История шестая. Не на хлеб прошу...

Ольга Анцупова
Начало путешествия: http://www.proza.ru/2011/10/20/386

Электричка Нижний Новгород – Шахунья

Находясь под впечатлением горькой истории, поведанной случайной попутчицей, пассажиры надолго затихли. Ничто не нарушало покой, воцарившийся в вагоне, пока мы не подъехали к станции Каменный Овраг. Видимо, на этот раз Судьба решила перевыполнить все свои нормативы по количеству предназначенных для меня впечатлений за одну поездку. Не успела электричка снова тронуться, как в наш вагон бочком вошел мужчина неопределенного возраста с перебинтованными руками и с характерным униженно-нагловатым видом профессионального попрошайки. Окинув пассажиров цепким взглядом бывалого вымогателя, он, не теряя времени, направился прямиком к бабулечке, сидевшей недалеко от меня.
- Здравствуй, мать, - печально произнес он, страдальчески прижимая к себе руки. – Вот,  собираю себе денюжку на операцию. Кто сколько может.
- А что случилось-то, сынок? – участливо спросила старушка, уже полезшая в свою авоську за кошельком.
- Из огня мать свою спасал, - еще печальнее ответил мужичок.

- Кого ты там спасал, орел комнатный! – вдруг раздался раздраженный голос пожилой женщины, сидевшей через ряд от бабули. – Мошенник бессовестный! Я тебе полгода назад денег давала, поверив твоим причитаниям о спасенном из огня младенце!
Попрошайка растерялся на мгновение, но тут же громким голосом укоризненно ей ответил, явно «работая» на публику:
- Бог Вам судья, сударыня! Что б ни пожаров, ни наводнений, ни Вы, ни Ваши дети не видели! Обидели Вы меня сильно своим недоверием, но я Вас прощаю. А чтобы Вы знали - я в тот день пять человек из огня вынес!
- А почему не шесть? – ехидно спросил кто-то в конце вагона.
- А не успел я! – с вызовом заявил мужик. – Поплохело мне…

- Да что вы все до него домогаетесь! – заступилась за героя бабуля. - Он же не насильно у вас деньги отнимает. Не верите ему – не давайте, а верите – так не оставьте несчастного без помощи.
Еще несколько пассажиров поддержали старушку, а мой сосед даже вытащил купюру достоинством в тысячу рублей и протянул ее попрошайке:
- Сдача будет?
Мужичок суетливо стал шарить по карманам, поинтересовавшись у благодетеля:
- А сколько сдачи-то надо?
- Ну, хотя бы рублей 800, - ответил мой сосед.
- Будет, будет, - закивал обрадовано попрошайка и сделал роковую ошибку – он вытащил из кармана внушительных размеров пачку купюр номиналом 10, 50 и 100 рублей и торопливо стал отсчитывать сдачу.
Кто-то присвистнул:
- Вот кому на Руси-то жить хорошо!

Публика возмущенно загудела. Попрошайка рванул к тамбуру, громко и от души послав всех по известному адресу. Мой сосед, продолжая сжимать свою тысячную купюру, хотел было что-то ответить наглецу, но в это время из другого тамбура в вагон ввалилась группа цыганят. Дерзкие и бесцеремонные, они не придумывали никаких душещипательных историй. Они просто двигались по вагону с протянутыми руками, дергали людей за одежду, шумно переговаривались между собой на своем языке и даже не благодарили редких пассажиров, протягивающих монеты самым маленьким цыганятам. Они вели себя так, как вели себя их пращуры еще много веков тому назад – они просили не милостыню, а фактически требовали откупные за то, чтобы оставить народ в покое.

Наконец, шумная ватага исчезла, и пассажиры, до этого судорожно прижимавшие к себе наиболее ценные вещи, смогли расслабиться. А расслабившись, публика начало горячо обсуждать проблемы попрошайничества, начиная от бездействия властей и заканчивая вредом, который наносят обществу некоторые добренькие сограждане, подавая милостыни бездельникам и мошенникам.
- Вот Вы, бабушка, подали первому попрошайке, а он сейчас нажрется водки с собутыльниками, домой вернется и начнет жену бить и детей, - обратилась какая-та женщина к нашей сердобольной бабуле. – Не дай Бог, покалечит кого-нибудь! А ведь по-настоящему виноватой будете Вы – Вы подали ему на выпивку.
Бабуля упрямо вздернула подбородок и вызывающе ответила:
- Не нам судить его поступки. Но если меня просят помочь, то моя совесть не позволяет мне прятаться за рассуждения – мошенник он или честный человек.

- Честный человек, попавший в беду, побираться по вагонам не будет! Он объявление в газету подаст или в церковь пойдет! – убежденно произнес молодой мужчина.
- А инвалиды войны? – тут же отпарировала бабуля. – Я-то ребенком помню, сколько их по городам да селам после Отечественной было. Сколько побиралось безногих и слепых…
- Правильно говорите, бабушка! – неожиданно поддержал ее мой сосед. – И после афганской войны инвалиды на улицах попрошайничали.

- А сколько среди них было жуликов, даже пороху не нюхавших? - включился в разговор парень со шрамом на лице. – И сколько сейчас калек  под ветеранов чеченской войны «косят»! Вон мой сосед – два года назад по пьяне под автобус попал. А тут недавно я его на вокзале в Нижнем увидел – сидит в тельняшке, а на груди табличка «Помогите ветерану чеченской войны».
- Я полностью разделяю мнение о том, что, подавая милостыню, мы берем на свою душу грех, растлевая попрошаек, - назидательно произнес интеллигентный дядечка, до этого читавший какую-то книгу. – Еще древние китайцы говорили: «Не давай голодному рыбу, дай ему удочку».
- Вот это правильно! – кивнул головой парень со шрамом. – Рыбу нищий съест, а дальше что? Снова на паперть? А с удочкой он и сам себе наловит, сколько захочет. Лишь бы захотел.

Разгорелась жаркая дискуссия. Трудно сказать, как долго она бы еще длилась, но на пороге вагона появился новый персонаж в засаленной куртке с испитым лицом, с огромным синяком на скуле и с кепкой, протянутой к нам. Персонаж качнулся, икнул, и, глядя затуманенным взором в пространство, внятно и с расстановкой произнес:
- Россияне! Помогите Христа ради! Не на хлеб прошу - на водку прошу…

Следующая дорожная зарисовка: http://www.proza.ru/2012/12/07/1244