Рецензии на произведение «Катастрофа АН-148. Версии, версии...»

Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Валерий, печально всё это.
Лётчик знает СВЖ, Аэродинамику, как мы таблицу умножения.
Каждый командир ВС умеет грамотно рассчитать все параметры даже в уме, знает что такое штопор, бочка, пике, а так же, что жизнь одна.
Дефицит времени...Пике! Как же так? Привести машину к скорости под 900км/час, снижая её до губительной высоты? Это - абсурд! Ведь t - время задействовано в расчётах. Они не не могли этого не учесть.. Дефицит времени... Дефицит времени...и конец жизни. Печально. Больно. Вечная память ушедшим в последний рейс. Ведь именно у лётчиков не принято произносить "последний рейс",при жизни он у них - "заключительный".
С уважением, -

Лидия Парамонова -Фокина   20.11.2018 18:14     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание, Лидия, к теме, которая и Вам, похоже, близка.
По роду работы, нам еженедельно доводились приказы по ВВС о происшествиях,
предпосылках и пр.. Из всего этого понимаешь, что все просто люди, и всем свойственно ошибаться. Нет никаких оснований не верить выводам комиссии. Они были, окончательные, недавно опубликованы. Всё подтверждено. Наша скорбь и пожелания вечной памяти погибшим. Выводы, наверное, сделаны. С уважением! А принято говорить всё-таки не "заключительный", а "крайний".

Валерий Слюньков   20.11.2018 18:43   Заявить о нарушении
Хотелось бы ознакомиться с документами и окончательным вердиктом.
Я более пятой века слышала "заключительный рейс". Уточню у пилотов, ещё летают друзья - орлы )))

Лидия Парамонова -Фокина   20.11.2018 19:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Кажется я это читал у вас. Тема авиации близка и мне, хотя диплом давно пылится в тумбочке. Прочёл и отзыв Каменева. Он хорошее дополнение к вашему. От себя же добавлю. Мы стали заложниками технологий. Изменилась и система обучения. Раньше в ГВФ пилоты росли от малого к большому и летали чуя машину нутром. Шутка ли скажем сто лётных часов в месяц на Ан2. Когда полёт длится 15 минут и по сути это взлёт посадка.
Спасибо.

Юрий Ник   24.05.2018 12:46     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Я не лётчик, не авиационный психолого, и тем не менее, считаю, что здесь сработал или не сработал не робот, человек. Фактор это или ошибка - названия разные при одной сути. С Каменевым спорить не стал. На его приведённый пример у меня на памяти много их. Куда их отнести? Да важно ли? Взлетает Ан-26-ой из Иркутска куда-то на восток. Через минуты встают оба двигателя, вынужденная, сравнительно удачная посадка на байкальский лёд. Три пары глаз смотрели на приборную доску, где прямо перед ними топливомер с нулями в обоих группах баков, но взлетели с пустыми баками. Ошибка или человеческий фактор? Ошибка чья? Борттехника? Пилотов? Или человеческий фактор? Чей? Казуистика это, для того что бы занять делом тот самый 7-ой институт. Проще и страшнее - виноваты люди, они просто люди. И для защиты от подобного существуют различные блокировки. Но везде их не поставишь. И самое главное - профессионализм и выучка. Спасибо за отзыв! С добрыми пожеланиями!

Валерий Слюньков   24.05.2018 14:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Прочитал предыдущие мнения. Спорить не буду. Имеется одно уточнение, которое в последнее время многими игнорируется, в том числе профессионалами. В данном случае, если имели место неправильные действия (не включили, или не правильно действовали), то это не характеризуется как "человеческий фактор", а личностный, по простому - ошибка экипажа (из-за неопытности, недоученности). Человеческий фактор совсем другое. Не буду занимать место: читайте инженерную психологию (эргономику). Не в обиду. Просто авиаторы должны придерживаться правильных формулировок. Мы же не журналистки.
С уважением,
Валерий

Валерий Каменев   13.05.2018 11:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий! Я, конечно, не "журналистка", и признаю некомпетентность в точности формулировок. Утешает то, что эти мои ляпы ни к чему не приведут. Учиться и читать что-либо, думаю, поздновато. Банально стар. Мои извинения.

Валерий Слюньков   13.05.2018 11:13   Заявить о нарушении
Тезка, вам не за что извиняться. Меня заводит, что термин человеческий фактор повсеместно используется неверно. А это целая ветвь безопасности полетов, которой занимался специально созданный 7 институт. Сейчас все похерили и вопросы безопасности в первую очередь. Человеческий фактор - неверное действие или бездействие человека-оператора (летчика), связанные с ограниченными возможностями человеческого организма. То есть, не ошибка, а неспособность правильно выполнить
(высокая вероятность ошибки из-за того, что человек поставлен в условия невозможности БЕЗУСЛОВНОГО ТОЧНОГО выполнения, обученным действиям) - немного замудрил. Пример. На МиГ-15 стоп-кран двигателя был расположен внизу слева в плоходоступной зоне. Там же стоял кран выпуска закрылков. На посадке, когда все внимание летчика сосредоточено на районе приземления, выпуск закрылков (после 4 разворота или сходу)выполнялся машинально. Много было случаев, когда летчик, вместо выпуска закрылков непроизвольно выключал двигатель. Было несколько катастроф. Конструктор не учел человеческий фактор, когда летчик не способен отвлечь внимание от внешнего обзора и проконтролировать выпуск закрылков.

Валерий Каменев   13.05.2018 12:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Однажды на эшелоне 10100 после прохождения зоны ТЯН (турбулентность ясного неба) стали кривить указатели скорости, сбросив показания до нуля. Притом, все остальные показания были нормальными. Разве повод переводить самолёт почти на экстренное снижение при таком отказе? Есть несколько дублирующих приборов. Не знаю, как сейчас пилотов обучают, но я, будучи инструктором, на тренировках залеплял в кабине все указатели скорости кусочками газеты. Первое время ребята вели себя несколько нервозно, но быстро привыкали и заходили по схеме без указателя скорости, используя вариометр, авиагоризонт, высотомер, и, главное - режим работы двигателей. Представил себя в кабине Ан-148. Режим у них наверняка был номинал, шли-то в наборе. И как можно на таком режиме, имея нормальный тангаж, что показывали сразу три авиагоризонта,принять за веру то, что самолёт теряет так быстро скорость? Тем более, что два прииёмника возд. давления начали давать резкие и противоречивые показания на разные приборы. Это невозможно. И... значит лишь одно: обогрева ПВД у них не было, они замерзали. Их просто не включили перед взлётом. Простите, но я такой (экипаж, командира) не могу считать опытным,что бы там не говорили. Что бы я сделал? Для гарантии и перестраховки от потери скорости по авиагоризонту перевёл бы самолёт с набора высоты в гориз. полёт, зная, что режим двигателей правильный. А он был правильный, слава богу, ВНА обогревались и двигателям лёд не грозил. Что сделал экипаж? Игнорируя все остальные показания, переводил самолёт всё более в режим снижения, вплоть до пикирования. И вогнал себя и пассажиров в могилу. Глупо? А есть ли не глупые катастрофы? Вот это и есть человеческий фактор. Сводящейся к недоученности экипажа. В котором не его одного надо винить,а больше к тем, кто их обучал.

Валерий Гудошников   26.03.2018 12:32     Заявить о нарушении
Мне, рождённому ползать, только согласиться. Странно и непрофессионально всё случилось. Да, Валерий. Всё происходило в самом начале набора, а значит режим РУД - максимал. У вас - номинал. С уважением!

Валерий Слюньков   26.03.2018 15:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Здравствуйте, Валерий.
Не специалист. Но насколько знаю, командир имел большой налёт на самолётах именно этого типа. Отслеживаю публикации на эту тему, в том числе, автора нашего сайта Дмитрия Ятокина(специалист по безопасности полётов).

Вызывает уважение, что не делаете преждевременных выводов о причинах катастрофы. Публикация взвешенная. Чувствуется, что Вы в теме, раз имеете такой огромный опыт работы в авиапромышленности.

Но как-то подзаглохла эта история. Окончательные выводы МАК пока не озвучены, только предварительные.
Вечная память погибшим.

Сергей Соломонов   03.03.2018 09:06     Заявить о нарушении
Вы знаете, Сергей, у меня большое уважение к профессионализму межгосударственного ав. комитета (МАК). Предыдущие случаи несомненно доказаны и выводы не вызывают сомнения, хотя в прессе чего только нет. И в этом случае тоже много версий. Мне (здесь и везде только моё, ни к чему не обязывающее мнение) непонятно, почему, имея в руках нормально летящий самолёт, управляемый, с работающим ВСЕМ кроме проклятой скорости, бездарно уронили? Один мой начальник ЛИС, их было не один за мою работу, лётчик-испытатель говорил, что лётчик должен и умеет чувствовать скорость. Не лётчик, может и не так. То, что это важнейший параметр полёта - несомненно. Но - ведь не фатально. И плохо-то, что нет окончательных выводов. Вы правы. Почему-то повисло всё. Почему? А Вы знаете, к примеру, результаты расследования катастрофы АН-124 "Руслан" в Иркутске более 20-тилетней давности. Я нет, хотя внимательно следил. Будет желание, у меня есть моя версия на странице. А здесь моя уверенность в непредвзятости МАК поколебалась, и если это так, плохо для всех. Спасибо за отзыв!

Валерий Слюньков   03.03.2018 18:49   Заявить о нарушении
Никогда нам не говорят точную причину авиакатастроф...везде недомолвки.
Мне кажется в авиации,как и всюду первоочередное - бизнес(прибыль)...ради этого хозяева идут на ВСЕ,...безопасность полетов остается на последнем месте. Русское "Авось" неистребимо даже тут.Сами летчики виноваты меньше всего в том,что самолеты падают....
Что-то часто у нас стали: гореть автобусы вместе с людьми, взрываться подъезды от взрыва газа при ремонте квартир, наезды на людей на пешеходном переходе....можно продолжать бесконечно...
Спасибо Валерий за неравнодушие,

Татьяна Самань   20.03.2018 00:12   Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна! По роду работы до нас еженедельно доводились обзоры ЧП в авиации страны. Поверьте, сейчас не чаще, чем в годы оны. Просто тогда старались не очень распространятся, и не только про самолёты. В этом конкретном случае напрягает какая-то недоговорённость. Может только нам кажется? Смысла прятать истину не вижу, тем более подвергать недоверию выводы авторитетнейшей МАК. С уважением и добрыми пожеланиями!

Валерий Слюньков   20.03.2018 12:40   Заявить о нарушении
МАКу, естественно, скрывать ничего не надо, да и не будут они это делать. Людям, не связ. с авиацией, кажется, что происшествий стало больше, чем их было в СССР. Дорожных - соглашусь, ибо машин стало много больше, чем тогда. А вот авиа, как раз наоборот, ибо в СССР летали много больше. Но приказы были секретны и кроме нас об этом никто не знал. Запомнился один день из конца 70-х, когда сразу произошло 6 происшествий, из них 4 катастрофы.

Валерий Гудошников   26.03.2018 10:39   Заявить о нарушении
И ещё чуть о том, кто бывает виноват. Только один, запомнившийся случай. Из Иркутска куда-то на восток вылетает военный АН-26. Через минуты полёта встают оба двигателя. Машина практически пустая, удачная посадка на байкальский лёд. Причина... Взлетели с пустыми баками. Как? Два пилота, борттехник смотрели на топливомер, прямо перед ними, со стрелками на нулях, видели, что не горят лампочки давления за насосами подкачки и..... Кто подписал из техников, инженеров, разрешение на вылет? "Не судите, да не судимы будете?".

Валерий Слюньков   26.03.2018 11:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Добрый день Старший Брат.
Я далеко не каждого называю братом, тем более - Старшим. Хотя по возрасту Вы являетесь мне отцом.
Единственное произведение на сайте написанное профессиональном языке и без злобы о катастрофе.И гибели людей.Мир их праху.
Хотя у меня свое видение на эту авиакатастрофу.Но озвучивать его я не буду.Особенно на сайте.
Здесь уже некоторые авторы испытали эйфорию и радость от этого.
Так же как и от взрыва в метро Петербурга.
И по правилам сайта и чисто по человечески, не буду упоминать ее псевдоним. Недостойны они этого.Даже упоминания их мерзкого имени.
Выдержит Россия и это. Не сломать им нас - народы России.
И наша Армии, чей 100-ий юбилей мы сегодня отмечаем, и которая является наследницей Русской армии, с 1000 летней историей, не даст им возможность топтать врагам Нашу землю!

Игорь Донской   23.02.2018 11:29     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Игорь! Хотя повод - печальный. Про беду эту ещё, думаю, не всё сказано профессионалами, которые с фактами и данными работают в поиске истины. Удачи им, потому как причину надо выяснить. Необходимо. С праздником, Игорь, днём нашей Армии! Дай Бог служивым ребятам мирных дней в учёбе, и удачи в других днях, если страна призовёт на защиту. С добрыми пожеланиями!

Валерий Слюньков   23.02.2018 12:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Вот это: http://www.proza.ru/2018/02/20/482
действительно профессиональный разбор. Сравните. Вам, как профессионалу в этом деле, должно быть интересно. Но это с моей, непрофессиональной, точки зрения.

Олег Боголюбов   22.02.2018 11:05     Заявить о нарушении
В таких делах версий и предположений есть и будет не счесть. У меня нет версий, просто размышления по выданным фактам, и "чуть" опыта из почти сороколетнего стажа авиатехника ЛИС авиаремзавода ВВС, доводимых до нас еженедельно сводок по происшествиям и предпосылкам в ВВС, общению с экипажами сдатчиков-приёмщиков машин.

-

Валерий Слюньков   23.02.2018 09:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Версии, версии... Мы никогда не узнаем истины. Спишем все на летчиков, как делалось не раз. Невольно напрашивается вопрос, что все эти высшие категории, просто миф и ничего не говорят об истинном мастерстве пилота. Насколько это правда? Удачи.

Александр Аввакумов   22.02.2018 09:22     Заявить о нарушении
Системы объективного контроля сейчас совершенны, уважаемый Александр, и дают почти всегда точную картину. Соотношение данных во временных отметках. ни подделать, ни поменять, да и кто пойдёт на преступление. Но здесь непонятно. Невключение обогрева зафиксировано. Непонятна реакция на это экипажа, ведь ничего фатального не было. Или было что другое? Но оно бы обязательно, обязательно зафиксировалось на СОК. Не хочется, невозможно поверить в подтасовки. А экипажи, что поделать, и правда бывают виноваты. Все мы просто люди. С уважением!

Валерий Слюньков   22.02.2018 09:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Вся авиационная техника должна быть в государственной собственности и под его контролем! Каждый частник - несостоятелен в этом деле и плутоват, к тому же.
Спасибо, за актуальную публикацию.
С уважением.

Петров Сергей Петрович   22.02.2018 07:34     Заявить о нарушении
Согласен, Сергей Петрович! Добрым словом вспоминается единый и могучий "Аэрофлот". Сейчас, удивительно и непонятно, даже министерства гражданской авиации нет. Т.е. - паровозы и самолёты едины? Спасибо за отзыв! С уважением!

Валерий Слюньков   22.02.2018 09:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Катастрофа АН-148. Версии, версии...» (Валерий Слюньков)

Причина катастрофы простая - полное отсутствие технической проверки и состояние самолетов перед их допуском к полетам. Частная собственность на авиасообщения отказалась от технических проверок имеющихся у них самолетов и пускает в полеты гробы вместо самолетов. Другой причины я не вижу.

Виталий Овчинников   18.02.2018 14:41     Заявить о нарушении
Уважаемый Виталий! Не могу и стараюсь не судить о других технических проблемах в нашей жизни, а вот работа многолетняя непосредственно на подготовке самолётов к полётам и всё, что с этим связано - думаю, имею право. Техническая проверка, подготовка к полётам, поверьте, строго по пунктам. А уж работоспособность указателей скорости и высоты, и прочих, питающихся от приёмников воздушного давления (ПВД) и контрольного (ППД) - это неукоснительно, перед каждым полётом. Сам всю жизнь околосамолётную оттаскал не выпуская из рук КПУшку, имитатор скоростного напора и также разряжения для проверки указателей скорости и высотомеров. Это обязательно, как у самолётчиков слить и проверить отстой топлива, у радистов связь и т.д. Всё работало, уверен. Дальше, хотя и предположил, но не мне судить окончательно. С чем с Вами абсолютно согласен, что частным компаниям нет возможности обучать и переобучать пилотов, иметь дорогущие тренажёры, на которых до автоматизма отрабатывались в нашем добром старом "Аэрофлоте" навыки и на похожие ситуации. О чём говорим, когда даже нет министерства гражданской авиации, и смотришь, порой, на товарища, вещающего что-то о самолётах, и знаешь, что он в этом деле никто. Когда-то повернётся власть к этому, но когда? А машины надёжны, это надо признать. Все последние, да и уходящие в прошлое случаи - не вина железа. Людям, пилотам, да и не только им, надо на таких местах быть профессионалами и ответственными. А умеем ли мы? С уважением!

Валерий Слюньков   18.02.2018 16:42   Заявить о нарушении
На эту тему я с вами не спорю. Но, если самолет, едва поднявшись, после пары минут полета вдруг носом врезается в землю, то никто меня не убедит, что самолет поднялся исправным.

Виталий Овчинников   18.02.2018 19:10   Заявить о нарушении
Виталий! Вы технически грамотный человек и можете понять и согласиться с фактами, потому попытаюсь... Для пилота видеть, что скорость падает, сильнейший стресс. Скорость создаёт подъёмную силу, её падение свалит самолёт. Потому, увидев такое, в страшном дефиците времени, не разобравшись - автоматически штурвалы "от себя", что бы, скатываясь как с горки, "добрать" скорость. Вышли из облаков и увидели землю поздно, вывести не успели. Решали секунды.

Валерий Слюньков   18.02.2018 21:36   Заявить о нарушении
Видите ли, но если самолет перед полетом пройдет техническую проверку, то подобное случиться не может.

Виталий Овчинников   19.02.2018 12:28   Заявить о нарушении
Ну что ж, я тоже упрямый. В данном случае подготовка не виновата. Работа с арматурой кабины экипажа - обязанность экипажа. При прослушивании магнитофонной записи действий экипажа, выяснилось, что пункт о включении обогрева ППД-ПВД не был зачитан на контрольной предполётной карте. Ответ о включении соответственно тоже не прошёл. При чём подготовка? Подготовка пилотов, их натренированность - согласен.

Валерий Слюньков   19.02.2018 15:05   Заявить о нарушении
Тогда я вообще ничего не понимаю. Мне говорят, что пилот был опытный. Но, если я утром поехал на работу, не сняв машину с ручника, то я либо пьян, либо с ума сошел. Другого не дано.

Виталий Овчинников   19.02.2018 19:25   Заявить о нарушении
Вы слышали когда нибудь о подобном с молодыми? Я нет. У молодых хороший страх и память обучения. С возрастом устаёт человек от постоянного напряжения, неосознанно упрощает, привыкает к опасности. А если ещё и режим труда и отдыха нарушается... Это, Виталий, только лично мои умствования. Может, всё и не так. Просто нам судить, а что выпало людям, выпало оценивать и решать в секунды...не дай Бог никому. Но...назвался если - соответствуй. А с ручником - бывает, на земле не так опасно, а в воздухе... Всего доброго!

Валерий Слюньков   19.02.2018 20:40   Заявить о нарушении
Привет, ребята!
Извините, что вклинился. Я тоже в авиации с младых ногтей. Знаю, что без проверок анероидно-мембранных приборов, с использованием КПУ, никто самолёт в полет не выпустит. А вот если "карту" не дочитали и, соответственно забыли включить обогрев трубки ПВД, тогда могла проявиться именно такая неприятность. У нас в истребиловке, частности на МиГ-23, "молитву" читал выпускающий самолёт в полёт, техник самолёта. И как бы пилот не торопился рулить,после запуска двигателей, пока техник до конца обязательные пункты (действия и включения)по "карте" пилоту не зачитает, не получит от пилота по переговорному устройству подтверждения ("квитанции")о выполнении, сам не проверит визуально - никуда самолет не летит, т.к не будут сняты защитные сетки со взлётных сворок и не убраны колодки. Такие операции, как - выпуск закрылков на взлётный угол, установку крыла на взлётный, включение мех-ма поворота переднего колса, которым пилот должен пошевелить - мне видны. А ВКЛЮЧЕНИЕ пилотом ОБОГРЕВА ПВД , мною проверялось прикладыванием ладони. -Негрев был интенсивный, через 5 сек. после включения обогрева трубка ПВД уже была тёплой, через 10 сек. - горячей.
С уважением к специалистам, Д.Ансеров.

Дмитрий Ансеров   20.02.2018 21:18   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий! Встреча с собратом с самолётной стоянки, солнцем прожаренной, морозом прокалённой - приятна. Это Вы правы - как бы не спешил экипаж, выпускающий техник заставит выпустить-убрать закрылки, поставить их на взлётный угол, отклонение РП и элеронов. Вот обогрев ПВД-ППД не проверяли, на наших самолётах не дотянуться. А карту читал борт-радист с чётким ответом для записи на магнитофон. Я был "аошником" на заводской ЛИС, и дешифрировался МСРП и прослушивался магнитофон после каждого полёта. И "разлуку" на КПУ крутил тоже на запись МСРП. А работать с арматурой кабины экипажа - дело экипажа. Над нами давлел его величество план, потому было много чего, когда нельзя, но очень надо. И только настойчивость и принципиальность коллектива ЛИС удерживала не раз от нарушений, потому и не было у нашего завода даже предпосылок, но на грани бывало. Рассказы у меня об этом "Нам за всё придётся отвечать", "Несостоявшийся полёт в конце апреля". Зайду и к Вам. С добрыми пожеланиями!

Валерий Слюньков   20.02.2018 22:18   Заявить о нарушении