Рецензии на произведение «Вагон масла»

Рецензия на «Вагон масла» (Галина Щекина)

Рецензия на рассказ Г. Щекиной «Вагон масла»
Кузькина мать, евреи и чахлый мужичок.
Предупреждение: в тексте есть сарказм, и сама рецензия не хвалебная, есть разгром.
Рассказ Г. Щекиной «Вагон масла», как и большинство рассказов Щекиной о сильных женщинах, которые могут все.
Но здесь же не просто сильная женщина, а Мэри Сью, так называют героинь, которые просто всемогущи, при этом красивы и проблемы решают в пол пинка. Мэри Сью конечно тут не очень подходит под фактуру Веи, поэтому Вею лучше будем называть Кузькиной матерью, и от реальности рассказа не уйдем, у нее сын Кузьма. И муж Корней, выбранные по статусным признакам. Потому история и умалчивает, чем они так полюбились друг другу.
«Вагон масла» я бы назвала слабым рассказом Г. Щекиной, она может писать лучше и ярче.
Вея, она же Вивея, обладательница красивого имени и внешности и обаяния, хотя я не почувствовала это обаяние. Эскиз героини. Неправдоподобна ее харизма и почти сверхъестественное обаяние.
«И она никогда не выходила из себя, это сразу ценило начальство. Глаза сощурит, губы подожмет и конец. Начальство расплывалось, маслилось. И шло навстречу, раскрываясь для обьятий.»
Ну нет в презрительной гримасе ничего, чтобы подкупило или растрогало. Это какой уровень мазохизма нужно иметь, чтобы расплываться от презрения.
История с портретом также не внушает доверия. Первая мысль, видимо из-за позы французской пастушки и развратного содержания портрета, лишенного всякой художественности, что в борделе ролевые игры. Ну и дальше эти игры и случились дома у Веи и Корнея. И пародия на оправдание Веи, то ли стеб над мужем, то ли над читателем. Но это-то как раз и показывает героиню не как человека ответственного и пробивного, а лишенную всего того блеска и гордости, обладательницей которых она хочет казаться. Вея иллюзорна, она голограмма. Пустая по сути.
Если же портрет рассматривать как эпатажную выходку, то и на эпатаж не тянет. Да и не перед кем. Не помню, когда была мода на ширпотребные пошлые портреты, но видимо героиня попала под ее веяние.
Корней и Кузьма приложения Веи. Кажется, что у них и мнений своих нет, и сознания. Семья такая противная и карикатурная. Толстый Кузьма, Корней, достающий жене до плеча и сама жена – море обаяния и стати. Семейка Аддамс на минималках. У тех хоть любовь была, шарм и мрачный большой дом.
Рассказ, кстати, учит тому, что у евреев денег лучше не занимать, особенно у писателей и партизанов. Ревекка Исаевна Котова – представитель чистопородных евреев, с отрядом спецназа в друзьях. И у нее занял много денег Корней, который не обладает ни умом ни талантом, и жена потом разруливает ситуацию.
Хорошо так разруливает, с понтами и пафосом. И даже делает упрек, такой завуалированный, типа мы к вам больше не обратимся, гнида ты еврейская.
Если автор ставила целью показать такой тип мерзких людей, которые находят на задницу проблемы вполне самостоятельно, а потом находят виноватых в этих проблемах, в том числе кредиторов и спецназ, то браво! Получилось.
И все же Вея молодец, она тащит семью. Одна. И в огонь, и в воду. Муж он так, как аксессуар.И он смирился с этой ролью.
Но вот бригаду штукатуров, которые за сутки ремонт сделают не найти.Это тоже не правда. Это невозможно по законам физики и логики. Как человек, в доме которого «бригада штукатуров» делала ремонт, могу сказать, что сама штукатурка сутки, а то и двое сохнуть будет.Сутки, если в доме отопление включено, а так дольше. Так что это из области фантастики, причем дешевой.
Рассказ на мой взгляд, слабый и сырой, и не рассказ, а набросок рассказа, тезисы к нему. Стиль Щекиной, но не Щекина.

Надин Ривз   17.10.2018 14:29     Заявить о нарушении
Блесияше. Сопина так и сказала, что это набросок который может перерасти во что-то бОльшее, если автор не раклеится от обсуэждения

Галина Щекина   18.10.2018 13:31   Заявить о нарушении
Галина Александровна, вы закаленный в боях человек, уверена, что у вас из наброска получится полноценная повесть.

Надин Ривз   24.10.2018 08:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вагон масла» (Галина Щекина)

Недавно были подведены итоги конкурса "Вологодская книга года". Все без исключения книги были из прошлого - и народные говоры и альбом монастыря, и стихи Фокиной, и Белов, и герой войны Панкратов и даже справочник токаря и слесаря, сегодня их нет. Это застоявшаяся среда - смотреть только назад, что там было. Конечно, это беспроигрышный вариант сегодняшней деятельности. Но все рамки и меры переполнены.
Поэтому я не буду говорить о достоинствах и недостатках этого рассказа. Я скажу об одном. Рассказ обращен в прошлое, предполагается, что глядя на проявления характеров в прошлом, можно что-то перенести в настоящее или даже в будущее. Это предположение ошибочное. Сегодняшнее время гораздо более странное, чем прошлое, это сегодняшнее время никто толком не понимает, и писать о нем поэтому трудно. Но надо. Ждем рассказ о конце 2018 года!

Фаустов   13.10.2018 11:01     Заявить о нарушении
идея хороша. но о рассказе тоже ничего

Галина Щекина   14.10.2018 23:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вагон масла» (Галина Щекина)

Согласен с предыдущим рецензентом, что "одного рассказа Щекиной другому автору с лихвой хватит на 2-3 эпичных романа."

Однако, считаю это не плюсом, а минусом текста. Желание вместить роман в небольшой рассказ неизбежно и неисправимо превращает художественную литературу в школьный пересказ (где как раз этим и занимаются на примитивных сочинениях). Точно так же, как для талантливого художника главное - это выбрать свой объект среди миллионов не своих, так же и для писателя главное - выбрать из обилия жизненных сюжетов, ситуаций, персонажей то самое, что он может качественно и интересно запечатлеть в литературной форме. Подобно скульптору, нужно взять историю и убрать из неё всё то, что не является художественной литературой.

Сейчас при чтении текста возникает ощущение, что рассказчик смотрит интересный художественный фильм, и одновременно мне пересказывает своими словами увиденное. Попутно рассказчик, отвлекаясь на меня, сам упускает что-то из сюжета, или просто впечатлённый увиденным забывает рассказать мне.

Причём, это не является каким-то литературным стилем присущим автору. Специально взял с полки "Графоманку", освежил в памяти, прочитал пару страниц. Впечатление, что смотрю фильм сам, без всяких посредников.

Фразы типа "она была такой", "он был таким" являются самыми примитивными в описании персонажей. Видимо автор сильно торопится и не может придать всему тексту хотя бы вид художественности.

Фразы типа "Что их соединяло, не наше дело" вообще выглядят издевательством над читателем. Ты, автор, пишешь об этих людях, значит тебе есть до них дело. Я взялся читать твой текст, значит мне есть дело до того, что ты увидел и хочешь донести до меня. И таким образом щёлкать читателя по носу это явный признак дурного тона.

Фрагменты типа "Как они перебрались из общаги в однушку – история долгая. Однушки тогда были дешевые." вносят путаницу и сумбур. Автор сообщает нам, что тут в этом самом месте была долгая история. Из всей истории он считает нужным сообщить нам, что однушки тогда были дешёвые. Это что, указание на время? Я конечно интуитивно догадываюсь, что действие происходит после развала СССР, потому что тогда однушки вообще на рынке никакой цены не имели. Вероятно, современные цены на однушки автор считает дорогими. Значит автор точно указывает мне, что действие происходит в диапазоне лет 20-25, что было бы весьма точно, если бы я читал эпос, а не современную литературу.

С другой стороны, зачем мне автор сообщает вообще о существовании долгой истории с перебиранием в однушку? Чтобы я позавидовал автору? Автор эту историю знает, а я нет! Выглядит как детсадовская дразнилка: у меня есть интересная игрушечка, только я тебе не покажу! Чем больше получится убрать из данного текста лишних фрагментов, тем лучше станет этот текст. В результате уже не будет материала на 2-3 эпичных романа. Пусть даже останется материала на всего 1 крепкий рассказ. Но тогда это и будет крепкий рассказ, а не краткий пересказ 2-3 романов своими словами.

Василий Макаров   13.10.2018 10:41     Заявить о нарушении
Возможно это пересказ. Но ничего не увидеть в тексте это получается однобокий подход. Так же не бывает, что все стало отрицательным.

Галина Щекина   22.10.2018 07:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вагон масла» (Галина Щекина)

Рассказ Галины Щекиной "Вагон масла", ввёл меня в привычную атмосферу её прозы, повествования о нелёгкой жизни современной русской женщины, которая "коня на скаку остановит" и т.д. В этом конкретном случае героиня-женщина взваливает на себя все мыслимые и немыслимые заботы о семье, о работе и даже встаёт на защиту мужа от бандитов. А муж и рад, он привык, что живёт за "каменной стеной". И напрасно героиня злится на мужа: она сама своими заботами и трудами превратила его в ничтожество.

Несомненным достоинством автора является образ героини, Веи, написанный настолько мастерски, сжато, ярко и ёмко, что она оживает в глазах читателя и приобретает знакомые черты женщины, каких сейчас много среди нас - сильной духом, готовой к любым испытаниям.

Как всегда автор использует в тексте необычные имена Вивея (Вея) и Корней Алеутов. И мне кажется, что автор берёт такие имена неспроста, они становятся своеобразными манкАми, которыми Галина Александровна привлекает читателя и акцентирует его внимание на своих персонажах и чертах их характеров.

Этой же цели служат, как бы случайно обронённые авторские замечания, типа - "ей было жалко того, кто предназначался на выброс", или яркие описания предметов антуража места действия - картина, на которой изображалась женщина "мерцающая матовой грудью".

Интересна и архитектура рассказа, он состоит как бы из отдельных кусочков, составляющих мозаичную картину.

Татьяна Александровна Андреева   23.08.2018 19:21     Заявить о нарушении
Татьяна Александровна, надеюсь, Корней не входит в список того, что пойдет на выброс. Она же любит его и самодовольно горда, что эротичской картиной сводит его с ума. Не заищаю,но готова поспорить с термином "ничтожество". А он кнечно недоволен, что она лучше. Типичный антигерой, понимаете.

Галина Щекина   22.08.2018 22:31   Заявить о нарушении
Согласна, автору лучше знать своих героев.

С уважением,

Татьяна Александровна Андреева   23.08.2018 08:59   Заявить о нарушении