кумир. У меня сын с 1980г. Нравится Высоцкий, но комната была оклеена плакатами Rammstein и Nirvana рок-группы. Недавно коробку с пленками записей выбросила. Высоцкого не покупал. Его в университете звали Игорек-нирвана. Играет на гитаре. Фанат. У него девять электронных гитар, есть с подписью какого-то светила. Купил уголок с ударными. Приходит с работы и гремит. Директор предприятия.
Поэт на прозе написал
Высоцкому, 40 лет спустя
Александр Моржов
Что ты спел бы нам, Володя,
Если б жил до наших дней?
Ты сейчас уже не в моде,
Время давит всё сильней.
Меняются годы. Меняются моды.


Надежда Дьяченко   02.02.2023 06:03   Заявить о нарушении
Ну, кто смыслы обсуждает, а кто постели. Кто на фронт ездит и своими глазами видит, а кто в википедии читает. Есть объективность? Есть. Опыт. Творчество Высоцкого не умерло вместе с ним. Впрочем, в википедии может быть написано и другое. Я сужу по личному общению с поэтами в поэтическом клубе, артистами фестивалей и залом того и другого. Хотя мода давно не о том.

Вы с сыном поговорите - что он нашёл в этом алкаше? Чай не дурак, раз директор.

Алексей Земляков   02.02.2023 08:31   Заявить о нарушении
О каком алкаше вы говорите? Он не фанат Высоцкого, просто слушает при случае. Он айтишник. Учился в Германии, аспирантуре.

Надежда Дьяченко   02.02.2023 08:35   Заявить о нарушении
А вы перечитайте, что я написал. Может, со второго раза поймёте о каком алкаше я писал. Там трудно понять иначе.

Алексей Земляков   02.02.2023 08:57   Заявить о нарушении
Перечитала, не поняла. Что рокеры алкаши и наркоманы я знаю, но не о них речь, а о Высоцком. О его высокой "морали" я писала.И о проходящей популярности.

Надежда Дьяченко   02.02.2023 09:46   Заявить о нарушении
У меня сын с 1980г. Нравится Высоцкий, - это ваши слова.

Алексей Земляков   02.02.2023 12:23   Заявить о нарушении
Вы с сыном поговорите - что он нашёл в этом алкаше? Чай не дурак, раз директор. - мой ответ. Как это можно трактовать, кроме как, что говоря об алкаше, я подразумеваю Высоцкого?

Алексей Земляков   02.02.2023 12:26   Заявить о нарушении
Нравиться, но не фанат. И мне нравится. Я говорю о нравственности, с которой у него очень плохо. И о том, что он современной молодежи не совасем поняте.

Надежда Дьяченко   02.02.2023 12:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

Много познавательного о великом писателе узнал из Ваших публикаций. Огромное спасибо. У меня есть 7 томов Солженицына. Узнал я о нём так:

Горбачёв провозгласил:
«Будем делать социализм
С человеческим лицом.
Свободу слова, плюрализм –
Мы внедрим в социализм».
Партийцы-боссы на местах
Идею напрочь отвергали
И идеи пришел крах –
Горбачёва освистали.

В те дни мне книга подвернулась.
«Архипелаг ГУЛАГ».
Всё во мне перевернулось,
Благодушие свернулось:
КАК ЖЕ ТАК!? –
Я в порыве закричал,
Но мир молчал...
И посыпались вопросы
Словно пчёлы, словно осы.
Вопросов было много.
Как мне их решать?
Об этом думал я два года.
Появилась мысль - писать!

До этого я никогда ничего не писал. Солженицын круто изменил моё мировоззрении. Писать не умею, но мысли не давали покоя и я начал писать. Подробнее об этом моменте моей жизни можно прочитать в предисловии "Руси многострадальной". Там есть стих "О себе", в нём о муках начинающего "поэта". Буду благодарен, если полистаете. С уважением.

Валентин Курмышов   09.10.2021 14:07     Заявить о нарушении
Я тоже с интересом читала АРХИПЕЛАГ, но то, что ГУЛАГи были, мне было не внове. Отец, родственники сидели.

Почитала ваши произведения. Я совершенно не специалист в литературных вопросах, вижу, что вы интересуетесь историей и болеете душой за будущее страны.

Мне это тоже не безразлично. И с этой же мыслью я начала писать.

Здоровья Вам и творческих успехов!

Надежда Дьяченко   09.10.2021 22:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

Посмотрел внимательно все части работы о Солженицыне. Не впечатлило! Недавно Нобелевскую премию дали графоманке Алексиевич. Вряд ли она уступает Солженицыну в мастерстве. Я читал, из любопытства, все работы Солженицына. Архипелаг это вещь, где нет ... ни одного верного факта! Раковый корпус это какая то жуткая глупая графомания, как и В круге первом. Вы много говорите о его работе об обустройстве России, опубликованной, кстати, 13 миллионные тиражом сразу. Вы хотя бы читали этот бред?

Иван Решетовский   20.08.2021 15:21     Заявить о нарушении
"Посмотрел внимательно все части работы о Солженицыне". А читать не пробовали? Не сомневаюсь, что "Архипелаг Гулаг" вы тоже не читали. Не по силам вам одолеть 2000 стр. Вы же мастер миниатюры и рассказиков в 1-2 страницы. Ваши познания о Солженицыне не выходят за пределы бредней, которые коммунисты распускают в Ютубе.

Они писателя грязью поливали с 1963г. по 1980г. Почитайте сборник документов "Кремлевский самосуд". А насчет того, что в ГУЛАГе нет ни одного верного факта посмотрите хотя бы Википедии
1) Свидетели Архипелага, 2) Тайные помощники А. И. Солженицына.

Хорошо, что не таким как вы, дано право судить о творчестве великого писателя. В этом году выйдет на экраны фильм Глеба Панфилова Об Иване Денисовиче.

Удивляюсь, когда человек малограмотный, берется судить о творчестве классика, не зная даже историю СССР.

Надежда Дьяченко   22.08.2021 14:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

Надежда! Всегда с каким то трепетом и осторожностью прикасаюсь к любой публицистике. А вдруг , там не твоя точка зрения, а вдруг автор начнет переубеждать да еще точно и аргументированно. А тут ваш текст как нож в масло, как легкий детский пазл сложился легко и непринужденно. Особливо впечатляют ссылки в примечаниях. Спасибо, мне теперь есть на кого сослатьться, иногда, в непростом споре за истину.

Алексей Тихомиров 3   28.04.2021 20:30     Заявить о нарушении
Я прямо-таки загордилась: такой лестный отзыв.

Успехов Вам во всем!

С уважением

Надежда Дьяченко   30.04.2021 15:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

Очень хотелось бы разумного решения насущных вопросов. И вопрос "Как нам обустроить Россию" был бы из них главным и первым. Спасибо, Надежда!

Лада Вдовина   14.02.2021 19:28     Заявить о нарушении
Будем надеяться на лучшее. Спасибо, Лада, за неравнодушное прочтение моего очерка.

Здоровья Вам, благополучия, творческих успехов!

Надежда Дьяченко   15.02.2021 02:47   Заявить о нарушении
Спасибо, взаимно желаю всего наилучшего, Надежда!

Лада Вдовина   15.02.2021 06:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

Прочитал с интересом, спасибо!

Дмитрий Медведев 5   24.04.2020 05:48     Заявить о нарушении
Спасибо за то, что пытаетесь отстоять правду. Сегодня, когда сталинисты усиливают свою лживую пропаганду, это особенно важно.

Журнал Алексеевск-Свободный   08.02.2021 10:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

власова повесили-а солженицын его литдвойник...фашист-но идейный...
так почему не повесили?

Ник.Чарус   19.03.2020 11:09     Заявить о нарушении
чахус, ты ещё не в психбольнице?? Или оттуда шлёпаешь? Но с твоим диагнозом - ульян-джугашвилёвский жополизствующий дебилизм - положена строжайшая изоляция. Или ты врачу взятку сунул. Смотри, чахус, дошлёпышваешься.
Быстрей беги колоться - и забудься.

Алексей Чернечик   19.03.2020 11:39   Заявить о нарушении
Алексей, я поняла, что Вы с Чарусом давно знакомы и нежно "любите" друг друга. Я перестала уже отвечать таким, как Чарус. Для коммунистов, равно как для сионистов и прочих русофобов, Солженицын, что красная тряпка для быка. Они повторяют агитки брежневских времен и ничего другого знать не хотят.

Надежда Дьяченко   19.03.2020 14:35   Заявить о нарушении
по происхождению чистокровный русак из инженеров-купцов-кулаков и возможно князей ессно типа оленёва из гардемаринов...

сталин не подарок-но на много лучше гитлера... поэтому позвольте мне дезертира-стукача-грязекопателя и предателя...просто считать подлецом и лжецом... как он того и заслуживает...вне зависимости от моего левого мировоззрения...

и сегодня не смотря на разнуданную профашистскую пропаганду три четверти народа за сталина-это показатель...
народ не обманешь он сердцем чует!

Ник.Чарус   19.03.2020 15:14   Заявить о нарушении
Да, Надежда, Вы правы в том смысле, что что-либо доказать этим совершенно деградировавшим, разложившимся и опустившимся подлым и лживым особям невозможно. Но, я думаю, нужно указывать на этих особей и прямо говорить что это за особи, чтобы нормальные люди посылали их на ***. В лучшем для этих особей случае ибо некоторых придётся в своё время...Но не будем забегать вперёд.

Алексей Чернечик   19.03.2020 17:48   Заявить о нарушении
особь это ты гниль бандеровская...любой швали готовы руки лизать хоть гитлеру хоть ротшильдам...лишь бы самим не учиться и не строить...

Ник.Чарус   20.03.2020 09:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

Надежда, я не стану добавлять что-то к тому, что написал раньше о Вашем творчестве и конкретно о произведении "Для чего?". Радуюсь тому, что Вам продолжают писать интересные рецензии и отзывы. Ваш труд того заслуживает.

Сегодня я поздравляю Вас с праздником Днем 8 Марта и желаю Вам счастья, здоровья и успехов в творчестве.
С уважением, АИХ

Альберт Иванович Храптович   07.03.2020 07:56     Заявить о нарушении
Альберт, спасибо за поздравление. Я тоже радуюсь, что мой очерк вызывает интерес у читателей, а так же тому, что большинство их высоко оценивают творчество и деятельность Солженицына.

С уважением

Надежда Дьяченко   07.03.2020 13:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

НАДЕЖДЕ - С верой и надеждой
вы МНЕ ОЧ ПОНРАВИЛИСЬ. с
Я БЫЛ В ССЫЛКЕ РЯДОМ С СОЛЖЕНИЦЫНЫМ И В АМЕРИКЕ д-Р БОГОСЛОВИЯ
(сМ ТУТ ОЧЕРК "ОБО МНЕ: ДО ПЕЧЁНОК И СЕЛЕЗЁНОК"
бЫВШ АКТЁР, РЕЖ И ЛИТЕРАТОР-ВДОВЕЦ .д-Л БОГОЛОВИЯ И И ПРОФ кАНАДСКОГОЬуН-ТА. авТОР 30-ТИ КНИГ

Нестор Тупоглупай   06.03.2020 14:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «ДЛЯ ЧЕГО? Глава 12 Возвращение» (Надежда Дьяченко)

Уважаемая Надежда!
Глава 5. А судьи кто? - Ответ не в перечислении известных имён, высказавшихся «за» и «против». Ответ даст история, время. Наши умные споры только тогда приобретают смысл, если стороны готовы всесторонне обсудить предмет спора, а не заниматься поиском и подбором аргументов занимаемой позиции, верность которой готовы отстаивать до конца.

В своём обращении к Василию Азороноку Вы засвидетельствовали, что верно понимаете и оцениваете, какой у нас был социализм и что из себя представляет Россия в 2020 году.
Полностью с Вами солидарен.

Вы проделали большую исследовательскую работу по жизненному пути и творчеству Солженицына. Не собираюсь Вас переубеждать, вступать в спор, указывать на ошибки в Вашей аргументации. Вы добросовестно поработали, старательно изучили множество документов и материалов. Вы убеждены, что правильно поняли и оцениваете творчество Солженицына.

Кое на что хочу указать, обратить Ваше внимание.
Глава 2-я. Если правильно понял, Вы сомневаетесь в авторстве Шолохова. Вы – физик. По поводу Эйнштейна у Вас тоже сомнения? Как мог двадцатипятилетний сотрудник патентного бюро создать теорию относительности?

Вы рассказываете об отношениях Солженицына и Шаламова со слов Солженицына, сопровождая воспоминаниями Сиротинской. Есть сайт Шаламова, где он лично рассказывает о своих взаимоотношениях с Солженицыным. Если хотите предстать в роли объективного судьи, выслушайте противоположную сторону.

Тогда, к примеру, будет обнаружена неточность Вашего описания публикации Шаламова в «Литературной газете». В статье Шаламов не отрекается от своих «Колымских рассказов». Когда почувствуете, что это был за человек, поймёте, что у него не было и не могло быть зависти к Солженицыну.

Не только Вы отдаёте должное Солженицыну. Загляните в школьный учебник истории, там авторы вдохновенно воздают почести Солженицыну и Сахарову.

Я – не коммунист, у меня нет причин злобно относиться к упомянутым историческим личностям. Но если Вас интересует иная, отличная от Вашей, точка зрения, зайдите на мою страничку. Специально для Вас поместил несколько удалённых глав трилогии «Учитель истории» в начале списка. Удалены по причине требования интернет-издательства: читателям могут быть доступны в качестве ознакомительного отрывка не более десяти процентов опубликованного текста.

Георгий Кончаков   13.02.2020 11:00     Заявить о нарушении
Георгий, спасибо за такой развернутый анализ моего очерка. Постараюсь поубедительней ответить на Ваши претензии.

Во-первых, что значит - ответ даст история, время? А история и время чьим языком будут говорить? В главе 5 "А судьи кто?" у меня говорят как раз те, кто против Солженицына. В других главах есть ссылки на людей, поддерживающих писателя и помогающих ему с риском для своей жизни, благополучия. Авторы видеофильма, который я комментирую, полтора часа тем и занимаются, что очерняют писателя, лгут, поэтому я и искала иную зрения.

Вы великодушно не указываете на ошибки моей аргументации, но это ведь не мои измышления, я привожу мнения известных личностей, знающих Солженицына, как поддерживающих его, так и критикующих.

Вы не совсем правильно поняли мою вторую главу. Она посвящена не моим сомнениям в авторстве Шолохова, а тому, что судить о лживости Солженицына по тому, что он этого авторства не признает - нельзя. Сторонники и противники Шолохова спорят и до сих пор.

В 11 классе нам учительница литературы спокойно говорила, что Шолохову попали черновики убитого бойца и он по ним написал свои рассказы. Это были 1963-64г.г., Шолохов еще не был Нобелевским лауреатом. Про "Тихий Дон" разговоров не помню. Фильм тоже не смотрела, так как было мне 11-12 лет, скорее всего до 16 лет дети не допускались. "Поднятую целину" его читала из-под палки, но выпускное сочинение написала на 5.

Наверное, должно быть стыдно мне за мое невежество, но литература для меня была не профилирующей дисциплиной, я тогда занималась усиленно математикой и физикой. Во взрослом состоянии пыталась наверстать упущенное, однако читать у него уже было нечего.

По поводу Эйнштейна я голову не ломаю. Без меня знатоки додумались, что Эйнштейн - это грандиозный сионистский проект. Не знаю, насколько это верно, но вот что он самый разрекламированный из физиков - лауреатов Нобелевской премии, видно невооруженным глазом.

Наверное, бывают чудеса: без особого блеска закончивший Политехникум студент с дипломом преподавателя математики и физики, с трудом устроившийся в патентное бюро в 1902 г. в 1905 г. уже издает свои научные работы. Общую теорию относительности он выдал в 1915 году в возрасте 36 лет. Потом его работы выходил в соавторстве с другими известными учеными. Последние 20 лет он работал над Единой теории поля, но вынужден был признать ее ошибочность.

В семейной жизни он не был образцом. Разводы, любовницы, разрыв с собственными детьми. Но его пацифизм, приверженность к социалистическим идеям (кроме советского тоталитаризма) и страсть к женскому полу сыграли на руку нашим ядерщикам. Найдите время, посмотрите фильм о его связи с женой скульптора Коненковой, советской разведчицы. Это не РЭН-ТВ, а канал "Культура" http://youtu.be/fgs-3i6i_mQ

Так что спасибо ему от всего советского народа.

Вы отправляете меня на сайт Шаламова, где он вроде лично рассказывает о своих взаимоотношениях с Солженицыным. Я с этого сайта и начинала, там воспоминания Сиротинской прочитала очень внимательно. Я основательно походила по сайту и у меня небольшое уточнение: сайт создан в 2007-2008 гг. с одобрения и при поддержке Сиротинской. Шаламов умер в 7 января 1982 г, поэтому лично о своих взаимоотношениях с Солженицыным он рассказывать не мог. За него нам все рассказала Сиротинская, ее я и цитирую.

Сиротинская была любовницей Шаламова и, как она пишет, что устала от него, но принимала участие в его жизни до самой его смерти. О том, что он был завистлив, сверхвысокого о себе мнения - это писала она. И что после смерти Шаламова началось "соперничество" его поклонников с Солженицыным, тоже ее слова. Она с ненавистью и обвинениями обрушилась на Солженицына, и тот ответил на эти обвинения в статьях "С Варламом Шаламовым" Дневник писателя"/"Новый мир" 1999 г. и № 4 и "Новый Мир" 1999, №9. Рубрика "Из редакционной почты". У меня есть ссылка на эти источники. Так что не права Ваша учительница, утверждающая, что Солженицын сводил с Шаламовым счеты. Он просто вынужден был прояснить ситуацию.

Как раз Сиротинская и есть та противоположная сторона, которую Вы мне советуете выслушать. Она тоже осудила Шаламова за письмо в "Литературную газету", правда позже, как любящая женщина оправдала его.

И еще - Вы не заметили, что кроме Солженицына и Сиротинской в разговоре участвует Борис Лесняк, знающий Шаламова не менее Сиротинской. Им она тоже не довольна несмотря на то, что его мнение о Шаламове во много совпадает с ее. Лесняк так же не мог поверить, что В.Т. добровольно написал это письмо, однако Шаламов откровенно назвал причину, по которой он это сделал. Написал - и получил желаемое. Как бы он себя не оправдывал и не объяснял мотивы этого письма в основе его поступка лежит корысть. Он заявил во всеуслышание, что проблематика «Колымских рассказов» давно снята жизнью, и что не надо представлять его в роли подпольного антисоветчика в то время, когда в ГУЛАГах и психлечебницах прятали инакомыслящих.

В Вашем романе "Учитель истории" действующие лица перебрасываются фразами из воспоминаний Сиротиной и ответов ей Солженицына, сведений, почерпнутых у псевдоисториков и блогеров. Я так поняла, что они - люди молодые, жертвы реформ образования, гласности и плюрализма. Сомневаются, обсуждают. Понятно, что мудрый учитель истории им укажет верные ориентиры.

Мое поколение не сомневалось в существовании ГУЛАГов и невинно репрессированных. Мы среди них жили. Все описала в своей "Семейной истории". Там же в комментариях я объяснила, появление своих воспоминаний и что писательством занялась случайно, делу не обучена и учиться мне уже поздно.

Вы, я поняла, профессионал и почитатель творчества Шаламова. Дело вкуса. Не спорю, читать его короткие рассказы намного легче, чем эпопею на двух тысячах страниц "Красное колесо" со множеством героев, событий и непонятных слов. В этом отношении с Вами солидарен Твардовский: "Форма письма СОЛЖЕНИЦЫНА, действительно, заслуживает осуждения. Но содержание его — такое четкое, пунктуальное; я не помню вот в длительной цепи обсуждений ни одной попытки опровергнуть содержание". (Документ № 21, 1968 г. из сборника "Кремлевский самосуд")

Несмотря на свое несогласие с формой письма, Твардовский выбрал Солженицына, а не Шаламова, рассказы которого лежали у него в редакции около двух лет без движения.

Я учла Ваши замечания и подредактировала главу 12: дополнила ее цитатами из письма Твардовского к Федину о влиянии творчества Солженицына на современных ему писателей. (Документ № 21, 1968 г. из сборника "Кремлевский самосуд")
Еще раз спасибо за неравнодушное прочтение моего очерка.
С уважение и наилучшими пожеланиями

Надежда Дьяченко   15.02.2020 09:22   Заявить о нарушении