Рецензии на произведение «Ибо сам я клонюсь к закату...»

Рецензия на «Ибо сам я клонюсь к закату...» (Алексей Аксельрод)

Уважаемый Алексей Александрович,
давно не читал такой блестящей, особенно в литературном смысле, но и с обстоятельным знанием истории, вещи.
Постараюсь еще ознакомиться с Вашими творениями, ибо Вы высокоталантливы.
С уважением

Михаил Беленкин   04.11.2018 11:38     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ибо сам я клонюсь к закату...» (Алексей Аксельрод)

Приветствую Вас,глубокоуважаемый автор!
Никого ещё я не наделяла этим эпитетом,хотя рецензий мною написано около 70ти и прочитано на ПРОЗЕ немало.
Тех,кто знает о Древнем Риме,вообще о древних государствах,столько,сколько Вы,уважаю,а тут ещё предоставлена возможность погрузиться в те далёкие реалии!Художественное слово Ваше достойно похвалы филолога!
Герой Ваш-Марк Аврелий-человек,чья жизнь "клонится к закату",необычайно умён(народы и страны изучает по свиткам философа Платона;уставший от тысячи больших и малых забот Старший Цезарь противостоял не только нашествиям варваров,но чуме,последствиям землетрясений,особенно опасным тогда для римлян сектам,а среди них -христианам. И не вижу я никакого нападения на Христа в Вашем тексте,в чём упрекнул один из рецензентов.Просто мир и миссию в нём человека понимал ваш герой-полководец,Цезарь иначе. А вот главный его наказ сыну так и вовсе,кажется, перекликается с Евангелием:"Не делай зла. Мы рождены не для этого."
Хоть и разочарован в жизни на склоне лет("..повсюду неверие,грязь,кости.кровь"..),
в книгах("довольно царапать свои записки")..,в женщинах("всепоглощающий Эрос кажется комичным.."теперь),он до конца сохраняет присутствие духа и ясность рассудка, военоначальник, он понимает:"Победа порождает ненависть. Побежденный живёт в печали и унижении".
Эти слова, сказанные Вашему герою индийским мудрецом, и сегодня актуальны: посмотрите, как реагируют на победы российских спортсменов соперники,оставшиеся без медалей.

Марина Кэч   04.03.2018 20:28     Заявить о нарушении
Благодарю за Ваш отклик на этот рассказ.

Алексей Аксельрод   27.02.2018 19:08   Заявить о нарушении
Очень мощная и фундаментальная вещь, уважаемый Алексей! Без подготовки вообще трудно такие вещи читать. Когда-то я читала его "Размышления", но чтобы быть в теме, надо постоянно подпитывать себя трудами философов. Больше, пожалуй, любила Сенеку, его письма к Луцилию, Шопенгауэра, но это все про другое. Сейчас обнаружила в себе другой пробел, это чтение иностранной литературы,теперь вот наверстываю. Спасибо ВАм большое, теперь буду заглядывать к ВАм на страничку и беру Вас в избранные. С уважением.

Галина Иванова 3   03.03.2018 14:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ибо сам я клонюсь к закату...» (Алексей Аксельрод)

Доброго дня, уважаемый Алексей! Глубокая философская вещь - ваша повесть. не скажу, что чтение было лёгким. Вновь удивляюсь мощности вашего таланта! Создать такое произведение, как это, не под силу не то что обычным бумагомаракам, но и эрудированным, многознающим авторам. Потому что надо уметь ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПРОЖИТЬ ту жизни, что прожили ваши герои! И надо иметь ДАР, чтобы изложить всё это словами
- обычными человеческими словами - и в то же время НЕОБЫЧНЫМИ! Вот Марк-философ стоически готовится к СМЕРТИ: "сделаю это не для того, чтобы покрасоваться перед людьми, или поразить их паратаксисом - показной готовностью умереть ради того, чего нет. Пусть этим хвастают христианские катафригийцы вроде Перегрина, Юстина, да и самого Христа… Я уйду не ради того, чтобы поразить неустойчивые души показным презрением к смерти, как это любят делать северные варвары… В сущности, Пиктор, жизнь такова: сел, поехал, в ы л е з а й". Это мир и мысли императора, которого назвали философом. И слова "умереть ради того, чего нет" надо понимать правильно, учитывать, ЧЬИ это слова.
Не могу не выписать ещё фразу - последнюю: "Тот, кого в чесночном смраде тесных таверн Субуры, прохладной тиши уютных особняков Палатина и Эсквилина, влажном сумраке мраморных тепидариев римских терм называли – иногда уважительно, порой с ироничной усмешкой, а часто по привычке и без эмоций – Марком-философом, посмотрел на плачущих у изголовья Пиктора, Помпейана и Коммода, перевел глаза, будто подернутые дымкой, на выходивших из палатки военачальников, улыбнулся и прошептал:
- …ибо сам я клонюсь к закату".
Что-то есть завораживающее в том, КАК вы создаёте текст!! С уважением,

Элла Лякишева   20.11.2017 14:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, вы очень добры. Пожалуй, если и есть в этой вещи что-то завораживающее, так это подлинные слова, рассуждения Марка Аврелия, взятые мною из его записок "К самому себе".

Алексей Аксельрод   20.11.2017 23:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ибо сам я клонюсь к закату...» (Алексей Аксельрод)

Интересно, как могли "тайно противодействовать властям" христиане? И зачем?

В наше время тайное противодействие - самый мощный способ погубить государство: власть принадлежит чиновникам. Разве были среди римских влиятельных людей христиане? А даже если и были, зачем им бороться за развал империи?

С уважением, Галина

Нико Галина   01.10.2017 08:40     Заявить о нарушении
Римское "правительство" начинает "замечать" христиан уже в царствование Нерона, который, как известно, решил свалить на христианскую общину Рима вину за пожар, спаливший значительную часть города. В глазах образованных римлян христианство, которое они слабо отличали от иудаизма, казалось грубым и глубоко чуждым их мировоззрению суеверием. Тем большую подозрительность и озабоченность римских чиновников, включая не самых худших из них (Плиния Младшего), вызывала замкнутость христианских общин, непризнание, как им казалось, власти императора, отказ почитать официальный императорский культ, культы языческих богов, служить в армии. Римская власть усматривала в этом чуть ли не сепаратизм со стороны тех, кого называли последователями Христа. И всё это на фоне растущей популярности христианской веры в различных частях империи. Марк Аврелий - типичный античный философ-стоик, как глава государства, считал себя обязанным отстаивать официальную языческую религию. Римляне вообще лояльно относились к богам других народов, считая, что раз эти народы побеждены, значит их боги перешли на сторону римлян. В случае с иудаизмом и христианством они столкнулись с религиозной оппозицией. При этом Марк Аврелий действительно верил в языческих богов и ревностно приносил им такие обильные жертвы, что смешил этим даже современников-язычников (античный анекдот: животные - императору: "если ты победишь, мы погибли", т.е. ты принесешь такие обильные жертвы богам, даровавшим победу, что всех нас зарежут). На всем протяжении тяжелых маркоманнских войн, император требовал от сограждан исполнения всякого рода очистительных обрядов, покаяний, молебствий богам, как официальным, так и тем, которым традиционно поклонялись в провинциях. В то же время, по мнению Марка, боги не вникают во внутренний мир людей, им до этого нет дела. Политическое и военное положение империи при Марке было поколеблено. Германцы даже вторглись в Италию, чего не случалось со 2 века до н.э. В армии и провинциях разразилась эпидемия чумы. Денег в казне не хватало до такой степени, что императорская фамилия стала распродавать собственное добро. В этой обстановке Марку, как мыслителю, который видел спасение человека в самосовершенствовании, была чужда и потому враждебна христианская идея искупления грехов. Умный человек, по его представлениям, должен искать средства спасения против зла в глубине собственного сердца, ибо человек не грешит против бога, но грешит, т.е. вредит в конечном счете самому себе. Протест в императоре вызывало мученичество христиан, которое он считал показным, суетным хвастовством, модой идти на смерть. И встречать смерть, по Марку, надо стоически, спокойно, без позерства - "не с хвастовством и ложным блеском". Кроме того, Марк был ортодоксом, считая устоявшийся порядок вещей незыблемым и требующим поддержания. Поэтому он не находил иных средств, кроме насильственных, против христиан, заявлявших, что они отвергают идеологию и политику римских властей. Поэтому римские чиновники здесь ни при чем, тем более, что бюрократизация империи во 2 веке н.э. еще не была такой разветвленной и централизованной, как после кризиса 3 века. Об обосновании гонений при Марке Аврелии мы ничего не знаем, кроме одной строки в дигестах: "Божественный Марк приказал ссылать на острова всякого, кто чрез суеверные обычаи будет приводить в смятение слабые души людей" (но даже здесь прямо о христианах не говорится). В провинциях же местная власть действовала в своем верноподданическом экстазе куда более жестоко.
"Разве были среди римских влиятельных людей христиане? А даже если и были, зачем им бороться за развал империи?" В Эпоху Марка Аврелия христианство стало привлекать представителей высшего римского общества. Свидетельства об обращении должностных лиц сенаторского и всаднического звания в христианство встречаются во 2 веке (консул Тит Флавий Клемент при Домициане - это человек, принадлежавший к императорской фамилии; Марция - фаворитка императора Коммода). Перед христианами, находившимися в высших эшелонах власти, не стояла задача развала империи, ибо они считали, что всякая власть от Бога. Они лишь пытались создать условия для облегчения положения христиан в обществе. А римское общество в ту эпоху уже переживало так сказать системный кризис, приведший империю на порог катастрофы 3 века, когда государство фактически перестало существовать, развалившись на несколько частей.

Алексей Аксельрод   01.10.2017 11:26   Заявить о нарушении
Алексей, я в восторге от Вашего ответа! Спасибо!

Видимо, христианство, исповедуемое в Риме, было сильно другое, чем у нас? Конечно, не обрядами, а чем-то внутренним. Суть была другая? Возможно, тот древний иудаизм тоже был другой? По крайней мере, не столь отталкивающе эгоистичный, как современный.

Вы пишете: «Марк был ортодоксом, считая устоявшийся порядок вещей незыблемым и требующим поддержания».

Видимо, Марк был для своего времени отсталым руководителем, если не освоил единобожия – пусть цинично, но с пользой для страны? Возможно, если бы Марк оценил положительные идеи христианства, Римская империя и не развалилась бы. А Владимир крестил Русь и укрепил государство.

Вообще, не понимаю, почему политеизм, такой роскошный, понятный, удобный люди сменили строгим, требовательным христианством. Ведь человек – тварь ленивая, думать не любит - как тогда, так и теперь. Веселые древние боги позволяли многое, что запретило христианство. Может быть, и правда, христианство создали рабы себе в утешение, а патрициям было удобнее многобожество?

Вы пишете:«…Марку, как мыслителю, который видел спасение человека в самосовершенствовании, была чужда и потому враждебна христианская идея искупления грехов».

Не понимаю! То есть политеизм считал человека изначально хорошим, а христианство – изначально плохим?

С уважением, Галина

Нико Галина   01.10.2017 21:39   Заявить о нарушении
Конечно, христианство тогда было иное, непривычное для людей 21 века. Античная религия и мораль во 2 веке н.э. переживала острый кризис, она изживала себя. Павсаний (автор предшественника Марка, императора Адриана) пишет о страшном запустении храмов в Греции: там обрушилась кровля, там отвалился фронтон, там разрушилась колоннада. Люди перестали чтить богов и приносить им жертвы. Экономическое положение повсеместно ухудшалось: крупное землевладение приводило к обнищанию "тружеников села", которые часто становились разбойниками; в городах стремительно росло число люмпен-пролетариев, не желавших работать, да и не имевших работу; ремесленники, не находя платежеспособного спроса, разорялись. Города сталкивались с дефицитом бюджета, и городские власти, вынужденные по закону покрывать дефицит из личных средств, тоже разорялись. Рабство становилось все более экономически неэффективным. Армия испытывала недостаток в кадрах (никто не хотел служить) и теряла боеспособность. Гражданская апатия стала обычным явлением. Поднял голову сепаратизм. Осмелели варвары. Из-за варварских вторжений, эпидемий гибли люди, голод стал частым явлением, власть теряла авторитет, замирала экономическая жизнь. Поэтому возрос интерес населения ко всякого рода магии, полузабытым богам, необычным культам (поклонение Митре, Христу, Исиде, Гермесу), новой идеологии. Марк Аврелий, если судить по его запискам был близок к идее единобожия, но старое воспитание, "оковы" античной стоической философии не позволили ему разглядеть перспективы христианства. Это не удивительно. Пройдет еще 100 лет и появится Юлиан Отступник, такой же античный ортодокс, одержимый идеей реформировать язычество, сделать его упорядоченной религиозной системой. Победа христианства ковалась в кровавой борьбе старого и нового, но эта победа не позволила сохранить империю в силу прежде всего экономических причин - кризиса рабовладения. А в Индии история пошла иным религиозным путем - путем сохранения политеизма.

Алексей Аксельрод   01.10.2017 23:39   Заявить о нарушении
Рабы стали плохо работать и империя развалилась - прямо как у нас! Правда, мы уже начали строить храмы. М.б., наша империя не развалится...

Алексей, очень интересно читать Ваши ответы-статьи, спасибо огромное!

С уважением, Галина

Нико Галина   02.10.2017 16:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ибо сам я клонюсь к закату...» (Алексей Аксельрод)

Алексей! Заглянула на Вашу страничку
из любопытства, т.к. Вы отметились
репликой на мой ответ читателю.

Прочла только первую часть Вашей ра-
боты :нет времени в связи с предсто-
ящей поездкой (уезжаю в воскресенье).

Мне очень понравилось, как Вы пишете.
Прекрасный язык. Удивляет Ваща компе-
тентность в знании столь древних собы-
тий. Сколько же нужно было перелопатить
исторического материала! Это большой
труд!
Выражаю свое восхищение Вашим писатель-
ским дарованием.
Успехов Вам!

Фаина Нестерова   31.08.2017 07:16     Заявить о нарушении
Спасибо. У каждого из нас свое хобби, или, по-русски, дурь. Я с детства любил историю, в особенности историю Древней Греции и Древнего Рима.

Алексей Аксельрод   31.08.2017 12:05   Заявить о нарушении
Оно и чувствуется! В одних именах
заблудишься, не только в событиях.
Я закончила историко-филологичес-
кий факультет университета, но по-
мню лишь самые громкие имена, не
более.
Дай Бог вернуться нормально из мо-
ей дальней поездки (забодали всево-
звожные террористы!) и сесть снова
за ноутбук. Дочитаю дальше Ваше про-
изведение. Подкупает еще и Ваша гра-
мотность - приятно читать.

До встречи!

Фаина Нестерова   01.09.2017 06:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ибо сам я клонюсь к закату...» (Алексей Аксельрод)

Вначале текст показался нелёгким, в некоторых случаях пришлось прибегать к Википедии. В итоге повесть прочла с интересом. Автор хорошо потрудился над изучением истории Древнего Рима периода правления императора Марка Аврелия, создал его привлекательный образ ,познакомил с основными положениями его мировоззрения и с политической обстановкой, царившей в Европе во втором столетии н.э. Это достойное художественное произведение, которое впечатляет и оставляет в памяти след.

Галина Лагутина   10.08.2016 18:57     Заявить о нарушении
Спасибо на добром слове.

Алексей Аксельрод   11.08.2016 10:27   Заявить о нарушении