Рецензии на произведение «Ленин, Сталин, Путин, Грудинин»

Рецензия на «Ленин, Сталин, Путин, Грудинин» (Явуз Джалил)

Крупнейшим мыслителем Китая и автором одного из первых социальных проектов был Конфуций (552—479 до н.э.). Он считал, что идеальное справедливое государство должно строиться по аналогии с устройством хорошей и дружной семьи, где каждый хорошо знает свои права и обязанности в соответствии с её укладом. Правитель такого государств, по Конфуцию, должен, как отец, заботится о подданных, организуя население на прозводство необходимого им для благополучной жизни, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому социальному организму, а правитель в столице страны должен быть как здоровое сердце в теле человека.

Подобные представлений об обществе были и в России, когда правителя называли «царь-батюшка», «отец родной», «хозяин», а граждане обращались друг к другу - «товарищ», а в монастырях - «брат» и «сестра».

Государство необходимо, по мнению Конфуция, для справедливого и достойного сосуществования людей, которые разделены на людей умственного и физического труда по своим способностям и достоинствам. Тот, кто является правителем над людьми всегда озабочен мыслями о судьбе и безопасности страны и народа, а физически трудящийся народ редко озабочен такими мыслями и его больше интересует личное и семейное благополучие, чем политика и экономика общества.

Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии: «Верхи должны добросовестно заботиться о низах, честно обеспечивая соблюдение и исполнение справедливых и мудрых социально-экономических законов страны, а низы должны честно и добросовестно исполнять свои законные обязанности по своим способностям на благо государства и общества, имея всё необходимо для удовлетворения своих насущных потребностей, и тогда достигается духовное и морально-нравственное согласие всех членов общества».

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые отцы общества, которые знают о насущных потребностях людей и организуют их для производства необходимого для удовлетворения своих потребностей, потребностей общества и государства! Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким».

Искусство управления, по Конфуцию, заключается в постоянном «исправлении несправедливости», то есть в том, чтобы каждого поставить на должность, где он способен приносить наибольшую пользу государству и обществу без нарушения закона и справедливости. Требование «исправления несправедливости» означает, что правителем должен быть человек, могущий править справедливо, служащий же должен быть способен служить по закону на благо народа и государства!

Правитель должен уметь исполнять обязанности Отца Народа, умея правильно поощрить каждого за добросовестность и пожурить за нерадивость, но чтобы каждый имел возможность удовлетворять свои потребности по труду на благо общества и по своему достоинству! "Когда нет справедливости, то и речь правителя противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, то нет гармонии и нарушаются все правила поведения населения; когда нарушаются правила поведения и в обществе нет гармонии, значит наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и приложить руки для своего благополучия." ("Лунь юй" - беседы и суждения Конфуция. XVI в.).

Стремление к реалистичности привело Конфуция к следованию правилу «золотой середины» — избегания крайностей в своём гражданском поведении и в государственной деятельности. Благородный правитель «должен строго придерживаться середины в суждениях и не склоняется ни в одну сторону. Именно в этом и состоит подлинная сила! Когда в государстве царит порядок, он не должен менять своё поведение, когда в государстве нет порядка, он меняет своё поведение и деятельность для достижения порядка, дисциплины и благополучия в обществе.». Так же отвечали и греческие философы. Благородный правитель не безрассуден: «В государстве царит порядок, когда слова и действия правителя способствуют процветанию; когда в государстве нет порядка, его молчание и бездеятельность не поможет ему сохранить даже себя».

Конфуций ищет идеал в прошлом, предлагая распространить этику, господствующую, как сказали бы современные социологи, в процветающих малых группах, на сверхбольшие группы. Конфуций взял за основу своей социальной концепции морально-генетический аспект, считая, что государство произошло из родо-племенной общинной организации, на тех чертах, которые наиболее характерны для дружной семьи, где честные и справедливые правила жизни и на которых должны, по Конфуцию, основываться все взаимоотношения в государстве.

Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с так называемыми законниками из социальной школы, представители которой считали, что залог благосостояния и могущества государства в хороших законах. Возражая «законникам», Конфуций говорит, что даже хорошие и справедливые законы без контроля за их соблюдением и исполнением не приведут членов общества к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их соблюдения без должной дисциплины в обществе, без должного поощрения за её соблюдение и без соответствующего закону наказания за его нарушения! Только при соблюдении всего этого может развиваться вместе с высоким уровнем нравственности и высокая духовность, основанная на сочувствии, сопереживании, сострадании обиженным, обманутым, угнетённым, ибо без взаимопомощи и солидарности в обществе не может развиваться справедливость в обществе, гарантироваться процветание государства, не могут совершенствоваться социальные законы, а значит и не может быть никакой социальной гармонии в обществе…

Английский философ XX в. К. Поппер пишет, что невозможно создать государственные структуры, «которые бы работали независимо от того, какие люди их обслуживают». Идеальное общественное устройство невозможно без прав и свобод граждан основанных на идеальных, справедливых и мудрых законах, а без их соблюдения невозможно создание такого общества. Две проблемы — социального и личностного прогресса — тесно связаны друг с другом и неразрешимы одна без другой и это хорошо понимал самый знаменитый китайский философ.

Аникеев Александр Борисович   25.04.2018 10:45     Заявить о нарушении