Рецензии на произведение «Елизавета Безнина. Банный день»

Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

А почему нельзя было дать текст в строгой хронологии событий, не уверен, что что-то сильно поменялось бы! Хорошая проза про подростков и если автор нашел свою стихию, то и менять ничего не надо. Жаль только одного, что следует самому додумывать финал, хорошо бы и авторскую версию прочитать. Еще импонирует акцент на некоторых словах в рассказе: "лупетка" и "лохудри". Бесценен фрагмент с описанием разнохарактерных банных кранов.
Такие рассказы должны быть объединены в сборник.

Андрей Коврайский   02.11.2013 22:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

Лиза, все хорошо бы, но пора бы и темы выбирать взрослые. Помню по прежним фестивалям.
...............Чувствуется сильная внутренняя цензура...

Сергей Донец   01.11.2013 23:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

Лиза, мне понравилось. Читалось легко, многие сцены описаны добротно, выразительно. Трогателен образ героини, особенно в начальной дворовой сценке. Баня... Да, именно в такую я ходила в детстве и даже в молодости. Очень живописно. Детский это рассказ или взрослый - как-то не задумывалась, пока не стала читать рецензии. Но, пожалуй, замечания верны, стоит почистить текст.

Светку мне скорее жалко - в такой семье растёт! Ребёнок ведь, чему её учат. Но маленькой Оле этого не постичь. Хорошо, что она боится прогнать Светку "из моего двора". С какой стати она двор "приватизировала" - это Светкин двор тоже. Уж принимай жизнь как есть))). А защищаться от подсмотренного в бане безобразия... наверное, придётся другим путём.

А в общем, Лиза, по сравнению с твоими ранними рассказами это, на мой взгляд, прогресс. Удач, успеха!

Татьяна Сопина   29.10.2013 18:49     Заявить о нарушении
Прочла с удовольствием. Согласна с Татьяной Петровной, Лиза, как автор выросла даже по сравнению с прошлым годом. Поздравляю.

Татьяна Александровна Андреева   30.10.2013 00:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

Крайне добротное повествование, органично сочетающий в себе черты бытового рассказа, детской прозы и легкого психологического триллера.
Описания бани удались, однозначно. Психологическая составляющая тоже на высоте. Язык довольно прост, однако местами проскакивают яркие и сочные сравнения.

Александр Зачесов   29.10.2013 00:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

"В песочнице лежали игрушки: резиновый поросёнок, пластмассовый грузовичок, детская посуда и несколько других милых сердцу ребёнка мелочей".- Ребёнок о себе так не говорит, это речь взрослого. Откуда взялся комментатор в рассказе от лица ребёнка? Что рассказчик - именно ребёнок, сомнений нет - слишком наивное восприятие, детски-наивный язык...
"Оля вспомнила, как всего два часа назад в бане, наполняя таз, она медленно, основательно смешивала ручкой горячую и холодную воду, как это делали взрослые тёти" - дальше-больше - в одной фразе комментатор совмещён с ребёнком, за которым "приставлен" наблюдать:"взрослые тёти" - выражение ребёнка, "основательно смешивала" - лексикон взрослого человека, тем более, "ручкой" - умиление над ребёнком, несвойственное самому ребёнку.
В результате возникает недоразумение с ролью рассказчика: если это взрослый, то рассказ чересчур слащавый - до приторности. Если ребёнок, то почему периодически переходит на взрослый лексикон и умиляется на самоё себя...

Нина Писарчик   27.10.2013 03:06     Заявить о нарушении
Нина Викторовна, я сделала все-таки вывод, что это рассказ взрослого человека о девочке. Но тоже местами как-то "зависла" над вопросом: кто рассказывает?

Наталья Мелёхина-Михайлова   27.10.2013 18:25   Заявить о нарушении
Нина Викторовна, спасибо за мнение.
Ребёнок ничего не рассказывает. Рассказывает автор, хочется думать, что взрослый)

Елизавета Безнина   27.10.2013 20:25   Заявить о нарушении
Но, Лиза, автор имеет право рассказывать с любой позиции: с точки зрения ребёнка, его бабушки и т.д., и т.п. В том числе, с позиции автора, который наблюдает сверху, или со стороны, или изнутри ребёнка. Каждой "позиции" соответствует определённый язык: этого ребёнка, другого ребёнка, старше или младше, бабушки... Авторский язык, в конце концов, если написано с позиции автора - постороннего наблюдателя или самого ребёнка, уже ставшего взрослым. А у тебя детский лексикон путается со взрослым, о том и речь. Для взрослого - слишком "малютится", для ребёнка - излишек "взрослых" выражений и недопустимое самолюбование. Определись, от чьего лица идёт рассказ и придерживайся языка рассказчика - и всё будет в порядке!

Нина Писарчик   27.10.2013 21:11   Заявить о нарушении
Нина Викторовна, я уже определилась. И рассказывала от одного лица. Другое дело, что лицо-то это не такое уж и однозначное). И если Вам было интересно читать, или что-то дрогнуло внутри, то лицо справилось со своей задачей).

Елизавета Безнина   27.10.2013 21:38   Заявить о нарушении
Ну, зачем обижаться? Как будто я враг тебе...

Нина Писарчик   27.10.2013 21:44   Заявить о нарушении
Лиза, Нина Викторовна хотела сказать, что есть такое понятие, как "условно авторская речь". Это когда формально говорит автор, но на самом деле это речь персонажа.

Наталья Мелёхина-Михайлова   28.10.2013 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

Как же я рада, что познакомилась с чудной девочкой Олей и её создателем Елизаветой Безниной! И как здорово, что это случилось так неожиданно, – не знала я, что рассказ, по сути, детский, который можно было бы и снисходительно пропустить: не до глупостей, дескать. А тут начала читать и не заметила, как растворилась в мире доброты и одновременно недетской тревоги маленькой героини.
Сейчас понимаю, что состояние душевного неравновесия усиливается в тексте ещё и тем, что девочка, по сути, находится наедине со своими проблемами. Хоть мы немало узнаём о бабушке и её приятельницах, эти персонажи так и остаются эфемерными существами – они находятся за рамками описанного события. И это нормально, ведь каждый маленький человечек имеет свой собственный душевный мир, в который нет хода посторонним, даже родным. В этом пространстве он должен быть единственным хозяином, иначе ему никогда не стать взрослым человеком.
Девочку Олю мы встречаем как раз на пороге взросления. Для неё впервые наступает момент осознанного выбора, от которого зависит её будущее. И ей невыносимо сознавать, что всё может навсегда остаться таким, как теперь: над ней будут смеяться, её будут унижать, издеваться над ней, а она в ответ не сможет сказать ни слова.
С этой внутренней болью, не доверенной никому из взрослых, она, быть может, могла бы существовать ещё долго, полагая, что это и есть нормальная жизнь. Но пример одноклассника, посмевшего, не смотря на свою субтильность, противостоять сильному телом хулигану, заставил её по-другому посмотреть и на свои взаимоотношения с ровесницами. И в ответственный момент она собрала свои духовные силы и шагнула навстречу испытанию.
В этом, по сути, и заключается сюжет рассказа, изложенный менее чем на половине его площади. А другую, бОльшую часть текста, занимает то, что является психологической подоплёкой этого порыва. Внешне это описание важного дня, включающего в себя помывку в городской бане с её парной, моечной и раздевалкой, поданными во всех чувственных деталях. Неторопливый праздник чистоты тела продолжается потом дома за чаем, который изумительно заваривала Олина бабушка.
Однако в предстающем перед нами дне важнее другое: над всеми радостными физическими процессами светло довлеет нечастое среди семейств состояние любви, покоя и гармонии взаимоотношений. Тот, кто познаёт такое в детстве, как прививку, никогда уже не сможет во взрослости ужиться с хамами, предателями или жёсткими материалистами. Такие люди интуитивно будут искать родные с детства вибрации и непременно обретут искомое, потому что всё остальное будет ими отвергаться не только на духовном, но и на плотском уровне.
С героиней это случается на наших глазах. Она отмечает, что её неприятельница Светка «делала всё, будто снаряды пуляла – резко и зло», и даже в бане, где должны бы царить мир и благодушие, Светкины мама и бабушка «грызлись» друг с другом, подключая к этому и её. Для людей, умеющих даже в совместном молчании находить прелесть и смысл, как это случалось между Олей и бабушкой, подобное поведение вызывает неизбежное отторжение. Потому-то и вызревает в девочке протест и готовность отстоять свое чистое пространство, что она уже познала, благодаря своим близким, высокий одухотворённый уровень общения.
Более на эту тему рассуждать и не хочется, поскольку всё необходимое для проникновения вглубь проблемы незримо присутствует в тексте. Дополнительно сказать хочется лишь о языке повествования, спокойно-прозрачном и так похожем на гармоничные взаимоотношения. Запоминаются и яркие сравнения, то и дело озаряющих рассказ. Так, об одной из девочек сказано, что она была «крепкая, как столб линии электропередачи», про крапиву в руках обидчицы – «целый веник даже на вид жгучих, только что не потрескивающих как огонь, кустов», выдернутая из земли трава имела вид букета «с элегантной земляной юбочкой по нижнему краю», а женщины в бане встречались «плавные, широкие, словно равнинные реки». Заметим, что всё это мы видим глазами девочки-второклассницы, наученной ценить прекрасное не только в природе, но и в мире людей.
Думаю, что не ошибусь, если предположу, что эта девочка, скорее всего, станет писательницей. Или уже стала?

Нина Веселова   25.10.2013 23:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

Вот задумалась: о детях этот рассказ или для детей? Наверное, все-таки о детях, поскольку банная сцена, ее смысл и назначение, ребенку будет не особенно понятна. Ясно, что Светка, воспитанная на агрессии, и сама выплескивает ее на тех, кто слабей. Но поймет ли это юный читатель? Есть некоторые выражения, которые не понравились. Например, "выпячивая вперёд грудку, которая ещё и не намекала на то, что станет пышной женской грудью". Идет стойкая ассоциация с какой-то куриной грудкой.

Наталья Мелёхина-Михайлова   25.10.2013 18:00     Заявить о нарушении
Наташа, спасибо! Уже не первый раз задумалась: нужна ли литература (художественная) о детях? В смысле, нужна ли взрослым?

Елизавета Безнина   25.10.2013 19:25   Заявить о нарушении
Конечно, нужна! Взрослые - это тоже дети, которые слегка подросли и поскучнели:)

Наталья Мелёхина-Михайлова   25.10.2013 20:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

В рассказе описана ситуация противостояния внешнего: девочек против Оли, не менее напряжённой кажется ситуация внутреннего противостояния: Оли совсем маленькой и Оли, быстро повзрослевшей и преодолевшей свой страх. Это взросление и преодоление себя, своей робости, хорошо показано. Несмотря на противостояния и противопоставленность персонажей,он наполнен гармонией и светом, детской радостью. Дано не только любовное описание бани и чайной церемонии (очень верно описание бани - я в такую же ходила в детстве), но поэтично описан даже сорняк - лебеда: "Оля изо всех сил потянула кусты на себя, ветвистые корни послушно выскочили из чуть влажной почвы, и в руках у девочки оказался здоровый букет сочных длинных трав с элегантной земляной юбочкой по нижнему краю".
Текст добротен и видно, что автор основательно его прописывал.
У этого рассказа "открытый" финал, что позволяет читателю дофантазировать развитие сюжета после того, как Оля шагнула с крыльца.

Ольга Халявина   21.10.2013 23:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

В рассказе есть атмосфера - не только бани, в которой разворачивается центральное действие, но атмосфера детских страхов и радостей, которые быстро чередуются у девочки Оли ( как и у всякой маленькой девочки). Рассказ написан от третьего лица, но очень точно и верно передано настроение каждого момента. стиль чистый, без перегруженных описаний.
сюжет здесь не главное, это атмосферный рассказ, основанный на тактильных ощущениях и эмоциях.

Анастасия Рогова 3   20.10.2013 11:21     Заявить о нарушении