Юнг. Коллективное бессознательное. Архетипы

Александр Ивашкевич
        Ну вот... Попалась гипотеза некого Карла Густава Юнга (1875-1961). Психотерапевта. Последователя Фрейда (1856-1936). Сексуально идейно озабоченного мыслителя. Ну бывает. Это я о Фрейде...
        О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ и о  об АРХЕТИПАХ. Сейчас наши, так называемые  "эксперты" - доценты с кандидатами и докторами - на центральном телевидении часто используют эти понятия. Не понимая их сути. Ну так устроен человек и особенно женщины и украинцы - патологически верят в слова...  Без понимания сути.
        Карл Густав Юнг, доцент  Цюрихского  университета  выдвинул гипотезу в своей теории аналитической психологии, что психика человека  состоит из трёх компонентов - сознания,  бессознательного, и коллективного бессознательного. 
       Коллективное  бессознательное состоит  из Личностного и Внеличностного. Бессознательного.  Он вскрыл, что есть нечто  общечеловеческое, внеличностное, влияющее на человека. И это "бессознательное" формируется исторически, генетически, само по себе... И передаётся от человека к человеку... Генетически.
      "Коллективное бессознательное"  - это та мулька, то во что люди  верят не осознавая  при этом своей веры. Идиоты!!! Это то , что вынуждает людей  поступать так , а не иначе по логике  и причинно-следственным  отношениям, не отдавая себе разумного отчёта о совершённых действиях. Это то, что является внутренним, глубинным критерием выбора, что есть такое "хорошо" , а что есть такое "плохо".
       Почему большая стая птиц или косяк рыб движутся туда, а не сюда... Почему  толпа людей  ведёт себя так, а не иначе? Закономерность?
      В этом  принципиальное отличие  теории Юнга от Фрейда. Может он и не осознавал того реально.  Он применил и использовал термин "бессознательное", который аналогичен понятию "подсознательное". Видимо, мне кажется  из чисто эстетических оснований (?!). Эти две сферы - сознательное и бессознательное - в человеческом  психическом  (душевном) дополняют друг друга, находясь в противоборстве и стремлении к равновесию. Без равновесия возникают психические заболевания... Ну это отдельная тема, мне не интересная.
        Он ещё придумал, что это "бессознательное"  состоит из личного бессознательного и коллективного бессознательного. Это шаг дальше Фрейда. Что есть "Коллективное бессознательное"?!
        Личное бессознательное (подсознание как раньше говорили)  образуется из  утерянных  воспоминаний человека, вытесненных (по Фрейду) из сознания, забытых мучительных для человека представлений, подпороговых  восприятий, которые не были достаточно значимыми, чтобы достичь активного сознания и всего того, что не созрело для актуального осознания. Генеральная  Гипотеза Юнга состояла в том, что это бессознательное содержит в себе и нечто неличностное, коллективное в форме неких наследственных  образцов, прообразов, структурных элементов представлений о поведении, категорий или, как Юнг обозначил, АРХЕТИПОВ.
        Понятие "Архетип" использовалось задолго до Юнга... Согласно греческому языку  arche - по гречески  означает "начало", а   typos - образ, то есть "архетип" можно понимать как  образец,  прообраз, первичная форма.
Юнг использовал это слово как  структурный элемент  психики, так называемого  коллективного бессознательного, находящегося в  зародыше  возможности всех  психических процессов и переживаний в своей теории аналитической  психологии.
        Мир идей. К.Г.Юнг "Психическая энергия".
        "Архетипами являются  многочисленными, структурными элементами  души, обладающими некоторой самостоятельностью  и особой энергией, благодаря которой они  и выделяются  из  бессознательного. Символы выступают как  трансформеры их функция  состоит  в том, чтобы  преобразовывать либидо из "низшей" в "высшую" форму...  В ней проявляются не унаследованные идеи, но не родившиеся свойства, порождающие  параллельные образы , или , скорее, идентичные, знакомые всем, психические структуры, которые я называю архетипами коллективного бессознательного. Они соответствуют  концепции "образов поведения" в биологии."
        "Архетипы не представляют ничего внешнего, непсихологического, хотя архетипы, конечно обладают конкретностью образов, вызывая впечатление, которое ниоткуда  не приходит. Их форма независима, а иногда  и противоположна  сущности неиндивидуальной души".
        Трах тибидох... Чтобы была "форма"  необходим некий материал, отличный от пустоты! Не так ли?  Какие "формы" могут быть в "душе"?  Юнг принимает априори, что "душа" из чего-то состоит.  Его проблемы... Из чего же она может "состоять"?  А что есть такое "сознание", чтобы рассуждать о бессознательном?!?! Много, много есть вопросов к гипотезе  Юнга. Он много чего не уточнил. Не рассмотрел. Не обосновал. 
        Ну ладно. Продолжим  разбор  идей Карла Густава Юнга.
        В "Эссе об аналитической  психологии"  К.Г,Юнг  определяет  архетип  как  готовую систему  как образов, так и  эмоций. Они генетическим, наследственным образом  связаны  с устройством мозга  - с тем, что относится к  области психологии. С одной стороны, они являются  самым мощным  из инстинктивных предрассудков, а с другой стороны - наиболее эффективными и представительными  в связи с инстинктивным приспособлением личности.  При этом, коллективные элементы  души личности   наследуются  точно так же, как и  мифологические особенности человеческого тела?!
        К.Г.Юнг отмечает, что идея подобных "направленных образов"  древнего происхождения  появлялась ещё у З.Фрейда, который  называл их "примитивными факторами".
        Юнг не оригинален в терминологии. Ещё в античности  под "архетипом"  понимался наиболее древний текст, к которому  восходят тексты более поздних произведений.
        Понятие "архетип" встречается и у древних греков - Филон Александрийский, - образ Бога, -  Дионисий Ареопаг называл архетипом "первичную завесу".
        Исследуя  выдуманное "индивидуальное бессознательное"  Юнг пришёл к выводу о существовании  в психике человека  некого более глубокого слоя (отличие от Фрейда) - коллективного бессознательного. Которое представляет собой отражение  опыта древних, прежних поколений , "отпечатавшихся" в струкруре  мозга представлений человека.
        В коллективном бессознательном в потенциальной, зародышевой форме содержатся  все возможные психические  процессы и переживания. Содержание его - этого бессознательного - составляют все как бы врожденные, изначальные структуры - общечеловеческие, исторические прообразы, формы, которые Юнг назвал "архетипы". Эти структуры лежат в основе всего того, что образуют общечеловеческую символику, мифы, верования, образы художественного и музыкального творчества и сновидений людей...
        То есть мы мыслим - или в основе наших мыслей лежат - как бы старейшими, архетипичными представлениями,  образами. Не осознавая это?! Мы принимаем решения, основываясь на истории и представлениях  наших предков?!  От бабушки и дедушки...  И если мы в этом разберёмся, то мы не "сойдём с ума"... По Юнгу и Фрейду. А если не разберёмся - то сойдём с ума... Наши архетипы должны быть в равновесии с нашими сознательными образами: феноменами и ноуменами. Так что же такое "архетип"?!?!
        Понятие "архетип" подобно таким понятиям как "идея" (Платон),  промысел (Бастиан), прообраз (Буркхорд), категория фентази ( Юбер и Мосс), коллективные репрезентации( Леви и Брюль), коллективные  представления (Леви и Брюль),  априорные категории (Кант)...
        В качестве синонимов "архетипа"  Юнг использует понятия "древнейший образ", "доминанта коллективного бессознательного",   "априорный модус реагирования", потенциальность (энтелехии), "инстинкт", "модель поведения"...
        В последующем Юнг различал  архетипы-в-себе в качестве потенциальной  диспозиции (по аналогии с кантовской вещью в-себе)  и архетипического проявления во вне - типа "вещь во вне"...
        Для качественной характеристики  или структурного описания  сознания или бессознательного  Юнг использовал  понятия "установка"  и "психологическая функция" . Надо же как-то систематизировать свои выдумки.
        Под  "установками"  подразумевались  интроверсия - направленность внутрь - или экстраверсия:  направленность во вне. А под "психологическими функциями" подразумевалось:  мышление, чувства, интуиция, ощущение. Маска, психе... То, что человек думает о себе. А не то, что он есть!
        Преобладающая функция  и вид установки, согласно теории Юнга,  определяют тип сознательного способа  реагирования человека. Конкретная форма проявления каждого архетипа зависит от доминирующей установки  сознания здесь и сейчас...
       Функции, противоположные  доминантной  -  неполноценны, плохо дифференцированы и архитепичны - формируют  бессознательное.  Хотя, ранее было утверждение, что "В бессознательном существует тенденция , способствующая  возникновению  и развитию  сознания!"... Во, блин. А что такое "сознание" по Юнгу?
       В бессознательном  выделяются уровни , которые характеризуются мерой  архаичности.  В зависимости от архаичности архитетических проявлений  строится иерархия архетипов.
       Уровни архаичного характеризуются мерой архаичности: коллективный опыт человечества в целом, опыт группы народов, отдельной расы, племени, рода, семьи.  Уровнем коллективного  бессознательного  соответствует  архаичность архетипических представлений.
        Согласно Юнгу, древние мистерии и закон сохранения энергии  представляют  собой разную, по архетипичности, форму  выражения общего архетипического представления. Чушь, конечно,  несомненная! С моей  естественно-научной точки зрения, естественно. Как знатока термодинамики...
       Короче... Есть много позитивного и верного, но  противоречивого и искусственного в  теории Юнга. Но он явно ухватил Истину за хвост!!!
       Генеральной идеей, квинтэссенцией учения Карла Юнга является  представление о том, что "в основе всей человеческой  деятельности лежит некий априорный фактор, а именно, врожденная  до сознательная  и бессознательная  индивидуальная  структура психики". Утверждение спорное, но во многом  подтверждаемое тысячелетней историей человечества!?!? Если задуматься и проанализировать. Мы все рождаемся  с набором конкретных  способов предопределений. Кому-то нравится То, а кому-то Это. Почему? мама научила?  Или папа? Улица и школа?  Или у человека Это  есть изначально?  Что-то... И люди следуют своим предпочтениям. Так? Так!!! 
       Так кто кого "формирует" и  "конституирует"? Бессознательное или  сознание? А если подумать о животных? Они поступают так или иначе и без школы и института... Что их обучило? Пример родителей и семьи? А это откуда и что это есть такое? Бессознательное? Личное и коллективное? Сознательное и бессознательное?
       Хотя Юнг считает, что  "до сознательная  психика - например, новорожденного младенца, - отнюдь не пустой сосуд, который. при  благоприятных обстоятельства, можно наполнить практически всем, чем угодно. Напротив, это  чрезвычайно  сложная,  чётко определённая, индивидуальная структура, которая представляется нам  неопределённой  только потому, что  мы не можем  наблюдать её непосредственно.
       И да и нет... В этом аспекте с Юнгом можно поспорить. Хотя... Это вечный и, как показывает история, пока не решаемый  вопрос квантовой теории нашего мира: соотношение определённости, детерминированности и неопределённости, вероятности в любых событиях.
       Новорожденный человеческий детёныш несомненно несёт в себе нечто что-то, что потом его делает неподражаемой личностью,  но и является "чистым листом", на котором можно написать всё, что угодно... Юнг считает, что далеко не всё "что угодно". Этот "чистый лист" имеет свои особенности и качества! Сейчас это уже почти общепринято. И доказано. Если вовремя не написать на этом "чистом листе" правильные слова и идеи, то этот "лист" никогда не станет человеком, а станет негодяем типа немецкого фашиста или укрофашиста...
       Все эти англосакские выдумки про "маугли" - это банальные выдумки. Англосаксы по всем своим архетипам - это патологические расисты! Они тупо верят в своё превосходство над всеми иными людьми и в то,  что только они  и от них может реализоваться божественный разум и прогресс человечества. Идиоты и дураки!!! Расисты. Ну у них такие "архетипы" в сознании.
      Современная наука давно уже доказала, что все люди в своей основе едины и из любого человека может получиться Всё!!! Независимо от цвета кожи, глаз, формы носа, губ, ушей  и других формальных проявлений внешнего вида. Но европейцы хотят верит  в свою "избранность" и теперь это стало уже политикой... Ну это к слову... Юнг и про это писал!
       Юнг верно отметил, что "когда начинают проявляться  первые видимые  манифестации психической жизни, нужно быть слепцом, чтобы не  распознать их индивидуальный характер, то есть стоящую за ними  уникальную, неповторимую личность. Едва ли  можно предположить, что  все эти  детали возникают  в самый момент их проявления".
       В такой логике трудно не согласится с Юнгом. Но. Точно так же  и то же можно сказать и про песчинки  песка на берегу моря, и про снежинки, и про камни, и про берёзы в лесу... В мире нет ничего одинакового! Во, блин, открытие!!! Это один  из Общих Принципов устройства машего Мира. Я уже построил Эту Теорию. Теорию Общих Принципов устройства нашего Мира. Описал в своих тетрадях. Не уверен. Сообщу ли вам. Может ещё рано? Люди же - сволочи, идиоты и дураки в большинстве своём...    
       Юнг утверждает разное... Имеет право! Опыт, поставляемый не дифференцируемой  функцией контроля разума или установками логики, переживаемый сознанием  как неадекватный может интерпретироваться по разному!? Так что есть "факт"?!А кто из гениев не нёс чушь??? Да мы многие хорошо знаем, как "чушь" становится "истиной"... И наоборот - истину доводят до состояния лжи...
       Хотя... Он - Юнг -  в отличии от многих "гуманитариев" демонстрирует объективное стремление к знанию, пониманию естественных, физических наук!!! Молодец! Уважаю. Не уважаю озабоченных современных гуманитариев... Не творцов Идей, Картин, Скульптур, Кино, Книг а этих шавок-комментаторов... Политологов, блин... И "идиотов-творческих работников"... Ну это, к с лову. Вернёмся к Абсолютным истинам.
       Вот, например, одно из центральных логических естественно-научных размышлений Карла Юнга.
       "Архетипы не только распространяются  посредством традиции, языка и миграции, но и  могут возникать спонтанно , в любое время, в любом месте, без какого-либо внешнего  воздействия. В психике каждого человека  содержатся  неосознаваемые , но в то же время  активные формы  - предрасположенности , идеи в платоновском смысле , которые не только предопределяют  нани мысли , чувства и действия, но и постоянно оказывают  на них влияние".
       Юнг подчёркивал, что архетип не детерминирован, не  предопределён в отношении его содержания, что мол "архетип" - это некая разновидность все сознательной идеи. Нет! "Архетипы детерминированы не в своём содержании, а в форме, да и то в очень незначительной степени. Первичный образ детерминирован в отношении своего содержания лишь в тех случаях, когда он становится  созидательным и таким образом наполняется материалом сознательного опыта". Форма "архетипа" подобна осевой системе кристалла, которая  переформирует кристаллическую  структуру маточной жидкости, хотя сама по себе  материально не существует - писал Юнг. Это происходит в следствии специфического способа группировки ионов и молекул. Осевая система кристалла  определяет  только стереометрическую  структуру, а не конкретную форму кристалла. Конкретный кристалл может быть  большим или маленьким, с большими дефектами или с меньшими, - единственным, что остаётся неизменным, что отличает  одинг вид (тип) от другого кристаллов от других - это осевая симметрия, система или геометрические пропорции, лежащие в её основе. Юнг может ещё не знал, что у кристаллов всего есть семь  сингоний и ограниченное количество возможных симметрий кристаллических структур. Но он уловил, осознал  суть! И применил принцип аналогии -  основу познания всего: всё что наверху подобно тому, что внизу... Поэтому Юнг и сделал заключение: "То же верно и в отношении  архетипа"!
        Сам по себе "архетип" пуст и чисто формален, он есть не что иное, как  facultas preaformand, возможность  репрезентации, которая  задана априори.  Наследуется не сама  репрезентация, а только форма, и в этом отношении они  в точности  соответствуют  инстинктам, которые  также детерминированы лишь в отношении формы. Существование инстинктов  может быть доказано не больше, чем существование архетипов."
      И, при этом, архетип может получить название  и иметь ядро значения - но всегда только в принципе и никогда по  отношению к конкретным  проявлениям.
      Юнг  использует понятие "индивидуация".  Индивидуация - термин придуманный им -  по Юнгу вполне реальная возможность.  Становления ничто в нечто... В идале это путь  развития  личности , процесс интеграции сознательного и бессознательного ведущий к обретению человеком  целостности, автономии, самопознания и индефикации - самости на уровне осознания этого! Этот процесс Юнг назвал "индивидуацией".
       То, что есть  изначально человек  с его представлениями  о себе  - это всего лишь так называемая  маска и,  или "персона" (латинский вариант понятия  "маска"), которая есть не тне нечто действительное, а  а просто компромисс между индивидом и обществом в вопросе о том , чем является личность. "маска" или "персона" возникают у человека  от внутренних установок  и доминантных  психических  функций , неосознаваемых побуждений , психологического опыта, чувств и мыслей  бессознательного...
      Ну и какие архетипы придумал Юнг. 
      Четыре ступени индивидулизации.
      Тень. Персона. Граница.  Ассимиляция и  осознание  вытесненных сторон  личности , развитие недифференцированных функций...
      Стадия Анимы и  Анимуса - осознание мужского и женского в себе. Форма манифестации себя. Как личности генетической.
      Стадия значения себя в мире.
      Стадия осознания значимости себя здесь и сейчас. Самость.
      Ну и потом по "мелочам"  - старый мудрец,  божественный ребёнок,   великая мать,  отец,  двойное рождение,  трансформация,  жертвоприношение, герой и пр.      
 
      "Кто Я?" http://proza.ru/2020/04/11/997
      "Я - это нечто, то что..." http://proza.ru/2019/07/27/1537
      "Я - это то что..." http://proza.ru/2019/07/27/1537
      "О душе. История цивилизации 3."  http://proza.ru/2019/01/24/1363   
      "О душе. Часть 2." http://www.proza.ru/2015/09/13/708
      "О душе. Часть 1." http://www.proza.ru/2015/01/26/2385
      "Пролегомены о душе" http://www.proza.ru/2015/03/05/146
      "Страна дураков - идеал постиндустриальных обществ" http://www.proza.ru/2016/11/27/1795
      "Триадность устройства нашего мира. Факт!" http://proza.ru/2019/05/02/1219