Рецензии на произведение «История шестая. Не на хлеб прошу...»

Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Посмотрите: Милостыня. Рассказ сказочка. Сергей Михальчук. http://proza.ru/2017/07/21/931

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   09.10.2019 19:33     Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку.

"Подавая не унижайте, принимая - не унижайтесь". Не помню, кому принадлежат эти строки.

Я лично милостыню подаю. Пусть будет на совести просящих - нуждаются ли они на самом деле или считают себя остальных лохами, которых им удалось обвести вокруг пальца.

Каждый выбирает свой путь сам. В том числе и в ситуации, когда оказывается на обочине жизни. Я никогда ни у кого ничего ни разу не просила. Гордость не позволяет, да и с детства мама с папой внушили нам с братом уверенность в своих способностях и силах подняться с любого дна.

Так и получилось в 90-х, когда на некоторое время я стала ... бомжом с ребенком на руках и раненой. Ни крыши над головой, ни работы, ни документов. А вокруг - тысячи таких же "беженцев"...

http://www.proza.ru/2011/01/15/1100

Ольга Анцупова   18.10.2019 13:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Автор Михаил Фатахов:

"Еду я в электричке Москва - Петушки. Входит бомж. Синяк синяком. Морда опухшая. На вид лет тридцать. Оглядевшись, начинает:

— Граждане господа, три дня не ел. Честно. Воровать боюсь, потому что сил нет убежать. А есть очень хочется. Подайте, кто сколько сможет. На лицо не смотрите, пью я. И то, что дадите, наверное, тоже пропью! — и пошел по вагону.

Народ у нас добрый — быстро накидали бомжу рублей пятьсот. В конце вагона бомж остановился, повернулся к пассажирам лицом, поклонился в ноги.

— Спасибо, граждане-господа. Дай Вам всем Бог!

И тут вдруг сидящий у последнего окна злобного вида мужик, чем-то похожий на селекционера Лысенко, только в очках, вдруг как заорет на бомжа.

— Мразь, гнида, побираешься, сука. Денег просишь. А мне, может, семью нечем кормить. А меня, может, уволили третьего дня. Но я, вот, не прошу, как ты, мразь.

Бомж вдруг достает из всех своих карманов всё, что у него есть, тысячи две, наверное, разными бумажками с мелочью, и протягивает мужику.

— На, возьми. Тебе надо.

— Что? — фонареет мужик.

— Возьми! Тебе нужнее! А мне еще дадут. Люди же добрые! — сует деньги мужику в руки, отворачивается, распахивает двери и уходит в тамбур.

— Эй, стой! — вскакивает мужик и с деньгами в руках выбегает за бомжом в тамбур.

Весь вагон, не сговариваясь, замолчал. Минут пять мы все внимательно слушали диалог в тамбуре. Мужик кричал, что люди — дерьмо. Бомж уверял, что люди добры и прекрасны. Мужик пытался вернуть деньги бомжу, но тот обратно денег не брал. Кончилось всё тем, что бомж пошел дальше, а мужик остался один.

Возвращаться он не спешил. Закурил сигарету. Поезд остановился на очередной станции. Вышли и вошли пассажиры. Мужик, докурив сигарету, тоже вошел обратно в вагон и присел на свое место у окна. На него никто особо не обращал внимания. Вагон уже жил своей обычной жизнью. Поезд иногда останавливался. Кто-то выходил, кто-то входил. Проехали остановок пять. Вот уже и моя станция. Я встал и пошел на выход. Проходя мимо мужика, я бросил на него беглый взгляд. Мужик сидел, отвернувшись к окну, и плакал…

P. S . А ведь люди встречаются не случайно. Душа у второго мужика проснулась, теперь ему жить будет легче, ведь люди добры и прекрасны!"

Сергий Пономарь   09.10.2019 18:01     Заявить о нарушении
Вопрос:
"Много сейчас разных мнений бытует даже внутри самой церкви: стоит ли подавать милостыню нищим, просящим на улицах. Кто-то говорит, что это криминальный мошеннический бизнес, им вторят те, что считают: "Все равно все пропьёт - себе во вред. Зачем спаивать его! Лучше не подавать!" И только некоторые считают: просящему- дай, даже если мошенник, даже если пропьет- Господь твое доброе дело тебе зачтет, а грех- у просящего на совести. А что Вы по этому поводу думаете? Надо ли подавать бомжам на улицах, и людям месяцами просящим "на билет" до соседнего города?"(Лариса Долягина 04.02.2019 01:09)

Ответ:
"Я думаю, надо поступать искренне, по сердцу, как сердце подскажет или как «на сердце Бог положит». Господь взирает на сердечные намерения человека, внешние дела – это ещё далеко не всё. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога»(1Кор.4:5). В каждой ситуации это может быть по-разному и прямо противоположно.
Подходит, например, нищий, просит милостыню, а подающий вспоминает слова Святителя Иоанна Златоуста: «Милостыню ты подаешь нищему, а приемлет ее Христос» и сердце его от этого умиляется и он, не сомневаясь, подает небольшую милостыню, и на душе его становится теплее и светлее, и он радуется этому, и не собирается контролировать и судить того, кто принял его подаяние, вручая всё дальнейшее в Руки Божии.
В другой раз подходит бомж, от него несет перегаром, он настолько плохо себя чувствует, что у него внутри «трубы горят», нужно срочно опохмелиться, иначе ему каюк, протягивает трясущуюся руку… Как тут поступить? Один отворачивается: «Пропьет, - себе во вред» и проходит, не причинив ему «вреда», по-своему оказываясь правым. Другой подает продуктами, и спокоен, - не отказал просящему, и не споил, - тоже по-своему прав. А третий смотрит на него и думает: «Ну что этому бедолаге от такой его жизни еще остается делать, без дома, без семьи, без работы, брошенному всеми? Как все эти скорби вынесет душа, не просвещенная никем духовно? Облегчу я хоть как-то его эти страдания», - и подает ему деньги… Как Господь оценит его действия, как спаивание грешника или как сострадание и милосердие к нему? И как оценит первого, - как благотворителя, сохранившего просящего от пагубного питья алкоголя, или как фарисея, праведного в своих глазах? Бог всем судья. Мне же приходилось оказываться в разных ситуациях во всех трех ролях, в зависимости от расположения своего сердца, не всегда сострадательного.
Если поступаем прямодушно, а не так, чтобы кем-то казаться в глазах других и иметь хорошее мнение о себе, то Господь, если надо, даст какое-то наставление и вразумление, более ясное и правильное понимание происходящего, если в этом будет запрос нашей души. Искренняя просьба – она всегда исполняется.
По поводу криминального мошеннического бизнеса, если таковым некоторые занимаются через прошения, и это точно нам известно, то, считаю, не стоит поощрять это лукавство и не участвовать в их темных делах. А те, кто не знает их, и подает им милостыню, - на тех греха нет, ответственность на совести просимых.
Люди, месяцами просящим "на билет" до соседнего города, очевидно тоже врут, таким не помогаю. Может это и жестоко, но зато – искренне и по сердцу своему, которое не приемлет вранье. Надо будет, Господь Сам пошлет мне действительно нуждающегося человека, которому смогу чем-то помочь.
Если есть сомнения, а проверить нет возможности, то подаю немного и с молитвою: "Господи, благослови! Чтобы милостыня моя пошла во благо!" Мы подаем милостыню ради Христа, а дальше ответственность лежит на самом человеке, как он ею воспользовался. Человек часто блага жизни и сам дар жизни употребляет не на пользу себе, от чего и сам страдает. Согрешающего порой даже нет необходимости наказывать, он сам является наказанием самому себе через скорби душевные, которые приходят как следствие греха.
Тогда получается, что и не отказал, и попросил Бога, чтобы управил во благое подаяние, совесть остается спокойной.
А иногда Бог управляет так, что милостыня после молитвы на благо и расходуется, даже если человек «не благополучный».(Сергий Пономарь 04.02.2019 18:21 http://www.stihi.ru/2019/02/03/10689)

С уважением,


Сергий Пономарь   09.10.2019 18:06   Заявить о нарушении
Спасибо Вам за такое развернутое и исключительно интересное дополнение к моему рассказу.

Что касается меня лично, то в этом вопросе я тоже считаю, что "голодному надо давать не рыбу, а удочку". Легче всего просить деньги - гораздо труднее заработать эту самую копейку. Попрошайничество развращает и особенно неловко, когда сытые и хорошо одетые дети начинают клянчить якобы на проезд в автобусе, а потом идут с этими деньгами в ближайший магазин и покупают шоколад (НЕ ХЛЕБ!). Для них это пока всего лишь шалость, приключение, адреналин - дома у многих этого самого шоколада хоть завались. Но беда в том, что у этих детей нет чувства неловкости, стыда, нет даже гордости - они легко протягивают руку, выслушивают от некоторых взрослых нотации, без стеснения берут копейки от старух.

Но тем не менее, сама я подаю милостыню. Мне всегда больно от того, что кто-то вынужден унижаться перед прохожими. Хотя сама я, оказавшись в 90-х бездомной, без работы, без документов, да еще да еще с маленькой дочкой на руках, ни разу не протянула руку за милостыней. Бралась за любую работу за копейки, восстановила документы, начала жизнь с нуля.

Впрочем, у нас у каждого свой запас прочности, а главное: у каждого из нас свой крест, свой путь и свои испытания.

С теплом и с благодарностью, Ольга

Ольга Анцупова   18.10.2019 13:24   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Ольга, за ответ и доброту сердца. Больно за детские души, которые развращаются легким обманом и потом становятся бесстыдными. Мне приходилось в течении 13 лет ездить в детскую колонию для служения пономарем (помощником священника) в храме колонии. Там были дети 15-18 лет. Самые поврежденные совестью были попавшие туда из детских домов, с самого раннего детства научающиеся лгать и манипулировать сознанием взрослых. Может это и не столько их вина, сколько беда. Однажды я решил провести анкетирование первых 20-ти человек, которые придут в храм, по вопросу - из каких семей вышли такие дети, которые затем попали в колонию. И выявилось, что из 20 человек 19 были выходцами из распавшихся семей, в которых отец, а то и мать были пьющими, устраивали скандалы, побои и т.п. Какое же воспитание, какие жизненные понятия и ценности они могли приобрести за период своего детства? И мы принимали этих детей такими, какие они есть, никем не гнушались (даже бывшим на воле сатанистом, в колонии бесы его так начали донимать, что у него были попытки суицида, он пришел от них спасаться в храм, мы его покрестили, он стал искренне верующим и активным прихожанином), реально делами старались помочь в их нуждах и бедах. При этом приходилось принимать от них не только благодарности, но и насмешки, и клевету, и предательство, и воровство прямо в самом храме. Всё это было не просто пережить, конечно душе было больно всё это испытывать, но кто сказал, что будет легко в этой жизни? Бесы, - они старались мстить за всё то Божие добро, которое через нас совершалось. Как и за всё добро, особенно духовное, которое мы можем принести другим людям, придется терпеть искушения.
По теме милостыни у меня также размещена статья «О милостыне, десятине и помощи Божией» http://www.proza.ru/2019/02/03/2079 для духовной пользы людей, впрочем, другой цели и не имею, выходя на прозу.ру.
Храни Вас Господь!

С уважением,


Сергий Пономарь   18.10.2019 21:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Не осуждая, расскажу историю. Был человек. Когда я познакомился с ним в церкви, где его кормили, он был бомжем. История, с его слов, такова. У него была двухкомнатная квартира. Когда умерла жена, он начал пить. Пропил всё, что было, потом поменял квартиру на однокомнатную, и продолжал пить, а потом его, пьяного, обманул чёрный риэлтор, и он оказался на улице. По ходатайству церкви я помог устроить его в бесплатную «богадельню» с двухмесячным испытательным сроком, после которого ему восстанавливают прописку и устраивают на работу. Через две недели его выгнали оттуда за пьяный дебош, и он снова появился в церкви, где ему позволили ночевать, (был октябрь, ночью на улице уже холодно). Однажды ночью он там наблевал на пол, и его выгнали и оттуда. Дальше след его потерялся.

И всё же, когда честно просят на опохмелку, особенно утром, иногда даю. А вот слезливые истории, "на билет доехать дому", итп, - противно. А хуже всего - с детьми и собаками - "на прокорм". Хотя я знал одного - у него было несколько собак, и он, и вправду, кормил их. И любил, - это было заметно.
В тему - http://www.proza.ru/2009/01/12/938

Марк Олдворчун   12.07.2019 18:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и за ссылку!

Две стороны одной медали: подавать (безоглядно, без рассуждений, оставив на совести самого просящего - лжет он или, действительно, оказался в безвыходной ситуации) и просить.

По жизни я встречала просящих самого разного типа. Всегда невольно думала о том, что никто из моих родичей не протягивал за милостыней руку, даже умирая от голода. Не протягивали даже тогда, когда после перестройки и погромов некоторые мои родные оказались бомжами, так как вернулись в Россию без документов, а восстановление их в те годы, да еще при обилии тысяч таких беженцев было делом долгим и муторным. Не протягивали, став беспомощными инвалидами.

Отчасти виной - гипертрофированное чувство собственного достоинства и гордости. Но главная причина в другом - и именно по этой причине я никогда не осуждаю просящих: у нас сильны Родовые традиции и правила. Никто из наших родичей, попав в сложную жизненную ситуацию, не остается с ней один на один. И неважно, кто тяжело заболел или потерял работу - родной или семиюродный родич - семьи наши объединяются и решают проблему. Даже в тяжелые 90-е гг, когда все наши семьи оказались не в самых хороших условиях жизни, проблемы каждого решались по принципу "с миру по нитке" - каждый вносил свой посильный вклад в общую помощь.

К сожалению, вокруг я наблюдаю иные отношения среди родни - даже близкие родственники не всегда готовы подобрать-умыть-накормить своих же, родных по крови. А что уж тогда говорить о троюродных-пятиюродных? Впрочем, не каждый-то и знает своих "троюродных-пятиюродных".

А без поддержки в этой жизни сложно. Поэтому, понимая, что среди просящих милостыню - хоть на улице, хоть в Интернете - много жуликов, я всегда помню и о тех, кто оказался в одиночку со своими проблемами и не смог с ними справиться. И среди последних немало людей нормальных, которым надо лишь чуть-чуть помочь.

И я в этом неоднократно имела счастье убедиться. Ошиблась лишь однажды.

Ольга Анцупова   13.07.2019 09:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Тема, конечно, запутанная и неоднозначная... Есть аферисты, которые по доброй воле работают попрошайками; есть по-настоящему обездоленные, которые не от хорошей жизни становятся попрошайками, а есть обездоленные, которые со временем становятся профессиональными попрошайками... Всяко бывает.

Но. Я немножко слово молвлю как человек с некоторым опытом... Как человек, который знает, что нужно человеку, чтобы смочь вырваться из лап улицы... Говорить буду не о всех. Профессионалов-добровольцев отмету, поскольку с ними встречаться не довелось, и по душам мы с ними не говорили. Я скажу чуть-чуть о тех, кто на улице оказался не по доброй воле, а по воле внешних обстоятельств.

Во-первых, чтобы вы знали, среди бомжей - около 10%, если не больше, - чистой воды интеллигенции. А именно: работников культуры (музыкантов, художников, артистов театра, и прочая), а также переводчиков иностранных языков, бывших гидов, учёных с тремя высшими образованиями, и так далее. Одним словом - интеллигенция. То есть, люди особого склада ума, особой душевной организации, особого мировоззрения. Интеллектуалы, с которыми интересно поговорить, но которые не способны в сложных ситуациях за себя постоять. И именно по причине их моральной беззащитности, они и оказываются жертвами всяких происков, теряя сперва жильё, затем и работу, или наоборот, но чаще и то и другое одновременно. Вопрос: Что нужно таким людям? Конечно же, в первую очередь помощь в жилищном вопросе. И немножко моральной и финансовой поддержки, чтобы они могли вернуться к любимой работе. Этим не нужно много, они привыкли обходиться минимумом, но без душевного участия неравнодушных к ним людей им никогда не выкарабкаться из лап улицы. Тем более, что многие из них со временем начинают выпивать, и это отпугивает. А меж тем, ради любимой работы, они способны бросить выпивку, потому что их моральным наркотиком станет именно любимая работа.

Ещё около 50% бомжей - обыкновенный рабочий люд, попавшие в трудные условия, потеряв одновременно всё. Этим кроме ласки вообще ничего не нужно. Нет, ну, безусловно, с жильём тоже у них проблема, и без решения жилищного вопроса они не смогут устроиться на работу, но. Если, кроме жилья, их окружить ещё и женским вниманием (а ведь, по статистике, около 90% бомжей - именно мужчины) - то они, воспряв духом, с лёгкостью и удовольствием будут ходить на работу, приносить домой зарплату, - только бы дома их кто-то ждал с распростёртыми объятиями и нежными словами. Эти, конечно, тоже часто выпивают, но опять-таки, выпивают для того, чтобы заглушить свою тоску по женской ласке... Могут ли они бросить пить? Думаю, что могут, если поставить их в жёсткие рамки, и предложив им альтернативу: свою любовь. Но, возможно, придётся с ними и повозиться, чтобы вылечить их от алкоголизма (ведь у каждого - свой стаж)... В любом случае, чудеса тут способны совершить только нежные руки женщины с крепким характером.

Ну, а остальные... Остальным, скорее всего, только один путь: психушка, и психо-неврологический интернат. Потому что они вряд ли способны будут когда-либо вернуться к нормальному образу жизни. То есть, этим людям необходимо освидетельствование психиатра и признание инвалидности. Но. Проблема их в том, что они не имеют прописки, и почти никогда не имеют паспорта, а значит, и получить медицинско-социальную помощь не могут. То есть, нужен кто-то, кто возьмёт их за ручку (или силой скрутит, при сопротивлении), и позаботится об их документах, прописке, и так далее.

И в любом случае, синдром бомжа - это довольно глубокое психическое заболевание, которое лечится только любовью...

Повторюсь: о добровольцах-профессионалах я здесь не упоминаю, поскольку таковых мне встречать не доводилось. Точнее, мельком я их видел, как и многие из здесь присутствующих, но о том, что творится в их душе - я ничего не знаю. Поэтому полезных рецептов по возвращению их в социум - не дам.

Братислав Либертус Прозаик   24.12.2016 16:14     Заявить о нарушении
Согласна с тобой, Братис!

Иногда приходится слышать:
- Я бы никогда, ни при каких обстоятельствах руку бы не протянул. Лучше повеситься, чем дойти до такого.

Такие люди есть: для них смерть лучше, чем паперть. В 1990-м от голода (!!!) умер в своей квартире сосед. Мы были в отпуске на Большой Земле и всю историю узнали от соседей. Никто не знал о том, что происходило в этой семье - сосед, его сын и невестка с внуками даже не здоровались ни с кем, жили скрытно. И оказалось, что молодые забирали всю пенсию старика, держали его впроголодь. И забрав в очередной раз его пенсию, умотали в Норвегию на Рождество, оставив старику лишь две буханки хлеба на две недели и ни копейки денег!
И этот старик, бывший военный, хоть и выходил на улицу "посидеть на лавочке", ни одного слова не сказал соседям. Не попросил у них ни еды, ни денег, и умер от голода - точнее, от остановки сердца прямо на той самой лавочке. Это врачи с милицией и соседями, поднявшись в квартиру к старику, чтобы найти хоть какие-то координаты его сына для извещения о смерти, обнаружили, что в доме нет еды. Что холодильник пуст. А потом на вскрытии подтвердилось общее истощение старика.

Но я отвлеклась. Действительно - уже говорила об этом - "от сумы да от тюрьмы не зарекайся". Мой бывший одноклассник оказался бомжом. И тоже в 90-х гг. Сначала безработным, потом его бросила жена - мол, я не собираюсь кормить и себя, и тебя (детей у них не было). Потом начал спиваться.

Мы все тогда разъехались по разным городам и кто-то из наших ребят случайно узнал о судьбе Костика. Бывший наш староста кинул клич, мы собрали денег, трое полетели в тот город, где бомжевал Костик, нашли его в клинике душевнобольных. Наши ребята поговорили с врачом, тот объяснил, что у Костика вследствие "длительной психотравмирующей ситуации" плюс запои произошел сильнейший срыв. Но что при хорошем уходе он встанет на ноги.

Было понятно, что уход мы ему обеспечим наняв персональную сиделку и оплатив нужные препараты. А вот что дальше? Ну, встанет он на ноги - а дальше? Снова пропасть?

Наш староста опять бросил клич - и после выписки Костика взял к себе на работу, выделив "ведомственную" однушку один из наших. Этого оказалось достаточно: на своем 55-летии Костик сказал, что не лечение и работа спасли его, а наши действия. Мол, когда он увидел, как много людей втянулось в его спасение, как мы все стараемся хоть чем-то ему помочь (кто-то помог с одеждой, кто-то - мебелью на новоселье, кто-то посудой и пр.) - он вдруг словно (ЦИТИРУЮ Костика) - заново родился.

Этот наглядный пример подтверждает твои слова о том, что иногда достаточно лишь согреть человека любовью.

Но есть и жулики. Я, как человек, который вечно лезу всем помогать, на таких нарывалась и не один раз, т.к. никогда не могла представить, что на ТАКИХ ВЕЩАХ можно спекулировать человеческой добротой и состраданием!

Самый больной для меня случай и самый памятный. Пощёчина на всю жизнь. Заполярье. Появляется объявление - мол, помогите, хоть простынкой старой, хоть сухариками черными (именно ТАК и было написано - "простынкой" и "сухариками"!!!!!). Мол, муж дочку бросил с двумя малолетними детьми, дочка не может найти работу, я сама - больная пенсионерка, после операции еле двигаюсь, пенсия копеечная, живем на съемной квартире).

Перестройка была в разгаре, вокруг была масса людей с поломанными судьбами. И я ни на секунду не сомневалась: дождалась мужа с работы (тогда я сама была безработной), вывалила из холодильника почти все продукты, ополовинила наши запасы картошки, лука и моркови, положила гречневой и манной крупы (для "малолетних деток") и мы с мужем (он - в качестве тягловой силы) отправились по адресу. Входим в квартиру: нищета в глаза так и бьёт. Обшарпанная квартира с давно некрашенными полами. В коридоре - стоптанная донельзя обувь. Бабушка - хоть и молодая (где-то около 50-55-ти), но еле-еле перетаскивает ноги. Сразу задрала футболку, показала перевязанный живот - мол, после операции.
Повела нас в "детскую" - абсолютно пустая комната с грубо сколоченными лавками. Прямо на доски брошено какое-то тряпьё. На стенке кнопками пришпилены фотографии детей. На одной из лавок (их было две) - пластмассовая кукла без головы...
"Вот тут наши малышатики и спят" - всхлипывая, поведала мне бабушка. - "По очереди в садик ходят - куртёшка одна на двоих. Вот куколку на помойке им нашла - играют с ней. Дочка с ними сейчас в больнице - хоть откормятся там"...
Мне стало ужасно стыдно за "убогость" моей помощи. Мы с мужем вручили ей наши коробки и пакеты и через неделю мы пришли по адресу уже с вещами для детей и игрушками.

Опять выслушали кучу слезливых причитаний, опять я прослезилась и короче, полгода я таскала ей продуты, отрывая от своей семьи (ведь тогда всё основное давали по талонам). А потом я встретила эту бабулю в Мурманске. На рынке, куда я заглянула в надежде подобрать что-то "подешевле" из подарков на новый год, в том числе, и для этой "несчастной семьи".

Бабуля бойко торговала детскими вещами, игрушками и книжками, а также крупами и макаронами... Теми, что я с мужем ей регулярно передавала. Она меня не видела, а я не стала обозначать свое присутствие: быстро вернулась назад, в свой городок, пошла по адресу и нашла в нем... развеселую компанию алкашей.

Долго рассказывать. Если кратко: аферистка устраивала театр одного актера, иногда даже брала детей напрокат для убедительности, за небольшую плату арендовала эту загаженную квартиру у бомжей. И таких дураков, как мы с мужем, у неё был десяток.

Ольга Анцупова   26.12.2016 08:36   Заявить о нарушении
Знаешь... В любом случае, лучше оплошать с аферистом, попав на "удочку" его развода, чем оплошать с истинным нуждающимся, и пройти мимо... Потому что ни в том ни в другом случае ты не обеднеешь, а второй - не обогатится...

Понимаешь, тут ведь не только в деньгах речь. А в том, с каким сердцем ты их даёшь... Я помню, как мне самому пришлось просить милостыню. Насчёт того, что "лучше помереть, чем пойти на паперть" - это всё сказки. Потому что тут действует закон "не зарекайся". Но я очень хорошо помню, как одних подающих благословлял мысленно, а других - проклинал... Потому что всё решало то, с каким сердцем они подавали. Одни подавали так, словно плевали мне в лицо, а другие подавали так, словно просили у меня прощение... И вторые поступали правильно, потому что, действительно, просить прощение у просящих милостыню - надо. И очень важно извиняться за то, что они вообще стоят там, на паперти. Это кажется непонятным, я понимаю, но... Я это просто знаю, просто сейчас не могу найти слов, чтобы объяснить. Но знаю точно, что мои мысленные слова благословения были тогда сильны, и мои слова проклятия были сильны тоже. Хотя внешне я молчал, отвечая либо всего лишь кивком головы, либо просто словом "Спасибо". Неважно, как внешне реагировал я. Важно то, что я видел в сердцах подающих. Это был потрясающий опыт. Благодаря которому я точно знаю: что нищие, просящие милостыню, имеют огромную власть над судьбами тех, кто более благополучен. Это невозможно доказать мне сейчас, но я так чувствовал.

Братислав Либертус Прозаик   26.12.2016 12:24   Заявить о нарушении
Вспомнилось, как давно-давно в детстве мама мне по случаю прочитала стихи, которые начинались со слов:

Подавая, не унижайте...
Принимая, не унижайтесь...

Я много раз пыталась потом найти по Интернету автора этих стихов и полный текст, который я помню очень смутно - не на тот момент было лет пять. Не исключено, что это было одним из стихотворений, которое моя мама написала в детском доме.

Ольга Анцупова   26.12.2016 12:29   Заявить о нарушении
Расскажу случай. Один мужчина сжалился надо мной, и взял надо мной шефство. Он не был богатым, более того: он вот уже несколько лет, как был безработным, и "сидел на шее" у своей старенькой матери, которая тоже была небогата. Но он, несмотря на свою собственную бедность, приволок в дом ещё и меня. Я был тогда очень плох, и почти не вставал с постели. Причины были не столько соматического характера, сколько психологического, но не в том суть.

Он привёл меня к себе домой и поселил меня в своей комнате. Заставлял меня есть, и спрашивал, чего мне хочется съесть: у меня не было аппетита, полная апатия. В общем, он стал моей нянькой. И вытащил меня из апатии. Научил меня пользоваться компьютером. В ответ я сперва просто навёл в его комнате порядок (у него был полный срач, и целый шкаф всякой макулатуры, которую пришлось рассортировать по бумажке, и что-то систематизировать, а что-то выбросить). В общем, он взял надо мной шефство в материальном плане, а я - взял над ним шефство в ментальном.

В итоге: он сперва наконец-то нашёл работу, потом стал предпринимателем, взял в кредит машину и купил домик. В общем, дела наладились, и всё было прекрасно. Я всё это время был при нём неприметным с виду помощником. Он богател, а я - просто имел хлеб и кров. И дела бы его процветали и дальше, но... Он с какого-то момента стал много воображать о себе, и начал унижать меня, попрекая куском хлеба. Я некоторое время терпел такое отношение, смотрел на него, смотрел... А потом - однажды так посмотрел, что развернулся, и ушёл от него. Я ничего ему не сказал. Просто молча проклял его. Помолился, чтобы он всё нажитое со мной потерял, и чтобы в кучу к тому потерял также и своё здоровье. И так оно и вышло: чуть позже я узнал, что он на своей машине попал в сильную аварию, выжил, но потерял здоровье и влез в неоплатные долги: не мог ни страховку получить, ни машину отремонтировать, ни кредит погасить. Дом он тоже бросил, потому что был уже не в состоянии ни содержать его, ни ухаживать за ним, и, короче, вернулся к своей матери, снова "на шею"...

Несколько лет он так нищенствовал, пока не пригрел однажды одинокую молоденькую женщину с ребёнком, на которой потом и женился. Как они живут - не знаю, мне это неинтересно. Просто знаю, что женился, и всё. Вот такая история...

Братислав Либертус Прозаик   26.12.2016 12:48   Заявить о нарушении
Я нередко замечала, что люди (не все, конечно, но многие) НЕ УМЕЮТ помогать.

Отбросим в сторону тех, кто помогает не ради помощи, а ради "игры на публику" и самолюбования: мол, смотрите, КАКОЙ я хороший!

Возьмем тех, кто вроде бы, действительно, помогает: предоставляет крышу над головой бездомному, кормит голодного, дает работу безработному. И делает он это всё поначалу вполне искренне: вот и в твоем примере твой "благодетель" не просто протянул руку помощи, а по-настоящему ВОЗИЛСЯ с тобой!

А потом наступает момент, когда у "благодетелей" вдруг случайно вырывается слово - и ты понимаешь, что тебя считают теперь вечным должником. Или у "благодетеля" ничего не вырывается, но всё его поведение становится унизительно высокомерным...

М знаешь, Братис - я пришла к одному выводу. Что нам всем БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ по жизни выпадает два испытания (в области милосердия).

ПЕРВОЕ: судьба (или Бог - назови как угодно) подсылает тебе убогого (неважно калеку или просто бомжа, отчаявшегося до готовности к суициду или впавшего в запой, бедного до голодного обморока или тяжело заболевшего). Каждый из нас делает свой выбор: большинство проходят мимо (и это - их право, и каждый найдет тысячу и один аргумент в своё оправдание - собственная нищета, малые дети, больные старики-родители, состояние собственного здоровья и, наконец, самый распространенный: "А что - мне больше всех, что ли, надо? Пусть чиновники убогими занимаются - им за это деньги платят!"

Для тех из нас, кто не прошел мимо убогого, наступает ВТОРОЕ и самое СЛОЖНОЕ испытание: испытание нашей "темной стороны" (тщеславия, бахвальства, высокомерия, эгоизма и пр.). Суть его проста: оказав помощь бескорыстно - остаться бескорыстным ДО КОНЦА...

С теплом, я

Кстати, Братик-Братис! Я никогда не задумывалась над словом "убогий". А тут недавно учитель русского языка по телевизору объяснил его происхождение: "убогий" - значит "У БОГА". В старину славяне всех калек, нищих, блаженных и пр. считали "божьими людьми", тех, кто "У Бога" на особом счету, так как именно такие люди посылаются Господом для испытания нашей Веры в Него.

Ольга Анцупова   27.12.2016 07:16   Заявить о нарушении
Сонласен. Всё так и есть...

Братислав Либертус Прозаик   27.12.2016 07:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Велика, Оля, Россия и всем не подашь Христа ради!... Но подавляющему числу попрошаек я просто не верю, как и мужичкам, просящим "два рубля" да еще как друга...

Валерий Ефимов   20.12.2016 08:09     Заявить о нарушении
Согласна с тобой, Валера. Раньше подавала, не раздумывая, т.к. примеряла ситуацию на себя и мне казалось, что людям, протянувшим руку за подаянием, мучительно стыдно и больно. И мне казалось, что нужно дойти до самой крайности, чтобы обречь себя на такую боль.

А потом в жизни я видела у своих знакомых такие "крайние ситуации", что страшно и вспоминать. Но НИКТО не пошел за подаянием. НИКТО! Бились, трепыхались, по крохам зарабатывали, но ЗАРАБАТЫВАЛИ, а НЕ ПРОСИЛИ и НЕ ВОРОВАЛИ. И я поняла, что ни боли, ни стыда там нет (ну, разве что за редким исключением). А есть циничная эксплуатация чувств людей!

Ольга Анцупова   20.12.2016 11:17   Заявить о нарушении
и в основном... на бутылку!... Противно

Валерий Ефимов   20.12.2016 11:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

потрясающе мудрая, интересная, великолепно написанная история... Всё в ней есть: наша щедрость душевная, иногда губительная. Русское лукавство и нагловатая хитрость. очень точно написано про цыган, прямо в точку. Ну а коней тянет на Нобелевскую премию!

Татьяна Мануковская   29.08.2016 12:55     Заявить о нарушении
Электрички когда-то были для меня не только средством передвижения. но и "кладезем на колесах" самых удивительных и порой даже - оригинальных сюжетов.
Сейчас пропускной режим значительно ужесточили - даже безбилетникам у нас почти невозможно попасть в вагон, а уж про всяких "экзотических" пассажирах и говорить не приходится :)))
Спасибо, Татьяна!

Ольга Анцупова   31.08.2016 08:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Все зримо представил, будто сам вот еду в таком вагоне. Из дорожных попрошаек я подаю только поющим, или музицирующим(может, это студенты упражняются?), ведь но просто вымогают, а отрабатывают!.. А так, я подаю явным инвалидам, кто в коляске с одной ногой, а то и вовсе без них. Грех будет пройти мимо без участия... Просящих на водку наглецов можно встретить разве что у магазинов... Хорошо, проникновено пишете, коллега, поэтому не смог пройти безучастно. С уважением,

Габдель Махмут   05.04.2013 22:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Махмут Касимович, за отзыв!
Я тоже не могу пройти мимо инвалидов и дряхлых стариков. Можно, конечно, долго рассуждать, что далеко не каждый протянет руку за подаянием даже в критической ситуации. Сама знаю таких, которые никогда не попросят о помощи - скорее, умрут от голода.
Но, тем не менее, где-то подспудно сидит мысль: обстоятельства бывают разные, да и запас прочности у каждого из нас свой. И кто знает, что ждет любого из нас впереди?
С уважением и благодарностью, Ольга

Ольга Анцупова   06.04.2013 10:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Олечка, концовка вызвала улыбку - по крайней мере, честно! А вообще, сама регулярно грешу, подавая спившемуся соседу на водку. Подойдет, руки трясутся, рожа распухшая, "дай рублей 10, помираю". Как-то и жаль, а ну правда помрет. Причем, ставки растут. Ну, думаю, может, сопьется, наконец, освободит мать от себя. Крещусь, "прости, Господи!" Как всегда Ваша тема трогает, но и написано замечательно, образно и ярко! Спасибо!

Татьяна Стафеева   15.10.2012 11:58     Заявить о нарушении
Сама "грешу" тем же.
Иногда думаю, что причина моей "мягкости" заключается в том, что при всех своих жизненных испытаниях я никогда никого ни о чем не просила. Для меня - легче от голода умереть, чем протянуть руку за подаянием. И в моем представлении любой просящий - это человек, который смог сломать себя окончательно. Поэтому когда у меня что-то просят, я начинаю испытывать чувство огромной неловкости.
Да и все равно где-то в душе всегда тлеет мысль: "Кто знает, а вдруг у него что-то такое произошло, что край наступил?"
С теплом, Ольга

Ольга Анцупова   16.10.2012 10:59   Заявить о нарушении
Прямо мысли мои прочитали! Как говорится, "не оскудеет рука дающего, не отсохнет рука берущего"! С улыбкой и пониманием.

Татьяна Стафеева   16.10.2012 15:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Проводил эксперимент: попросили денег на хлеб - дал булку хлеба. Бабка убежала. Да и в Писании сказано, что голодному надо дать хлеб, а не денег на водку. Сидит у нас в центре города безногий юноша. Культя- как раз под протез. Как сказали продавщицы из магазина, ежедневно меняет у них мелочь на 100 долларов. В начале 90-х приехали к нам "таджики-беженцы". Один мужчина с дочерью, аккуратно одетой, попросил денег. Показал купюру, дал метлу и попросил промести от ворот до угла улицы. Гордый мусульманин отказался. Подмел сам. В другой раз "таджики" оказались цыганами-люля из Узбекистана.Поэтому если жжет совесть - купите хлеба и дайте нищему. Надолго пожар в груди потухнет... Прекрасная тема! Петр

Петр Батов   27.01.2012 17:53     Заявить о нарушении
Бабуля моя 80-летняя полола грядку. Зашли к ней две цыганки-молодухи денег просить. Бабуля говорит:
- Грядку дополите, я вам заплачу за работу!
В ответ:
- Мы что, дуры что ли, работать?

Ольга Анцупова   27.01.2012 19:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «История шестая. Не на хлеб прошу...» (Ольга Анцупова)

Очень интересные заметки, прямо короткометражку я бы снял для канского фестиваля.
Столько событий за одну поездку.
А может мы просто этого не замечаем, что вокруг нас происходит?

Дочитал эти заметки после Вашей антиалкогольной статьи, и что же вижу?!
"Не на хлеб прошу - на водку прошу…"
no coment.

Огай Александр   26.01.2012 20:25     Заявить о нарушении
А те, кто не пьет, по вагонам не побираются :)))
И непьющих гораздо больше - иначе бы в вагоны было бы невозможно влезть из-за побирушек :)))
Так что, трезвенников намного больше :)

Ольга Анцупова   26.01.2012 21:59   Заявить о нарушении
Я то-ли в Шереметьево, толи в Домодедово однажды увидел жуткую картину:
видимо мать с сыном лет восьми, как будто из 19 века очутившиеся в наше время. Такие у них были лица, серые, измозжённые, печальные. Одеты как то серо и они тащили какие-то тяжёлые узлы, разваливающиеся чемоданишки, обмотаные обрывками верёвок. Им обоим было очень тяжело, они семенили на полусогнутых быстрым шагом, стиснув зубы, молча.
У них думаю было ГОРЕ, причём длительное.

я до сих пор сожалею, что не помог донести вещи и не дать денег.
Я просто опешил от такого зрелища.

А однажды в Алма-Ате на междугородней автостоянке, публика там тоже всякая, стоял в очереди к кассе. Неожиданно подошёл старичёк, аульного вида, с мальчиком лет семи и начал что-то по казахски говорить.
У нас по казахски мало кто понимает в городах. Толпа не шевельнулась.
Я подумал недобро: "проповедь читает".

Тогда он заговорил по русски, с акцентом: "Люди добрые, стыдно просить. У нас дом сгорел...подайте на хлеб этому мальчику. И закрыл от стыда лицо руками.
Так сыграть НЕВОЗМОЖНО.
Я сразу подумал, ДАМ. МНОГО.
Но я был далеко не первый, на него сыпался дождь изкупюр с минуту!!!
Так было приятно, что в простых людях есть общее сострадание.
Вот что Вы мне напомнили.

Огай Александр   27.01.2012 04:01   Заявить о нарушении
Я тоже всегда очень точно чувствую, когда человек клянчит, а когда он превозмогает стыд, боль и т.п. и просит - не для себя, а для кого-то еще.
У нас в Нижнем за три года я только один раз встретила побирушку в вагоне электрички, о чем и написала. А когда в 2010 году вл время знаменитых пожаров у нас сгорело более 100 деревень, то власти сразу организовали приемные пункты для помощи и в течение 3-х месяцев построили несколько новых деревень, но уже с современными домами и технологиями. Так что, почти тысячам погорельцам побираться не пришлось: люди несли не только вещи, но и мебель, и посуду.

Ольга Анцупова   27.01.2012 12:02   Заявить о нарушении
У нас тоже есть , типа "афганцы" и лже инвалиды, я таких обхожу.

А вот однажды ко мне кинулась девочка около "Рамстора", лет 13-ти, хорошо одетая, хорошее лицо. Но её всю колотило, я потом понял, видимо, это был её дебют:
-Папа умер, мама болеет...

А я... сделал вид что глухой, прошел хладнокровно мимо. Но совесть подсказывала, что она не врёт.
"Ладно, на выходе дам побольше..."-успокоил я себя.
Но её там больше не было, ни на другой день, ни на третий. Я специально приезжал вину свою искупить. Почему-то уверен,-это был её первый и последний выход, и больше она просить не смогла.
Или может это ангела прислали чёрствость мою испытать?

Кому-то домики построили, а остальным как?

Ущерб России капитальный.

Огай Александр   29.01.2012 04:41   Заявить о нарушении
У нас в Нижегородской области местные власти всем погорельцам дома построили. Более того, например, мои знакомые жили двумя семьями в одном большом доме (родители и молодые с детьми), так им на каждую семью отдельный дом дами. Мы недавно ездили по делам в одну из таких деревень - народ, конечно, доволен: раньше жили в бревенчатых избах-пятистенках, а теперь кирпичные коттеджики с мансардами, а главное все удобства не на улице, а в доме (душевая кабина, туалет).
Но до конца у них радости нет: хоть кроме домов и помощи от населения власти выделили еще деньги на обзаведение хозяйством, но ведь у многих были плодоносящие сады, а ты сам, Саша, знаешь, яблоня или груша, я уже не говорю о винограде, так легко не выращивается - годы могут уйти, пока снова сад восстановится.
Но я своим приятелям честно сказала:
- С жиру вы, друзья, беситесь! Не умеете ценить того, что для вас делают. Тысячи беженцев в 90-х с детьми, без вещей и денег, в прямом смысле на улице жили безо всякой надежды на что-то. Да и сейчас - не в каждом регионе и не в каждой республике бывшего СССР так вот погорельцам помогают. А вы все недовольны.

Ольга Анцупова   29.01.2012 09:48   Заявить о нарушении
Ну, если всем, то очень благородно.

Нет опасения, что теперь СПЕЦИАЛЬНО поджигать где -то станут, чтобы условия улучшить?

Огай Александр   29.01.2012 10:14   Заявить о нарушении
Конечно, были опасения. И по местному ТВ в "открытом эфире" об этом говорилось, и в местной прессе. Но опасения остались опасениями.
Единственно - молодые семьи очень быстренько сообразили, что они могут свои коттеджи выгодно продать и перебраться жить в город (не в Нижний Новгород, конечно, тут цены на жилье высокие, но в города рангом пониже - Семенов, Арзамас, Богородск и т.п.). Т.е. сменить сельскую жизнь и работу на земле на городские условия. Эти коттеджи горожане охотно покупали "под дачи" и загородные дома.
Ну, а погорельцы постарше остались все на земле - их никакими коврижками в городские квартиры не загонишь: за своим забором, на своей земле себе хозяин, да и красота какая вокруг - лес, речки-озера!)

Ольга Анцупова   29.01.2012 14:42   Заявить о нарушении