Рецензии на произведение «Ибо сам я клонюсь к закату...»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Цезарь как живой!
Юрий Николаевич Горбачев 2 04.02.2023 18:05 Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Александрович,
давно не читал такой блестящей, особенно в литературном смысле, но и с обстоятельным знанием истории, вещи.
Постараюсь еще ознакомиться с Вашими творениями, ибо Вы высокоталантливы.
С уважением
Михаил Беленкин 04.11.2018 11:38 Заявить о нарушении
Приветствую Вас,глубокоуважаемый автор!
Никого ещё я не наделяла этим эпитетом,хотя рецензий мною написано около 70ти и прочитано на ПРОЗЕ немало.
Тех,кто знает о Древнем Риме,вообще о древних государствах,столько,сколько Вы,уважаю,а тут ещё предоставлена возможность погрузиться в те далёкие реалии!Художественное слово Ваше достойно похвалы филолога!
Герой Ваш-Марк Аврелий-человек,чья жизнь "клонится к закату",необычайно умён(народы и страны изучает по свиткам философа Платона;уставший от тысячи больших и малых забот Старший Цезарь противостоял не только нашествиям варваров,но чуме,последствиям землетрясений,особенно опасным тогда для римлян сектам,а среди них -христианам. И не вижу я никакого нападения на Христа в Вашем тексте,в чём упрекнул один из рецензентов.Просто мир и миссию в нём человека понимал ваш герой-полководец,Цезарь иначе. А вот главный его наказ сыну так и вовсе,кажется, перекликается с Евангелием:"Не делай зла. Мы рождены не для этого."
Хоть и разочарован в жизни на склоне лет("..повсюду неверие,грязь,кости.кровь"..),
в книгах("довольно царапать свои записки")..,в женщинах("всепоглощающий Эрос кажется комичным.."теперь),он до конца сохраняет присутствие духа и ясность рассудка, военоначальник, он понимает:"Победа порождает ненависть. Побежденный живёт в печали и унижении".
Эти слова, сказанные Вашему герою индийским мудрецом, и сегодня актуальны: посмотрите, как реагируют на победы российских спортсменов соперники,оставшиеся без медалей.
Марина Кэч 04.03.2018 20:28 Заявить о нарушении
Галина Иванова 3 03.03.2018 14:28 Заявить о нарушении
Доброго дня, уважаемый Алексей! Глубокая философская вещь - ваша повесть. не скажу, что чтение было лёгким. Вновь удивляюсь мощности вашего таланта! Создать такое произведение, как это, не под силу не то что обычным бумагомаракам, но и эрудированным, многознающим авторам. Потому что надо уметь ПРОЧУВСТВОВАТЬ, ПРОЖИТЬ ту жизни, что прожили ваши герои! И надо иметь ДАР, чтобы изложить всё это словами
- обычными человеческими словами - и в то же время НЕОБЫЧНЫМИ! Вот Марк-философ стоически готовится к СМЕРТИ: "сделаю это не для того, чтобы покрасоваться перед людьми, или поразить их паратаксисом - показной готовностью умереть ради того, чего нет. Пусть этим хвастают христианские катафригийцы вроде Перегрина, Юстина, да и самого Христа… Я уйду не ради того, чтобы поразить неустойчивые души показным презрением к смерти, как это любят делать северные варвары… В сущности, Пиктор, жизнь такова: сел, поехал, в ы л е з а й". Это мир и мысли императора, которого назвали философом. И слова "умереть ради того, чего нет" надо понимать правильно, учитывать, ЧЬИ это слова.
Не могу не выписать ещё фразу - последнюю: "Тот, кого в чесночном смраде тесных таверн Субуры, прохладной тиши уютных особняков Палатина и Эсквилина, влажном сумраке мраморных тепидариев римских терм называли – иногда уважительно, порой с ироничной усмешкой, а часто по привычке и без эмоций – Марком-философом, посмотрел на плачущих у изголовья Пиктора, Помпейана и Коммода, перевел глаза, будто подернутые дымкой, на выходивших из палатки военачальников, улыбнулся и прошептал:
- …ибо сам я клонюсь к закату".
Что-то есть завораживающее в том, КАК вы создаёте текст!! С уважением,
Элла Лякишева 20.11.2017 14:34 Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод 20.11.2017 23:42 Заявить о нарушении
Интересно, как могли "тайно противодействовать властям" христиане? И зачем?
В наше время тайное противодействие - самый мощный способ погубить государство: власть принадлежит чиновникам. Разве были среди римских влиятельных людей христиане? А даже если и были, зачем им бороться за развал империи?
С уважением, Галина
Нико Галина 01.10.2017 08:40 Заявить о нарушении
"Разве были среди римских влиятельных людей христиане? А даже если и были, зачем им бороться за развал империи?" В Эпоху Марка Аврелия христианство стало привлекать представителей высшего римского общества. Свидетельства об обращении должностных лиц сенаторского и всаднического звания в христианство встречаются во 2 веке (консул Тит Флавий Клемент при Домициане - это человек, принадлежавший к императорской фамилии; Марция - фаворитка императора Коммода). Перед христианами, находившимися в высших эшелонах власти, не стояла задача развала империи, ибо они считали, что всякая власть от Бога. Они лишь пытались создать условия для облегчения положения христиан в обществе. А римское общество в ту эпоху уже переживало так сказать системный кризис, приведший империю на порог катастрофы 3 века, когда государство фактически перестало существовать, развалившись на несколько частей.
Алексей Аксельрод 01.10.2017 11:26 Заявить о нарушении
Видимо, христианство, исповедуемое в Риме, было сильно другое, чем у нас? Конечно, не обрядами, а чем-то внутренним. Суть была другая? Возможно, тот древний иудаизм тоже был другой? По крайней мере, не столь отталкивающе эгоистичный, как современный.
Вы пишете: «Марк был ортодоксом, считая устоявшийся порядок вещей незыблемым и требующим поддержания».
Видимо, Марк был для своего времени отсталым руководителем, если не освоил единобожия – пусть цинично, но с пользой для страны? Возможно, если бы Марк оценил положительные идеи христианства, Римская империя и не развалилась бы. А Владимир крестил Русь и укрепил государство.
Вообще, не понимаю, почему политеизм, такой роскошный, понятный, удобный люди сменили строгим, требовательным христианством. Ведь человек – тварь ленивая, думать не любит - как тогда, так и теперь. Веселые древние боги позволяли многое, что запретило христианство. Может быть, и правда, христианство создали рабы себе в утешение, а патрициям было удобнее многобожество?
Вы пишете:«…Марку, как мыслителю, который видел спасение человека в самосовершенствовании, была чужда и потому враждебна христианская идея искупления грехов».
Не понимаю! То есть политеизм считал человека изначально хорошим, а христианство – изначально плохим?
С уважением, Галина
Нико Галина 01.10.2017 21:39 Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод 01.10.2017 23:39 Заявить о нарушении
Алексей, очень интересно читать Ваши ответы-статьи, спасибо огромное!
С уважением, Галина
Нико Галина 02.10.2017 16:40 Заявить о нарушении
Алексей! Заглянула на Вашу страничку
из любопытства, т.к. Вы отметились
репликой на мой ответ читателю.
Прочла только первую часть Вашей ра-
боты :нет времени в связи с предсто-
ящей поездкой (уезжаю в воскресенье).
Мне очень понравилось, как Вы пишете.
Прекрасный язык. Удивляет Ваща компе-
тентность в знании столь древних собы-
тий. Сколько же нужно было перелопатить
исторического материала! Это большой
труд!
Выражаю свое восхищение Вашим писатель-
ским дарованием.
Успехов Вам!
Фаина Нестерова 31.08.2017 07:16 Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод 31.08.2017 12:05 Заявить о нарушении
заблудишься, не только в событиях.
Я закончила историко-филологичес-
кий факультет университета, но по-
мню лишь самые громкие имена, не
более.
Дай Бог вернуться нормально из мо-
ей дальней поездки (забодали всево-
звожные террористы!) и сесть снова
за ноутбук. Дочитаю дальше Ваше про-
изведение. Подкупает еще и Ваша гра-
мотность - приятно читать.
До встречи!
Фаина Нестерова 01.09.2017 06:35 Заявить о нарушении
Вначале текст показался нелёгким, в некоторых случаях пришлось прибегать к Википедии. В итоге повесть прочла с интересом. Автор хорошо потрудился над изучением истории Древнего Рима периода правления императора Марка Аврелия, создал его привлекательный образ ,познакомил с основными положениями его мировоззрения и с политической обстановкой, царившей в Европе во втором столетии н.э. Это достойное художественное произведение, которое впечатляет и оставляет в памяти след.
Галина Лагутина 10.08.2016 18:57 Заявить о нарушении