Рецензии на произведение «Мат - кривое зеркало русской души»

Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

ОблЕгчить уже говорят почти все дикторы и ведущие, а примеры легко умножить.
Сильно подозреваю, что начитанность советская была очень преувеличена. Книги тоже были дефицитом, вот за ними и гонялись тоже, раз престижно и не достать. Сам покупал многое на книжном чёрном рынке тогда. Ноя это, чтоб читать, а не стояло собраниями сочинений по цвету подобранное)

Ааабэлла   25.04.2024 19:02     Заявить о нарушении
Конечно, многие доставали собрания сочинений и книги по цвету корешков ))

И всё же начитанность не была преувеличена. Потому что когда человек отдавал 50-70 рублей за книгу, он её ОБЯЗАТЕЛЬНО прочитывал)) Иначе жаль денег было))

А в свободной продаже были такие великолепные книги, исследования... История философии, история Древней Руси, множество книг по литературоведению - да Бог знает что! Кто-то читал Пикуля, Дюма и "Анжелику" Анн Голон. А кто-то - не только классику, но и потрясающую гуманитарную литературу-исследования, которую можно было свободно увидеть на прилавках.

Мне вообще повезло. Моя тётя по матери могла доставать особо ценные подписки, я каждый месяц несколько раз бегал за томами 200-томной "Библиотеки всемирной литературы", 20-томной "Библиотеки приключений", у нас был 4-томник Хемингуэя, 10-томник "красного графа" Алексея Толстого (чудовищно талантливый писатель-стилист), Мой отец подписан был на "Книжное обозрение" и выписывал постоянно книги почтой (помню биографию Энтони Идена, историю гангстера Джона Диллинджера - да много чего), он доставал много отличных книг (например, первое издание "Понедельник начинается в субботу"), а на сколько изданий мы были подписаны: от "Мурзилки" и "Пионера" до "Науки и жизни" (с литературным приложением "Искатель", где печатались многие великолепные зарубежные авторы), "Техники - молодёжи", "Работницы", "Крестьянки" и прочего. А сколько замечательных сборников выходило! Например, "Мир приключений" - это просто отвал башки, для детей и подростков - иллюстрированный альманах "Круглый год"... То, что интересные книги добывать было трудно, как раз способствовало любви к чтению). Сейчас - совсем не то. Хотя мой внук, например, несколько раз просил купить ему книги - к примеру, Марка Аврелия и Ремарка.

Так что, надеюсь, не всё потеряно. Во всяком случае, среди моих знакомых молодых людей есть и невежественные, и те, кто читает много и старается мыслить самостоятельно.

Фима Жиганец   26.04.2024 14:12   Заявить о нарушении
Это всё компенсирует нынешний Нет и соцсети) Большинству, кому полагалось по положению выписывать газеты и Блокнот агитатора, пригождавшиеся в уборной. Туалетная бумага в СССР появилась в конце 60-ых. Но эти подписки создавали статистику читаемости.

Бывший и нынешний книгочей

Ааабэлла   26.04.2024 14:17   Заявить о нарушении
Кстати, мой отец был простым закройщиком обуви (ну, позже - начальником цеха). Но на книгах он был помешан )))

А БВЛ - как только я получал очередной том, сразу же бросался его читать. Не всегда была по Сеньке шапка ("Божественную комедию" в 12 лет читать - рановато, хотя я не помню, когда именно я получил том Данте), но всё же большей частью я старался ))) Ирландский эпос, исландские саги, "Песнь о моём Сиде", "Золотой осёл", европейские новеллы эпохи Возрождения и прочее - всё впитывал.

Фима Жиганец   26.04.2024 14:20   Заявить о нарушении
Ну, кто бы обязал отца выписывать "Науку и жизнь" ? А таких подписок у нас было.... Каждый день почтовый ящик был переполнен. И новый номер журнала - это был праздник. Да, сказать по справедливости - в нашем доме такие мы были одни, из 1щ квартир. Но во дворе мы с мальчишками, конечно, менялись книгами, чтобы почитать что-то новенькое. Разумеется, чаще всего - Жюлб Верн, Фенимор Купер, Дюма...

Фима Жиганец   26.04.2024 14:25   Заявить о нарушении
из 10 квартир)

Фима Жиганец   26.04.2024 14:26   Заявить о нарушении
А как Стерн в БВЛ?

Ааабэлла   26.04.2024 14:41   Заявить о нарушении
Нормально ) Да, поначалу не пошёл. Ну, молодой я ещё был. Позже понравилась "Жизнь Тристрама Шенди", хотя всё равно это - не герой моего романа ))).

Фима Жиганец   26.04.2024 14:59   Заявить о нарушении
"Сентиментальное путешествие" у него психологичнее)

Ааабэлла   26.04.2024 17:26   Заявить о нарушении
Возможно. Но всё же Стерн пока - не совсем мой писатель. Хотя "Шенди" мне нравится своей иронией, своей стилистикой.

Фима Жиганец   26.04.2024 17:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

Уважаемый Фима!
Полностью согласен с Вашей статьей: язык - это всего лишь зеркало.
Я всегда считал мат, арго, феню - частью разговорного русского языка. И, опять же по моим представлениям, этим частям места в литературном языке (а официальные публичные выступления требуют, по-моему, именно такого языка) нет. Конечно, по контексту и необходимости, какие-то слова вполне могут быть употреблены, как, скажем, в строчках Губермана, но не более того. И это признак культуры. Литературный язык и разговорный язык малокультурного человека практически не отличаются, причем за основу взят именно разговорный. Почему это так - разговор отдельный. То есть, Ваш вывод абсолютно верен: "мат" в широком употреблении свидетельствует попросту о падающей культуре народа. Говорящего по-русски.
Но есть и одно замечание. По поводу того, что "Поддержка талантов должна быть политикой государства". Нет, сама по себе мысль с моей точки зрения бесспорна. Должна. Но - по моим понятиям - не будет. Потому что "быдло" никогда не выйдет на площадь, легко усмиряемо, именно оно как раз все и "хавает". И выходит, что для власти оно гораздо выгодней "интеллигенции". (Кавычки - потому что эти слова употребляю в более широком смысле, обозначая слои населения). Иными словами, я считаю нынешнее снижение культуры, может быть, и не осознанной, но тем не менее вполне целенаправленной деятельностью власти. То есть, государства.

Очень рад был "познакомиться" с Вами лично. Некоторые Ваши стихи читал раньше, признаюсь, пришел в совершенный восторг. Меня всегда восхищает безукоризненное и свободное владение языком, когда он становится "вкусным", когда слова, даже читая про себя, произносишь вслух. А именно так для меня и прозвучали "Урыли честного жигана...".

С уважением
Илья

Илья Черняков   03.01.2015 14:50     Заявить о нарушении
Благодарствую, Илья. Удач в Новом году.

Фима Жиганец   04.01.2015 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

ага, а водка - кривая задница ...

Тамара Либздицина   17.12.2010 18:20     Заявить о нарушении
ну, кому что интересно :)

Фима Жиганец   17.12.2010 20:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

Очень созвучно моим мыслям, хотя я по природе "технарь", да и по образованию - тоже.
"Я думаю, что железный занавес нас в некоторой мере спасал" - это из Вашей полемики к этой статье,эссе или как это назвать... Я, увы, не сильна в лингвистике. Конечно,мое мнение - по большому счету - никого не интересует. Но приятно, что люди, которые имеют имеют вес не любительского уровня, а выше - думают так же, как я.
"Вкусы формируются, воспитываются. А потакать низменным инстинктам толпы – значит, низводить нацию до уровня стада."
Узнала, что такое "обсценная" лексика. За последнюю неделю слышу этот термин не первый раз.
Правильно сказали, что если можешь НЕ писать - не пиши. Порой так страшно становится, что выношу свои мысли на суд других людей. Но ведь в повседневной жизни мы общаемся! Иногда даже получаются разговоры на уровне "кухонных доперестроечных". А стихи-так это вообще не я пишу, а моё подсознание. Невольно согласишься с тем, что пишущие люди "нормальными" (с точки зрения среднестатистической толпы) не бывают.
А вот на вопрос, заданный мной на СТИХАХ.ру, почему "стебаться" там так модно, уважаемый мною Товарищ Швондер ответил, что "хочется дураком побыть" (моё вольное цитирование). Так говорит мой свекр, когда спрашиваю, почему он пьет. Нужно ли это?

Извините, что слишком много заняла Вашего времени. Ваше творчество понятно, доступно и убедительно. Буду заходить.

Анна Котельничанка   30.11.2008 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Аня. Заходите.

А дешёвый стёб меня, ежели честно, тоже раздражает.

Фима Жиганец   30.11.2008 22:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

напоминает гашека

"Правильно было когда-то сказано, что хорошо воспитанный человек может читать все. Осуждать то, что естественно, могут лишь люди духовно бесстыдные, изощренные похабники, которые, придерживаясь гнусной лжеморали, не смотрят на содержание, а с гневом набрасываются на отдельные слова."

Витя Ананас   16.10.2008 12:38     Заявить о нарушении
Да, одна из моих любимых цитат :)))

Фима Жиганец   16.10.2008 20:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

Интересно,что в Израиле характеризует человека культурного тихая речь и мелкий почерк.Именно так ведут себя врачи и адвокаты.Сестра двоюродная научила - она детский врач.
Умение сдержаться присуще психически здоровой личности.
Кто же в Израиле ругается матом? Русские (русские евреи включительно)и мароканцы и другие черные (Иран,Ирак,Египет?) Как они выглядят со стороны? Сами понимаете.
Алексей Решетов когда-то предложил мне частушку для оценки моих стихов "Встану-выйду-погляжу хорошо ли я лежу".
Мат там,где по барабану как ты со стороны смотришься.Или там,где это поощряется.
Правильно,мат - симптом ,диагноз - это другое.

Хурма   26.01.2008 13:47     Заявить о нарушении
Вот я и зарегистрировалась.С уважением,Инна Провкова.

Хурма   26.01.2008 13:49   Заявить о нарушении
Инна,
я повторяю: мат как площадная брань и как художественное средство - разные вещи. Поэтому тот, кто матерится в обществе, оскорбляет друг друга, просто использует нецензурную, грязную лексику в обычной жизни, - отвратителен. В России сейчас очень много такой молодёжи. И мне лично приходилось не раз довольно резко окорачивать эту публику.

Но нецензурная лексика как образное средство - это совершенно иное. Здесь, конечно, важна внутренняя культура, знание предмета и чувство соразмерности. И бороться против использования мата в литературе надо - использования тупого, бездарного, эпатажного. В то же время я никогда не допущу, чтобы из литературы моей страны были вымараны замечательные образцы только потому, что у кого-то "бабушка никогда не ругалась матом". А я вот жил в рабочем посёлке, где мат висел, как папиросный дым! И там были такие потрясающие, замысловатые кружева, что диву даёшься! И необязательно матерные. Я до сих пор не могу понять, почему надо стыдиться выражения "Раку по сраку, воробью по яйца" как определения неглубокого места, лужицы.

Но об этом я могу рассказывать часами.

Что касаетсяопределения "психически здоровая личность", то оно для меня звучит хуже всякого мата. Психически здоровая личность - это баклажан. КАЖДЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН БЫТ НЕНОРМАЛЬНЫМ.

У меня есть на этот счёт эпиграмма, не уверен, что я её вывесил на стихире, но звучит она так:

Да, здравомыслие похвально.
Давайте же размыслим здраво:
Поэт не может быть нормальным.
Он просто не имеет права.

Я не хочу прожить свою жизнь с тихой речью и мелким почерком. Возможно, зашуганные веками иудеи выработали в себе именно такой подход. И я их прекрасно понимаю. Но я - русский. И предпочитаю безбашенность.

Фима Жиганец   26.01.2008 14:03   Заявить о нарушении
В литературе много чего доказывается "от обратного".Ваша "Полосатая молитва". Я ее выучу наизусть,мне она в обиход нужна.
Зря я за мат взялась,все равно матом мне много не написать,святоша,которого Вы упорно гоняете,не позволит.Губерман у нас тут часто по телику лЁтает.Он с этим делом шустро управляется. Не сужу я и не скрываю - туповата.

Хурма   26.01.2008 15:16   Заявить о нарушении
Насчет нормальности... Тут я буду крепко молчать,как партизан на допросе.;)))
А где нормы расписаны?Чего можно,чего нет?Я как Остап чту Уголовный кодекс.А впрочем,надоедать не хотела.
С уважением,Инна.

Хурма   26.01.2008 15:22   Заявить о нарушении
Губерман - молоток :). Очень юморной мужик. "Монтигомо - неисправимый Коган", "Обгусевшие лебеди"... Некоторые его гарики знаю наизусть. Мне кажется, мы бы с ним спелись:)).

Фима Жиганец   26.01.2008 19:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

Александр, добрый день.

Если найдете свободную минуту, посмотрите на моей странице - "Прорыв в городе Чайковский". Там идет обмен мнениями.
И на странице "Сборник Избранных миниатюр" миниатюра Светланы Лось "Маты и приматы".

С уважением,
Наталья

Наталья Столярова   16.01.2008 11:18     Заявить о нарушении
Честно говоря, прочитал Светлану Лось. Скучно, уныло, хочется зевать. Ни одной свежей мысли. Зачем написано - Бог вем...

Писать надо талантливо - или не писать совсем. Всё. А подобную жвачку пишут лишь те, кто не может писать вообще. Только уныло ныть.

Фима Жиганец   16.01.2008 15:36   Заявить о нарушении
Александр, добрый день.

Посетила вчера страницу Фимы Жиганца. И сразу пришла мысль" Какой мужчина! Умный, талантливый, красивый, с чувством юмора опять же. И образ его мне близок и отчасти даже знаком..."
А потом думаю: "Нет, не свежая какая-то мысль. И выразить я ее талантливо не смогу. Получится и скучно, и вяло..."

Одно утешает: есть с кем поделиться этой мыслью. С Вами, Александр.

Наталья

Наталья Столярова   17.01.2008 03:52   Заявить о нарушении
Наташа, у меня достаёт чувства юмора при слове "красивый", обращённом ко мне :))

Всех благ

Фима Жиганец   18.01.2008 23:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

боюсь, что как раз на генетическом уровне программы защиты и не срабатывают.
все так привыкли пинать США...комиксы - это ведь далеко не единственный признак культуры. или бескультурия.
в США есть и программы развития и поддержки национальных культур, и гранты, и программы ТВ. а уж всевозможных культурных центров, галерей, музеев, библиотек, гастролирующих коллективов и народных театров..
в Канаде можно полчаса идти и не увидеть ни одной мусорки. и при этом так же не увидеть на тротуаре окурков-огрызков-фантиков.
слэнг - да, в США слэнг распространен в молодежной среде. а вот "народный матерный" там очень беден, в общем-то, всего два слова и их производные.
и менеджера банка с растатуированными руками Вы там не найдете. равно как и секретаршу солидного офиса с десятью колечками в ухе и с пирсингом в носу.
я уже не говорю о том, что если в автобусе в той же Канаде Вас качнет и Вы наступите кому-то на ногу, Вас не польют трехэтажным матом в ответ на Ваше "сорри", а мило улыбнутся.

так что думаю, что в смысле культуры на генетическом уровне Россия далеко не впереди планеты всей. и в смысле поддержки культуры ей тоже гордиться нечем.

Геннадий Нейман   10.11.2007 19:10     Заявить о нарушении
А я и не говорил о бытовой культуре. И даже не говорил о поддержке культуры.

О поддержке культуры - это вообще не по теме. Для меня как для истинного русского совершенно нет противоречия в утверждении, что я люблю родину и ненавижу государство.

Увы, нами по-прежнему правит быдло.

Я ещё в 20 с лишним лет написал незамысловатый стишок:

Чему удивляться?
Всегда так бывает:
Золото тонет,
Говно - всплывает.

Хотя я совершенно не верю в то, что программы развития, центры и гранты действительно являются ПОКАЗАТЕЛЕМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
Это очень здорово, что они есть. И очень плохо, что в России они не развиты. Очень. Но по-прежнему всё определяется засильем масскульта и манипуляцией общественным сознанием. В России в последнее время ( пара десятилетий) этому активно обучались у Штатов, и плоды мы пожинаем. Я думаю, что железный занавес нас в некоторой мере спасал.

В конце 90-х годов я делал большое интервью с девочкой, которая выиграла грант и год училась в американской школе, жила в американской семье. Окончила там школу, и ей предложили бесплатное обучение в университете. Она наотрез отказалась.

Я спросил её: почему? Она мне ответила: мне года общения с этими дебилами хватило.

Это была ещё "старорежимная" девочка. То есть интеллектуально развитая. Боюсь, нынешние уже вряд ли почувствуют разницу...

Я уже вижу, как умерло классическое русское советское кино, какая гнусь заполонила экраны. То же самое с литературой. Её просто нет как явления. Вообще нет.

А у нас борются с матом и жаргоном. Смешно. Жаргон, может быть, в своей чистой форме как раз ещё и сохраняет русскую народную культуру. Но и он уже одебилился.

Перенасыщение языка ненормативной лексикой, особенной обсценной - это всего лишь диагноз болезни общества. Надо не с диагнозом бороться, а с болезнью.

А в целом я вас готов поддержать. Культурки маловато-с. И то, что есть, катастрофически сжимается, как шагреневая кожа.

Фима Жиганец   10.11.2007 19:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат - кривое зеркало русской души» (Фима Жиганец)

Александр!

Впервые узнал о Вас из «Новой газеты». Газеты долго не живут. Номер затерялся, и я боялся, что мне уже никогда не удастся почитать Ваши замечательные переводы, стихи, статьи о литературе.
Окончательно меня покорила, добила Ваша фраза из интервью о радио «Шансон» - «…банда уродов». Действительно, Ваши переводы и репертуар популярного шоферского радио – вещи несовместные. Блатная речь может показать, как богатство языка, обозначить определённый пласт культуры, так и выпятить его убожество, обнаружить отсутствие всякой культуры напрочь.

Так же и мат.

Однажды мне пришлось побывать на летних заготовках сена. И работал со мной в звене Пётр Фаддеевич, телеоператор областной телестудии. На каждую жизненную ситуацию у Петра Фаддеевич была своя прибаутка с непременным включением матерного словечка.
Ни до, ни после, я не встречал такого красивого употребления мата. Приехавши в город, я поймал себя на том, что с губ моих уже готовы слетать комментарии в духе Петра Фаддеевича. Хотя до того в употреблении матерного ненорматива никем замечен не был.

И вспоминается другой случай. В посёлке Веренка, в Актюбинской области, дожидался я автобуса. Рядом на остановке сидела компания мужиков. Между собой они просто разговаривали. Но как! Да, они матерились и, будто бы никаких новых слов в русский мат не добавили. Но – какая это была гадость! Матерные слова разлетались вокруг, как комья грязи.

Избыток иронии, сарказма и юмора всегда отравляют жизнь их обладателям. Потому что им дарована возможность, наряду с обычным видением, наблюдать мир с какой-то особой, другим недоступной, точки. За это потом, естественно, приходится как-то расплачиваться.

Но согласились бы Вы поменять своё положение на кресло высокопоставленного чиновника, и его тупую морду?..

Ваша статья очень понравилась.
Ярко. Ёмко. Читать Вас – одно удовольствие. Постараюсь скачать всё, что Вы разместили на Прозе и Стихи.ру.

Заинтересовал список поэтов, которых Вы назвали в статье. Будет пара минут – загляните ко мне на страничку, там зарисовка о великом русском поэте Амантае Утегенове: http://www.proza.ru/2005/02/08-145
С уважением

Александръ Дунаенко   10.11.2007 18:45     Заявить о нарушении
Спасибо за такой глубокий комментарий, тёзка. Главное - вы очень точно уловили и ёмко выразили основную мысль, которую я всегда пытаюсь донести. Нож можно использовать для резьбы по дереву и для резьбы по человеку. Но это ещё не основание отказаться от использования ножа.

Благодарствую за приглашение. Обязательно зайду.

Всех вам благ.

Фима Жиганец   10.11.2007 18:57   Заявить о нарушении