Клуб Вологжан Ступени - полученные рецензии

Рецензия на «Н. Веселова Неразделенное» (Клуб Вологжан Ступени)

Очень трогательно, понравилось! Явно видно, что автор статьи хотел сказать больше, чем сказал, и знает больше, чем поделился с читателем. Возникают чувства и к ушедшему Михаилу Жаравину, поступки которого оправдывает автор, и к автору, которого своим уходом огорчил Михаил Жаравин. Впечатление о Михаиле Жаравине, - словно он всю свою жизнь мучился, страдал, пытался что-то понять и сломался. Неужели не был счастлив совсем, разве так бывает?

Анна Кашина 2   01.10.2019 15:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Беда и Сердечная рана М. Жаравина» (Клуб Вологжан Ступени)

Да с этой точки зрения о прозу Жаравина еще никто не писал. Почему нна выбрала именно эти вщи - неизвестно. но пишет она убедительно. И пусть процессе разбора не вощникает ни героических, на отвратиельных характеров - все равно сердце сжимается.и та горечь. котрая водила рукой Михаила - остается как Сердечная Рана

Г.Щекина

Клуб Вологжан Ступени   27.09.2019 16:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Н. Веселова Неразделенное» (Клуб Вологжан Ступени)

НИНА, с какой болью ты нам открыла свои чувства.
С признательностью, от всей души!

Нина Радостная   20.09.2019 08:21     Заявить о нарушении
Рецензия на «Анна Кашина Рассказы Декаданс и Уна Щекиной» (Клуб Вологжан Ступени)

Г. Щекина Л. Ивастова Ожидание коз Рассказы
Нина Писарчик

Многие рассказы, перечтённые заново, вызвали совершенно иные ассоциации, чем прежде. Как влияет на читательское восприятие время!
Рассказ «Уна» – явное «ретро». Какие-то детали, характеризовавшие прежде героиню по имени Уна, как натуру утончённую, живущую духовными практиками, сейчас выглядят старомодно – «совковым» отстоем: шкатулка из открыток, вышивки на стенах вместо картин, изобилие вышитых подушечек-думок... Подобный колорит когда-то нёс ощущение уютного гнёздышка, в котором прячется от невзгод семейной жизни женщина-цветок, живущая исключительно для самой себя. Сейчас эти описания вызывают странные чувства: не раздражение, а ощущение, что женщина-то малообеспеченная, своими руками создающая свой скромный уют. И успешные мужчины, которых она предпочитает, больше берут от неё, чем дают, ну, разве что букетики. И бесконечные гости, и стремление ухаживать: наливать ванну, сушить волосы феном, завивать, гладить блузки молодой подружке – от неудовлетворённого инстинкта материнства и подсознательного стремления иметь семью.
Философский авторский акцент на разницу – во всём – в жизни женщины духовной, не обременённой семьёй, и женщины, замотанной большой семьёй, сейчас приобрёл другой смысл. Читатель задаётся вопросом: почему условия жизни семьи и матери семейства так несправедливо тяжелы?
Вина государства, ничего не поменявшего со времён советского строя в отношении к детным семьям? Наш российский менталитет – когда вина, как на самую ответственную, взваливается на женщину, и только на неё. Родила детей – «наплодила нищету». Не родила детей – «эгоистка». Не вышла замуж – «кому ты нужна»! Вышла замуж – «у более достойных мужика увела». Терпит издевательства мужа-пьяницы – «терпила», «сама виновата»! Не терпит, развелась – «разведёнка», а дети – «безотцовщина».
Таких, как Уна, раньше были редкие единицы. Сейчас уже – целое явление, но рассказ только намекает на истоки этого явления, не раскрывая проблемы.

Очень сильный – психологически – рассказ «Рабство». Лаконичный язык очень соответствует содержанию. Выразительные диалоги. Прекрасные речевые портреты двух главных героинь: приторговывающей краденым бомжихи и её постоянной покупательницы, интеллигентной, но бедной материально «сотрудницы» (как именует её автор), попавшей в зависимость к наглой и напористой торговке.
К сожалению, в рассказе неудачное вступление, перегруженное деталями, ни о чём читателю не говорящими. Что за праздник состоялся накануне? – никакого отношения к дальнейшему повествованию он не имеет. Ни «американка» в алом блейзере, ни упомянутая Таня, ни их «хасбенды» далее в сюжете не возникают, поэтому непонятно, зачем они выведены во вступлении.

«Говор, шумон и сверк» – с такой изломанной фразы начинается рассказ «Декаданс». Ломаный язык – не единственный недостаток рассказа. Сломанный сюжет, «ломака»-героиня, обломки мыслей у героев. Возникает чувство неловкости за подсмотренный (по воле автора) секс, и это не «обнажёнка» даже, которая не исключает эстетики в описании, а равнодушное взирание на творящееся в кустах. И высокопарные диалоги героев, и внутренние их монологи, сумбурные, но не передающие живых чувств, вызывают отторжение.

Рассказ «Золотой свет». Прежнее название: «Золотая комната», кажется, более подходило, ассоциируясь с «золотой клеткой», в которой заперты на какое-то время (на момент фотосъёмки) члены большого семейства, такого гармоничного на общем фото, но только внешне. Сама жизнь, да и характеры, разведут всех по своим углам, и потому такая эмоциональная напряжённость текста. «Золотой свет» – это ностальгия, новый взгляд на прошлое, где «все ещё живы». На мой взгляд, это один из лучших рассказов Галины Щекиной.

Произведения, следующие за «Золотым светом» --– как под копирку – «плач» о прошедшем. Они все в виде эссе, бессюжетные, наполненные деталями, подробностями быта, воспоминаниями о друзьях и близких людях, бывших врагах и просто коллегах. Конечно же, это не буквальный плач, но минорное звучание преобладает. Бесконечный поток сознания – по разным поводам – но в одной тональности. Временами персонажи названы реальными своими именами, чаще – псевдонимами, но все лица узнаваемы, все одного круга. Автобиографические вещи, своего рода мемуары. Новые посвящения к старым рассказам также приблизили их к мемуарной литературе.

Лучший рассказ в этом сборнике – «Ожидание коз», недаром он дал название всему сборнику. Очень удачная иллюстрация, вынесенная на обложку – фото с картины вологодского художника Виктора Подгорного.
О рассказе Г. Щекиной «Ожидание коз» я ранее уже писала, как о психологической прозе с великолепным языком: http://www.proza.ru/2015/10/29/123

У сборника два соавтора. Несколько рассказов Людмилы Ивастовой на бытовые, семейные темы явно отредактированы Галиной Щекиной, язык близок к щекинскому, но в них есть жизнеутверждающая интонация. Две сестры-соавторы – как два полюса настроения: минор у одной и мажор (даже сквозь слёзы) – у другой.

Нина Писарчик   27.05.2019 13:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Е. Воробьева Предощущая слово Бог» (Клуб Вологжан Ступени)

Хорошим литературным языком, избегая литературоведческой терминологии, значит, для обычных читателей рассказано о книге стихов, которые хочется прочесть самостоятельно – настолько удачно приведены поэтические строчки. Они – как иллюстрации к тексту рецензии.

Нина Писарчик   15.05.2019 14:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «Н. Архангельский Заметки о хрупкости ртути» (Клуб Вологжан Ступени)

Очень многословно для не читавшего исследуемый роман, но в результате остаётся объёмно-выпуклое впечатление о произведении, и хочется его прочесть, чтобы сопоставить собственное мнение о романе с уже высказанным Николаем Архангельским.

Нина Писарчик   15.05.2019 14:34     Заявить о нарушении
Рецензия на «А. Черный В поисках вологодского текста» (Клуб Вологжан Ступени)

Очень жёстко, но во многом справедливо! На мой взгляд, Н. Мелёхина не определилась ещё с темой будущего (хочется верить) творчества. Деревенская тема - самая близкая ей по месту рождения и воспитания. Но уже кажется исчерпанной, потому что безнадёжно уходит в прошлое. Астафьеву, Шукшину и Белову ещё было, о чём говорить. О чём говорить новым?

Нина Писарчик   15.05.2019 14:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Л. Егорова Батюшков, представленный П. Франсом» (Клуб Вологжан Ступени)

Действительно ценный литературоведческий материал. Концентрированно подаётся очень большой объём информации. Хочется более развёрнутого произведения, с подробной детализацией. Ощущение, что автору тесно в данном объёме.

Нина Писарчик   15.05.2019 13:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «В. Румянцев Дождемся ли мы нового Достоевского?» (Клуб Вологжан Ступени)

Радение за "други", не за себя лично, всегда вызывает уважение. Вот и я прониклась призывом читать писателя Фёдора Михайловича Ошевнева, "малая проза которого «обжигает» души читателей свой беспощадной правдой, помогает открыть глаза и лучше понять происходящее в стране". Кинулась искать - и читать - первое же предложенное Интернетом произведение: Фёдор Ошевнев. «Тост».
И... Вы правы, уважаемый Валерий Румянцев (Зорькин Борис Иванович): "Справедливости ради надо сказать, что иногда Фёдор Ошевнев, на мой взгляд, неоправданно увлекается очерковым стилем, и это обстоятельство несколько снижает художественную ценность его малой прозы". Да, и не просто "иногда... увлекается" - это его авторский стиль. Для газетной передовицы - замечательно, даже не без изысков. Но в художественном произведении необходим другой, художественный язык, и нужна не голимая, прямолинейная и ядрёная, а художественная правда. Хоть ты лопни, хоть ты тресни, а на одном правдолюбии писателю не выехать в люди, ещё и талант нужен.

Нина Писарчик   06.05.2019 04:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Е. Юшкова Блуждающие маски» (Клуб Вологжан Ступени)

Работа Елены Юшковой безусловно интересна, так как не просто рекомендует читателям искусствоведческую книгу О. Партан, изданную в Бостоне на английском языке, но посвящённую целому течению в русском искусстве. Именно потому, что русского перевода пока не существует, автор статьи доходчиво, с примерами рассказывает о сути книги и вызывает любопытство, побуждает интерес к российской истории искусств, включая литературу, театр, музыку - начиная с семнадцатого века по двадцать первый включительно. Статья Е. Юшковой не только информативна, она доходчива, написана правильным литературным языком, без злопотребления искусствоведческими и литературоведческими терминами, чуждыми рядовому читателю, тем не менее, интересующемуся отечественной культурой.

Нина Писарчик   06.05.2019 03:46     Заявить о нарушении