Рецензии на произведение «Тайная вечеря»

Рецензия на «Тайная вечеря» (Татьяна Дмитриевна Белова)

Танечка, картина удивительная, и сначала я опишу своё первое впечатление.
На переднем плане огромная шинель, и мгновенная ассоциация у меня ( а я всё-таки учитель литературы) - "Шинель" Гоголя. Униженный, обокраденный и умерший Акакий Акакиевич после смерти является на некое судилище. Тут и другие убиенные души, стоят вокруг. У них нет голов, потому что какая же у души голова? Они стоят молча и смотрят на судей. Ожидая чего? Неужели своей участи на Небесах?

Следующая моя литературная ассоциации - "А судьи кто?" (Чацкий). Это, по моему мнению, чиновники, походя решающие судьбы людей. При галстуках (их заметила после Вашей подсказки), но голенькие. Почему голенькие? Потому что "Король-то голый!" (тут уже Андерсен). И у них даже не рука руку моет, а нога ногу, чтобы этот факт не очень заметен был. Признаки одинаковости означают вырождение.

Суд присяжных? Не получится, нет кворума. И зря стоят души, ждать им ещё долго.

Не воспринимаю центральный образ как образ диктатора или же, наоборот, Христа. Для меня это именно Душа, пострадавшая от произвола чиновников.

В любом случае, очень благодарна Вам, Татьяна, за некоторые пояснения. Сколь много мы не замечаем при поверхностном взгляде на картины! Буду иметь это в виду и с удовольствием продолжу знакомство с картинами Романа.

Всего Вам самого доброго!
~*

Вера Петрянкина   19.12.2021 14:33     Заявить о нарушении
Добрый вечер, дорогая Вера! Как-то перестала я замечать время, простите, пожалуйста, за такое промедление с ответом на Ваш отзыв на текст „Тайной вечери“. Тронута Вашим внимательным изучением картины. Обе версии безуловно могут быть. И что интересно, как различны могут быть восприятие и ассоциации у зрителей. Тут влияет и жизненный опыт и профессия, то есть род занятий и наверно еще очень многое. Видение душ в этом сюжете меня поразило. А ведь и вправду, такая растерянность, безмолвное сетование на ожидание - это вполне возможно, и так и должно выглядеть…

В моём толковании я исходила из названия картины и, конечно, под впечатлением от нынешнего происходящего вокруг. Честно говоря, считаю её жутковатой. Вот тут мои ассоциации не только с библейским сюжетом, но и с произведениями писателей-фантастов прошлого века (они были тогда популярны!), где всё так реально и заставляло быть в постоянном напряжении. Каким-то случаем (благодаря художнику) мы оказываемся свидетелями обсуждения чего-то важного, может решающе важного, после чего весь мир будет иным…

В итоге мы с Вами увидели и распознали то, о чем автор, возможно и не думал! В этом особая прелесть рассматривания подобных картин. Буду признательна, если и другие эссе на темы картин Романа Айххорна привлекут Ваше внимание.

С наилучшими пожеланиями Вам, дорогая Вера,
Татьяна

Татьяна Дмитриевна Белова   12.06.2022 22:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайная вечеря» (Татьяна Дмитриевна Белова)

Это нечто зловещее. Людей нет. Только символы. Сообщество безликих , которые думают, что они что-то значат ( кроме одного, который закрывает лицо руками, он, кажется, понял что-то). И председатель сообщества ещё более безликий, даже бестелесный, но великий (огромная шинель - символ власти неограниченной).
Название картины сразу поднимает сюжет на другой уровень, и возникает мысль, что
это кощунственный шарж на человечество и Бога. И от этого делается страшно.
Вот такие мои ощущения.
Ваша З.

Зинаида Палайя   27.10.2014 22:39     Заявить о нарушении
С благодарностью за стремление понять это полотно, действительно отдельно стоящее в творчестве художника и за прочтение моего очерка (эссе).
Полностью с Вами согласна: искусство может быть и провидчески беспощадным, а в наше
время демо-интеллектуальности, не исключаю, возможно и только таким - мои наблюдения.
Что касается шаржирования - не уверена. Шарж (фр. charge) — разновидность карикатуры;
сатирическое или добродушно-юмористическое изображение (обычно портрет)- ВИКИПЕДИЯ.ру
В данном случае я не усматриваю ни сатиры, ни добродушия. Скорее вИдение.

С наилучшими пожеланиями.
Всегда Ваша Т.

Татьяна Дмитриевна Белова   28.10.2014 11:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайная вечеря» (Татьяна Дмитриевна Белова)

Татьяна Дмитриевна! Добрый день! Как всегда, с удовольствием прочитала Ваше видение этой картины. Оно интересно и аргументировано. Но мне кажется, что картина более многогранна и допускает разные прочтения. Думаю, что у каждого зрителя будет свое. Тем и интересна живопись. Она будит многомерные ассоциативные ряды. Важно только не отойти далеко от замысла самого художника. Но здесь, как говорится, Вам и карты в руки. Никто лучше Вас не знает об этом замысле. С наступающей Весной! Радости и творческих успехов вам обоим! Л.Х.

Людмила Ханыкова   06.03.2014 11:47     Заявить о нарушении
P.S. А знаете, приглашаю Вас на обсуждение картины. Чем больше мнений и чем богаче интерпретаций - тем шире аудитория неравнодушных зрителей и тем более выигрывает художник! Я знаю, что он будет очень рад Вашему участию. Это ведь не конкурс, не соревнование, а именно обсуждение, собственное вИдение его объекта творчества. Прошу Вас!
Ваша Т.

Татьяна Дмитриевна Белова   06.03.2014 21:47   Заявить о нарушении
Татьяна Дмитриевна! Спасибо за приглашение. Только ведь я не специалист. Даже не знаю, как это делается. Хотя Вы совершенно правы: наверное, художнику интересно узнать, как разные люди понимают его картину. Может быть, даже посмеется над вИдением профанов. Но всё равно интересно. С уважением. Л.Х.

Людмила Ханыкова   06.03.2014 22:11   Заявить о нарушении
На выставки ходят не только искусствоведы, а книги об искусстве листают и читают и инженеры, и врачи, и военные, и учителя и так далее, то есть чаще всего люди без специального образования в области искусства. Однако находят же для себя что-то интересное и волнующее - это свойственно человеку как виду, ведь не хлебом единым сыт человек...
Так что жду Ваших комментариев, представляете, как возрадуется художник!
Ваша Т.

Татьяна Дмитриевна Белова   07.03.2014 15:24   Заявить о нарушении
Первое впечатление: некто рассматривает картину. Я вижу большую спину, нет, это скорее длинное пальто вид сзади, т.к. не видно ни рук, ни ног. Головы тоже не видно. Картина за ним. Или это изображение в экране телевизора? Во всяком случае, существуют два плана. Некто смотрит на то, что находится перед ним, но на разных планах. Обычно, в этой позиции находится Зритель. Т.е. мы с вами. Может быть, это обобщенный образ Зрителя? Так, кто же он?
Собственно действие происходит на картине, за Зрителем, но оно отгорожено от него экраном. Он может его видеть, но не может принимать в нем участия. Нет рук для действия. У фигуры нет и ног, не стоит на твердой почве фактов. Его мнение о происходящем чисто умозрительно. То, что я вижу, это оболочка (пальто, шинель). Из-за нее я не могу видеть главное действующее лицо – Христа. Он сидит прямо за ним. О том, что происходит на самом деле, я получаю косвенную информацию, через других действующих лиц, через их движения. Они активно жестикулируют, но заглянуть в суть их поступков я не могу: их глаза (зеркало души) закрыты темными очками.
Действия, происходящие (происходившие) на других планах Пространства и Времени, мне Зрителю недоступны и даже не совсем понятны из-за моей Оболочки, которая мешает мне видеть истинное содержание события. Я-Зритель - пока всего лишь Оболочка какой-то целостной Сущности, которую мне еще надо вырастить, выпестовать, чтобы оказаться с действующими лицами на одной плоскости бытия. Пока я вне этой плоскости. Но когда-нибудь я всё же смогу узреть Истину, когда моя Оболочка перестанет мне мешать и когда я сумею наполнить ее живым Человеческим содержанием.


Людмила Ханыкова   07.03.2014 18:43   Заявить о нарушении
Простите, пожалуйста, Людмила, что задерживаю с ответом - у меня март - сумашедший месяц: череда дней рождений!
Очень рада, что Вы откликнулись на мое приглашение к обсуждению картины Романа. Интересно, правда? Так многое вдруг замечается и воспринимается в новом свете, становится многомерным и динамичным. Особенность его полотен ещё и в том, что персонажи (а на всех полотнах - только люди в полный рост, поодиночке, группами) стоят как на просцениуме, можно сказать - на одной линии, хотя всегда присутствует глубина. Это, наверно и создает ощущение разных планов: на одном - зритель, на другом - персонажи... Появляется такое состояние взаимодействия.
Буду очень Вам признательна, если мы продолжим наш обмен мнений по другим полотнам.
Ваша Т.Д.

Татьяна Дмитриевна Белова   14.03.2014 02:39   Заявить о нарушении
Меня заинтересовала вдруг роль зрителя. С одной стороны, он пытается разгадать замысел художника, приобщиться к его внутреннему миру, что, естественно, очень трудно со стороны. С другой, у зрителя включается свой ассоциативный ряд, свой жизненный опыт, желание почерпнуть какую-то мысль для своих собственных выводов. Поэтому и роль художника многомерна: он воздействует на зрителя и через свой внутренний мир и вИдение непосредственно, и через душевные искания самого зрителя, уже опосредовано. Во втором случае, впечатления по образам могут не совпадать, но при этом, как мне кажется, общая тональность в целом всё же сохраняется. Ваша Л.Х.

Людмила Ханыкова   14.03.2014 11:25   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Людмила, за интересное обсуждение. Ну и как? Продолжим наши опыты?
Тем более у нас одинаковое положение: заинтересованного зрителя.
Ваша Т.Д.
P.S. Буду очень признательна Вам, если доверите мне знать Ваше отчество. По этому поводу расскажу позже одну историю из цикла "Звучат голоса" , или "Голоса ушедших" - название рабочее.

Татьяна Дмитриевна Белова   14.03.2014 17:19   Заявить о нарушении
Мне было бы интересно знать и мнение художника, насколько я удалилась в моем восприятии от его мыслей по этому поводу. И еще остается вопрос, что полезнее для эволюции зрителя: взять импульс от художника и двигаться дальше своим путем, или все же оставаться привязанной к замыслу самого художника? С учетом того, что зритель всё-таки не критик, исследующий всё творчество художника. Да и в этом случае, мне кажется, критик дает свое субъективное понимание.
А по отчеству я Владимировна, хотя здесь такое обращение - редкость. Ваша Л.Х.

Людмила Ханыкова   15.03.2014 11:41   Заявить о нарушении
Людмила Владимировна, извините, пожалуйста, художника, ну никак он не напишет Вам ответ. Это не от неуважения или невнимательности, а скорее от того что он всё это время очень занят и просто не в состоянии сосредоточиться на на чём-либо, кроме своего актуального проекта.
С уважением, Т.Д.

Татьяна Дмитриевна Белова   26.04.2014 04:25   Заявить о нарушении
Татьяна Дмитриевна! Добрый день! Пусть он будет для Вас светлым и радостным! Всегда рада получить от Вас весточку. А тут мы в самом центре праздников, с которыми Вас и поздравляю, и с прошедшими, и с наступающими. Я и не думала, что Роман сам мне ответит, мне вполне достаточно Вашей реплики. Вы же знаете, что он думает по этому поводу. Наилучшие ему пожелания! Всегда ваша! Л.Х.

Людмила Ханыкова   26.04.2014 11:06   Заявить о нарушении
Дорогая Людмила Владимировна, спасибо Вам за добрые пожелания и и понимание!
Счастье – когда тебя понимают, - это одно из открытий из нашей жизни тогда.
И эти слова были произнесены юным человеком – как знак будущего. Будущего
тогда не получилось, но слово всегда было от Бога – оно сохранилось и, знающие
его, поймут и будут счастливы.
С уважением
Т.Д.
П.С. Ваша мгновенная реакция на мое письмо - подарок и требует особой благодарности,
что я с душевной радостью Вам приношу.

Татьяна Дмитриевна Белова   27.04.2014 01:52   Заявить о нарушении