Рецензии на произведение «Учителя и родители о преподавании литературы»

Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Здравствуйте, Зоя!
Перечитала несколько ваших статей на разные темы, но все они уже были с моими рецензиями. И обратила внимание, что их темы не устаревают от времени, но, напротив, становятся всё актуальнее. Потому что вы умеете находить болевые точки, от которых страдает общество, наша культура, российские традиции. Спасибо за это!
Вот и в этой статье речь о том, что "Преподавание литературы - это не частное предпринимательство, а дело большой государственной важности". Эх, понимали бы эту ВАЖНЕЙШУЮ мысль наши чиновники, заседающие в Минобразовании!
Очень правильна ещё одна ваша мысль:"... сам учитель должен помнить о целях, об ответственности, если, конечно, он знает, зачем пошёл в учителя, зачем решил преподавать литературу".
Да, ОЧЕНЬ многое в преподавании зависит от личности учителя литературы!
Вы с горечью пишете и о просчётах современных вузов, готовящих педагогов.
Именно ТАКИМ ВУЗАМ должно быть уделено особое внимание со стороны правительства.
Спасибо, Зоя, за статью!
С уважением и признательностью,

Элла Лякишева   09.07.2022 18:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла, Вы тоже отметили важное...
С теплом и уважением

Зоя Орлова   10.07.2022 12:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Зоя, добрый день.

Актуальная, важная статья. Резонанс она вызывала у многих читателей, как увидел.

Есть вещи принципиальные и фундаментальные в образовании, опорная традиция его. Это и есть классика. Мне очень не нравится, когда политика начинает вмешиваться в образование и пытается переворачивать все "с ног на голову". Переписывают историю, как выгодно, осовременивают литературу, не добавляя, а заменяя авторов и многое другое. Я вижу в этом больше вреда, чем пользы. Устоит ли дом без фундамента? А каков будет "дом знаний" нашего человека, если подточить его устои и дать непрочные опоры?

Вы правильно поднимаете эти темы, смотря на современное образование шире, понимая тенденции и переживая за него. В Вас говорит настоящий учитель. А это - отрадно.

Добра и благополучия, Зоя. С прошедшими и наступающими праздниками.

С уважением,


Игорь Ко Орлов   06.05.2018 06:10     Заявить о нарушении
Спасибо, за добрые слова, Игорь.
Взаимопонимание и поддержка всегда радуют.
Всего Вам наилучшего.
Ещё раз с Праздником!
И удачи во всём.
С уважением

Зоя Орлова   09.05.2018 15:16   Заявить о нарушении
Зоя, спасибо большое. Взаимно). С праздником!

Игорь Ко Орлов   09.05.2018 16:07   Заявить о нарушении
А ведь если задуматься, то сам-то Пушкин своего "Онегина" того же "Бориса Годунова" писал не для подростков, и Достоевский своего "Идиота" совсем не для юной аудитории.Они, наверное, и представить не смогли бы, что их тексты через толщу времен будут взрослые тети и дяди, наделенные учительской властью, заставлять читать детей и ставить за них оценки, что пятнадцатилетние юнцы должны писать по этим текстам сочинения.А что бедным детям остается делать.Не лицемерие ли это взрослых. Не отсюда ли идет тотальная нелюбовь к чтению из-за этого насильственного "овзросления" школьного курса литературы.

Иван Печерский   03.01.2021 02:33   Заявить о нарушении
Иван, Вы преувеличиваете и ошибаетесь.
Спорить не буду, это долгий разговор,
но развивать мыслительные способности, учить размышлять о прочитанном обязательно нужно. И произведения классиков вполне доступны школьникам, если им с раннего детства удалось привить любовь к чтению. Однако требования к сочинениям должны быть другими, чтобы не насаждать фальшь, приучая к равнодушию и плагиату.
Всего хорошего!

Зоя Орлова   03.01.2021 18:13   Заявить о нарушении
Очень даже согласен с Вами. Я задал этот провокационный вопрос не из жажды спора. Я связан с литературой и образованием. Вижу, как нынешнее смартфонное поколение всё дальше и дальше уходят от книги. А учителя, вернее даже будет сказать, начальники учителей, как декабристы, страшно далеки от народа,выпускают всякие Госты, тесты. Под тесты и Госты духовность не погонишь. Мне сорок восемь, помните, как в восьмидесятых трудно было достать какую-нибудь приключенческую литературу. Я очень любил читать, но я читал Жюль Верна, редких тогда Майн Рида, Луи Буссенара. А как я любил ходить в свою сельскую библиотеку! Я жил и живу в деревне, как у Макаревича"где-то под Таганрогом" Я мечтал о своей библиотеке приключений, пытался в свои тринадцать лет написать приключенческий роман. В десятом классе я взял в руки "Мастера и Маргариту", отложил книгу на первой странице. Зато после двадцати пяти прочитал роман слёту. Вы согласны всё-таки, что на восприятие книги влияет, так сказать, багаж жизненного опыта. А еще я вижу, что образное мышление, фантазию у молодежи начисто выбил интернет и весь с ним сопутствующий мусор.Интернет делает из всех нас этаких деревянных болванчиков, пользователей сбер услугами.

Иван Печерский   04.01.2021 23:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Спасибо,Зоя,за Ваше неравнодушие! Приглашаю к себе на страничку. Меня тоже волнуют проблемы образования.

Елена Плюснина   02.05.2018 08:45     Заявить о нарушении
Да, Елена, успокаиваться нельзя...
Как хотелось бы увидеть настоящие перемены к лучшему в жизни людей,
в школах наших!
Спасибо Вам.
Всего доброго.

Зоя Орлова   04.05.2018 16:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Здравствуйте, дорогая Зоя!
Очень интересно читать Вас, вдумываться в каждое слово. Мне нравятся такого рода беседы с Вами. Я словно слышу Ваш голос. Вы стараетесь доступно, понятно объяснить суть волнующей Вас проблемы, делитесь мыслями, раскладывая их по полочкам. Спасибо, что делитесь и этими размышлениями!
Согласна с Вами, что нельзя допустить, чтобы подрастающее поколение, школьники «остались без изучения классической литературы». Совершенно точно: «всё имеет свои корни».
То, что «взрослым людям непонятны или неинтересны книги Л.Н.Толстого», говорит далеко не в их пользу. Значит, в своё время они, к глубокому сожалению, не читали эти книги, тем самым, в их знаниях образовался большой пробел. Но это вовсе не даёт права запретить знакомство и изучение классической литературы и детям тех взрослых. Те «вопросы нравственности» должны остаться «наиважнейшими» и сегодня, в 21-м веке.
Огромное спасибо Вам, что оставляете за собой право «точно … «докапываться» на занятиях до полного и разумного объяснения поставленных … вопросов»!
Разве можно согласиться с тем, что «произведения классиков» «не по силам нынешним школьникам»? Вовсе не так! В век высокоразвитых новых технологий нынешняя молодёжь, уверенная в себе, амбициозная, владеет несколькими языками, отлично разбирается в компьютерных технологиях. Несомненно, как и у всех нас, живущих, у неё есть свои недостатки. Сейчас век, когда наука ушла далеко вперёд. Однако моральные и нравственные ценности остались далеко позади, не хватает душевности. Но ведь от нас, взрослых, зависит очень многое. Молодые люди гибки, легкообучаемы, коммуникабельны. Поэтому их надо учить, говорить, рассказывать на ярких примерах. У них больше свободы, они креативны. Но вина в том, что во всём мире, да и в каждой стране, неспокойная политическая обстановка.
Главная ответственность на семье, в которой они растут в любви и добре, внимании и заботе, умении любить, понимать, прощать;
на школе, в которой учителя творили и творят настоящие чудеса, учили нас, теперь учат наших детей, внуков, всё подрастающее поколение всем школьным и жизненным премудростям, учат жить в мире с самим собой и со всеми, находят свой подход к любому, волшебный ключик к внутреннему миру каждого своего ученика, раскрывают их способности, воспитывают во вчерашних малышах внимательных слушателей, исполнителей, творцов не только личного будущего, но и будущего всей страны, прививают любовь к своей Родине. Они стараются, «чтобы вернулось к школьнику желание почитать и самому разобраться», чтобы каждый занял своё достойное место в этой жизни;
и львиная доля принадлежит книге, классической литературе – источнике знаний, источнике уметь видеть прекрасное в окружающем мире и ценить, стремиться в светлому будущему.
Как же красиво и метко Вы написали: «Преподавание литературы - это … дело большой государственной важности»! Подписываюсь под Вашими словами!
На страницах «Прозы» мне посчастливилось познакомиться с Гусевой Эльвирой. Она не только прекрасный, огромной души человек, но и Учитель с большой буквы. Искренне рада знакомству и с Вами, дорогая Зоя! Вот такие люди с высоким званием Учитель, как Вы, как Эльвира Васильевна, «несущие разумное, доброе, вечное», всегда нужны школе, обществу. Это Вы являетесь настоящим проводником в эту большую жизнь. Огромное Вам СПАСИБО и низкий поклон за Вашу любовь в свою профессию, за Ваш благородный, кропотливый, неуёмный труд, за Ваш талант, ответственность, порядочность, человечность, отзывчивость!
С глубоким уважением и сердечной благодарностью,

Ляляжан   12.10.2017 10:56     Заявить о нарушении
Ляля, я очень признательна Вам за такой подробный анализ всех размышлений, связанных с чтением и преподаванием литературы.
Вы правы во всём, потому что мыслите глубоко, разумно,
гуманно и очень патриотично.
И получилась хорошая, довольно объёмная работа, Ваша собственная статья.
Огромное Вам спасибо за солидарность, за поддержку!
С теплом и уважением

Зоя Орлова   12.10.2017 10:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Уважаемая Зоя!Вполне понимаю и разделяю Вашу обеспокоенность в этом вопросе.Очень странная политика... Как зарубить на корню такое культурное наследие?!.Относиться можно по-разному,но чтобы иметь право "относиться"-надо хотя бы ,если-не исследовать,то хотя бы-ознакомиться!
Со "словом" так нерадиво отдельные учителя потому,что они классику и не читали вовсе-"не подужали"-вот детям не советуют.Но честно признаться-я думала,что не знать классику-это "прерогатива" некоторых, отдельно взятых,учителей начальных классов! А разве возможен такой нормальный человек,человек якобы интеллигентный,-не знающий, в полном объёме,родного языка и не любящий культуру своего народа,не знающий её выдающихся достижений?!.Я,напротив,-за углублённое изучение культурного наследия с эстетичной,правильной подачей! Я не учитель и не деятель культуры-оговорюсь сразу.Я просто ,как и все,люблю свою Родину и желаю ей- добра и достойного будущего!

Мила Наумович   05.06.2017 22:31     Заявить о нарушении
Оксаночка, милая, как же это ЗДОРОВО, что есть у нас такие люди, как ВЫ, понимающие великую ценность нашей классической литературы!!!
Если бы и ВСЕ наши учителя имели такие же убеждения и цели, чтобы не только сохранять наследие, но и воспитывать младшее поколение на основах истинной культуры...
Огромное Вам спасибо! Вы делаете доброе дело.
Обязательно выйду к Вам познакомиться с Вашими трудами.
С теплом и уважением

Зоя Орлова   06.06.2017 17:00   Заявить о нарушении
"Труды"-это ,пожалуй,громко сказано.Я и не писатель вовсе-так ,время коротаю иногда.Если только в шутку мои"вирши" трудами назвать.Так мыслишки свои записываю изредка.С уважением к Вам,

Мила Наумович   07.06.2017 23:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Здравствуйте Зоя!Одну гениальную мысль в Вашей статье я заметил-чтобы быть в одном
языковом пространстве с юным поколением-вот для этого и нужна классическая литература,смог даже на собственной шкуре убедиться что даже с самым моим разумным сыночком а сплошное недопонимание.Конечно,здесь можно приплести извечную проблему "отцов и детей,но если б только в этом было дело.Вы уже в курсе,как я писал,что у нас был перебор с гуманнитарными науками,а всё же большинству придётся продолжать техническое образование,но пускай лучше мучат малышей и подростков(моё мнение) чем как потом окажется,что в родном языке сплошные пробелы.А всякими выкрутасами оне специально приближают к вырождению нацию.Вон если сраванивать американское школьное образование,так у них решается всего одна задача- чтобы ученики хотя бы ходили в школу,про задания на дом разговора нет.Мы к тому может хотим приблизиться,тогда ,извините,прогресс закончился-в век всё усложняющейся техники с одной извилиной в голове,кому нужна такая мутация.Спасибо,что находите время написать добрые слова в мой адрес,я Вас тоже бесконечно уважаю.

Сергей Шежемский   09.07.2016 17:03     Заявить о нарушении
Сергей, это мечта, идеальное понимание, что есть у нас общее наследие, которое и сближает все поколения. Если бы так понимали все!
Спасибо Вам огромное, радостнее становится на душе, когда читаешь такие отзывы!
Удачи!

Зоя Орлова   10.07.2016 19:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Обучение литературе начинается с 1 кл. Вначале- это системный поход в библиотеку за книгами, кот. соответствуют возрасту детей. 5кл.- древнерусская литература, устное народное творчество (УНТ), стихи, рассказы. Затем- чтение летом книг из рек./обяз. перечня... и т.д. и т.п. Т.о,. обучение литературе-длительный процесс. Конечно, когда ребёнок не сдаёт ЕГЭ, он начинает (это в конце обучения?!?)учить с репетитором основы географии, химии, физики.. А эта опытная учительница В.В. , понимая, что её знания нужны 3 ученикам из класса, рассуждает так, как Вы описали.
Вы подняли очень сложную тему. Будущих педагогов в педвузах учат всему, кроме методики. Методика, в лучшем случае, как расписать в тетради план урока, какие цели и какие задачи, темы самостоят. внеурочной работы учеников и их родителей. Сама писала кучу сочинений своему сыну: анализ главы, характеристика ГГ, сравнительная характеристика образов и т.д.

Марина Николашвили   12.06.2016 19:47     Заявить о нарушении
О современных вузах судить не могу, от этого общения как-то отошла. Но даже если методике сейчас обучают слабо, то разработок уроков предостаточно, да и у самих преподавателей должны быть хорошие знания и навыки исследования художественного произведения. Значит, подготовка слабая, липы, фальшивки много, когда и курсовые пишут не сами студенты, и зачёты-экзамены сдают за деньги.
Ну, и какие преподаватели, такие и уроки, отсюда потеря интереса у школьников, отсутствие знаний.
Спасибо за отклик, Марина. Всего Вам доброго!

Зоя Орлова   12.06.2016 20:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Зоя , на Ваш вопрос я бы ответила так - СЕРАЯ МАССА УЧИТЕЛЕЙ выносит СЕРОСТЬ из стен ВУЗов и несёт их в Школы... Внук в третьем классе , знаю проблему. С благодарностью за статью.

Лора Шол   12.06.2016 19:01     Заявить о нарушении
Приходится так и думать, хотя нельзя винить только вузы и учителей: реформы в просвещении проводят чиновники и различные "заинтересованные лица".
Кто-то хорошо заработал на этом!
Вот и натворили такие результаты, которые стали проблемой для всей страны и нашего будущего.
Спасибо за отклик, Лора. Всего Вам наилучшего!

Зоя Орлова   12.06.2016 20:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Зоя!
Разве поймешь, что это:
утрата веры в себя, пессимизм, предательское отступничество или провокация?!
Не растрачивайте себя так!
Делайте, что любите делать!
И любите что делаете!

Кузнецова Екатерина Первая   20.03.2016 08:13     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, Катя. Утешает и обнадёживает то, что вижу отклик на свои размышления у многих: среди интеллигенции, людей разных профессий, учителей и родителей.
С теплом и уважением

Зоя Орлова   20.03.2016 15:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Учителя и родители о преподавании литературы» (Зоя Орлова)

Зоя! Целиком и полностью согласна с Вами!
В школе, где учатся наши дети эта неделя объявлена как "Неделя русского языка и литературы" (Не знаю, может это проводится во всех школах страны?) В понедельник - лингвистический КВН, потом - конкурс эрудитов, сегодня моя дочка выступала в роли Наташи Ростовой (дети показывали отрывок романа Война и мир.А завтра- литературные чтения,посвященные Гавриилу Троепольскому, автору Белого Бима 110 лет. Заметте-это сельская школа, 100 человек учащихся. Просто учитель любит свою работу и детей.

Татьяна Воронина 2   11.02.2016 18:36     Заявить о нарушении
Вот это молодцы! Каждый раз радуюсь, что энтузиасты не исчезли, есть настоящие учителя, кто устраняет распространяемую ложь и искажения. Благодаря хорошим учителям, сохраняется культура русская, язык наш, и значение литературы только увеличивается.
Спасибо, Таня. Всего Вам доброго!

Зоя Орлова   11.02.2016 21:46   Заявить о нарушении
Сама училась в сельской школе четыре года и заметила: там больше творчества, свободы, меньше ненужного и глупого подчас контроля. А в городских школах учителя порой выказывают откровенное презрение к сельским школам, и смотрят на выходцев оттуда свысока. Поэтому одной из моих целей последующего обучения в городской школе - после четвёртого класса - было доказать, что мы, дескать, "тоже не лыком шиты". И сейчас в школах, по моим наблюдениям, тоже есть такая проблема.
А насчёт классики - согласна с Вами. Мне, помню, в седьмом-восьмом классе было очень интересно читать Тургенева. Можно разбавлять, конечно, и советской. и современной литературой - а по-моему, даже нужно, в советское время, например, по литературе проходили Алексина - но и классику "на пенсию" непростительно было бы отправлять.
С извинениями за неуместные, быть может, и не в меру пространные воспоминания, и уважением,


Татьяна Ветрова 2   06.03.2016 18:27   Заявить о нарушении
Татьяне Ветровой тоже спасибо!
Вы правы, литературу всегда изучают комплексно: основная программа (классика в хронологическом порядке), обязательно несколько произведений из современной литературы, и несколько зарубежных авторов.
Всё было на высоком уровне, вряд ли нужно было менять. И по силам детям, соответствовало возрасту.
Ну, есть надежда, что в России не дойдёт до такой катастрофы, какая произошла с образованием у соседей.
Всего доброго. С праздником, дорогие коллеги! Удачи Вам!

Зоя Орлова   06.03.2016 19:00   Заявить о нарушении